Инструменты и материалы, необходимые для изготовления аппликации
материал

Основные инструменты и материалы для занятий аппликацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструменты и материалы, необходимые для изготовления

аппликации

Основной материал для аппликации — бумага. Детей нужно научить видеть в бумаге различные образы. Например, можно разложить кусочки бумаги перед ребёнком и показать ему как можно её разорвать на полоски или кусочки. Он может рвать её, сминать, надрезать. Это даст ребенку самостоятельный опыт, который ему понадобится на занятиях по аппликации. Для аппликации хорош и такой материал как фетр.

Ножницы. Нужно брать ножницы безопасные для детей, то есть с зачехленными лезвиями и не остроконечными концами.

Карандаши и фломастеры. Они нужны для нанесения мелких рисунков.

Клей.

В аппликации есть несколько этапов работы, каждый из которых выполняется поочередно. Перед вырезанием очень важно видеть мысленно, что получится в результате. Только после этого нужно браться за вырезание. Может даже придется сначала набросать контуры изображения. И вырезать нужно из куска бумаги, который подходит или по величине или по форме к тому образу, что вы задумали. И уже работая ножницами, дети должны представлять, что должно получиться. 

Наиболее интересной и доступной для детей является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

Специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти — флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.

На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.), ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага — мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому педагог подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

составлять изображение предмета из отдельных частей;

располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление аппликации из древесины (4 класс)

Тема: Изготовление аппликации из древесины(2часа)Цель урока:познакомить учащихся с поделочным материалом, с областью применения этого материала, научить выполнять аппликацию из древесины, воспитывать ...

Изготовление аппликации "Влюбленные вороны"

Цели: v       научить правильно вырезать по шаблону; v       развивать творческие способности, мышление,      воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику; v       воспитать чувство коллективиз...

Подборка. обзор материалов и инструментов для творчества и их изготовление

Пасты и гели для работы по стеклу Сравнение восковых составов: восковой лак, воск Stamperia, мастика. Автор - Алиса Лучинскаярецепты холодного фарфора Морилка своими руками:) Исс...

Конспект урока по предмету "Ручной труд" по теме "Изготовление аппликации из природного материала", 3 класс

Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала"...

Мастер-класс "Изготовление аппликации из соломки".

Солома всегда приносила пользу в хозяйстве человека. Образцы изделий, украшенные соломкой , датируются ХVIII веком. Их изредка можно встретить в музеях. Современные художники обратили внимание на этот...

Конспект открытого занятия по теме "Изготовление аппликации "Барашек" с использованием вторичного сырья"

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста. При изготовлении аппликациии используется вторичное сырьё (газеты). Занятие содержит элементы исследовательской работы....

Этапы изготовления аппликации "Пасхальный натюрморт"

Эти методические рекомендации помогут Вам выполнить аппликацию из ткани на одноразовой тарелочке. Она послужит хорошим подарков к празднику Пасхи....