Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мульстудия «КОТы»
рабочая программа

Башутская Мария Владимировна

Модифицированная программа технической направленности, расчитанная на детей 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koty_multfilmy.docx117.99 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Партизанского городского округа

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Партизанского городского округа

Принята на заседании

педагогического совета

от «____»____________2020 г.

Протокол №______________

Утверждаю:

Директор МБОО ДО ЦДТ ПГО
___________________________

«_______»______________2020 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Мульстудия «КОТы»

Программа рассчитана для детей 7-10 лет

Срок реализации программы: 2 года

Башутская Мария Владимировна

педагог дополнительного образования

г. Партизанск,

2020 г.

Пояснительная записка

На сегодняшний день перед педагогами всех образовательных учреждений стоит первостепенная задача – формирование всесторонне развитой гармоничной личности, а процесс компьютеризации требует формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников. На решение такого рода задач направлено медиаобразование – специальное педагогическое направление. Сегодня существует множество подходов к развитию творческих способностей и развитию медиакомпетентности учащихся. Одним из таких методов является мультипликация, или по-другому – анимация.

Мультипликация – это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это синтетический вид деятельности, который включает в себя художественное, игровое, педагогическое направление и не только.

Авторская детская мультипликация – это наиболее универсальный и целостный вид творчества, так естественно подходящий детскому возрасту. Выразительные средства мультипликации являются естественными стимуляторами творческой активности и раскрепощения мышления детей. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомых всем инструментов – компьютера, фотоаппарата, смартфона или планшета.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного обучения детей всех возрастных групп и разных категорий.

Занятия в студии мультипликации дадут возможность любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и даже монтажера. То есть, дети смогут познакомиться с разными видами творческой деятельности, получат много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации детей через сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения, раскрываются коммуникативные способности личности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Мультстудия «КОТы» является модифицированной, разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России.

Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству детей и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

Актуальность программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и родителей, как наиболее интересным видом творческой деятельности, связанным с новыми технологиями, конструированием и экранным искусством, и дающую, с наибольшей полнотой, возможность развития способностей и самореализации.

Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства и техники. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида учебной деятельности заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для детей. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребѐнка.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

В мультипликационной студии практически любой ребенок, в то числе и ОВЗ, может найти применение своим способностям, т.к. мультипликация предполагает различные виды деятельности, к которым относятся и работа с текстами (сочинение сценариев, адаптация сказок, стихотворений и т.д.), и художественное творчество (рисование, лепка, конструирование и моделирование), а также работа с техникой (съемка, монтаж).

В процессе обучения дети приобщаются к лучшим образцам российской и мировой мультипликации. На сегодняшний день в «копилке» мировой анимации (как российской, так и зарубежной) есть уникальные образцы, которые по праву стали классикой мирового искусства (фильмы Ю. Норштейна, Р. Качанова, Ф. Хитрука, У. Диснея, Х. Миядзаки и др.), но многие из них не востребованы в детской и юношеской аудитории.

Новизна программы

1. Включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с фото, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности.

2. Организация социально значимой практической деятельности (участие в социальных мероприятиях, конкурсах, фестивалях).

Все, созданные в рамках мульстудии «КОТы», мультфильмы становятся доступными для просмотра в семье, в том числе и на Ютуб-канале студии: https://www.youtube.com/channel/UCWMwK559Br6aeeIdIuFrusg?view_as=subscriber. Это способствует укреплению детско-родительских отношений и мотивирует учащихся на новую творческую работу.

Адресат программы

Программа «Мульстудия «КОТы» адресована обучающимся от 7 до 10 лет.

Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. 144 часа в год.

Форма занятий – очная, групповая, индивидуальная.

Формы обучения

Групповая, индивидуальная, занятие-игра, тренинг, практическое занятие, конкурс, беседа, викторина, экскурсия.

Особенности организации образовательного процесса

Наполняемость в группах составляет – 10-12 человек, количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом образовательной организации, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования.

Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие.

Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам.

По окончании обучения по программе учащиеся при желании могут продолжить занятия в Медиастудии «КОТы», в которой обучаются дети 11 лет и старше.

Режим занятий:

Занятия проводятся:

- для детей 9-10 лет – четыре часа в неделю (два занятия в неделю по два часа), продолжительность занятия 30-45 минут с охватом 144 часа в год.

- для детей 7-8 лет – два часа в неделю (одно занятие в неделю по два часа), продолжительность занятия 30-45 минут, с общим охватом 72 часа в год (при сохранении всех тем уменьшается количество часов на прохождении каждой из них).

Цель программы – развитие личности ребенка, его интеллектуальных и творческих способностей через освоение технологий создания мультфильмов.

Основные задачи программы:

Развивающие:

1. Развивать мотивацию активного участия в творческой деятельности;

2. Развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

3. Развивать умения планирования и оценки/ самооценки выполненной работы по предложенным критериям.

4. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

1. Формировать опыт взаимоотношений среди учащихся, готовности к взаимодействию и сотрудничеству.

2. Содействовать воспитанию нравственной, творческой личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте.

3. Формировать у детей установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.

4. Воспитывать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству.

Обучающие:

1. Познакомить с основными сведениями по истории, теории и практике мультипликации, а также с основными техниками и способами создания мультфильмов.

2. Научить разработке и изготовлению персонажей, фонов и декораций.

3. Сформировать технические навыки работы с оборудованием: установка освещения, съѐмка кадров, озвучивание, монтаж и сведение видео- и звукорядов.

Планируемые результаты освоения программы        

Предметные результаты

По завершению первого года обучения учащиеся будут

знать:

1. виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения); этапы создания мультфильма;

2. название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций;

3. название и назначение технического оборудования: видеокамера, штатив, монтажный стол, монтажная программа;

4. возможности применения различных видов изобразительного и декоративного творчества в анимации: рисунок, лепка, природный и другие материалы.

уметь:

1. изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, ткани, бумаги;

2. устанавливать штатив с видеокамерой, проводить съемку под наблюдением педагога;

3. применять различные виды изобразительного и декоративного творчества (рисунок, лепка, природный и другие материалы) для изготовления фонов, декораций;

4. делать простейшую раскадровку с помощью педагога;

5. использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, свет и тень;

6. подбирать фоновую музыку и звуковые эффекты соответственно сюжету мультфильма.

7. анимировать и озвучивать героев.

По завершению второго года обучения учащиеся будут

знать:

1. факты из истории возникновения и развития мультипликации.

2. профессии, необходимые для создания профессионального мультфильма: сценарист, режиссер, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор, монтажер.

3. технологии создания мультипликационных фильмов в техниках  перекладной, рисованной, пластилиновой анимации.

4. профессиональные анимационные термины: монтаж, хронометраж, озвучка, раскадровка, съёмка, план, кадр.

5.основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

6. отдельные произведения выдающихся мастеров мультипликационного искусства.

7. правила и подходы создания сценария, основные виды конфликта.

8. назначение и основные инструменты монтажной программы Movavi Video Editor.

уметь:

1. создавать сценарий к мультфильму с помощью педагога.

2. пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой).

3. делать простейшую раскадровку самостоятельно.

4. передавать движение фигуры человека и животных.

5. использовать средства художественной изобразительности: цвет, колорит, силуэт.

6. проводить покадровую съемку самостоятельно.

7. использовать средства художественной изобразительности в кадре: ритм, симметрия, асимметрия, контраст, движение, композиция.

8. составлять сценарий к мультипликационному фильму.

9 . монтировать мультфильм.

Метапредметные результаты

По окончании программы учащиеся овладеют следующими метапредметными умениями:

1. определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

2. понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

3.договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой и творческой деятельности;

4. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

5. презентовать свои проекты;

6. оценивать собственные работы и работы одногруппников по предложенным педагогом критериям.

Личностные результаты:

По завершению обучения по программе учащийся будет:

1. стремиться выражать свои чувства средствами искусства;

2. проявлять самостоятельность и ответственность, сопричастность общему делу;

3. работать в коллективе, уважительно относиться к труду других,

4. проявлять трудолюбие, выполнять сложную и трудоемкую работу, необходимую для получения творческого результата;

5. проявлять творческую активность, участвовать в групповых и индивидуальных проектах, в конкурсных мероприятиях.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  1. Помещения, необходимые для реализации программы:

1.1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы 10-12 человек (столы, стулья, маркерная доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов).

1.2. Компьютеры с выделенным каналом выхода в Интернет.

1.3. Демонстрационное оборудование (проектор, экран, звуковая аппаратура).

2. Оборудование, необходимое для реализации программы:

2.1. Мультстанок (специальный стол с несколькими ярусами стекол);

2.2. Компьютерные программы Movavi, Videopad;

2.3. Многофункциональное устройство черно-белое, цветное;

2.4. Цифровые фотоаппараты;

2.5. Штативы;

2.6. Осветительное оборудование (фонари, настольные лампы);

2.7. Флеш-карты;

2.8. Колонки.

2.9. Микрофоны (для записи голоса и озвучивания мультфильма).

3. Материалы для изготовления персонажей, фонов, декораций: пластилин, бумага разных видов и цветов, картон разных видов и цветов, клей, ткани разных цветов и фактуры, краски гуашевые, акварельные, акриловые, ручки, карандаши, маркеры, фломастеры, манная крупа, песок, бросовый материал, файлы, папки, салфетки и бумажные полотенца.

4. Инструменты для изготовления персонажей, фонов, декораций: стеки для пластилина, стекла размера А3, доски для лепки, ножницы, кисти натуральные и синтетические различных размеров, клейкая бумажная лента, скотч, тонкая проволока.

Дидактический материал

1. справочная литература

2. медиапрезентации

3. видеоуроки

4. подборка отечественных и зарубежных мультфильмов для просмотра в рамках программы.

5. схемы, памятки

6. карточки с заданиями

7. зрительские карты для обсуждения, самооценки или взаимооценки просмотренных мультфильмов с критериями.

Учебная литература для педагога:

1. Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации: Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./ П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с.

2. Арнольди, Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. / Э.И. Арнольди. - Л. : Искусство. Ленингр. отделение, 1968. - 211 с.

3. Больгерт, Н. Мультстудия «Пластилин»: лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками /Н. Больгерт, С.Г. Больгерт. - М. : Робинс, 2012. – 66с.

4. Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: Методическое пособие. / Д.В. Велинский. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. - 41 с.

5. Красный, Ю.Е. Мультфильм руками детей: Книга для учителя  / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. - М. : Просвещение, 1990. – 175 с.

6. Курчевский,  В.В.  Детское  мультипликационное  кино:  Вопросы  эстетического нравственного воспитания. / В.В. Курчевский. – М. : ВГИК, 1988. - 54c.

7. Норштейн, Ю. Б. Снег на траве. / Ю.Б. Норштейн; В 2-х т.  – М. : Красная площадь, 2012.– 624с.

8. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Джанни Родари. Пер. с итал. Ю.А.Добровольской. - М. : Прогресс, 1978. – 240 с.

9. Сазонов, А. П. Персонаж рисованного фильма. /А.П. Сазонов; Научн. исслед. каб. из.-декорационного оформления фильма. – М. : Всесоюзный гос. Институт кинематографии, 2004. - 29 с.

10. Тихонова, Е. Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. / Е.Р. Тихонова. - Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. - 59 с.

Учебная литература для учащихся

1. Баженова, Л.М. Наш друг экран: Пособие для учащихся. / Л.М. Баженова; Вып. 1 (для учащихся 1-2 классов).-  М. : Пассим, 1995. - 80 с.

2. Баженова, Л.М. Наш друг экран: Пособие для учащихся. / Л.М.Баженова; Вып. 2 (для учащихся 3-4 классов) - М. : Пассим, 1995. - 80 с.

3. Запаренко, В.С. Как рисовать мультики. / В.С. Запаренко – СПб. : Фордевинд, 2011. – 128 с.

4. Иткин, В.В. Карманная книга мультжюриста: Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. / В.В. Иткин. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2006. – 21с.

5. Каранович, А. Г. Мои друзья - куклы. / А.Г. Каранович – М. : Искусство, 2001. - 175 с.

Электронные образовательные ресурсы

1.        Кратко о процессе создания рисованного мультфильма http://www.diary.ru 

2.        Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru 

3.        Правила работы с фотоаппаратом и штативом http://www.profotovideo.ru 

4.        Что такое сценарий http://www.kinotime.ru 

5.        Раскадровка http://www.kinocafe.ru/   

6.        Как делают мультфильмы – технология http://ulin.ru/whatshow.htm 

7.        Мультипликационный Альбом http://myltyashki.com/multiphoto.html 

8.        http://esivokon.narod.ru/glava01.html  - авторский проект Е. Сивоконь «Если вы любите мультипликацию»

Психолого-педагогический мониторинг результатов обучения по программе

Подведение итогов реализации программы

В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится:

- входная аттестация (для обучающихся первого года обучения);

- промежуточная аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по окончании первого полугодия);

- итоговая аттестация по окончании каждого года обучения в форме презентации творческих проектов.

Результаты        педагогического        мониторинга образовательных результатов группы заносятся педагогом в «Лист результатов диагностики группы» (см. в приложении).

По результатам освоения программы лучшие и самые активные учащиеся награждаются грамотами, благодарственными письмами.

Сведения о проведении и результатах аттестаций фиксируются в протоколах и сдаются администрации Центра детского творчества.

Формы контроля

- проведение творческих отчетов студии в форме праздников с премьерным показом мультфильмов;

- проведение выставки персонажей авторских детских мультфильмов и кадров из них;

- участие детей конкурсах и фестивалях по анимации различного уровня;

- творческое тестирование в игровой форме,

- рисование фантазийных коллективных и индивидуальных рисунков,

- презентации мультфильмов,

- мастер-классы с участием детей,

- участие в концертах, праздниках.

Таблица 1. Освоение теоретических знаний и практических умений, предусмотренных программой

Оцениваемы

е параметры

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого параметра

(критерии оценки)

Периодичность

измерений

Возможные

диагностические

процедуры

Теоретическ

ие знания,

предусмотре

нные

программой

Соответствие

теоретических

знаний

программным

требованиям

(ожидаемым

результатам),

осмысленность

и правильность

использования

специальной

терминологии

1 уровень (минимальный) –

ребенок овладел менее чем ½

объема знаний,

предусмотренных программой,

избегает употреблять

специальные термины;

2 уровень (средний) – объем

усвоенных знаний составляет

более ½, употребляя

специальную терминологию,

ребенок допускает ошибки;

3 уровень (максимальный) –

ребенок освоил практически весь

объем знаний, предусмотренных

программой за конкретный

период, термины употребляются

осознанно и правильно

Вводный

(первичный)

контроль

на первых

занятиях с

целью

выявления

стартового

уровня развития

детей

Анкета-тест

 «Что я знаю о

мультфильмах» (1-й г.о.).

Промежуточная

диагностика (по

итогам первого

полугодия)

Анкета-тест

«Мультфильмы:

кто и как их

делает» (2-й г.о.).

Анкета-тест «Я и

мультфильмы» (3-

й г.о.)

Итоговый

контроль

проводится по

завершению

каждого года

обучения

Рефлексивный

лист  для  итоговой

диагностики

«Чему  я  научился

за год»

Практическ

ие умения,

предусмотре

нные

программой

Соответствие

практических

умений

программным

требованиям

(ожидаемым

результатам)

владение

специальным

оборудованием

и оснащением

1 уровень (минимальный) –

ребенок овладел менее чем ½

предусмотренных умений,

испытывает серьезные

затруднения при работе с

оборудованием;

2 уровень (средний) – объем

усвоенных умений составляет

более, чем ½, работает с

оборудованием с помощью

педагога;

3 уровень (максимальный) –

ребенок овладел практически

всеми умениями по программе,

работает с оборудованием

самостоятельно, не испытывает

особых затруднений

Вводный

контроль

Диагностическое

упражнение

Промежуточная

диагностика (по

итогам первого

полугодия)

Анкета-тест  «Мои

успехи»

Итоговый

контроль

проводится по

завершению

каждого года

обучения

Презентация

Проектов.

Анализ творческих

Продуктов.

Таблица 2. Освоение метапредметных учебных действий, предусмотренных программой

Оцениваемые

параметры

Степень выраженности оцениваемого

параметра

(критерии оценки)

Периодичность

измерений

Возможные

диагностические

процедуры

Соответствие

метапредметных

умений

программным

требованиям

0 уровень (недопустимый) – ребенок совершенно не владеет данным действием (у него нет умений выполнять это действие);

1 уровень (минимальный) – ребенок испытывает серьезные затруднения при выполнении данного действия, умеет его совершить лишь при непосредственной и достаточной помощи педагога;

2 уровень (средний) – умеет действовать самостоятельно, но лишь подражая действиям педагога или сверстников;

3 уровень (выше среднего) – умеет достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

4 уровень (максимальный) –автоматизированное, безошибочное выполнение действия

Входная

диагностика

(сентябрь)

Итоговая

диагностика

(по завершению программы)

Наблюдение на занятиях, массовых

Мероприятиях.

Анализ результатов

учебных проектов

Таблица 3. Личностное развитие учащихся

Оцениваемые

параметры

Степень выраженности оцениваемого

Параметра (критерии оценки)

Периодичность

измерений, фиксации результатов

Диагностические процедуры, методики

Творческие навыки:

креативность  в выполнении

заданий (уровень творчества при работе над мультфильмам и)

1 уровень (начальный, элементарный уровень развития креативности) – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога;

2 уровень (репродуктивный уровень) – в основном выполняет задания на основе образца, по аналогии;

3 уровень (творческий уровень) – выполняет творческие практические задания (с большой выраженностью творчества)

1 раз в год

Наблюдения на занятиях.

Анализ готовых работ

Творческая активность, участие в учебных проектах

0 уровень (недопустимый): ребенок пассивен, безынициативен, не демонстрирует потребности в данной деятельности;

1 уровень (минимальный): участник одного

группового проекта;

2 уровень (средний): имеет устойчивый

интерес к творческой деятельности,

участник двух-трех групповых проектов;

3 уровень (максимальный): проявляет ярко

выраженный интерес к творческой деятельности; автор одного индивидуального проекта и участник групповых проектов

Один раз в год

по завершению

учебного курса

Анализ результатов

участия в

проектной

деятельности

Мотивы посещения занятий

1-й уровень минимальный – присутствуют только прагматические мотивы;

2-й уровень средний – сформированы коллективистские мотивы;

3-й уровень максимальный – сформированы личностные мотивы

Входная - в

конце 1-го г.о.

Итоговая – в

конце 2-го г.о.

Методика

исследования

мотивов посещения

занятий в

коллективе (автор

Л.В.Байбородова)

Устойчивость

интереса к занятиям

1-й уровень минимальный – интерес к занятиям отсутствует, нет стремления к совершенствованию в выбранной сфере

деятельности, много беспричинных

пропусков;

2-й уровень средний – стремится к выполнению заданий педагога, к достижению результата в обучении, инициативен, беспричинных пропусков не более 10%;

3-й уровень максимальный - стремится к достижению наилучшего результата, склонен к самоанализу, генерирует идеи, практически нет беспричинных пропусков

Ежегодно в мае

Анализ журналов

(сохранность

контингента,

наличие

беспричинных

пропусков).

Собеседование с

родителями и

обучающимися

Трудолюбие

1 уровень (минимальный)- любая работа вызывает отвращение, приступает к порученному делу только после долгих понуканий со стороны взрослого;

2 уровень (средний)- выполняет только ту работу, которая нравится, необходимость дополнительной работы вызывает отрицательные эмоции;

3 уровень (максимальный) – трудолюбив. Сам берется даже за «грязную» работу, получает удовольствие от сложной, трудоемкой работы

2 раза за период

обучения:

входная диагностика (1-й год обучения,

октябрь),

итоговая (2-й год обучения, май)

Наблюдение на

занятиях

Таблица 4. Критерии оценки творческого продукта проектной деятельности (мультфильма)

Наименование показателя

Максимальное число

баллов

1.

Оригинальность названия мультфильма

3

2.

Соответствие содержания названию

3

3.

Эмоциональный эффект от просмотра мультфильма

5

4.

Использование оригинальных спецэффектов

3

5.

Дизайн (цветовая гамма, стиль, шрифт,   качество

графических объектов)

3

6.

Законченность темы

3

Итого:

20

Таблица 5. Оценочная шкала

Количество баллов

Оценка мультфильма

16-20

Проектной группе удалось создать замечательный мультфильм, который может претендовать на участие в конкурсах и фестивалях

10-15

Мультфильм очень хороший, но проектной группе есть что исправить

5 - 9

Мультфильм есть, но проектной группе не удалось договориться о концепции мультфильма или способах его создания

0 - 4

  А был ли мультфильм?


Учебный план

1 год обучения

№ Наименование раздела, темы занятий

Количество часов

Форма аттестации

/контроля/

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение в мультипликацию

10

5

5

Викторина

Тема 1.1. Вводное занятие

2

1

1

Анкета-тест

Тема 1.2. Общие сведения об истории анимации

2

1

1

Опрос

Тема 1.3. Виды анимации

2

1

1

Викторина

Тема 1.4. Наши помощники

2

1

1

Наблюдение

Тема 1.5. Профессии в анимации

2

1

1

Загадки

Раздел 2. Изобразительные средства мультипликации

60

16

44

Выставка рисунков и поделок

Тема 2.1. Живая линия (графика)

14

4

10

Самостоятельная работа

Тема 2.2. Разноцветные кляксы (живопись)

14

4

10

Самостоятельная работа

Тема 2.3. Объемные фигуры (пластилин)

20

6

14

Самостоятельная работа

Тема 2.4. Анимация с использованием сыпучих материалов

12

2

10

Анимацион-ный этюд

Раздел 3. Предсъёмочный этап

30

9

21

Анкета

Тема 3.1. Сценарий мультфильма

2

1

1

Самостоятельная работа

Тема 3.2.Тайминг

2

1

1

Тест

Тема 3.3. Как герои двигаются?

2

1

1

Самостоятельная работа

Тема 3.4. Запись звука (черновой вариант)

2

1

1

Прослушивание

Тема 3.5. Раскадровка сценария

4

1

3

Наблюдение

Тема 3.6. Фоны

6

1

5

Самостоятельная работа

Тема 3.7. Персонажи и объекты

8

2

6

Самостоятельная работа

Тема 3.8. Титры

4

1

3

Самостоятельная работа

Раздел 4. Процесс съёмки

22

6

16

Устная оценка

Тема 4.1. Снимаем мультфильм!

2

1

1

Опрос

Тема 4.2. Композиция и анимация 1 сцены

4

1

3

Наблюдение

Тема 4.3. Композиция и анимация 2 сцены

4

1

3

Наблюдение

Тема 4.4. Композиция и анимация 3 сцены

4

1

3

Наблюдение

Тема 4.5. Композиция и анимация 4 сцены

4

1

3

Наблюдение

Тема 4.6. Композиция и анимация 5 сцены

4

1

3

Наблюдение

Раздел 5. Завершающий этап создания мультфильма

22

10

12

Защита проекта

Тема 5.1. Озвучивание

4

2

2

Прослушива-ние

Тема 5.2. Музыка и звуки

4

2

2

Самостоятель-ная работа

Тема 5.3.Что такое монтаж мультфильма?

4

3

1

Опрос  

Тема 5.4. Подготовка к Празднику «День рождения мультика»

4

2

2

Наблюдение

Тема 5.5. Праздник «День рождения мультика»

2

-

2

Викторина

Тема 5.6. Участие в мероприятии ЦДТ

2

-

2

Наблюдение

Тема 5.7. Заключительное занятие

2

1

1

Анкета

Итого часов

144

46

98

Содержание учебного плана

1 год обучения

Раздел 1. Введение в мультипликацию

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория. Техника безопасности на занятиях и переменах, техника безопасности при работе с оборудованием и материалами. Входная диагностика.

Практика. Знакомство с детьми. Инструктаж по правилам поведения на занятиях. Экскурсия детей по учреждению, знакомство с аудиториями, другими объединениями. Просмотр мультфильмов, созданных учащимися ранее. Планирование работы на учебный год. Входная анкета-тест «Что я знаю о мультфильмах».

Тема 1.2. Общие сведения об истории анимации.

Теория. Знакомство детей с историей движущегося изображения в искусстве. Первые анимационные опыты в Европе ХIХ века. Развитие анимации в России. Чем отличается мультипликация от анимации.

Практика. Просмотр первых мультфильмов, обсуждение увиденного. Изготовление тауматропа.

Тема 1.3. Виды анимации.

Теория. Какая бывает анимация? Что такое перекладная анимация?

Практика. Показ детских мультфильмов, созданных по разным технологиям. 

Тема 1.4. Наши помощники

Теория. Обзор оборудования и материалов, необходимых для создания  мультипликации. Презентация.

Практика. Знакомство с оборудованием и программами анимации. Выбор материала для анимации.

Тема 1.5. Профессии в анимации

Теория. Общее знакомство с профессиями: сценарист, режиссер, художник, аниматор, звукооператор, монтажер.

Практика. Распределение ролей между детьми, которые будут работать над проектом (тестирование в игровой форме).

Раздел 2. Изобразительные средства мультипликации

Тема 2.1. Живая линия (графика).

Теория. Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п. Виды линий в природе и технике. Линии и точки в пространстве танца.

Практика. Этюд-упражнение из основ сцено-движения «нарисуй своим телом в воздухе линию». Просмотр: мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из интернета. Создание коллективных мультфильмов про нарисованного человечка, в стиле «театра теней», разноцветными маркерами.

Тема 2.2. Разноцветные кляксы (живопись)

Теория. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка. Понятие «заливки» контура однородным цветом, используемое в компьютерной анимации.

Практика. Просмотр собственных мультфильмов и анализ роли цвета в изобразительной силе воздействия мультфильма. Учимся смешивать цвета и дорисовывать цветовым пятнам детали, превращающие их в персонажей. Анимирование пятна краски на стеклянной поверхности мультипликационного стола. Коллективная работа – изготовление из разводов красок и анимация «морских волн» на стекле мультипликационного стола. Закрашивание детьми контуров любимых мультипликационных героев «вручную» с использование компьютерной палитры.

Тема 2.3. Объемные фигуры (пластилин).

Теория. Знакомство с кукольной и пластилиновой анимацией Союзмультфильма. Кто прячется в комке глины?

Практика. Просмотр отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского. Работа в парах: один придумывает персонажа, а другой вылепливает его из куска бесцветной массы для лепки. Съемка этапов превращения бесформенного куска в персонажа и обратно. Способы работы с цветным пластилином: «намазывание» тонким слоем на бумагу, заготовленный силуэт или на вылепленную из бесцветной массы объемную фигуру; использование проволоки, веточки и другой подручный материал для вживления в пластилин и придания ему формы; смешивание цвета. Съемка.

Тема 2.4. Анимация с использованием сыпучих материалов.

Теория. Правила рисования различных персонажей с помощью сыпучих материалов. Правила работы с планшетом для рисования песком. Знакомство с авторами мультиков в данной технике.

Практика. Групповая работа. Знакомство с авторами мультфильмов в данной технике. Выбор темы проекта. Создание сценария. Покадровая съемка действия. Обработка фото. Монтаж мультфильма.

Раздел 3. Предсъёмочный этап

Тема 3.1. Сценарий мультфильма

Теория. Методы поиска идеи для создания мультфильма, предложение тем, наводящих вопросов.

Практика. Выбор песни или небольшого литературного произведения для экранизации. Обсуждение технического процесса создания мультфильма с группой детей, которая будет работать над мультфильмом. Запись на бумажный носитель.

Тема 3.2.Тайминг

Теория. Изучение понятия тайминг. Учимся замечать время.

Практика. Показ мультфильмов, прослушивание музыки, речи, шума… 

Тема 3.3. Как герои двигаются?

Теория. Характерные особенности главных персонажей, пластика, движения, мимика.

Практика. Изготовление подвижных фигурок из картона. Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предложение идей по анимации мимики героев мультфильма.

Тема 3.4. Запись звука (черновой вариант)

Теория. Как можно сделать запись звука. Оборудование и основные правила, которые необходимо соблюдать при записи звука.

Практика. Запись голосов детей по сценарию.

Тема 3.5. Раскадровка сценария

Теория. Понятия раскадровки. Для чего она необходима? Что такое эпизод, сцена?

Практика. Рисование черновой раскадровки по сценам, эпизодам.

Тема 3.6.Фоны.

Теория. Сколько и какие фоны необходимы для мультфильма?

Практика. Распределение и создание фонов детьми в подгруппах, парах.

Тема 3.7. Персонажи и объекты.

Теория. Что такое персонажи, объекты? Как создать плоскую марионетку.

Практика. Придумывание персонажей и объектов. Разработка эскизов. Создание персонажей и объектов.

Тема 3.8. Титры.

Теория. Вступительные титры. Финальные титры.

Практика. Создание титров (бумажных, пластилиновых).

Раздел 4. Процесс съёмки

Тема 4.1. Снимаем мультфильм!

Теория. Правила фотосъемки мультфильма.

Практика. Установка съемочного оборудования: штатив, камера. Установка освещения.

Тема 4.2. Композиция и анимация 1 сцены.

Теория. Обсуждение съемки мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой 1 сцены.

Практика. Съёмка1 сцены.

Тема 4.3. Композиция и анимация 2 сцены.

Теория. Обсуждение 2 сцены.

Практика. Съёмка 2 сцены

Тема 4.4. Композиция и анимация 3 сцены.

Теория. Обсуждение 3 сцены.

Практика. Съёмка 3 сцены

Тема 4.5. Композиция и анимация 4 сцены.

Теория. Обсуждение 4 сцены.

Практика. Съёмка 4 сцены

Тема 4.6. Композиция и анимация 5 сцены.

Теория. Обсуждение 5 сцены.

Практика. Съёмка 5 сцены

Раздел 5. Завершающий этап создания мультфильма

Тема 5.1. Озвучивание

Теория. Что такое «чистая» звукозапись? Чем она отличается от «черновой» звукозаписи?

Практика. Проведение кастинга среди желающих записать текст. «Начитывание» текста с отработкой эмоциональной окраски и расстановки логических акцентов при художественном чтении. Запись текста.

Тема 5.2. Музыка и звуки.

Теория. Фоновая музыка. Музыка титров. Шумы. Звуковыразительные приемы.

Практика. Подбор музыки и шумов в соответствии с сюжетом мультфильма.

Тема 5.3. Что такое монтаж мультфильма?

Теория. Знакомство с программой монтажа Movavi. С чего начинается каждый фильм? Для чего нужна «шапка» фильма?

Практика. Сведение монтажа сцен, титров, «шапки». Запись готового фильма. Монтаж проводится педагогом. Дети наблюдают за процессом.

Тема 5.4. Подготовка к Празднику «День рождения мультика» (уроки театрализации)

Теория. Подготовка сценария с участием персонажей авторского мультфильма. Подготовка выставки персонажей мультфильма.

Практика. Репетиции с детьми из разных групп, приготовление различных поделок, рисунков для выставки на празднике.

Тема 5.5. Праздник «День рождения мультика».

Практика. Торжественный премьерный показ. Концерт с участием детей в роли персонажей детских авторских мультфильмов.

Тема 5.6. Участие в мероприятии Центра

Практика. Выставка персонажей, фотовыставка, показ мультфильма.

Тема 5.7. Заключительное занятие

Теория. Подведение итогов всего учебного года. Просмотр лучших мультфильмов года.

Практика. Анкетирование-рефлексия «Чему я научился за год». Анализ творческих работ.


Календарно-тематический план (144 часа)

1 год обучения

 

Тема

Дата

Количество час.

Форма занятия

Форма контроля

Раздел 1. Введение в мультипликацию (10 часов)

1.1.

 Вводное занятие

2

Беседа

Анкета-тест

1.2.

Общие сведения об истории анимации

2

Презентация

Опрос

1.3.

 Виды анимации

2

Беседа

Викторина

1.4.

 Наши помощники

2

Беседа

Наблюдение

1.5.

 Профессии в анимации

2

Презентация

Загадки

Раздел 2. Изобразительные средства мультипликации  (60 часов)

2.1.

Живая линия (графика)

2

Беседа

Самостоятельная работа

2.1.1.

Разнообразие выразительных характеристик линии и точки.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.1.2.

Виды линий в природе и технике.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.1.3.

Линии и точки в пространстве танца.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.1.4.

 Нарисуй своим телом в воздухе линию

2

Игра

Наблюдение

2.1.5.

 Создание коллективных мультфильмов про нарисованного человечка в стиле «театра теней.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.1.6.

 Создание коллективных мультфильмов про нарисованного человечка разноцветными маркерами.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.2.

Разноцветные кляксы (живопись)

2

Беседа

Самостоятельная работа

2.2.1.

Цвет в природе.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.2.2.

Цвет и настроение.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.2.3.

Цвет и музыка.

2

Практическое занятие

Игра-викторина

2.2.4.

 Смешиваем, дорисовываем, снимаем.

2

Практическое занятие

Мини выставка

2.2.5.

Коллективная работа – «морские волны»

2

Практическое занятие

Анимацион-ный этюд

2.2.6.

 «Заливка» контура однородным цветом в компьютерной анимации.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.3.

Объемные фигуры (пластилин)

2

Беседа

Самостоятельная работа

 2.3.1.

 Кукольная и пластилиновая анимация Союзмультфильма

2

Презентация

Опрос

 2.3.2.

Пластилиновые мультфильмы Татарского

2

Беседа. презентация

Опрос

 2.3.3.

Кто прячется в комке глины?

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

 2.3.4.

Способы работы с цветным пластилином: «намазывание» тонким слоем на бумагу

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

 2.3.5.

Способы работы с цветным пластилином: «намазывание» тонким слоем на объемную фигуру.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

 2.3.6.

«Каркасы» для пластилиновых фигур.

2

Практическое занятие

Мини выставка

 2.3.7.

Смешивание цветов.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

 2.3.8.

Съемка плоских пластилиновых героев

2

Практическое занятие

Наблюдение

 2.3.9.

Съемка объемных пластилиновых героев

2

Практическое занятие

Наблюдение

2.4.

Анимация с использованием сыпучих материалов

2

Практическое занятие

Анимацион-ный этюд

2.4.1.

Знакомство с авторами мультиков в технике сыпучей анимации

2

Просмотр мультфильмов

Игра-викторина

2.4.2.

Правила рисования с помощью сыпучих материалов.

2

Практическое занятие

Наблюдение

2.4.3.

Выбор темы проекта и создание сценария

2

Практическое занятие

Опрос

2.4.4.

Покадровая съемка действия

2

Практическое занятие

Наблюдение

2.4.5.

Обработка фото

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Раздел 3. Предсъёмочный этап (30 часов)

3.1.

Сценарий мультфильма

2

Беседа

Самостоятельная работа

3.2.

Тайминг

2

Практическое занятие

Тест

3.3.

Как герои двигаются?

2

Тренинг

Самостоятельная работа

3.4.

Запись звука (черновой вариант)

2

Практическое занятие

Прослушивание

3.5.

Раскадровка сценария

2

Беседа

Наблюдение

3.5.1.

Что такое эпизод, сцена?

2

Практическое занятие

Викторина

3.6.

Фоны

2

Беседа

Самостоятельная работа

3.6.1.

Виды фонов

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

3.6.2.

Создание фонов

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

3.7.

Персонажи и объекты

2

Беседа

Самостоятельная работа

3.7.1.

Бумажная марионетка

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

3.7.2.

Разработка эскизов

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.7.3.

Создание персонажей и объектов

2

Творческая мастерская

Самостоятельная работа

3.8.

Титры

2

Беседа

Игра-викторина

3.8.1.

Создание титров

2

Творческая мастерская

Самостоятельная работа

Раздел 4. Процесс съёмки (22 часа)

4.1.

Снимаем мультфильм!

2

Практическое занятие

Опрос

4.2.

Композиция и анимация 1 сцены

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.2.1.

Съёмка 1 сцены.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.3.

 Композиция и анимация 2 сцены

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.3.1.

  Съёмка 2 сцены.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.4.

 Композиция и анимация 3 сцены

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.4.1.

 Съёмка 3 сцены.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.5.

Композиция и анимация 4 сцены

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.5.1.

Съёмка 4 сцены.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.6.

Композиция и анимация 5 сцены

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

4.6.1.

Съёмка 5 сцены.

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

Раздел 5. Завершающий этап создания мультфильма (22 часов)

5.1.

Озвучивание

2

Репетиция

Опрос

5.1.1.

Запись текста

2

Практическое занятие

Прослушивание

5.2.

Музыка и звуки

2

Беседа

Викторина

5.2.1.

Подбор музыки и шумов

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

5.3.

Что такое монтаж мультфильма?

2

Беседа

Опрос  

5.3.1.

Знакомство с программой монтажа Movavi

2

Практическое занятие

Опрос

5.4.

 Подготовка к Празднику «День рождения мультика»

2

Практическое занятие

Наблюдение

5.4.1.

Репетиция Праздника

2

Репетиция

5.5.

Праздник «День рождения мультика»

2

Праздник

Викторина

5.6.

Участие в мероприятии ЦДТ

2

Праздник, игра, конкурс  

Наблюдение

5.7.

Заключительное занятие

2

Игра-викторина

Анкета

Итого часов

144

Учебный план

2 год обучения

№ Наименование раздела, темы занятий

Количество часов

Форма аттестации

/контроля/

всего

теория

практика

Раздел 1. Мультфильм как вид искусства

38

13

25

Викторина

Тема 1.1. Вводное занятие

2

2

-

Анкета-тест

Тема 1.2. Мышление картинками. Комиксы.

8

2

6

Самостоятельная работа

Тема 1.3. Художник-мультипликатор как профессия

4

1

3

Анкета

Тема 1.4. Композиция. Понятие крупности плана. Смена плана

4

1

3

Тест

Тема 1.5. Сюжет и персонажи мультфильма

4

1

3

Опрос

Тема 1.6. Шедевры рисованной анимации. Создание

элементарной рисованной анимации

8

2

6

Анимационный этюд

Тема 1.7. Наследие отечественной мультипликации

4

2

2

Загадки

Тема 1.8. Наследие мировой мультипликации

4

2

2

Загадки

Раздел 2. Технологии создания мультфильма

34

11

23

Выставка рисунков и поделок

Тема 2.1. Основы построения сценария. Сюжет. Диалоги.

4

1

3

Наблюдение

Тема 2.2. Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные принципы использования фотоаппарата и компьютера

4

1

3

Наблюдение

Тема 2.3. Понятие мультфильма

4

1

3

Самостоятельная работа

Тема 2.4. Основные техники создания мультфильма

6

1

5

Самостоятельная работа

Тема 2.5. Принципы анимации.

12

6

6

Самостоятельная работа

Тема 2.6. Элементарные движения персонажа и способы их создания

4

1

3

Анимационный этюд

Раздел 3. Мультпроекты

72

9

63

Анкета

Тема 3.1. Проект «Музыкальный клип»

16

2

14

Самостоятельная работа

Тема 3.2. Проект «Анимационное поздравление с Новым годом» в технике рисованной анимации.

6

1

5

Самостоятельная работа

Тема 3.3. Экология в мультфильме. Мир вокруг нас. Общество и природа.

4

2

2

Игра-викторина

Тема 3.4. Экологический мультфильм

10

1

9

Самостоятельная работа

Тема 3.5. Проект «Мой мультфильм»

18

1

17

Самостоятельная работа

Тема 3.6. Анимационные фокусы

14

1

13

Самостоятельная работа

Тема 3.7. Участие в мероприятии ЦДТ

2

-

2

Наблюдение

Тема 3.8. Заключительное занятие

2

1

1

Анкета-тест

Итого часов

144

33

111

Содержание учебного плана

2 год обучения

Раздел 1. Введение в мультипликацию

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория. Повторение техники безопасности при работе с материалами и оборудованием, правила поведения на занятиях и переменах. Знакомство с календарем конкурсных мероприятий.

Практика. Инструктаж по правилам поведения на занятиях. Планирование работы мастерской на учебный год. Составление индивидуального плана проектной деятельности на год. Оформление проектной папки. Тест «Мультфильмы: кто и как их делает».

Тема 1.2. Мышление картинками. Комиксы.

Теория. Понятие комикса. Принцип мышления картинками. Связь комиксов и мультфильмов. Комиксы и мультфильмы «Marvel» и «DC». Основные правила построения комиксов.

Практика. Просмотр комиксов. Просмотр и сравнение отрывков из мультфильмов, снятых по известным комиксам. Создание комиксов на тему «Как я провел лето». Рисование комиксов, презентация и обсуждение созданных работ в группе.

Тема 1.3. Художник-мультипликатор как профессия.

Теория. Творческие задачи, которые решает художник-мультипликатор.

Практика. Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов».

Тема 1.4. Композиция. Понятие крупности плана. Смена плана.

Теория. Понятие композиции, крупности плана. Комбинирование планов. Крупность плана в фотографии, кино и мультфильме.

Практика. Дидактическая игра «Определи крупность плана». Отработка навыков создания разной крупности плана при съемке фотографий. Зарисовка персонажей при помощи планов разной крупности.

Тема 1.5. Сюжет и персонажи мультфильма.

Теория. Понятие сюжета в литературном произведении. Понятие конфликта. Виды конфликта. Каким должен быть персонаж мультфильма. Основные характеристики персонажа. Внешность персонажа, одежда. Понятие «эскиз».

Практика. Отработка навыков написания короткой истории. Составление характеристики любимого мультипликационного героя. Разработка эскиза персонажа.

Тема 1.6. Шедевры рисованной анимации. Создание элементарной рисованной анимации.

Теория. Основные принципы и сложности в создании рисованной анимации. «Ожившая живопись» мультипликатора Александра Петрова. Материалы и инструменты для создания рисованной анимации «маслом по стеклу».

Практика. Просмотр и обсуждение мультфильмов А. Петрова. Создание простейшей анимации на стекле. Съемка, монтаж и просмотр.

Тема 1.7. Наследие отечественной мультипликации.

Теория.  Первые  русские  мультфильмы.  Знакомство  с  технологией  первых  мультфильмов. Основные  вехи        развития  советской мультипликации. Самые  яркие  современные  русские мультипликационные проекты: «Смешарики», «Гора самоцветов»

Практика. Просмотр и обсуждение первых русских мультфильмов. Просмотр и обсуждение советских мультфильмов.

Тема 1.8. Наследие мировой мультипликации.

Теория. Наследие Уолта Диснея. Знакомство с основными вехами творческой жизни Уолта Диснея. Современное состояние студии «Дисней». Японская анимация. Знакомство с понятиями «анимэ» и «манга». Творчество Хаяо Миядзаки.

Практика. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов Уолта Диснея разных временных периодов. Просмотр отрывков мультфильмов Хаяо Миядзаки.

Раздел 2. Технологии создания мультфильма

Тема 2.1. Основы построения сценария. Сюжет. Диалоги.

Теория. Правила построения сюжета. Основные элементы сюжета мультфильма. Правила построения диалогов.

Практика. Упражнение «5 строчек». Упражнение «Диалоги».

Тема 2.2. Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные принципы использования фотоаппарата и компьютера.

Теория. Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер.

Практика. Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление из них слайд-шоу на компьютере в программе Movavi.

Тема 2.3. Понятие мультфильма.

Теория. Понятие мультфильма. История появления мультфильмов, первые мультфильмы.

Практика. Просмотр первых мультфильмов (реж. Старевич). Создание простейшего эффекта движения на бумаге. Создание флипбука.

Тема 2.4. Основные техники создания мультфильма.

Теория. Основные техники создания мультфильмов: пластилиновые мультфильмы, кукольные мультфильмы, песочная, рисованная анимация, техника перекладки.

Практика. Отработка основных приемов каждой техники.

Тема 2.5. Принципы анимации.

Теория. Разбор 12 принципов анимации по Диснею. Морфинг – плавная трансформация одного объекта в другой.

Практика. Упражнения по отработке каждого принципа анимации путем пластилинового морфинга.

Тема 2.6. Элементарные движения персонажа и способы их создания.

Практика. Отработка навыков создания элементарных движений персонажа: походка, движение рук, моргание, движение губ.

Раздел 3. Мультпроекты

Тема 3.1. Проект «Музыкальный клип».

Этап 1. Подготовительная работа.

Теория. Основные особенности музыкального клипа. Просмотр  мультипликационных  клипов.  

Практика. Выбор песни для производства клипа. Выбор техники (пластилиновый, песочный, перекладка).

Этап 2. Составление раскадровки.

Теория. Особенности видеоряда музыкальных клипов.

Практика. Составление раскадровки мультфильма с учетом текста выбранной песни.

Этап 3. Изготовление героев, декораций и фона.

Теория. Основные конструктивные элементы внешности персонажа (в зависимости от выбранной техники).

Практика. Составление списка персонажей, разработка эскизов, изготовление персонажей, декораций и фона.

Этап 4. Съемка мультфильма.

Практика. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой.

Тема 3.2. Проект «Анимационное поздравление с Новым годом» в технике рисованной анимации.

Тема 3.3. Экология в мультфильме. Мир вокруг нас. Общество и природа.

Теория. Знакомство с темой. Обсуждение экологической ситуации в городе.

Практика. Коллективная игра-викторина «что такое экология?» Просмотр лучших социальных и экологических анимационных роликов из интернета.

Тема 3.4. Экологический мультфильм. Этап 1. Подготовительный.

Практика. Формирование проектных групп. Выбор темы, разработка сюжета, героев мультфильма, написание диалогов. Выбор техники мультфильма. Определение, каких знаний и умений не хватает для создания мультфильма.

Этап 2. Поисково-аналитический.

Практика. Составление списка персонажей. Разработка эскизов персонажей, крупных декораций, элементов фона.

Этап 3. Практический.

Практика. Составление раскадровки с учетом эскизов и выбранной техники мультфильма. Изготовление героев, декораций, фона в соответствии с эскизами и раскадровкой. Съемка мультфильма в соответствии с раскадровкой. Запись голоса (при необходимости) и подбор музыкального оформления для мультфильма. Монтаж снятых кадров. Монтаж звука. Запись готового фильма.

Этап 4. Презентационный.

Практика. Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

Тема 3.5. Проект «Мой мультфильм».

Этап 1. Подготовительный.

Практика. Формирование проектных групп. Выбор темы, разработка сюжета, героев мультфильма, написание диалогов. Выбор техники мультфильма. Определение, каких знаний и умений не хватает для создания мультфильма.

Консультация. Технологии разработки сюжета без заданной темы.

Этап 2. Поисково-аналитический.

Практика. Составление списка персонажей. Разработка эскизов персонажей, крупных декораций, элементов фона.

Консультация. Пропорции персонажей. Соотношение персонажей и декораций, элементов фона.

Этап 3. Практический.

Практика. Составление раскадровки с учетом эскизов и выбранной техники мультфильма. Изготовление героев, декораций, фона в соответствии с эскизами и раскадровкой. Съемка мультфильма в соответствии с раскадровкой. Запись голоса (при необходимости) и подбор музыкального оформления для мультфильма. Монтаж снятых кадров. Монтаж звука. Запись готового фильма.

Консультации. Определение основных сюжетных точек. Особенности конструктивных элементов персонажей и декораций в зависимости от выбранной техники мультфильма. Способы создания устойчивости объектов. Соблюдение правил крупности плана, сменяемости планов. Соблюдение правил умеренности при звуковом оформлении мультфильма.

Этап 4. Презентационный.

Практика. Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

Консультация. Анализ качества выполнения проекта.

Тема 3.6. Анимационные фокусы

Теория. Как делаются анимационные фокусы? Знакомство с понятием «аттракцион» в экранных искусствах. Чем трюковые съемки и аттракционы в кино и на видео отличаются от анимационных.

Практика. Просмотр рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие мультипликационные аттракционы. Съемка на натуре детей в роли моделей для элементарных анимационных фокусов. Максимально общий план съемки. Дети «летают», «ходят», не отрывая ног от земли, проходят сквозь стены и т.п. После двух практических занятий в кабинете просмотр и разбор смонтированного педагогом материала .

Съемка детей в роли моделей для более сложных анимационных фокусов – в помещении. Средний и крупный план съемки. «Изобретение» волшебной палочки: фокусы с предметами в руках, отдельными частями тела и т.п. После двух практических занятий в классе просмотр и обсуждение смонтированного педагогом материала.

Тема 3.7. Участие в мероприятии ЦДТ

Тема 3.8. Заключительное занятие

Практика. Презентация проектов, созданных в течение учебного года. Коллективное подведение итогов обучения по программе.

Итоговая диагностика. Анализ творческих работ. Анализ реализованных проектов. Рефлексивный лист «Чему я научился в студии».

Календарно-тематический план (144 часа)

2 год обучения

Тема

Дата

Количество час.

Форма занятия

Форма контроля

Раздел 1.  Мультфильм как вид искусства (38 часов)

1.1.

Вводное занятие

2

Беседа

Анкета-тест

1.2.

Мышление картинками. Комиксы.

2

Презентация

Викторина

1.2.1.

Понятие комикса. Принцип мышления картинками.

2

Беседа

Анкета-тест

1.2.2.

Связь комиксов и мультфильмов. Комиксы и мультфильмы «Marvel» и «DC». Просмотр мультфильмов по комиксам.

2

Игра-викторина

Анкета

1.2.3.

Основные правила построения комиксов.

Создание своего короткого комикса на свободную тему.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

1.3.

Художник-мультипликатор как профессия

2

Беседа

Тест

1.3.1.

Творческие задачи, которые решает художник-мультипликатор.

2

Презентация

Опрос

1.4.

Композиция. Понятие крупности плана. Смена плана

2

Беседа

Анимационный этюд

1.4.1.

Зарисовка персонажей при помощи планов разной крупности.

2

Практическое занятие

Загадки

1.5.

Сюжет и персонажи мультфильма

2

Презентация

Загадки

1.5.1.

Понятие конфликта. Виды конфликта

2

Игра

Анкета-тест

1.6.

Шедевры рисованной анимации. Создание элементарной рисованной анимации

2

Практическое занятие

Анимационный этюд

1.6.1.

Основные принципы и сложности в создании рисованной анимации.

2

Беседа

Самостоятельная работа

1.6.2.

Материалы и инструменты для создания

рисованной анимации «маслом по стеклу». Съемка простейшей анимации.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

1.6.3.

Монтаж снятого материала.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

1.7.

Наследие отечественной мультипликации.

2

Беседа

Опрос

1.7.1.

Основные вехи развития российской, советской и современной отечественной мультипликации.

2

Беседа

Анкета-тест

1.8.

Наследие мировой мультипликации.

2

Беседа

Опрос

1.8.1.

Зарубежная анимация. Самые яркие проекты.

2

Беседа

Анкета-тест

Раздел 2.  Технологии создания мультфильма (34 часа)

2.1.

Основы построения сценария. Диалоги. Упражнение «5 строчек».

2

Беседа

Наблюдение, опрос

2.1.1.

 Сюжет. Упражнение «Диалоги».

2

Тренинг

Самостоятельная работа

2.2

Материалы и инструменты для создания мультфильма.

2

Практическое занятие

Наблюдение

2.2.1.

Основные принципы использования фотоаппарата и компьютера

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

2.3

 Понятие мультфильма

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.3.1.

История появления мультфильмов,  первые  мультфильмы.

2

Беседа

Викторина

2.4.

Основные техники создания мультфильма

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.4.1.

Упражнение «Мультфильм в технике перекладки».        

2

Практическое занятие

Анимационный этюд

2.4.2.

Упражнение «Песочный мультфильм»

2

Практическое занятие

Анимационный этюд

2.5.

Принципы анимации.

 Сжатие и растяжение. Подготовка и упреждение.

2

Игра

Наблюдение

2.5.1.

  Принципы анимации. Сценичность.

  Компоновки.

2

Практическое занятие

Анимационный этюд

2.5.2.

Принципы анимации. Сквозное движение. Смягчение начала и завершения движения.

2

Практическое занятие

Анимационный этюд

2.5.3.

Принципы анимации. Дуги.  Дополнительное действие.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

2.5.4.

Принципы анимации. Расчет времени.  Преувеличение.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

2.5.5.

Принципы анимации. Профессиональный) рисунок.  Привлекательность.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

2.6.

Элементарные движения персонажа и способы их создания

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

2.6.1.

Отработка навыков создания элементарных движений персонажа

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Раздел 3.  Мультпроекты (72 часа)

3.1.

Проект «Музыкальный клип». Выбор песни и техники для производства клипа.

2

Беседа

Самостоятельная работа

3.1.1.

Составление раскадровки.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.1.2.

Изготовление персонажей, фона.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.1.3.

Съемка мультфильма по кадрам.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.1.4.

Съемка мультфильма по кадрам.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.1.5.

Монтаж снятых кадров.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.1.6.

Монтаж снятых кадров. Запись готового фильма.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.1.7.

Просмотр и обсуждение готового фильма.

Заполнение зрительских карт.

2

Беседа

Анкета-опрос

3.2.

Проект «Анимационное поздравление с Новым годом». Написание сценария.

Составление раскадровки

2

Практическое занятие

Тест

3.2.1.

Съемка мультфильма в соответствии с раскадровкой

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.2.2.

Монтаж снятых кадров. Монтаж звука

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.3.

Экология в мультфильме. Мир вокруг нас.

2

Игра

Викторина

3.3.1.

Общество и природа.

2

Тренинг

Опрос

3.4.

Экологический мультфильм.  Выбор темы, героев и техники мультфильма.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.4.1.

Разработка сюжета. Эскизы.

2

Практическое занятие

Наблюденпие

3.4.2.

Составление раскадровки.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.4.3.

Съемка мультфильма в соответствии с раскадровкой.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.4.4.

Монтаж снятых кадров в соответствии с

раскадровкой. Запись готового фильма.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.

Проект «Мой мультфильм». Выбор темы, героев и техники мультфильма.

2

Беседа

Опрос

3.5.1.

Разработка сюжета, написание диалогов

2

Практическое занятие

Наблюдение

3.5.2.

Составление списка персонажей. Разработка эскизов персонажей, фонов и декораций.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.3.

Составление раскадровки

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.4.

Изготовление героев, декораций, фона в

соответствии с эскизами и раскадровкой

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.5.

Съемка мультфильма в соответствии с раскадровкой.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.6.

Съемка мультфильма в соответствии с раскадровкой.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.7.

Монтаж снятых кадров

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.5.8.

Монтаж снятых кадров в соответствии с

раскадровкой. Запись готового фильма.

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.6.

Анимационные фокусы

2

Игра

Викторина

3.6.1.

Понятие «аттракцион» в экранных искусствах

2

Практическое занятие

Викторина

3.6.2.

Просмотр рекламных роликов и музыкальных клипов

2

Беседа

Опрос

3.6.3.

Съемка детей в кабинете

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.6.4.

Монтаж, просмотр и обсуждение

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.6.5.

Съемка детей в помещениях ЦДТ

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.6.6.

Монтаж, просмотр и обсуждение

2

Практическое занятие

Самостоятельная работа

3.7.

Участие в мероприятии ЦДТ

2

Беседа

Самостоятельная работа

3.8.

Заключительное занятие

2

Практическое занятие

Наблюдение, опрос

Итого часов

144

Список литературы использованной при составлении программы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ, 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа: http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya 
  3. Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации: Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./ П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с.
  4. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
  5. Красный, Ю. Е. Мультфильм руками детей : Кн. для учителя  / Ю. Е. Красный, Л. И.Курдюкова. - М. : Просвещение, 1990. - 175 с.
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный  ресурс] / Самарский  дворец  детского  и юношеского творчества. – Режим доступа: pioner-samara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.
  1. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pioner-samara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost .
  2. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29 марта 2016 года [Электронный ресурс] / Департамент образования города Москвы. Документы – Режим доступа: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/3978733/
  3. Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf
  4. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoe-obespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.
  2. Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.
  3. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога: Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.
  4. Селевко,  Г.К.  Современные  образовательные  технологии:  учебное  пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»

Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Диапазон» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Диапазон» предназначена для гармоничного формирования у детей научно-технического мировоззрения через занятия любительской радиосвязью на коротких...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»

образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Моделист"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделист". Пояснительная записка, КТП....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...