Программа «Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология»
статья

Утяшева Светлана Равиловна

«Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» (МДОУ Детский сад «Мечта» п.Пангоды и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Принята на заседании

педагогического совета,

протокол №11

от «30» _августа_ 20_19_г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Тимяшева Е.Р.

Приказ №_176_ от «30» _августа_ 20_19_г.

Программа

«Сотрудничество «Детский сад-школа»:

просветительская программа «Я, ты и экология»

(МДОУ детский сад «Мечта» п. Пангоды и

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»)

Выполнил: Дернов Вадим Евгеньевич,

ученик 11а класса

Руководитель:

Щербакова Валентина Владимировна,

Утяшева Светлана Равиловна

педагоги - организаторы

п. Пангоды, 2019


Содержание

Введение                                                                                         3

Цели, задачи и актуальность программы                                                6

Этапы работы над программой                                                        8

Календарно-тематический план мероприятий                                        10

Методы экологического воспитания дошкольников                                13

Охрана труда                                                                                15

Планируемые результаты                                                                16

Перспективы программы                                                                17

Заключение                                                                                18


Введение

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения», говорил К. Паустовский.

Проблема взаимосвязей человека с природой не нова. Однако на данное время, экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и принимает все большие масштабы. Нашу планету могут спасти только действия человека, которые происходят на основе глубокого понимания законов, явлений природы, осознание того, что человек является лишь частью окружающего мира. Это значит, что эта проблема встает не только как проблема сохранения Земли от загрязнения и других негативных явлений, а также и от деятельности человека. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного влияния человека на природу в сознательном, целенаправленном, планомерном взаимодействии с ней.

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии.

Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение её красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание обучающихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с обучающимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Также в системе современного образования необходимо налаживать и укреплять взаимодействие младших и старших подростков – воспитанников детских садов и обучающихся школ.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но происходит это только при одном условии: если старшие подростки сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

На основе приобретённых детьми знаний, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Экологическое воспитание дошкольников— это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в младшем возрасте закладываются основы мироощущения. С другой стороны, познание ребёнком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Именно поэтому  обмен опытом между обучающимися школы и дошкольников полезен для всех. Младшие подростки получают информацию от учеников школ, в ходе выполнения заданий ребята адаптируются к темпам работы в школе, говоря «на одном языке» ученики могут донести для младших ребят необходимость и значимость бережного отношения к природе. А школьники получают возможность повышать навыки комуникабельности и умения формилировать свои мысли при общении с младшими подростками.


Цели, задачи и актуальность программы

Тема программы: «Сотрудничество «Детский сад-школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» (детский сад «Мечта» п. Пангоды и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»)

Тип программы: социальный.

Срок реализации программы:

2019/2020 учебный год.

Проблема: обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием через совместную образовательную деятельность.

Актуальность: данныая программа носит теоритическую и практическую новизну в поселке Пангоды, так как данная тема раньше никем не затрагивалась. Программа направлена на повышение уровня коммуникабельности школьников, взаимодействия с воспитанниками детского сада. Приобщать детей к ценностям природы и экологического состояния. Создание условий для разнообразной деятельности (учебно-познавательной, игровой). Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

Цель: освоение новых форм педагогического сотрудничества для реализации задач преемственности между школой и детским садом через реализацию просветительской программы «Я, ты и экология» в детском саду обучающимися школы, укрепления взаимодействия младших и старших подростков и формирование у детей дошкольного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы.

Задачи:

Образовательные:

- формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- расширить знания о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

- формировать знания о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Воспитательные:

- привлекать внимание к окружающим природным объектам, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитывать желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

- развивать систему умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- формировать навыки рационального природоиспользования;

- прививать обучающимися школы воспитанникам детского сада любовь и уважение к природе, чувство ответственности за окружающий их живой мир.

Методы:

- теоретические (сбор и анализ информации, моделирование, знакомство с природоведческой литературой);

- практические (проведение экскурсии; наблюдения, опыты, исследования, игры, художественно-эстетическая практика).

Продукт:

план проведения занятий.


Этапы работы над программой

  1. Подготовительный и организационный этапы:
  •  анализ проблемы преемственности «Детский сад-школа»;
  •  выявление темы, равно актуальной в сообществе воспитанников и обучающихся;
  •  анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;
  •  составление плана мероприятий для детей, направленных на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  •  разработка необходимого дидактического материала для реализации программы;
  •  составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию дошкольников;
  •  подведение итогов I этапа программы.

  1. Основной этап:
  •  реализация программы в процессе проведения регулярных занятий с дошкольниками;
  •  проведение воспитательных часов, викторин, конкурсов, игр на экологическую тематику;
  •  экскурсии в парк имени Ремезова п. Пангоды;
  •  приобщение воспитанников к активной деятельности по охране природы (сбор мусора; изготовление кормушек для птиц; кормление птиц, ухаживание за живым уголком; озеленение группы, оформление клумб);
  •  сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

III Обобщающий этап:

  •  анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта;
  •  организация работы с обучающимися по подготовке презентаций проектов;
  •  оформление результатов;
  •  перспективное планирование новых форм взаимодействия, представление результатов.

IV Заключительный этап:

  •  мини-выставка детской деятельности (изготовление поделок из природного материала), конкурс рисунков, выпуск стенгазет;
  •  создания буклета «Берегите природу!»;
  •  подведение итогов;
  •  презентация.

V Информационно-просветительский этап:

- распространение через СМИ и сайт школы информации о деятельности обучающихся в детском саду по реализации программы.


Календарно-тематический план мероприятий

Для достижения поставленной цели на протяжении 2019-2020 учебного года реализовывается программа «Сотрудничество «Детский сад-школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» для детей дошкольного возраста.

Обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» с детьми детского сада «Мечта» п. Пангоды планируют провести мероприятия по составленному плану (таблица 1).

Все мероприятия логично продуманы, имеют взаимосвязь и направлены на систематизацию, уточнение и расширение знаний и умений детей, их развитие и воспитание экологической сознательности.

Таблица 1 – План мероприятий.

№ п/п

Период проведения

Мероприятие

Ответственные

Результат/

деятельность

1

Октябрь

Ознакомление с миром природы ЯНАО.

Что такое минералы?

Щербакова В.В., Дернов В.

Дошкольники познакомятся с миром природы: животные, растения ЯНАО

Воспитанники научаться называть породы и оценивать их свойства

2

Ноябрь

Жизнь в капле воды.

Утяшева С.Р., Дернов В.

Изучение деятельности живых микроорганизмов в различных питательных средах

3

Что можно измерить?

Щербакова В.В., Дернов В.

Проверка навыков и умений воспитанников использовать различные измерительные приборы

4

Декабрь

Транспорт находится везде: на воздухе, суше и воде

Утяшева С.Р., Дернов В.

Знакомство с видами транспорта и их влияние на экологию

5

Что любит магнит?

Щербакова В.В., Дернов В.

Изучение свойств магнитного поля

6

Январь

Эко-игра «Нужный контейнер»,

«Заботься об экологии – не мусори».

Утяшева С.Р., Дернов В.

Повторение и закрепление навыков раздельной сортировки отходов

7

Февраль

Кто такие насекомые?

Щербакова В.В,

Дернов В.

Изучение класса «Насекомые». Их классификация и признаки

8

Познавательные беседы с просмотром и обсуждением видеоматериала:

  1. «Как вести себя в природе».
  2.  «Экология нашего края».

Утяшева С.Р., Дернов В.Е.

1.Активное участие, показать сои знания и умения вести себя в природе. 2.Самостоятельно подготовить сообщение по экологической теме и высказывать свою точку зрения, знать экологические проблемы своего края.

9

Март

Расти, росток

Щербакова В.В,

Дернов В.

Практически ориентированное занятие по выращиванию растения в комнатных условиях/ на улице

10

Апрель

Что у нас внутри?

Утяшева С.Р., Дернов В.Е.

11

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь»

Щербакова В.В, Дернов В.

Предоставление творческих работ

12

Май

Конкурс рисунков и поделок (животные, птицы и растения из Красной книги).

Утяшева С.Р., Дернов В.

Представление творческих работ

13

Создание буклета «Берегите природу!»

Щербакова В.В,

Дернов В.

Подбор информации, составление памятки «Берегите природу»


Методы экологического воспитания дошкольников

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников, обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды» отдают предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным методам.

Наблюдение.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого, периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Вожатые отряда «Радуга» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды» должны направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра.

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать её таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

Обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды» практикуют сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри), но и познать свойства этих природных материалов.

Проектная деятельность.

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом даёт ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.

Создание экологической среды.

Вожатые отряда «Радуга» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды» и руководители программы выделяют, что важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание воспитателями в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нём необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Перед вожатыми отряда «Радуга» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды» решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно её замечать и ценить.


Охрана труда

Запрещается привлечение воспитанников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для определенной возрастной группы детей.

Требования безопасности во время работы:

1. Выполнять все действия только по указанию человека, проводимого мероприятие (ответственный от МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды).

2. Соблюдать личную гигиену.

3. Выполнять следует только работу, определённую заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения человека, проводимого мероприятие, никуда не отлучаться.

Требования безопасности по окончании работы:

1. Проверить исправность рабочих инструментов и инвентаря.

2. Снять рабочую одежду, привести её в порядок.

3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


Планируемые результаты

  1. Просветительская программа как форма сотрудничества между МДОУ детский сад «Мечта» п. Пангоды и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды».
  2. Реализованные мини-исследовательские проекты, рост степени участия дошкольников в исследовании объектов природы.
  3. Рост уровня коммуникативных компетенций у обучающихся, осуществляющих педагогическое взаимодействие с младшими детьми.
  4. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания обучающихся.
  5. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.

Оценка результативности программы:

- количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

- размещение материалов отряда вожатых «Радуга» и творческих работ дошкольников на Интернет - странице школьного сайта и в контакте группе «Надым.Поколение.Позитив».

Продукты программы:

-изготовить 2 кормушки, разработать презентации, собрать гербарий растений, растущих на территории МДОУ детский сад «Мечта» п. Пангоды;

        результаты программы войдут в основу разработки системы экологического воспитания детей в МДОУ детский сад «Мечта» п. Пангоды.


Перспективы программы

В дальнейшем эта программа будет продолжать реализовываться: увеличение количества занятий, увеличение области охватываемых тем, популяризация подобного метода наставничества.

Мы хотим, чтобы из частного случая социальное наставничество школ над детскими садами стало общедоступным.

По окончании учебного года дети должны знать представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых; животных, растений; изъявить желание ухаживать за растениями и животными; знать правила поведения в природе и соблюдать их; иметь представления о разных природных объектах; о природе ЯНАО; проводить простейшие эксперименты; делать элементарные выводы и умозаключения.


Заключение

Таким образом, программа «Сотрудничество «Детский сад-школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» является значительным вкладом в экологическое образование детей в целом, позволяет реализовать работу по национально-культурному компоненту, стимулирует детей к познанию ближайшего окружения, способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по математике ( старшая школа, углубленная программа)

Образовательная программапо математике10-11 классыУглубленный уровень. Данная образовательная программа  по  математике для 10-11 классов (профильный уровень) реализуется на основе след...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

«Весенний калейдоскоп» Открытое спортивное мероприятие в рамках Программы преемственности «Детский сад – школа»

Цель: Через различные формы коррекционно-восстановительной работы способствовать общему укреплению здоровья детей и улучшению зрительных показателей. Увлечь ребят детского сада интересной спортивной ж...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...