Конспект занятия "История развития джаз-модерн танца"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рахманкулова Ольга Игоревна

Конспект теоретического занятия по хореографии "История развития джаз-модерн танца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_dzhaz-modern_tantsa.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родина джаз-модерн танца - США. Начало своё он берет в конце 19 века.  Но истоки его зарождения известны историкам еще раньше - в 18 в.
В то самое время, в штатах жило большое количество, как сейчас правильно говорить, афроамериканцев, которых в те времена привозили из Африки в качестве рабов. Даже Находясь, в чужом краю, афроамериканцы были верны своим традиционным ценностям. А именно танцу. Танцевальная культура Африки сочетает в себе разнообразнейшие ритмические рисунки, которые выстукиваются на барабанах, а также четкими, но в то же время свободными движениями тела под определённый ритм. Не имея при себе барабанов, в Неволе рабам приходилось выбивать ритм ступнями и ладонями. Кстати, в переводе слово джаз означает в числе прочих «живость», «энергия», «будоражить». Таким мы знаем Джаз начала 20 столетия. Постепенно из фольклорного, бытового танца джаз перерос в сценический. В то время он завоёвывал все больше внимания публики, но в 30 гг 20 в интерес к нему начал угасать потому, как негритянское искусство считалось чисто развлекательным, а публика жаждала Серьезных тем. И только начиная с 40 гг годов джаз танец начинает вновь свой подъем.

Но у нас ещё один нераскрытый термин. А именно модерн. ( в переводе означает «современный»). Начало XX века ознаменовано новыми открытиями в области изучения физиологии и психологии человека. Вскоре «возникает новое направление, условно именуемое танцем модерн - свободный, пластичный или ритмопластичный танец.

Истоки этого направления связаны с учением Ф. Дельсарта и системой Э. ЖакаДалькроза.

Франсуа Дельсарт не был танцовщиком, он учился музыке, был теоретиком движения. Именно Дельсарт определил основные принципы движения в современном танце. Вкратце: все дело в жесте, свободном от условностей. Дельсарт, кстати, создавал эту систему скорее для актеров и музыкантов, чем для танцоров, но в мире танца она прижилась. Дельсарт разделил тело на три основные зоны: голова – умственная зона, верхняя часть теле - эмоциональная и духовная, нижняя – жизненная и физическая. Он утверждал, что каждое движение определяется тем, в какой зоне оно рождается.

Теория Франсуа получила свое продолжение в творчестве Э. Жака – Далькроза, педагога, композитора, музыковеда. В своих трудах он исследовал влияние музыкального ритма на формирование психики. Широкую известность получили его ритмопластические толкования симфонической музыки, где воплощался как бы зримый образ оркестра.

Одной из основоположниц джаз модерн танца является Айседора Дункан. Она создала свой стиль, свободный от стереотипов и школ. Её посыл «танца будущего», освобождённого от театральных, исторических и бытовых условностей, оказав большое влияние на многих деятелей искусства того времени. Источником вдохновения Дункан считала природу. В то время как весь мир танцевал классический балет с прямыми и чёткими формами, в хореографическое пространство ворвалась Айседора с новаторскими идеями свободного танца. Она выступала исключительно босиком и в просторных струящихся одеждах, её движения были раскрепощены.
Модерн- это танец идеи и определённой философии. Важны мысли и чувства танцующего, которые он выражает через танец. Модерн, равно как и джаз получил активное развитие в середине и втор. Половине 20 века. Каждый значимый хореограф привносил что-то новое.

Например, Наряду с творчеством Айседоры, начал свой творческий путь Рудольф– Фон–Лабан. Он стал ведущим теоретиком танца модерн. Лабан сочинил систему записи танца, он говорил, что художественное осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни танцора. Эта идея явилась основополагающей для направления «экспрессивного», «выразительного» танца.

В 20-е годах 20 века танцовщики Рут Сен –Дени и Тед Шоун открыли первую в Америке школу модерн танца «Денишоун», в котором прошла курс обучения,  известная позже американская танцовщица и хореограф Марта Грэм, оказавшая огромное влияние на развитие джаз-танца. Она дополнила современный на тот момент танец новыми необычными движениями, сделала видимые физические усилия танцоров, нарочно показав механизм движений (чередование напряжений и расслаблений, contraction/release, мы это проходили в зале), что стало важнейшим элементом ее хореографического стиля. Имя Марты Грехем в истории современного танца стоит над всеми остальными. Она определила множество методик обучения, которые сейчас являются стандартными в современной танцевальной педагогике: упражнения на полу – для укрепления мышц спины, ног, для равновесия, проходки, пробежки, скачки, прыжки по диагоналям.

Вдохновение она искала в мифологии Древней Греции. Наследие Марты Грэм живо: до сих пор существует труппа Martha Graham Dance Company, а артисты из поколения в поколение пытаются постичь разработанную ею технику «сжатие-расслабление». 

Говоря о джаз-модерне нельзя не упомянуть некоторых известных хореографов 20 века.

Матс Эк. Танцевальная манера и понимание балетного искусства сложились у Эка под воздействием идей и техники Марты Грэм.

Уильям Форсайт— американский и немецкий артист и балетмейстер направления модерн

Иржи Килиан — чешский танцовщик и хореограф.

На́чо Дуа́то,— испанский танцовщик и хореограф.

Пина Бауш (родом из германии) стерла границы между театром и танцем, создала собственный, уникальный стиль. Перемешала танец и разговор.

Язык тела, как и обычный язык, с помощью которого мы изъясняемся, живой и постоянно меняется и обогащается. С развитием большого количества стилей и современных технологий невозможно их изолированное существование. Процесс заимствования и интеграции неизбежен. И сейчас хореографы ищут что-то новое, необычное в своих постановках, независимо от лексической принадлежности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения джаз-модерна

История возникновения джаз-модерна...

Рабочая образовательная программа по предмету Джаз-модерн танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8716030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;","width":"180"...

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

мастер класс по джаз-модерн танцу

Основные техники исполнения  джаз-модерн танца....

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....

конспект и презентация урока музыки "ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ" 2 класс

конспект и презентация урока музыки "ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ"  2 класс...