ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕРЕСНЫЙ МИР АППЛИКАЦИИ»
рабочая программа

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_applikatsiya.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Московской области «Чеховский социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистёнок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕРЕСНЫЙ МИР АППЛИКАЦИИ»

Составила: педагог дополнительного образования

Райчева Марина Владимировна

г. Чехов

Актуальность программы

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, меха, кожи, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольников получается узнаваемая картинка.

Программа предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического и духовного развития ребёнка.

В процессе создания аппликаций у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений, которые оказывают большое влияние на его умственное развитие, на развитие его познавательных процессов. Работа с бумагой, природными материалами, ватными дисками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность. В ходе творческой работы дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы. 

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, содержательный досуг.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Создавая аппликации своими руками, видя результат своей работы, ребята  испытывают положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Программа  направлена на:

- развитие у детей творчества, познавательного интереса, пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики рук;

- познание свойств различных материалов;

- овладение разнообразными способами практических действий;

- приобретение ручной умелости;

- появление созидательного отношения к окружающему.

Цель и задачи реализации программы

Цель программы: создание условий для формирования у ребенка интереса к аппликации и его самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, развить творческие способности детей средствами объемной аппликации.

Задачи программы:

Обучающие:

- знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

- учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

- формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;

- развивать познавательную активность детей.

Развивающие:

- развивать композиционные умения;

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;

- развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

- развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

– развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать у детей художественный вкус;

- развивать эстетическое мировосприятие;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;

- воспитывать зрительскую культуру.

Ожидаемые результаты

от реализации программы.

- изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы и техники;

- ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;

- вырезать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и своих друзей.

Принципы программы.

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Систематичность и последовательность.

3. От простого к сложному.

4. Комплексность решения проблем: сочетание с психологической, педагогической, социальной и медицинской реабилитацией.

5. Принцип свободы творческого самовыражения.

Деятельность в рамках программы.

1. Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми с учетом  их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Работа кабинета реабилитации руки.

3. Организация творческих выставок.

4. Участие в конкурсах

5. Консультации, беседы, обучающие занятия в родительском  клубе «Вера, надежда, любовь».

Методы и приемы обучения.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Приёмы:

- обследование предмета, его непосредственное восприятие;

- рассматривание иллюстраций, картинок;

- использование и анализ образца;

- показ способов выкладывания и наклеивания;

- объяснение;

- вопросы детям;

- использование художественного слова;

- экскурсии, целевые прогулки;

- анализ детских работ;

- просмотр мультимедиа презентаций;

- индивидуальная работа с детьми;

- дидактические игры;

- поощрение детской инициативы.

Формы организации обучения

-совместная деятельность педагога и детей;

-работа по образцу;

-работа по наглядным схемам.

Необходимые материалы.

- наборы цветной бумаги, цветная двухсторонняя бумага;

- цветные салфетки;

- гофрированная цветная бумага;

- цветной картон. белый картон;

- ножницы с тупыми концами;

- клей ПВА, клеящий карандаш;

- кисточка, карандаш, линейка, фломастеры;

- трафареты, шаблоны;

- альбомы с  иллюстрациями работ по разным видам аппликации;

- образцы работ педагога;

- дидактические игры.

Содержание работы.

Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна.

Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать руководителя.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников. Программа призвана дать детям знания, умения и навыки по разделу ручной труд, аппликация, оригами.

Навыки детей в аппликации формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материала и техник. Такой подход

дает возможность продолжению занятий. Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Значение занятий для развития ребенка:

• дети знакомятся с различными приемами работы с бумагой (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);

• совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
• развиваются навыки концентрации внимания, так как процесс изготовления заставляет сосредоточиться;

• развиваются навыки следовать устным рекомендациям руководителя;
• стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• происходит знакомство с такими понятиями, как форма, цвет, величина, количество;
• создание игровых ситуаций расширяет коммуникативные способности ребенка;
• развиваются навыки детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации, ручном труде (оригами, конструирование из бумажных полосок и т.д.

• приобретаются навыки аккуратности;
• развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.

Виды аппликации.

Существуют различные виды аппликаций. Их можно разделить по тематике на три основные группы:

• Предметную аппликацию считают несложным видом аппликации для детей. Из бумаги, ткани, или какого-либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть чего угодно, листа, зверя, птицы, дома и т.д.

 • Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.

• Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов. Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная) объему (плоская, выпуклая) материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни, и т.д.).

Существует много техник аппликации, которые помогают создавать красивые и необычные поделки.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации.

Плоская аппликация.

Это простой вид аппликации для детей Достаточно нарисовать на листе разноцветной бумаги силуэт объекта, по контуру осторожно вырезать, и наклеить его на фон-основу. Самое главное в этой работе, чтобы очертания контура предмета соответствовали действительности.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

       

Геометрическая аппликация.

Такую аппликацию составляют из всевозможных геометрических фигур. Составление геометрических орнаментов, является отличных упражнением для полета творческой фантазии и развития логического мышления ребенка. Перед малышом ставится задача самостоятельно продумать чередование фигур с различными размерами, формами и цветами. Для детей постарше можно предложить конструирование сложных фигур, а также создание сюжетных картинок.

Обрывная аппликация.

Рваная или обрывная аппликация создается без участия ножниц. Получать изображения этим методом можно двумя способами: без предварительной прорисовки контура, и с предварительным нанесением рисунка. Чтобы сделать аппликацию с предварительной прорисовкой, лист разноцветной бумаги следует положить на свернутую в несколько слоев газету, ручкой нанести изображение, слегка продавливая при рисовании контура бумагу. Затем аккуратно руками прорвать бумагу по линиям рисунка. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

 

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Ленточная аппликация.

 Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение. 

                                               

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Аппликация из ладошек

Собственные ладошки – первый творческий «инструмент» малыша. Сперва он оставляет отпечатки краски на бумаге, затем учится обводить свою ручку карандашом, потом – вырезать контур из бумаги. Ладошка всегда под рукой!  

Смастерить поделку из ладошек безусловно понравиться детям. Такое занятие принесет пользу для разностороннего развития ребенка.

Для работы понадобиться цветная бумага, картон, клей, карандаш и ножницы. Руку ребенка можно обвести один раз и сделать трафарет. По нему будет удобно выкраивать детали поделки.

Самые первые занятия, где задействованы детские ладошки, можно начинать с годовалого возраста ребенка. Но это будет не аппликации, а отпечатки детских ручек, выполненные пальчиковой краской. Детям нравиться такие занятия. Можно сделать оттиски маленькой ручонки в виде цветка.

С двух лет можно переходить к бумажным аппликациям. Без помощи взрослых ребенку не обойтись. Творческий процесс будет интересен из-за того, что надо обвести свою ручку. Ребенок почувствует важность своего участия в изготовлении поделки. 

Объемная аппликация.

Объемная аппликация из бумаги – вид творческой деятельности, в процессе которого создаются неплоские изображения, приклеенные к основе. Техника используется для оформления поздравительных открыток, декоративных панно и картин. Объемная аппликация выглядит наиболее реалистично и воспринимается гораздо лучше. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности детских работ, расширяет творческие возможности ее выполнения. Этот вид аппликации дает больше возможностей для творчества. Следовательно, им можно заниматься с детьми 4-5 лет.

По приемам изготовления объемную аппликацию можно разделить на четыре группы:

1. Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей поверхности, например часть листа.

2. Элементы наклеиваются частью плоскости на два-три плана, на согнутой по типу открытки основе.

3. В качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности

4. Некоторые детали наклеиваются несколько помятыми из гофрированной или теснённой бумаги, чтобы показать объем игрой материала. В работе можно использовать следующие способы объемной аппликации: пластическая аппликация, скатывание салфеток, объемное торцевание, квилинг, оригами, из ваты, ниток, сыпучих материалов, ткани.

Для этого вида аппликации сначала на основу наносится схематический рисунок будущего изображения. Затем, подготавливаются объемные элементы. Это могут быть: бумажные комочки или шарики, гармошки, спиральки, пружинки и любые другие элементы. Объемные элементы сначала выкладываются на рисунок, а затем приклеиваются.

Объемные аппликации из бумаги выполняются в разных по сложности и специфике техниках:

Плоские аппликации с выпуклыми элементами. 

Основная часть выполняется из кусочков цветной бумаги, которые затем дополняются объемными элементами. Техника проста в исполнении, подходит для создания открыток и панно.

             

Объемные композиции.

К основе крепятся отдельные фигуры и элементы, образуя единую композицию. Эффект достигается за счет использования многослойности при создании элементов, техники оригами и других приемов.

Аппликация из конусов. 

Бумажные конусы служат основой объемных фигур для аппликаций – цветов, животных, выпуклых элементов.

Аппликация из бумажных «гармошек». 

Сложенных из цветных бумажных полосок. Техника подходит для создания объемных фигур и элементов - цветов, листочков, бабочек, птичек и т.д. 

Аппликация из салфеток и гофрированной бумаги.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Бумажные салфетки – подходящий материал для создания аппликаций, из них выполняются отдельные объемные элементы, либо скатываются небольшие шарики или спирали, из которых затем выкладываются картинки по принципу мозаики. Особая структура бумажных салфеток позволяет создать нежную пушистую поверхность аппликации. Для создания пушистых цыпляток, котиков, собачек и цветов, салфетки разрываются на кусочки, а затем, приклеиваются таким образом, чтобы оторванные пушистые края торчали наружу. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал.

                       

Пластическая аппликация. 

Этот вид аппликации, который можно выполнять без ножниц. В отличие от плоской аппликации, для создания пластической потребуется приложить немного больше труда и фантазии. Возьмите лист разноцветной бумаги, хорошо скомкайте его, чтобы он стал пластичным. Теперь попробуйте осторожно расправить мятую бумагу, так чтобы придать ей очертания предмета. Когда цель будет достигнута, намажьте клеем внутреннюю поверхность бумаги, и приклейте ее на основу. В процессе приклеивания можно подкорректировать изображение, добавить в нужных местах складочки, или наоборот, разгладив их.  

Аппликации из бумажных полосок.

Из бумажных полосок выходят очень оригинальные детские аппликации и поделки.

                     

Торцевание

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Торцевание - это техника работы с бумагой, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Это простая техника, с которой справится ребенок от 5 лет. Детям она поможет развивать моторику, чувство вкуса, воображение и творческое мышление.

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости и требует немало времени.

           

Квиллинг

Квиллинг - увлекательная техника рукоделия, позволяющая из простейшего материала - цветных полосок бумаги создавать оригинальные яркие панно и поделки. Иное её название – бумагокручение. Связано это с тем, что техника квиллинг позволяет создавать объёмные фигурки, плоские и 3D-картины из различных модулей, скрученных из тонких бумажных полос.

Освоить этот вид рукоделия могут даже дети, а постигнув простейшие азы искусства бумагокручения, можно безгранично фантазировать над созданием неповторимых работ – от простых поделок до настоящих шедевров в виде сложных картин.

Занятие квиллингом требует усидчивости и терпения.

 

     

Оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Знакомство с уникальной техникой оригами лучше начинать с несложных моделей из бумаги. Это позволит осознать все тонкости ремесла и почувствовать, насколько глубоко оно связано с философией и мировоззрением японского народа. В оригами привлекает доступность в сочетании с широкой областью применения. Простой лист в умелых руках способен превратиться в эффектную упаковку, развивающую игрушку или бюджетный, но стильный декор для любого праздника.
Поделки оригами из бумаги – неплохая тренировка мелкой моторики ребенка, его усидчивости, аккуратности и концентрации внимания. Но чтобы увлечь детей, в общем-то, сложной работой, начинать надо с простых и занятных вещичек, причем взрослым необходимо быть рядом, на подхвате. В самом начале знакомства ребенка с оригами лучше проводить индивидуальное обучение. 
     

Аппликация из шерстяных ниток

Нитки – удивительный материал и самый доступный для творчества. Изделия в технике аппликация из ниток выглядят очень оригинально, красиво, могут получится просто фантастические картины. Работа над такими картинами напоминает обычную аппликацию из бумаги или крупы, только в данном случае результат получается более живым и интересным. Благодаря ниткам, картинки становятся пушистыми и мягкими, чем очень привлекают внимание детей, а приемы работы с ними просты и представляют безграничные возможности для творческого самовыражения. Рассматривание и изготовление различных поделок из ниток вызывает у детей восторг, взрыв эмоций, желание творить снова и снова. 

Каждый может освоить этот вид рукоделия. Это очень увлекательное и захватывающее занятие. Даже трехлетним малышам под силу сделать такую поделку. Им лучше предложить что-нибудь не сложное с небольшим количеством элементов, например солнышко, ягодку, грибочек и т.д. Ребята среднего и старшего возраста могут выполнить аппликацию с контуром из нитей и «закрасить» его резаными нитками. Темами изображений может быть все, что угодно: природа, звери, птицы, цветы, времена года и многое другое, все, что понравится. Для выполнения аппликации из нитей потребуется не много: цветной или белый картон, или ватман, можно использовать потолочную плитку. А также раскраски, рисунки из интернета; цветные клубочки и моточки шерстяных ниток; клей ПВА; ножницы, простой карандаш. Можно использовать дополнительный материал: бисер, пуговицы, любой материал для украшения поделки. В идеале начинать заниматься этим видом техники следует с использованием одного цвета, постепенно переходя к многоцветным панно. (т.е от простого к сложному).

Аппликации из ватных дисков

В детском творчестве можно применять все что угодно, даже спонжи из ваты. Из этого, казалось бы, простейшего материала можно создать настоящие произведения искусства. Они белоснежные, круглые, бархатистые и в аппликациях смотрятся достаточно оригинально. Подобная поделка позволит у ребенка развить воображение, научить его творчески мыслить. Изготовление поделок из спонжей — увлекательное занятие для детей любого возраста.

Диски легко клеятся на поверхность бумаги при помощи обыкновенного клея. Также ватные диски можно раскрашивать красками, нарезать, гнуть – именно эти качества нужны для изготовления поделки с детьми.

       

Приложение1.

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем.

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Программа элективного курса «Аппликация из ткани»

Образовательная программа «Аппликация из ткани» направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изгото...

Конкурсная программа «Интересная скакалка»

Пояснительная запискаРедкий урок обходится без скакалки, она также является неотъемлемым атрибутом в проведении спортивных мероприятий: веселых стартов, дней здоровья и т.д.  Тем более  у уч...

Конкурсно-игровая программа "Интересный треугольник"

Данная конкурсно-игровая программа может быть использована в общеобразовательной школе, для ребят среднего и старшего звена.Формирует познавательный интерес к окружающему через использование игровой т...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Художественной направленности «АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ»

Программа «Аппликация соломкой»  знакомит детей с декоративным творчеством – неиссякаемым источником   красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и плетени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Аппликация"

Программа стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дощкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, орнганизовывает содержательный и увлекательный досуг.  Программа способствуе...