ИОМ обучающегося
учебно-методический материал

Большаков Юрий Робертович

Примерный индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на занятиях шахматами при подготовке к соревнованиям

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_obuchayushchegosya1.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося на занятиях шахматами при подготовке к соревнованиям

педагог: Большаков Юрий Робертович

Направления:

Рефлексия

Планирование и оценка деятельности

 обучающегося

Психолого-педагогическая поддержка,

кураторство

Диагностика, анализ

Знания и умения ребенка на начало обучения

  1. Шахматные фигуры и как они ходят
  2. Шахматные правила
  3. Обозначения полей на шахматной доске (координаты)
  4. Линии шахматной доски (вертикаль, горизонталь, диагональ)
  5. Рокировка (длинная и короткая)
  6. Шах, мат и пад и различия между ними
  7. Основы дебюта
  8. Базовые тактические приемы (связка, «рентген», «вилка»)
  9. Основы игры в эндшпиле (превращение пешки, постановка мата с помощью ладьи и ферзя)

1. Созданы условия для   развития интеллектуальных способностей,  абстрактно-логического мышления
2. Составлен ИОМ

3. В течение учебного года работаем  над  развитием   мышления, памяти, внимания,  умения производить логические операции

4. В течение учебного года велась подготовка к соревнованиям и шахматным турнира

Достижение

Планируемое участие  в соревнованиях, турнирах и т.п.:

  • Турниры,  организованные Югорской шахматной академией
  • Муниципальный этап всероссийских соревнований «Белая ладья» в составе школьной сборной команды
  • Интернет – турниры «Шахматная планета», «Личесс» и др.

Осмысление

«Что я могу»

Информация заполняется на конкретного ребенка

Педагог координирует действия обучающейся по дальнейшему изучению материала. Диагностика  изменения, фиксирование результатов.  

Проектирование

Что я хочу знать,

уметь, научиться,

достичь 

  1. Игра в  эндшпиле (пешечный прорыв (оппозиция), быстрое матование одинокого короля с помощью ладьи, ферзя и легких фигур)
  2. Основные  дебютные начала (итальянская партия, ферзевый гамбит,  сицилианская защита, защита Филидора, защита Каро– Канн, Русская партия, испанская партия и др.).
  3. Что нужно делать в дебюте и чего нельзя (несвоевременный ввод ферзя, задержка рокировки, гармоничное расположение фигур, борьба за центр и др.)
  4. Дебютные ловушки и защита от них (детский мат, мат Легаля и др.).
  5. Основы игры в миттельшпиле: сочетание тактических приемов  (связка, двойной удар, завлечение, отвлечение), как добиться материального преимущества, как добиться тактического преимущества, захват территории.

  Оказание помощи в подборе литературы, шахматных задач, Интернет – ресурсов,  подготовке к участию в соревнованиях, турнирах.

 Педагог способствует обретению уверенности и повышению самооценки обучающегося. Создание ситуации успеха ребенка в ходе реализации ИОМ.

Проведение индивидуальных занятий с акцентом на самостоятельную работу обучающегося.

Реализация

Как я буду идти к поставленной цели

Деятельность конкретного обучающегося

Использование специальной   литературы, интернет источников по данной теме.  

Обобщение полученных результатов

Обсуждение планируемых соревнований

Организация 

Шаги в достижении цели 

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Оказание помощи в поиске информации, подборе литературы и интернет ресурсов.

 Обсуждение участия в мастер-классах, выступлениях обучающегося.

В мае:  шахматная игровая практика (разыгрывание партий с разбором ошибок в тактике и стратегии)

Повторение: мат королем и ферзем, мат королем и ладьей, борьба короля против пешки и короля (оппозиция)

Борьба ферзя против ладьи: оттеснение короля на край доски, цугцванг.

Матование короля с помощью легких фигур (конь и слон)

Борьба ладьи против пешки

Общие правила игры в дебюте: повторение. Матование нерокированного короля.

Королевский гамбит, защита двух коней.

Спертый мат в дебюте

Проблемы раннего вывод ферзя и плохая координация фигур, использование связки

Что нужно делать в дебюте и чего нельзя (несвоевременный ввод ферзя, задержка рокировки, гармоничное расположение фигур, борьба за центр и др.)

Дебютные ловушки и защита от них (детский мат, мат Легаля и др.).

Сочетание  тактических приемов  (связка, двойной удар, завлечение, отвлечение)

Тактический прием «уничтожение защиты».

Примеры задач.

Общие принципы игры в дебюте: повторение. Примеры реализации принципов развития, борьбы за центр и защиты короля в разных видах дебютов.

«Ловля фигуры»

Примеры задач

Подготовка к турниру  «Белая ладья»

Основные  дебютные начала (итальянская партия, ферзевый гамбит,  сицилианская защита, защита Филидора, защита Каро– Канн, Русская партия, испанская партия и др.

Гамбит Эванса

Голландская защита

защита Алехина

шотландская партия

Скандинавская защита

Оценка и корректировка

Чему я научился и что мне нужно ещё доработать

Заполняется по итогам года на конкретного ребенка

 

Мониторинг и анализ 

Узнал – научился – достиг 

достижения обучающегося по итогам года

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...