Новейшие интерактивные технологии в музее. Как мультимедия могут помочь музею?
статья

Статья посвящена представлению новейших интерактивных технологий в музеях мира. Перечислены положительные стороны внедрения в экспозиции музеев мультимедия, которые при умелом обращении обогащают музейную экспозицию, а самое главное, усиливают интерес посетителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ушакова Дарья Александровна

Методист ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской

Дворец творчества юных»

Новейшие интерактивные технологии в музее. Как мультимедия могут помочь музею?

Музеи будущего можно будет в полной мере назвать цифровыми пространствами — новые технологии в музейной деятельности развиваются очень стремительно. Потому что зачастую именно они помогают посетителю не просто воспринимать, но и участвовать. Такой партиципаторный подход для многих музеев стал стратегическим. 

Помимо очевидных способов отображения мультимедийного и интерактивного контента (отображение видео на мониторе, проекции, голограммы, интерактивные информационно-справочные киоски, проигрывание аудиофайлов и пр.) современные цифровые технологии не только сопровождают человека во время посещения музея, но и формируют его маршрут и опыт посещения. Каким образом? Через получение дополнительной информации, построение персональной траектории, с помощью геймификации и партиципаторного подхода.

Получение дополнительной информации

Цифровые продукты позволяют посетителю получить дополнительную информацию непосредственно в залах музея. Для этого обычно используют мобильные приложения (своё или стороннее). Связывать физическое пространство с виртуальным помогают различные технологии. Сегодня есть несколько возможностей:

ввод цифрового кода экспоната;

поиск по изображению;

RFID-метки;

iBeacon;

QR-коды и др.

Так, в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 2016 года экспериментируют с технологией LinkRay, с помощью которой кодируют свет от LED-светильников над экспонатами. Посетители наводят смартфон на предмет искусства и почти мгновенно получают факты о нём, видео, ссылки на сайты и другую информацию. Преимущество этой технологии, по сравнению с QR-кодами и bluetooth-маячками, в том, что она работает на расстоянии и в толпе. Не нужно нацеливать камеру смартфона или искать подходящее расстояние, чтобы «поймать» объект — приложение срабатывает автоматически.

В будущем для навигации и предоставления информации об экспонатах музей будет использовать синтез технологий: например, LinkRay, распознавание изображений, дополненную реальность по Wi-Fi, определяющую местоположение посетителя со смартфоном. Посетитель может узнавать больше подробностей об экспонате, его авторе, истории реставрации или другие сведения.

Рекомендации и подсказки

Привычку современного посетителя к телефону и навык получения информации с дополнительного устройства начали использовать довольно рано. Ещё в 2009 году Бруклинский музей провел эксперимент, в котором использовал простые СМС-сообщения, чтобы отсылать посетителям рекомендации. Каждому экспонату был приписан короткий номер — отправив на него СМС, посетитель сообщал системе, что ему понравился именно этот экспонат, и она предлагала ему другие похожие.

Этот подход разрушает какой-либо нарратив, ставя во главу угла пользовательский интерес. Не каждый музей может осмелиться сделать ставку на интерес посетителя.

Однако такой принцип по типу автоматических рекомендаций фильмов, реализованных, например, Netflix, IMDB и Amazon, может быть перспективным направлением для отдельных музеев. Когда посетитель оценивает заинтересовавший его экспонат или объект, чтобы на основании его предпочтений система предлагала ему другие экспонаты и объекты в пространстве экспозиции, требуется принципиально иной подход к проектированию выставки.

Гиды

Мультимедийные и аудиогиды содержат дополнительную информацию, но важнее другое — они, с одной стороны, курируют посещение, а с другой, напротив, дают посетителю возможность изучать экспозицию в своём темпе и по индивидуальному маршруту. Особенно важно, что у гидов множество языковых версий.

При этом сам цифровой гид может быть как в приложении, так и в специальном устройстве. Разновидностей множество — от простого аудиогида с кнопками для выбора интересующего экспоната до сложных мультимедийных устройств. Например, The Pen в музее дизайна Купер-Хьюитт позволяет рисовать на интерактивных столах или сохранять заинтересовавшую информацию, доступ к которой можно получить удалённо по коду, отображаемому на билете.

Естественные интерфейсы

Естественный интерфейс понимает команды в виде касаний, жестов, телодвижений, биометрических данных. Благодаря этому пользователи могут интуитивно манипулировать контентом, используя в виртуальной деятельности те же телодвижения, что и в реальной жизни. Жесты и выражения лица воспринимаются устройствами всё точнее и во всех нюансах, а сенсорные технологии и технологии распознавания жестов дополняются распознаванием голоса. Сейчас развиваются технологии, позволяющие передавать тактильную информацию пользователю — у них большой потенциал для работы с посетителями с нарушениями зрения.

На выставке «Связанные миры» в Нью-Йоркском зале науки была представлена крупнейшая из когда-либо созданных проекционных инсталляций. Этот экспонат создали, чтобы помочь посетителям понять взаимосвязь и баланс естественной экосистемы. А поскольку люди должны были ощутить себя частью этой экосистемы, взаимодействие с цифровой средой осуществлялось с помощью жестов и движений тела, которые постоянно отслеживались 12 сенсорными контроллерами Kinects и инфракрасной системой. Так с помощью естественного интерфейса посетитель становился участником биосферы и, меняя окружающее его изображение, влиял на систему в целом.

Геймификация

Следующий шаг в проектировании пользовательского опыта — геймификация. Этот подход может быть реализован с помощью самых разных технологий. Например, в музее «Микропия» посетителям на входе выдают билеты, которые можно проштамповать изображениями микробов возле ключевых экспонатов, а потом отсканировать их для получения дополнительной информации в конце маршрута. Есть и более сложные задания: юные посетители при взаимодействии с экспонатами должны выполнить ряд действий или ответить на вопросы, чтобы получить вознаграждение — скидочный купон в кафе и сувенирный магазин или значок с символикой музея.

Цифровые решения для партиципации

Бывает трудно отделить партиципацию от геймификации. Обычно этого и не требуется. Но для нашего обзора уточним: партиципация — современная концепция коммуникации музея с посетителем, когда посетитель активно взаимодействует с экспонатами, влияет на нарратив и даже на то, как экспонаты выглядят и какую информацию транслируют.

Подобные практики сотворчества позволяют создать экспонаты, основанные на данных посетителей. Например, в Музее американцев арабского происхождения в США на одной из выставок посетителям предлагали делиться собственными рассказами об иммиграции и слушать чужие по мобильному телефону. По отзывам посетителей, это решение серьёзно повлияло на их восприятие экспозиции.

Индивидуализация опыта и сбор данных

Кроме индивидуализации опыта, его обогащения и большей включённости людей, музей получает от использования новых цифровых технологий ещё одно важное преимущество — возможность анализировать и оценивать опыт посетителя, основываясь на данных.

Сбор данных посетителей и их анализ помогают понять не только аудиторию музея — кто они, что их мотивирует, что они ощущают во время посещения и насколько оно им полезно, но и то, что в экспозиции вызывает интерес, что следует подать иначе, а что, возможно, следует убрать совсем. Исследования нужны для понимания природы функционирования музея, а оценка опыта даёт возможность понять, как можно улучшить его работу. Это логично: раз мы используем веб-аналитику, чтобы улучшить сайт, то почему бы нам не опираться на данные, чтобы делать выставки и экспозиции лучше?

Например, в 2013 году в Музее Ван Гога провели исследование аудитории. Выяснилось, что музей посещают в основном иностранцы (85%), средний возраст которых 32 года, 40% посетителей — люди 20–30 лет, которые активно используют смартфоны. То есть они привыкли к новым каналам поиска информации и интуитивно понятным сенсорным экранам интерфейсов. Поэтому в музее установили планшеты с дополнительной информацией и интерактивными приложениями. Они пользовались не меньшей популярностью, чем картины, при этом среднее время визита увеличилось на 20 минут.

Польза интерактивных технологий в музее

При выполнении всех условий концептуальной обоснованности мультимедийных средств, их грамотном сочетании друг с другом и с экспозицией, технологии могут  действительно помочь музею, а именно:

1) Добавить в восприятие впечатление

При общей информационной загруженности общества, яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.

2) Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые вживую показать невозможно

Есть масса экспонатов, которые сложно или невозможно показать посетителю в реальности (т.к. хранятся в фондах/ утеряны/слишком маленького или большого размера и т.д.). Здесь на помощь приходят видеомэппинг, голографические витрины, и другие инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно смоделировать в условиях музейного пространства.

3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории

Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования. Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует его интересам.

4) Осуществлять коммуникацию с посетителем

На входе в музей с помощью навигационных систем посетителю можно подсказать, где и какие экспонаты он может увидеть, в какие часы работает музей, и другую справочную информацию.

5) Представлять музей во внешнем мире

Мультимедиа-инсталляции могут стать неплохим подспорьем в рекламном и маркетинговом продвижении музея. В конкуренции за посетителя музеи участвуют в различных культурных мероприятиях и мобильные выставочные комплексы помогают сделать это участие более ярким и полным.

Как видно, мультимедиа - это совсем не только «экраны и тач-панели», а разнообразный, яркий инструмент, который при умелом обращении обогатит музейную экспозицию, а самое главное, усилит интерес посетителя к теме экспозиции. Интерактивные инсталляции в музее - это лишь часть общей картины. Важно гармоничное сочетание многих элементов - мультимедиа, интерактив, свет, звуковое сопровождение, дизайн интерьера, инфографика - всё должно быть собрано в единый образ. И чтобы такая «единая картина» складывалась так, как нужно - требуется участие разных специалистов, а также экспертов со стороны музея. Тогда разрозненные исходные данные будут превращены в яркие музейные концепции, которые, в свою очередь, дадут жизнь обновлённой экспозиции в музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся на основе применения новых педагогических технологий, мультимедиа средств и информатизации учебного процесса

Сегодня не вызывает сомнения необходимость компьютерной компетентности каждого школьного учителя. Моя цель – осветить направления работы по повышению активности учителей-предметников в использовании и...

Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?

В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа   может помочь  ребенку ребенку стать успешным ре...

Как родители могут помочь подростку отыскать свое место в жизни?

Психологическая консультация для родителей, помогающая найти подход к совместному  решению о возможностях подростка, составить его психологический портрет....

Памятка "Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями"

Памятка"Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями"...

Родительское собрание по теме:«Профессиональный выбор школьников. Как могут помочь родители?»

Цель родительского собрания- осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение знаниями и приёмами поддержки детей в этом выборе...

Классный час "Как родители могут помочь своим детям учиться"

Сегодня существует масса возможностей для самообразования, для успешного продвижения в школьном образовании: это и доступные библиотеки, увеличивающееся число научно - популярных изданий, образов...

Статья "Основные интерактивные технологии, которые могут эффективно использоваться на уроке английского языка"

Основные интерактивные технологии, которые могут эффективно использоваться на уроке английского языка...