Скаутинг. Скаутский отряд"НАДЕЖДА"
рабочая программа

Александрова Мария Петровна

Скатский отряд «Надежда»

Скаутский отряд «Надежда» организован в МКОУ Тамтачетская СОШ в 2012-2013 уч.году. 30 марта 2013 отряд официально зарегистрирован в областной детско-юношеской организации АБС (Ассоциации Байкальский скаут).        На начало формирования отряда, в него входило 16 учащихся Тамтачетской СОШ. В данный момент в отряде-12 детей от 10-16 лет Руководитель отряда (скаутлидер)-Александрова М.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skautskiy_otryad_nadezhda.doc644 КБ

Предварительный просмотр:

Скатский отряд «Надежда»

Скаутский отряд «Надежда» организован в МКОУ Тамтачетская СОШ в 2012-2013 уч.году. 30 марта 2013 отряд официально зарегистрирован в областной детско-юношеской организации АБС (Ассоциации Байкальский скаут).        На начало формирования отряда, в него входило 16 учащихся Тамтачетской СОШ. В данный момент в отряде-12 детей от 10-16 лет Руководитель отряда (скаутлидер)-Александрова М.П.

В количестве 9 человек представители отряда на весенних каникулах (27.03-30.03.2013г)в 2012-2013 уч. году ездили в весенний лагерь «Байкальская волна», где познакомились с системой скаутинга, нашли много новых друзей, получили массу положительных впечатлений.

Джамбори – 2013 «Байкальский калейдоскоп».

На летних каникулах с 28.07.2013г.-9.08.2013г. представители скаутского отряда «Надежда» были участниками II Национального Джамбори (слёта) на Байкале. Две недели ребята жили в скаутском палаточном лагере «Странник», что недалеко от д. Большое Голоустное. На Джамбори приехали ребята со всех уголков нашей необъятной Родины, были отряды из Казахстана, Германии, Великобритании, Испании, Израиля. Нас было очень много: более 1500 человек.

Каждый день был заполнен до предела. Скучать было некогда.

Утром в 8.00-подъём, общая утренняя зарядка, завтрак, и по программам. Было три программы, каждая длилась 3 дня: ЭКО-программа, АРТ-программа, ЭКСТРИМ-программа.

ЭКО-программа: экологические мероприятия(игры, тренинги, викторины), знакомство с народными боевыми искусствами Руси, поход в реликтовую тополиную рощу, поход на Байкал, восхождение на смотровую гору. Закрылась ЭКО-программа экологическим проектом, у каждой команды он был свой, а тема одна-Байкал и его охрана. Не успели оглянуться следующая программа.

АРТ- программа: более 20-и мастерских прикладного искусства, где учили плести фенечки, вязать узлы, расписывать сумочки, делать значки, веера, занимались квилингом и росписью камней и многое-многое другое. Учили петь и танцевать от современных до истинно русских танце и даже таких как мазурка. АРТ-программа закрывалась танцевальным стартином, где каждый отряд представлял какую-либо страну в танце (скаутинг существует в   217 странах мира).

ЭКСТРИМ-программа: эту программу ребята ждали с нетерпением. На этой программе можно было выбросить адреналин: катались на кияках, занимались борьбой, боксом, стреляли из профессиональных луков, занимались ориентированием на местности, преодолевали турполосы I и  II, играли в пенболл

В последний вечер на ЭКСТРИМе был Большой костёр, где пели скаутские и туристические песни.

После обеда каждая программа занимала ребят по своему: игры интеллектуальные и спортивные: волейбол, футбол, катание на горных велосипедах и лошадях. Был проведён конкурс «Мисс Джамбори», работал пресс-центр, где начинающие журналисты, каждый день выпускали газету, где освещались новости предыдущего дня.

10 день: Скаутское ралли обобщило все программы, оно позволило проследить насколько важно было для ребят пребывание на Джамбори, как они подружились и что всё это для них очень нужно! Вечером было закрытие, красочное, с концертом и дискотекой. А потом все разъезжались, кто-то рано утром в 5-ть и ребята уходя на автобусы всем кричали: «До встречи!», остальные в течении дня. Были и слёзы и смех, обменивались номерами, адресами, провожали друг друга.

Хотелось бы отметить прекрасную организацию такого масштабного мероприятия как Джамбори 2013. На хорошем уровне были организованны питание и быт огромного количества людей. А это палаточный лагерь. С санитарной стороны всё было хорошо: туалеты, душ с подогревом и без, беседки и павильоны с розетками, где можно было зарядить телефоны и кинокамеры. Круглосуточно в лагере находились 4 врача, работал медпункт.

Отряд «Надежда» работает в школе по нынешний год. С 2013-2020 годы мы съездили на шесть сезонов нашего лагеря «Странник».

План работы отряда согласован с планом работы школы по ВР.

Немного об АБС (Ассоциация Байкальский скаут).

       Иркутская областная общественная организация детей и молодежи «Байкальский скаут» на более чем 25 лет лет активно занимается работой с детьми. Основная цель - помощь в социальной адаптации детей и подростков, воспитание из них полезных граждан своей страны на основе использования особенностей региона проживания, национальных и патриотических традиций, раскрытие интеллектуального, физического и духовного потенциала личности на основе скаутского метода.

Очень сложно проходить жизненную школу, адаптироваться к современным условиям и обучаться навыкам саморазвития и жизнеутверждения тем детям, которые по разным причинам оказались отрезаны от нормальных условий семейного воспитания. Для большинства детей разного возраста, проживающих в условиях социального риска, остается высокий шанс развития и укрепления позитивных черт характера, воспитания в них как основ общечеловеческих ценностей, так и основных навыков самообслуживания и социальной адаптации.

В данных условиях особо важно применение системы воспитательных принципов, мер и средств, направленных на компенсацию утраченных в основной жизнедеятельности ребенка воспитательных механизмов. Данная система - скаутинг.

Выделяются следующие задачи, на решение которых направлены основные усилия организации «Байкальский скаут»:

1.     Приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям, духовно-нравственное воспитание;

2.     Развитие интереса детей и подростков к активным способам занятости в свободное время, обучение основам скаутских специальностей (истории скаутинга; туризма, экологии, краеведения, оказанию первой доврачебной помощи, истории российской государственности);

3.     Пропаганда здорового образа жизни, привлечение к оздоровительным комплексным упражнениям и обучение самостоятельным навыкам физического совершенствования;

4.     Формирование потребностей и умений самообслуживания, помощи окружающим;

5.     Создание системы развития интеллектуально-творческого потенциала личности;

6.     Подготовка детей и подростков к самоуправлению, развитие лидерских качеств.

Из наиболее значимых и ярких мероприятий, проводимых в течении года  можно выделить следующие:

1.     Помощь в организации открытия «Года молодежи в Иркутской области» - январь;

2.     Областной молодежный фестиваль «СтудЗима», февраль - март;

3.     Весенний лагерь «Школа патрульных», март;

4.     Реализация акции «Скаутская аллея» - апрель;

5.     «День первого костра» - празднование дня основания детского движения в России – май;

6.     Школа инструкторов – май;

7.     Летний областной скаутский лагерь «Странник», июль;

8.     Летние смены для детей из неблагополучных, малообеспеченных семей – июнь – август;

9.     Всемирный скаутский слет «Джамбори» в Санкт-Петербурге; июль-август;

10.           Летний областной скаутский лагерь «Навигатор Прибайкалья», июнь-июль;

11.           Областная конференция руководителей скаутских отрядов – октябрь;

12.           Осенний скаутский лагерь «Ньюландия», ноябрь;

13.           Областной фестиваль тимуровских отрядов, декабрь;

14.           Областной зимний скаутский лагерь «Контакт», декабрь-январь;

Участие в работе организации дает возможность практическим руководителям скаутских отрядов:

- приобрести опыт планирования и создания программ деятельности как своих скаутских групп, так и общих для «Байкальского скаута»;

- получать информацию о состоянии дел в организации;

- иметь возможность совершенствовать свои знания в области возрастной психологии, педагогики, методики работы по скаутским программам;

- обмениваться опытом работы как со скаутлидерами, так и руководителями других детских и молодежных организаций путем реализации совместных программ.

У начинающих скаутлидеров есть возможность получить представление о принципах и методах деятельности скаутского отряда, кураторскую помощь со стороны Совета «Байкальского скаута», что позволяет им организовать работу на своих территориях.

Опытные скаутлидеры участвуют в информационно-методическом обмене и получают навыки работы с различными государственными и общественными структурами.

Важным социальным эффектом является укрепление имиджа «Байкальского скаута», привлечение к работе в организации новых кадров, а это, в свою очередь, расширяет базу работы с детьми.

Участие в скаутской программе дает возможность детям и подросткам:

- раскрыть свой интеллектуально-творческий потенциал;

- научиться плодотворно, с пользой, проводить свое свободное время;

- освоить принципы здорового образа жизни;

- создать альянс со своими родителями для преодоления жизненных трудностей;

- получить необходимые умения, навыки и знания, облегчающие дальнейшую жизнь как в обществе, так и в природе;

- приобрести лидерские качества и навыки руководства коллективом;

- развить потребность взаимопомощи и взаимопонимания.

Деятельность организации привлекает внимание общественности к проблемам, возникающим у подрастающего поколения в процессе становления личности, необходимости развития и поддержки детского и молодежного движения.

МКОУ ТАМТАЧЕТСКАЯ СОШ

Образовательная программа

кружка «Скаутский отряд «Надежда»

на 2020-2021 учебный год

срок реализации – 1 год

возраст детей – 10 -14 лет

Cоставил: Александрова Мария Петровна

П.Тамтачет  

2020-21 уч. г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Скаутский отряд «Надежда»» относится к программам эколого –краеведческого направления. Она предназначена для детей в возрасте 10-17 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раза в неделю по 2 часа.

 Цели и задачи программ:

- развитие в молодых людях полного интеллектуального, общественного и          духовного потенциала; [6. Черных В.Е. Твой скаутский путь.]

- защищать  права и интересы детей и подростков;

- Соответственно целям главные задачи в скаутской организации:

развивать взаимопонимание и лидерство путем работы в микро группах;

- развивать терпимость, чувство справедливости и чести;

- поощрять стремление к самостоятельности;

- заботиться об окружающем мире;

- приобретать новый опыт и развивать новые навыки и интересы;

- развивать милосердие и сострадание к проблемам и нуждам других

- развивать  творческий   потенциал  и  активизировать   общественную деятельность   детей    и    подростков,    стимулировать   потребность здорового образа жизни;            

- привлекать общественное внимание к проблемам детского движения.        

 Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историко-краеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.       Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования. Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы.
         Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно ведёт к возникновению целого ряда проблем.
         Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.
         Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.                                                                          

По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:
    • пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;
    • ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.
           В этих условиях одной из важнейших задач образования является формирование эколого-краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности.

Школьное экологическое образование  как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:

формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;

установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

 Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.

Мы считаем, что скаутское движение, как форма работы с подростками и молодёжью наиболее оптимально выполняет все эти задачи в комплексе. В марте 2013 года в школе был организован скаутский отряд «Надежда», вошедший в Иркутскую областную общественную организацию детей и молодежи «Байкальский скаут». «Байкальский скаут» , в свою очередь входит в состав РАН/С (Российская Ассоциация навигаторов/скаутов), которая представляет Россию в Международной Скаутской организации.

Скаутское движение -это добровольная, неполитическая организация, открытая для всех молодых людей в возрасте с 6 и до 21 года и старше, независимо от пола, расы и вероисповедованию.

Скаутский отряд «Надежда»

В состав отряда входят учащиеся МКОУ Тамтачетская СОШ с 5 – 11 классы. Общее количество членов отряда – 26 человек. Отряд разделён на группы – патрули, их -3. Патрульные – учащиеся 10 класса, подростки, побывавшие в скаутских лагерях по 2 раза ( весной и летом 2013 года). Эти ребята посетили цикл занятий по «Скаутингу» (для скаутов), имеют сертификаты и работают в своих группах под руководством скаут – лидера.

Работа отряда ведётся согласно программе работы кружка «Надежда», в соответствии с планом работы Иркутской областной общественной организации детей и молодежи «Байкальский скаут».

 Основные сферы деятельности организации:

  • Образовательная
  • спортивно-туристическая
  • экологическая

Основные виды деятельности:

  • проведение образовательных занятий;
  • проведение лагерей, походов, туриад;
  • проведение обучающих семинаров;
  • проведение социальных акций и мероприятий;
  • экологические десанты;

Выделяются следующие задачи, на решение которых направлены основные уси-лия организации «Байкальский скаут»:
1) приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям, духовно-нравственное и экологическое воспитание.  ;
2) развитие интереса детей и подростков к активным способам занятости в свободное время, обучение основам скаутских специальностей;
3) пропаганда здорового образа жизни, привлечение к оздоровительным комплексным упражнениям и обучение самостоятельным навыкам физического совершенствования;
4) формирование потребностей и умений самообслуживания, помощи окружающим;
5) создание системы развития интеллектуально-творческого потенциала личности;
6) подготовка детей и подростков к самоуправлению, развитие лидерских качеств.

Содержание курса

В содержание курса включены темы:

Тема 1. Скаутинг. История скаутинга в России. Скаутские законы, правила, обещания, символика. АБС - областная детско-юношеская организация.

Тема 2.  Медицина. Личная и экстренная аптечки. Оказание первой медицинской помощи при ранах, порезах, проколах, носовых кровотечениях. Оказание первой медицинской помощи при вывихах, ушибах, переломах. Лекарственные растения и их применение в походах.

Тема 3. Туризм. Правила для туристов. Типы и назначение рюкзака. Одежда и обувь для похода. Выбор места для стоянки. Индивидуальное и групповое снаряжение для похода. Установка палатки.

Тема 4. Узлы и их назначение.

Тема 5. Кулинария.

Эмблема и значок отряда «НАДЕЖДА»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды"

Клятва волонтеров  Вступая в ряды волонтерского отряда торжественно клянемся: - быть честными; - дисциплинированными; - не курить, не принимать алкогольные н...

Скаутинг в нашей жизни

История, развития скаутинга в России. Показана жизнь саратовских скаутов...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Статья рассказывает о здоровьесбережении во внеучебной деятельности Скаутское движение...

Сценарий выступления волонтёрского отряда "Надежда" на районном семинаре

Здесь представлена визитная карточка отряда и указываются те добрые дела, которые делают волонтёры на благо своей школы и города....

Портфолио волонтерского отряда "Парус надежды" МБОУ СОШ п. Лески

Портфолио волонтерского отряда содержит материалы о  создании отряда, направлениях деятельности и наиболее значимых акциях....

Программа поискового отряда "Надежда" МБОУ СОШ №1 г. Юрьев - Польского Владимирской области

Программа  рассчитана  на  новичков (учащихся  5-11 классов),  занимающихся  в  поисковом  отряде  первый  год.  Задания  для  учащихся...