ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
статья (6 класс) на тему

Онтина Надежда Александровна

Статья рассказывает о здоровьесбережении во внеучебной деятельности Скаутское движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ontina_na.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Онтина Надежда Александровна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Гимназия № 89 г. Саратов

В настоящее время очень актуальна проблема сохранения здоровья детей, как во время уроков, так  и во внеурочное время. Поэтому не случайно в школьной практике вводятся здоровьесберегающие технологии. Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Очень большое внимание сейчас уделяется здоровьесбережению обучающихся во время уроков, но и о внеурочной деятельности мы не должны забывать. Внеурочное время  должно быть организовано таким образом, чтобы  обучающийся мог провести его с пользой для здоровья. Поэтому, меня как классного руководителя, очень волнует проблема организации внеурочного времени моих учеников. Ребята очень активные и поэтому их энергию необходимо направить в нужное русло и таким образом, чтобы их деятельность была полезна для здоровья. Таким образом, появилась идея вовлечь ребят в скаутское движение.

Скауты - это мальчишки и девчонки, которые живут по скаутским законам, умеют дружить, не боятся трудностей и хотят стать полезными своей Родине.
Слово
"скаут" (scout-англ.) переводится как "первопроходец, следопыт, разведчик". Скауты – разведчики добрых дел и всегда готовы прийти на помощь тем, кому трудно. Скаутское движение (Scouting-англ.) — всемирное детско-юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы они могли стать успешными в обществе. Это достигается неформальным образованием, организованным по скаутскому методу. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Система ”скаутинг” направлена на то, чтобы захватить характер ребенка в тот момент, когда в нем еще не охладел энтузиазм, поощрять и развивать его индивидуальность так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Скаутинг включает множество факторов, способствующих наиболее полному становлению индивида, но он не заменяет семью, школу, религию и др. социальные институты воспитания, а дополняет их воспитательную деятельность. Скаутский метод – это прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, работу в малых группах и стимулирующие программы, выполняемые в непосредственном общении с природой.

     Все это обуславливает черты, присущие всем программам деятельности скаутов:

  • активная деятельность на природе,
  • игровые формы работы, приспособленные к различным возрастам и с учетом пола,
  • проживание детей в палаточных лагерях малыми группами (“патрулями”) по 6 - 10 чел.
  • полное самообслуживание, включая приготовление пищи на костре,
  • приобретение навыков и умений в игровой форме путем личного участия, опыта, эксперимента,
  • отражение результата деятельности ребят в виде нашивок, знаков отличия,
  • следование традициям, широкое использование ритуалов, церемоний.

Скаут и скаутская жизнь – это не только поездки и развлечения. Это еще и различные трудности, которые надо уметь самостоятельно преодолевать, ведь скаутинг-это не детский сад и няньки здесь не предусмотрены. Самое главное – скауты добровольно берут на себя обязательства перед собой и друзьями: стараться жить по скаутским законам, не подводить отряд, патруль, помогать тем, кто нуждается в помощи

 Первое знакомство со скаутами состоялось в начале 5 класса. Скауты заинтересовали ребят при первой встрече. Большинство ребят «заразились» скаутской романтикой.

Участие в игре «Патриот» было началом вступления в скаутскую жизнь. Программа «ПАТРИОТ» - уникальный опыт воспитания чувства патриотизма через систему конкретных дел, интересных детям и развивающих их личностный потенциал. Ребятам необходимо было выполнить 7 заданий. За каждое выполненное задание ребята получали флажок. Победителем станет та команда, которая быстрее  соберет 7 флажков. Необходимо было выполнить например такое задание: Подготовить и провести в классе «Шоу талантов», где сначала выступит каждый
скаут патруля, а затем весь патруль вместе. Выступления могут быть не
только концертные, но и демонстрирующие другие таланты: показ сделанной
самостоятельно модели, рисунков, презентации или видеоролика и т.д. Прислать
заметку-отчет, фотографии или видеозаписи выступлений, отзывы нескольких
участников и зрителей. Ребята с удовольствием готовились и выступали на «Шоу талантов».  Следующее задание было таким: встретиться с известными людьми нашего города и задать им интересующие ребят вопросы.  Другое задание было таким: привести в порядок двор в каком-либо доме. И прислать отчет в виде фотографий. Практически все задания были увлекательными и ребята с удовольствием выполняли их. Это не только организовывало их после уроков, но и доставляло ребятам огромное удовольствие. Ведь при выполнении некоторых заданий ребята совершали добрые дела и потом очень этим гордились.

30 января 2013 года ребята принимали участие в Тренинге на командное взаимодействие проводимым Саратовской общественной организацией трезвости и здоровья. В тренинге принимали участие школьники Саратова и Энгельса. Наша команда заняла второе место.

 Программа тренинга позволяет каждому участнику выявить свои сильные и слабые стороны как командного игрока, проявить и закрепить лидерские качества, освоить ключевые принципы формирования команды и работы в команде, овладеть эвристическими методами генерации идей и поиска оптимального решения в условиях стресса и ограниченного времени. Основной целью тренинга является развитие навыков конструктивного взаимодействия и командной работы в пропаганде трезвого здорового образа жизни.
Тренинг состоял из 12 этапов, на каждом из которых командам предстояло выполнить задание, требующее слаженного взаимодействия участников.
 Все упражнения в этом тренинге подобраны так, что для их выполнения необходимы сплоченные усилия всей команды.  Это позволяет наглядно продемонстрировать преимущества командной работы, научить правильно распределять силы и ценить вклад каждого в общее дело.  Задания были следующими: "паутина" (пролезть через верёвочную сетку, используя каждую ячейку только один раз и не задевая веревку), "геометрия вслепую" (с завязанными глазами сделать из веревки нужную геометрическую фигуру), "скала" (стоя на гимнастическом бревне, надо поменяться местами, не касаясь пола) - и всё это абсолютно молча (обсуждать можно лишь до начала выполнения задания). Поэтому при выполнении заданий необходимым  условием было взаимодействие и поддержка друг друга в команде. Во время участия в тренинге на командное взаимодействие ребята не только получили удовольствие, но и еще больше сплотились в одну команду.

Участие ребят в скаутском движении это: организация внеурочной деятельности, здоровый образ жизни, патриотизм.

Здоровый образ жизни - один из важных принципов скаутинга, это правило, которое должен осмыслить и принять каждый вступающий в организацию. Само понятие здоровый образ жизни достаточно обширное:

Во-первых, это осознанный отказ от «вредных привычек»- не курить, не употреблять спиртные напитки. Прежде всего, данное правило распространяется на всех членов организации и непременно соблюдается во всех мероприятиях.  Таким образом, формируется здоровая среда, в которой выполнение правил ЗОЖ - норма, и каждый новичок, попадающий в эту среду, принимает ее как данность.

Во-вторых, это образовательная программа скаутской организации:

-основы личной гигиены, ЗОЖ;

-физическая культура и общая физическая подготовка;

-основы безопасности жизнедеятельности;

-правила выживания в природной среде;

-оказание первой помощи пострадавшему, спасательные работы;

-в образовательную программу РАДС (Российской ассоциации девочек - скаутов) обязательно включены вопросы здоровья будущей женщины - матери.

Особенностью воспитания в скаутинге является деятельностный подход, т.е. обучение в деле. Результатами такого освоения программы становятся практические навыки, которые каждый сможет успешно применять в жизни.

Еще одним основополагающим принципом скаутской методики является жизнь в природе. Природная среда дает оптимальные условия для всестороннего развития детей: это и наблюдения за окружающим миром, и совместный труд группы по обустройству походного (лагерного) быта, и межличностное общение, особый эмоциональный романтический настрой и т.д.

Помимо сохранения и укрепления соматического здоровья скаутская организация уделяет внимание проблемам психического и нравственного (духовного) здоровья юных граждан. Психологический комфорт, адекватная самооценка, умение работать в коллективе и выстраивать межличностные отношения - вот далеко не все, но очевидные, лежащие на поверхности, составляющие психического здоровья подростка, которые дает скаутинг.

В плане нравственного (духовного) здоровья в скаутской организации делается упор на следование российским традициям духовности (это воспитание нравственно-целостной личности с «внутренним стержнем», признающей и принимающей общечеловеческие ценности, толерантной, стремящейся приносить пользу обществу).

Литература:

Соломина С.А.  Специфика работы скаутской организации по сохранению и укреплению детского здоровья.

Использованы материалы с сайта  www.sarscout.ru – Скауты Саратова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности

В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся через интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Автор опыта Мокроусова Надежда Алексеевна, учитель русского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Губкина Белгородской области ...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....