Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности
статья по теме

В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pravilnogo_pitaniya_microsoft_word.rar11.03 КБ

Предварительный просмотр:

                     РАБОТА  ПО

формированию культуры правильного питания

     в учебной и внеучебной деятельности.

                    Здравствуйте!

         Что такое «здравствуй?»

          Лучшее из слов

          Потому что «здравствуй!»

          Значит «Будь здоров».

   Давайте познакомимся:  Я - Горбачева Марина Юрьевна, учитель русского языка, литературы и риторики. В этой школе работаю со дня основания - 19 лет, общий стаж педагогической деятельности - 27 лет, имею I аттестационную категорию.

    Сегодня я говорю вам «здравствуйте», таким образом желаю вам, нашим коллегам и гостям, всем и каждому здравия, то есть здоровья.

     Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

            Существует и определение здоровья по Брехману!

          * Соматическое здоровье - удел биологии и медицины

          * Физическое здоровье - сфера физической культуры и спорта.

          * Психическое здоровье - область применения психологических наук.

          * Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.

         Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия - постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» писал академик Н.Амосов.

Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.

          Наметившаяся во всем мире тенденция «новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ.

          В нашей школе всегда уделялось большое внимание формированию здорового образа жизни (не случайно слова «здоровым быть здорово» - девиз нашего ОУ).

          В этом году школа приступила к реализации модели «Общественно активная школа».

          В рамках реализации этой модели существует проект «Здоровый ребенок», цель которого - сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование ответственных взглядов и убеждений в деле укрепления здоровья, осуществление согласованных действий медиков, педагогов и  родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка в условиях деятельно-активной школы.

          Среди основных направлений реализации проекта особо выделяется планомерная организация  полноценного сбалансированного питания, так как организация правильного питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.

            Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии.

             Именно поэтому считаю, что формирование культуры и навыков правильного питания должно быть целью работы каждого педагога, каждого ОУ.  

             Для выполнения данной цели сформулируем следующие задачи:

     - обучение школьников основам знаний о здоровом питании;

    - расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

     - развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

     - развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

     - развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием;

     - развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы. 

              Формирование культуры питания - процесс долговременный, включающий в себя следующее:

      1 Позиционирование основ правильного питания.

      2 Формирование у учащихся правильного пищевого поведения.

      3 Обеспечение здоровым питанием в школе.

      4 Вовлечение семьи и общественности в процесс формирования культуры питания.

      Я остановлюсь лишь на первых двух  составляющих этой проблемы.

      Работа по формированию культуры правильного питания осуществляется мною в учебной и внеклассной деятельности.

                      Учебная деятельность.

   

                      1. Организация уроков.

     Проводя уроки русского языка, литературы и риторики, подбираю материал по данной проблеме, работаю над созданием  энциклопедии «Секреты здорового питания», включающей задания учащимся, тексты для сообщений, материалы из книг и словарей, рисунки, творческие работы детей, шарады, загадки, ребусы, викторины, пословицы, поговорки и др; сценарии уроков и занятий.

Провожу интегрированные уроки (интегрирование уроков по правильному питанию с другими предметами: русский язык, риторика, литература, ИЗО, технология, ОБЖ, природоведение). Работа позволяет осуществить связь между предметами: русским языком ( работа с текстами, затрагивающими тематику питания, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря»); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровьесберегающим содержанием). Совместно с учителями-предметниками мною разработан и проведен ряд интегрированных уроков по природоведению, литературе, русскому языку, ИЗО и математике.

      В программе предмета риторика (работаю по программе Т.А.Ладыженской) уделяю время на развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием. Так раз в четверть провожу этикетные уроки. В этом году особенно интересно прошли уроки в 5 классе на тему «Жду гостей»,  в 6 классе - «Этикет питания», в 7 классе - «Приходите к нам на огонек» и в 8 классе - «Всегда ли молчание-золото».

                     

                             2. Работа элективного курса.

      Веду занятия элективного курса «Разговор о правильном питании».

      Считаю удачным и правильным, что в нашей школе, несмотря на то, что учебная нагрузка и занятость учащихся в среднем звене возросла, ребята имеют возможность продолжить данную работу на занятиях элективного курса.

      Второй год апробирую продолжение программы, по которой работают учителя начальной школы. В среднем звене программа рассчитана на одно полугодие - 17 часов.

      Цель программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

  Программа включает в себя три содержательных части:

Часть 1 «Разговор о правильном питании»

Часть 2 «Две недели в лагере здоровья»

Часть 3 «Формула правильного питания».

       «Формула правильного питания» предназначена для детей 12-14 лет,

познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».

     Учебно-методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

      Использование комплекта «Формула правильного питания» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение      следующих результатов:

     * полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

     * подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

     * подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

     *  подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

      * подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.

       Реализация учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» определяется её модульным характером, что предполагает:

       * вариативность при выборе площадок для реализации. Она может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования;

        * вариативность способов реализации.

       Учебно-методический комплект может быть реализован:

        * в рамках внеклассной работы (система классных часов и внеклассных мероприятий);

        * в рамках факультативной работы;

        * в рамках регионального компонента учебного плана - курсов, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни.

        Дополнительно материал учебно-методического комплекта может быть использован на уроках истории, литературы, музыки, рисования, краеведения. Выбор же конкретного варианта остается за педагогом:

         * свободным выбором сроков реализации как каждой темы, так и программы целиком. Сроки реализации также определяются самим педагогом - с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д.

         Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы её реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе подростка - самостоятельной или в коллективе.

         Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

          Хочется отметить, что методы реализации данной программы, которые подробно изложены в методическом пособии для учителя ( Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Формула правильного питания») учитывают возрастные особенности школьников - их стремление к самостоятельности, желание играть. Наиболее интересными, на мой взгляд, явились ролевые игры.  В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Такие игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (так при изучении темы «Где и как мы едим» учащиеся должны продемонстрировать варианты поведения в кафе - игра «Кафе»). Основная задача по формированию у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса эффективнее всего решалась при организации дискуссий, брейн-рингов. В ходе работы курса многие из ребят впервые попробовали себя в проектной деятельности ( в теме «Кулинарная история» они готовили викторины, презентации для своих одноклассников, посвященных питанию на Руси и в России).

          Сами ребята отмечали изменения, произошедшие в них после наших занятий.

          Так, создавая «Похвальное слово своему классу», выполняя задание по риторике, ученица 6-б класса Парыгина Анастасия написала:

                  В нашей школе мы живем

                  Уж не первый год,

                  Откровенно скажем всем

                  «Славный мы народ».

                   Никогда наши ребята

                   Не едят немытых ягод,

                   Чистят зубы, моют уши

                   Посмотрите на ребят -

                   Не сутулятся, сидят.

                   Все умыты, все опрятны,

                   Ложки держат аккуратно.

                   Быстро, дружно все съедают,

                   Корки на пол не бросают,

                   Чай на стол не проливают,

                    Потому что точно знают:

                    Кто ест красиво - выглядит счастливо!

                     Внеучебная деятельность.

               Работа литературного клуба «Лира»

 

Уже третий год в нашей школе работает литературный клуб «Лира», объединяющий ребят 5 - 9 классов, интересующихся филологией, людей творческих и активных. Все три года я являюсь его руководителем. Совместно с советом старшеклассников и Центром правопорядка ребята участвовали в праздниках, акциях, конкурсах рекламных плакатов и фотогазет на тему «Новое поколение выбирает правильное питание».   Совместно с классными руководителями разработали и провели (в начальной школе) цикл бесед «Азбука здорового питания». Раз в четверть проходят различные творческие конкурсы по теме «Здоровое питание». 10 декабря закончится конкурс частушек. Выступления агитбригады «Золотые правила» тоже помогают формировать у учащихся навыки здорового образа жизни.

    Второй год при литературном клубе работает «Школа этикета», целью которой является воспитание культуры поведения учащихся посредством привития им норм этикета. Занятия рассчитаны на учащихся 5-6 классов, а в роли ведущих учащиеся 7- 9 классов. В прошлом 2009 году прошли четыре игровых занятия:  

       * «В гостях у маркиза Этикета»

       * «Рыцарский турнир вежливости»

       * «Кому нужны правила поведения за столом»

       * «Необычные приключения в стране хорошего тона».

     В этом году игра «Школа этикета» будет проведена как районная между командами  учащихся 5 -6 классов ОУ микрорайона «Юго-Западный».    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...

Статья: «Формирование системы правильного питания у учащихся с ОВЗ».

 В статье отображены наиболее часто встречающиеся проблемы питания у учащихся с ОВЗ и пути их решения....