Рабочая программа курса по выбору "Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам"
рабочая программа (9 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3  

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРГЕЯ МЕДВЕДЕВА

ГОРОДА САЯНОГОСКА

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

Для учащихся 9-х классов

в рамках предпрофильной подготовки.

«Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам».

Составил:         библиотекарь

                                             Коробова И.П.

Цели и задачи курса:

  1. обучение самостоятельному поиску информации.
  2. привитие навыка самостоятельного поиска литературы.
  3. расширение знаний школьников о справочной литературе.
  4. привитие интереса к справочной литературе. Обучение умению ею пользоваться.

Пояснительная записка к курсу.

Создание и развитие информационной образовательной инфраструктуры России сегодня становится реальностью. В последнее время все больше говориться об информационной грамотности, как о важнейшем навыке современного человека. На сегодняшний день важно не столько зазубрить определенный объем информации, сколько научиться самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Отсюда на первый план выходит задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является умение вести информационный поиск.

В наши дни, при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себя все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает, нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания могут быть актуальны в течение многих лет и станут «багажом на всю жизнь».

Если в прошлом легко можно было обойтись только способностью читать писать и считать, то ныне этого недостаточно. В наше время актуально умение оперативно находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах – это необходимый навык для каждого человека.

Библиотеки не могут стоять в стороне от этого процесса. В Манифесте школьных библиотек ИФЛДА записано: «Школьная библиотека представляет обучающие программы, книги и иные ресурсы, всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации». За последние десятилетия школьные библиотеки сильно изменились: из хранилищ печатных изданий, в задачи которых традиционно входили комплектования и выдача учебных пособий, а также посильная помощь учащимся в самостоятельной работе, они постепенно превращаются в крупные информационные центры, обеспечивающие информационную поддержку всего образовательного процесса.

Поэтому предлагаемый курс предполагает развитие следующих навыков информационной грамотности:

- умение задавать грамотно вопросы;

- знание источников информации и умение ими пользоваться;

- умение правильно применять найденную информацию.

Программа курса составлена в соответствии со следующими основными задачами и требованиями:

- практическая польза от полученных знаний, их соответствие школьным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанных с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности;

- обучением самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками.

                        Содержание курса

  1. Вводное занятие. Информационные ресурсы современного общества. Понятие информационный поиск, информационный запрос и сравнение информаций полученных из разных источников.

Цель данного занятия: сформировать у учащихся 9-х классов представление о месте и роли в жизни человека информации, информационных ресурсов.

Библиотека, как информационно-поисковая система. Назначение отделов библиотеки.

В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в типах и видах информационных источников, необходимых для успешной учебы.

  1. Хранение информации в древности. Древние библиотеки.

Цель занятия: расширить знания учащихся по теме Древние библиотеки:

-библиотеки древней Ассирии, Вавилона, Шумерского государства: Библиотека Ашшурбанипала. Библиотека Рамессеума.

- библиотеки античности: Александрийская библиотека Птолемеев. Пергамская библиотека, библиотека Ульпиана.

-библиотеки Средневековья. Изобретение книгопечатания.

-библиотека Ватикана.

-Российские библиотеки: библиотеки Киевскуй Руси, Московского государства, библиотеки петровской эпохи («всенародная Публичная библиотека» В.В.Киприанова; «Кикины палаты»

4. Определение информационного запроса

Цель занятия: научить учащихся точно формулировать свой информационный запрос, определять тип информационного запроса (адресный, тематический, фактографический).

5.  Знакомство с поисковыми системами. Библиотека как информационно-поисковая система.

Задача этого занятия познакомить учащихся с каталогами: систематическим, алфавитным, предметным, электронным. Знакомство с картотекой журнальных статей. Назначение алфавитно-предметного указателя. Состав систематического каталога и каталожной карточки, библиографических указателей. Тематический поиск, схема-кластер.

  1. Электронные библиотеки. Электронные репозитарии. Интернет.

Цель этого занятия приобщить школьников к новому для них виду самостоятельной учебной деятельности – работе с информацией не только печатной, но и электронной. Научиться работать с банками данных электронных библиотек и электронных репозитариев.

Преимущества электронной библиотеки.

  1. План. Реферат.

Практическое занятие, на котором учащиеся должны составить план, как простой, так и сложный по предложенной теме. А также познакомиться с планом-схемой реферата. Правильно оформлять титульный лист (составляют макет реферата по заданной теме).

  1. Работа со словарями. Зачёт.

Итоговое занятие, на котором учащиеся должны найти информацию в предложенных словарях (  Энциклопедические словари, Лингвистические словари, Толковые словари, Словари иностранных слов, Этимологические словари, Фразеологические словари, Грамматические словари, Словари неологизмов, синонимов, антонимов, двуязычные и т.п.). Правильно выбрать из всех предложенных источников нужный, обосновать свой выбор, и дать как можно быстрее правильный ответ,  

 

Тематическое планирование по спецкурсу

«Библиотечно-библиографические

и информационные знания школьникам».

№№№

Наименование темы

Всего часов

Из них лекции

практические

1

Вводное занятие. Информационные ресурсы современного общества. Понятие информационный поиск, информационный запрос и сравнение информаций полученных из разных источников.

1

1

2

Хранение информации в древности. Древние библиотеки.

2

2

3

Определение информационного запроса

1

1

4

Знакомство с поисковыми системами. Библиотека как информационно-поисковая система.

1

1

5

Электронные библиотеки. Электронные репозитарии. Интернет.

1

1

6.

План. Реферат.

1

1

7.

Работа со словарями. Зачёт.

1

1

Список источников:

  1. Маэотс О.Н. Уроки информационной грамотности. Методические рекомендации; М.: «Чистые пруды», 2005 г.
  2. Систематический каталог. Практическое пособие., М., «Книжная палата», 1990 г.
  3. Библиотековедение. Общий курс. М.: «Книжная палата», 1988 г.
  4. Ж. «Школьная библиотека». – 2003 г., №9, стр. 51-52.
  5. Ж. «Школьная библиотека» 2001 г.,  №7, стр. 33-40.
  6. Газета «библиотека в школе» № 10 – 2002 г.
  7. Газета «Библиотека в школе» № 9, 11 – 2005 г.
  8. http://www.mirbib.ru/ Древние библиотеки
  9. http://yaca.yandex.ru/school/2.html/Каталог для школьников
  10. http://www.artlebedev.ru/everything/yandex/school/Школьный Яндекс
  11. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1259/
  12. http://www.library.ru/3/biblionet/
  13. http://mou128.chel-edu.ru/biblio/p18aa1.html
  14. http://mou128.chel-edu.ru/biblio/p24aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов

       Программа факультативного курса       «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену»   составлена на основе  ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний»

   В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ» Направления развития личности школьника: общекультурное 1 класс

Цель программы:  формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.Задачи  программы:совершенствовать практические у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...

Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки &quo...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"

Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...