Как подготовить конкурсное занятие педагогу-организатору
материал

При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно-досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и др., используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.

Предела совершенствованию занятия в детском творческом объединении нет. Необходимо творчески подходить к разработке занятий с учётом достижений педагогики, психологии, передового опыта и новых требований ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГОС СО чтобы обеспечить высокий уровень развивающего занятия.

Рекомендации могут помочь педагогу дополнительного образования, участвующему в конкурсе, а так же педагогам, имеющим специальное педагогическое образование (и не имеющие такового) разработать и написать план- конспект развивающего занятия, определив его тип, этапы, задачи, содержание каждого этапа, самоанализ деятельности, методы организации занятия в детском творческом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить конкурсное занятие педагогу дополнительного образования

 

При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно-досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и др., используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.

Предела совершенствованию занятия в детском творческом объединении нет. Необходимо творчески подходить к разработке занятий с учётом достижений педагогики, психологии, передового опыта и новых требований ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГОС СО чтобы обеспечить высокий уровень развивающего занятия.

Рекомендации могут помочь педагогу дополнительного образования, участвующему в конкурсе, а так же педагогам, имеющим специальное педагогическое образование (и не имеющие такового) разработать и написать план- конспект развивающего занятия, определив его тип, этапы, задачи, содержание каждого этапа, самоанализ деятельности, методы организации занятия в детском творческом объединении.

 

Какое должно быть занятие?

 

- должно иллюстрировать практическую деятельность педагога;

- отражать идеи программы, авторскую оригинальную методику;

- должно быть завершённым, но, в то же время раскрывать перспективы программы;

- должно побуждать у детей интерес и желание заниматься в аналогичном детском творческом объединении.

 

Рекомендации к проведению конкурсного занятия

Главный критерий качества занятия: увлечённость и заинтересованность детей, способность педагога в ходе занятия к импровизации и творчеству, умение эффективно реализовать познавательные,  развивающие, воспитательные задачи, умение организовать сотрудничество с детьми.

 

С чего начать?

Для того чтобы конкурсное занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть требования к современному занятию и тщательно подготовиться:

1. При разработке занятия педагогу дополнительного образования  необходимо изучить учебно-тематический план реализуемой дополнительной образовательной программы:

- согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

- определить взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;

- определить тип и структуру занятия; его тему.

2. Важно определить конкретные цель и задачи занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. 

3. Важно продумать мотивацию каждого этапа предстоящей деятельности.

4. Необходимо продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объём образовательного компонента.

5. Подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

6. Продумать индивидуальные задания для детей с опережением в развитии (детей ОВЗ), объем и форму самостоятельной работы.

7. Разработать краткий конспект предстоящего занятия:

- основную цель, и задачи;

- структуру (деление его на части или этапы работы);

- интересное содержание (теоретический и практический материал) проблемное изложение материала, формулировку вопросов;

- современные технологии обучения, приемы, методы, формы, способы деятельности на занятии;

- учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;

- активные формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог – детский коллектив, обучающиеся в малых группах, индивидуальная работа каждого обучающегося, в паре и др.).

8. Продумать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства (соблюдение государственных санитарно-гигиенических норм) временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, здоровьесберегающий аспект деятельности.

9. Подумать об эффективной обратной связи, адекватном языке и понятийном аппарате занятия, о насыщенности занятия терминами.

10. Продумать контроль и рефлексию образовательной деятельности – анализ детей друг друга, самих себя, ситуацию педагогической поддержки, ситуацию успеха и др.

 

Примерная структура занятия:

В целом учебное занятие любого типа можно представить, как последовательность этапов:

1 этап – организационный. 

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность, активизация внимания.

2 этап – проверочный.

Задача: проверка имеющихся у детей представлений и умений для подготовки к изучению новой темы.

3 этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация деятельности.

4 этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы;

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

• правила техники безопасности.

Практическая часть. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.

Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

5 этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.

6 этап – итоговый.

Задача: педагог совместно с детьми анализирует и оценивает достижения цели и результатов занятия, намечает перспективу работы. Подводят итоги занятия, формулируют выводы, поощряет детей за работу на занятии.  

7 этап: рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и польза занятия.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами (изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от типа занятия).

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся. Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся. Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной. Систематическая обратная связь.

 

Особенности проведения занятия -

«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу» Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо. (Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.).

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу – это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц и др., позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

Важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, дома, во дворе и т.д.

- создание имиджа учреждения, педагога дополнительного образования и детского творческого объединения;

- создание атмосферы быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

- быстрое включение детей в деятельность;

Задачи вводного занятия:

-  познакомить детей с учреждением и детским объединением;

- познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

- создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

- вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Необходимо что бы результаты этого занятия стали в последующем основанием для: 

- внесения корректив в дополнительную образовательную программу;

- разработки индивидуальных заданий;

- объединения детей в подгруппы для выполнения коллективной работы.

Приемы оптимизации занятия

При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

При организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, мишки.

Самоанализ:

 

Грамотный самоанализ занятия является условием совершенствования образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

- Является ли Ваше занятие отражением Вашего педагогического кредо? В чём оно заключается?

- В чём определяется соответствие темы занятия дополнительной образовательной программы и плана работы детского объединения на учебный год?

- Определяется ли соответствие содержания, методов и средств поставленным задачам и особенностям контингента детей? Какие формы организации, приёмы и методы, использованные на занятии оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?

- В процессе самоанализа важно пояснить логическую последовательность и взаимосвязь этапов. Рационально ли было распределено время, отведенное на занятие.

- Насколько оптимально подобраны технические средства и методические материалы?

- Важно соотнести поставленные задачи с достигнутыми результатами. Оцените общую эмоциональную атмосферу, заинтересованность и включённость детей в деятельность, обратную связь?

- Насколько реализованы развивающие возможности занятия: формирование активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, новых понятий и умений?

- Как использовались воспитательные возможности занятия, в том числе в профессиональной ориентации и обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих обучающихся?

- Как вы оцениваете результаты мотивации детей к деятельности, стимулирования и поощрения, подведения итогов и оценки деятельности детей? 

 

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педагогическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От щедрот своих", или как подготовить конкурсный материал

Решение разместить аналитическую справку для участия в конкурсе НП "Образование" (конкурс "Лучшие учителя России" было принято после многочисленных сетований коллег о том, что рекомендаций по оформлен...

Сценарий торжественной линейки "Здравствуй школаСценарий торжественной линейки "Здравствуй школа!" Подготовила: Педагог-организатор Бароненко К.А."в коррекционной школе-интернате

Сценарий торжественной линейки "Здравствуй школа!" в коррекционной школе-интернате.Подготовила: педагог-организатор Бароненко К.А....

Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"

Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...

Методическая подборка для педагогов по хореографии и педагогов-организаторов для работы с детьми в летнем оздоровительном лагере

В данном методической подборке рассмотрены разные танцевальные стили, которые часто используются во время работы в  детском лагере, для постановок номеров к концертам, для развития танцевальных н...