Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности « Гармония»
рабочая программа (5, 6 класс)

Занятие декоративно – прикладным творчеством дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие мыслительных способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание положительных качеств личности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к творческому самовыражению.

Содержание программы «Гармония» является продолжением изучения смежных предметных областей: технологии, изобразительного искусства. Программазнакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: бисероплетение, бумагопластика,вязание крючком,изготовление кукол.Разнообразие творческих заданий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к декоративно – прикладной деятельности.

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, развитию творческого подхода к своему труду, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства.

Дополнительная общеразвивающая программа «Гармония» имеет художественную направленность, предназначена для оказания образовательных услуг в условиях МБОУ СШ № 35 города Ульяновска.

Дополнительная программа «Гармония» является программой художественной направленности. Программа ориентирована на самореализацию детей в освоении направлений декоративно-прикладного творчества, на побуждение к получению новых знаний и на освоение практических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Ульяновска «Средняя школа № 35»

Дополнительная общеразвивающая

 программа художественной направленности

« Гармония»

Возраст учащихся: 11 – 12 лет

Срок реализации программы: 1 год, 72 часа

1 модуль – 34 часа, 2 модуль – 38 часов

Автор – составитель

                                                        Бычек Светлана Александровна,

                     педагог дополнительного образования        

Ульяновск  2020 г.

Содержание программы «Гармония»

     1. Основные характеристики  дополнительной общеразвивающей программы

                   1.1. Пояснительная записка……………………………………………...3

                   1.2. Содержание программы………………………………………..........6

                   1.3. Планируемые результаты…………………………………..………12

      2. Комплекс организационных педагогических условий

                   2.1. Календарный учебный график…….……………………………….13

                   2.2. Условия реализации программы…………………………….…......13

                   2.3. Формы контроля и подведения итогов реализации программы…13                                                                                                  

                   2.4. Диагностический блок программы……………..……………….....14

                   2.5. Методическое обеспечение программы……………………...…....16

      3. Список литературы…………………………………………………….............18

      4. Приложения:

    Приложение 1. Календарный учебный график…………………………………20

1. Основные характеристики  дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Истоки способностей и дарований детей

 находятся на кончиках пальцев

  В. А. Сухомлинский

Занятие декоративно – прикладным творчеством дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие мыслительных способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание положительных качеств личности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к творческому самовыражению.

Содержание программы «Гармония» является продолжением изучения смежных предметных областей: технологии, изобразительного искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: бисероплетение, бумагопластика,  вязание крючком,  изготовление кукол.  Разнообразие творческих заданий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к декоративно – прикладной деятельности.

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, развитию творческого подхода к своему труду, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства.

Дополнительная общеразвивающая программа «Гармония» имеет художественную направленность, предназначена для оказания образовательных услуг в условиях МБОУ СШ № 35  города Ульяновска.

Дополнительная программа «Гармония» является программой художественной направленности. Программа ориентирована на самореализацию детей в освоении направлений декоративно-прикладного творчества, на побуждение к получению новых знаний и на освоение практических навыков.

Программа «Гармония» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N 196"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831),
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672
  • Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Сан Пин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
  • Сан Пин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы».
  • Положение о дополнительных общеразвивающих программах (локальный акт).

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на углубление, дополнение и расширение знаний, полученных на уроках технологии. Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Реализация данной программы способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Новизна программы состоит в использовании проектных технологий. Проектная деятельность занимает значимое место в программе. Овладев несколькими видами ручного труда и комбинируя их, обучающийся  получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Именно комплексные знания и умения позволяют обучающимся создавать и защищать свои творческие проекты. В  ходе выполнения проектных заданий у детей формируется творческая и познавательная активность.

Педагогическая целесообразность программы «Гармония» обусловлена необходимостью формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности обучающихся. Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.      Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.  

По отношению к программам общего образования данная программа является дополнительной.

   Уровень освоения программы: стартовый. 

Срок реализации программы 1 год.

Количество учащихся

Занятия проводятся с группой учащихся до 15 человек.

Режим занятий

Занятия проводятся с группой учащихся 2 раза в неделю по 1 учебному часу.

Форма обучения очная, возможна дистанционная форма реализации программы (Закон № 273 – ФЗ, гл. 2, ст. 17, п.2), допускается сочетание очного и дистанционного форм обучения.

Содержание курса подобрано в соответствии с возрастными особенностями детей и изложено последовательно. Материал программы является дополнительным, так как действительно расширяет, углубляет и выстраивает в систему начальные знания, умения и навыки, полученные на занятиях технологии.

Форма организации занятия: групповая с постоянным составом учащихся. Используемые виды занятий: практические, теоретические, комбинированные, тренировочные, диагностические. Формы проведения занятий: беседа, рассказ, викторина, мастер-класс, выставка, открытое занятие, конкурс, занятие-игра.

Цель программы: создание условий для реализации индивидуального творческого потенциала обучающихся средствами декоративно – прикладной деятельности.

Задачи:

Образовательные: 

- изучение теоретических сведений по различным видам декоративно – прикладного творчества;  

- ознакомление  с правилами техники безопасности при работе со специальными приспособлениями;

- изучение специальных терминов по направлениям декоративно – прикладного творчества;

- обучение технологическим процессам разделов программы.

Развивающие:

- развитие внимания, образного мышления, фантазии;

- развитие творческих способностей обучающихся в области декоративно-прикладного искусства;

- формирование познавательного интереса к изучению истории декоративно-прикладного творчества.

- формирование практических умений и навыков  у учащихся при выполнении творческих работ;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы при выполнении творческих проектов.

- развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные: 

- формирование положительной мотивации к совершенствованию в направлениях декоративно-прикладного искусства;

- воспитание интереса к творческой деятельности;

- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и взаимопомощи;

- воспитание упорства в достижении желаемых результатов.

1.2 Содержание программы

Учебный план

раздела

№ занятия

Раздел

Общее количество часов

Теория/практика

Прак-тика

Диагностика

Творческий проект

Выстав-ка

1 модуль

1

1

Введение

2

1

-

1

-

-

2

2-8

Квиллинг  

7

2

4

-

-

1

3

9-33

Плетение из бисера

25

6

15

-

3

1

34

9

19

1

6

2

2 модуль

4

34-53

Вязание крючком

20

6

6

-

6

2

5

54-67

Работа с тканью и пряжей. «Мастерская кукол»

13

5

4

-

3

1

6

68

Подведение итогов.

2

-

-

1

-

1

38

11

10

1

9

4

Итого

72

20

29

2

15

6

Учебно-тематический план

п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Теория/

практи-ка

Практи-

ка

Диагностика

Творческий

проект

Выставка

1 модуль

1

Введение

2

1

-

1

-

-

1.1

Введение в программу. Инструктаж по ТБ и СГТ. Инструменты и приспособления.

2

1

-

1

-

-

2

Квиллинг

7

2

4

-

-

1

2.1

Квиллинг. История возникновения Основные элементы.

2

1

1

-

-

-

2.2

Изготовление объемной фигуры  в технике квиллинг. 

3

1

2

-

-

-

2.3

Коллективные работы с использованием техники квиллинг.

2

-

1

-

-

1

3

Плетение из бисера

25

6

15

-

3

1

3.1

Искусство бисероплетения.

Низание. Петельная техника.

6

1

5

-

-

-

3.2

Параллельное плетение.

Плоские фигуры.

2

1

1

-

-

-

3.3

Параллельное плетение.

Объемные миниатюры.

2

1

1

-

-

-

3.4

Французское плетение.

Создание композиций.

5

1

4

-

-

-

3.5

Вышивка бисером картин на канве.

3

1

2

-

-

-

3.6

Плетение бисером на проволочном каркасе.

3

1

2

-

-

-

3.7

Мини проект «Мир бисера»

4

-

-

-

3

1

2 модуль

4

Вязание крючком

20

6

6

-

6

2

4.1

Вязание крючком. Воздушная петля, столбик без накида.

1

1

-

-

-

-

4.2

Полустолбик, столбик с накидом

1

1

-

-

-

-

4.3

Круговое вязание

2

1

1

-

-

-

4.4

Мини  проект. Изготовление вязаной игрушки.

4

-

-

-

3

1

4.5

Плоские вязаные цветы

2

1

1

-

-

-

4.6

Объемные вязаные цветы.

3

1

2

-

-

-

4.7

Филейное вязание.

3

1

2

-

-

-

4.8

Мини проект «Вязаная история».

4

-

-

-

3

1

5

Работа с тканью и пряжей. «Мастерская кукол»  

13

5

4

-

6

1

5.1

История возникновения кукол.

Нитяные куклы – мартинички.

2

1

1

-

-

-

5.2

Кукла – закрутка.

1

1

-

-

-

-

5.3

Кукла – помпон.

2

1

1

-

-

-

5.4

Кукла из бросового материала.

2

1

1

-

-

-

5.5

Кукла - предмет интерьера.

2

1

1

-

-

-

5.6

Проект. Изготовление куклы – тильды.

7

-

-

-

6

1

6

Подведение итогов.

2

-

-

1

1

Итого

72

20

29

2

15

6

Содержание программы

1 модуль

Раздел 1 Введение (2 час)

1.1 Введение в программу. Инструктаж по ТБ и СГТ. Инструменты и приспособления.

(2 ч.)

Теория: Содержание и характер обучения в новом учебном году. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Правила пожарной безопасности. Организация рабочего места. Подготовка инструментов материалов для занятий.

Инструменты, приспособления, материалы для работы (ножницы, иглы, наперсток, карандаши, кисти, фломастеры, измерительные инструменты, калька, миллиметровая бумага, копировальная бумага, пряжа,  нитки, крючок, бисер, проволока, бумага). Назначение каждого инструмента, правила пользования, правила хранения; правила безопасности труда и личной гигиены.

Входная диагностика

Раздел 2 «Квиллинг» (7 ч.)

2.1  Квиллинг. История возникновения Основные элементы. (2 ч.)

Теория: История возникновения квиллинга. Квиллинг – искусство бумагокручения. Базовые элементы квиллинга. Основные приемы работы в технике квиллинг. Правила создания изделия. Элементы: «капля», плотный круг, «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «завиток».

Практика: Отработка базовых элементов квиллинга, изготовление образцов, создание открытки.

2.2 Изготовление объемной фигуры в технике квиллинг. (3 ч.)

Теория: Приемы изготовления сложных, объемных форм из плотной и гофрированной бумаги. Работа с шаблоном, схемой.

Практика: практическая работа (работа с шаблонами, освоение приемов выполнения объемных форм, изготовление объемных композиций из плотной и гофрированной бумаги Изготовление цветочных композиций, фигур животных.

2.3  Коллективные работы с использованием техники квиллинга. (2 ч.)

Практика: ознакомление с особенностями выполнения коллективной работы. Прорисовка эскиза композиции. Подбор гармоничной цветовой гаммы. Практическая работа (изготовление элементов коллективной работы ,  коллективная работа).

Выставка: подготовка коллективных работ к выставке и фотографированию.

Раздел 3 «Плетение из бисера» (25 ч.)

3.1 Искусство бисероплетения. Низание. Петельная техника. (6 ч.)

Теория: История возникновения бисероплетения. Виды бисера. Размер бисера. Виды проволоки и ее назначение. Низание бисера. Петельная техника, ее особенности. Последовательность изготовления цветов и деревьев из бисера. Окончательное  оформление изделия.

Практика: Отработка петельной техники бисероплетения, изготовление образца, плетение цветов в петельной технике, плетение деревьев в петельной технике (береза, ива, сакура).

3.2 Параллельное плетение. Плоские миниатюры. (2 ч.)

Теория: Параллельное плетение. Особенности при плоском параллельном плетении. Правила подбора материалов. Плоская  миниатюра. Сборка элементов изделия.

Практика: Освоение плоского параллельного плетения, выполнение образца, создание плоской миниатюры в технике параллельного плетения (фигура животного).

3.3 Параллельное плетение. Объемные миниатюры. (2 ч.)

Теория: Параллельное плетение. Особенности при объемном параллельном плетении. Правила подбора материалов. Объемная миниатюра. Сборка элементов изделия.

Практика: Выполнение объемного параллельного плетения, выполнение образца, создание объемной миниатюры в технике параллельного плетения.

3.4 Французское плетение. Создание композиций. (5 ч.)

Теория: Французское плетение. Особенности французского плетения. Чтение схемы. Композиция в технике французского плетения. Подбор материалов, цветовой гаммы.

Практика: Формирование навыка плетения из бисера, изготовление образца французского плетения, изготовление цветочных композиций в технике французского плетения (роза, орхидея).

3.5 Вышивка бисером картин на канве. (3 ч.)

Теория: Вышивка бисером на канве. Счетная вышивка. Вышивка «крест». Закрепление нитки на изнаночной стороне. Подбор бисера для схемы. Правила вышивки бисером на канве. Оформление изделия.

Практика: Чтение схемы вышивки. Подбор гармоничных цветов для вышивки. Подбор канвы и бисера. Отработка узелка на изнаночной стороне. Изготовление картины в технике «вышивка бисером».

3.6  Плетение бисером на проволочном каркасе. (3 ч.)

Теория: Плетение бисером на проволочном каркасе. Особенности и приемы плетения бисером на проволочном каркасе. Подбор материалов. Разработка эскиза. Гармоничная цветовая гамма.

Практика: практическая работа: освоение плетения бисером на проволочном каркасе, изготовление сувенирного изделия (подвеска интерьерная, украшение).

3.7 Мини проект «Мир бисера». (4 ч.)

Теория: Творческий проект. Этапы творческого проекта. Особенности выполнения творческого проекта. Изготовление изделия в выбранной технике вязания.

Практика: практическая работа: изготовление изделия в выбранной технике плетения бисером, совершенствование и закрепление навыка по выполнению изученных видов и приемов плетения из бисера в процессе выполнения творческого проекта.

Примерный перечень изделий: украшение из бисера, объемное изделие, оформленное в рамку, растительная композиция.

Модуль 2

Раздел 4 «Вязание крючком» (20 ч.)

4.1 Вязание крючком. Воздушная петля, столбик без накида. (1 ч.)

Теория: История возникновения вязания. Вязание крючком. Виды ниток. Размеры и виды крючков для ручного вязания. Воздушная петля. Воздушная цепочка. Столбик без накида. Правила начала вязания. Технология выполнения воздушной цепочки и столбика без накида. Условное обозначение на схемах воздушной петли и столбика без накида.

Практика: практическая работа (освоение приемов вязания воздушной петли, цепочки и столбика без накида, выполнение образцов, изготовление цветка на основе воздушной цепочки).

4.2 Полустолбик, столбик с накидом. (1 ч.)

Теория: Технология выполнения полустолбика и столбика с накидом. Условное обозначение на схемах полустолбика и столбика с накидом.

Практика: практическая работа (выполнение образца полустолбика, выполнение образца столбика с накидом).

4.3 Круговое вязание (2 ч.)

Теория: Круговое вязание. Особенности кругового вязания. Начало вязания. Чтение схемы кругового вязания.

Практика: Отработка кругового вязания, начало вязания, чтение схемы, окончание работы. выполнение образца.

4.4 Мини  проект. Изготовление вязаной игрушки. (4 ч.)

Творческий проект: Этапы творческого проекта. Особенности выполнения творческого проекта. Изготовление изделия в выбранной технике вязания. Работа со схемой. Подбор материалов. Цветовое решение. Окончательное оформление игрушки. Практическая работа (изготовление вязаной игрушки на основе кругового вязания по выбору обучающихся (мишка, зайчик, собака).

Выставка: Подготовка изделий для выставки.

4.5 Плоские вязаные цветы. (2 ч.)

Теория: Плоские вязаные цветы. Чтение схемы. Начало и окончание вязания. Подбор материалов и цветовой гаммы цветов.

Практика: практическая работа (изготовление вязаных цветов).

4.6 Объемные вязаные цветы. (3 ч.)

Теория: Техника вязания цветов. Плоскостные цветы. Объемные цветы. Вязание лепестка и листа по схеме. Чтение схем. Правила сборки вязаных элементов. Декоративное оформление работы.

Практика: практическая работа (освоение технологии и последовательности изготовления вязаных цветов, изготовление цветов в различных техниках роза, мак, ромашка и др.)

4.7 Филейное вязание. (3 ч.)

Теория: Филейное вязание. Ажур. Ажурные мотивы. Схема филейного вязания. Правила чтения схем. Обозначения на схемах.

Практика: практическая работа (освоение филейного вязания, выполнение образца филейного вязания, изготовления открытки в технике филейного вязания).

4.8 Мини проект «Вязаная история» (4 ч.)

Теория: Творческий проект. Этапы творческого проекта. Особенности выполнения творческого проекта. Изготовление изделия в выбранной технике вязания.

Практика: практическая работа (изготовление изделия в выбранной технике вязания, совершенствование и закрепление навыков по выполнению изученных петель и приемов в процессе вязания различных изделий (салфетка, кармашек для мелочей, ажурная картина, чехол для декоративной подушки).

Раздел 5 Работа с тканью и пряжей. «Мастерская кукол» (13 часов)

5.1 История возникновения кукол. Нитяные куклы – мартинички. (2 ч.)

Теория: Роль куклы в жизни человека. История появления  кукол. Виды кукол. Простейшие куклы. Нитяные куклы – мартинички. Технология изготовления нитяных кукол.

Практика: Подготовка материалов к работе. Работа над эскизом куклы. Приобретение навыков работы с пряжей. Практическая работа (изготовление нитяной куклы – мартинички).

5.2 Кукла – закрутка. (1 ч.)

Теория: Кукла – закрутка. Значение куклы – закрутки. Технология изготовления куклы – закрутки.

Практика: Подготовка материалов к работе. Работа над эскизом куклы. Раскрой деталей.  Приобретение навыков работы с тканью. Практическая работа (изготовление куклы – закрутки).

5.3 Кукла – помпон. (2 ч.)

Теория: Кукла – помпон. Правила изготовления помпонов. Особенности сборки куклы. Декоративное оформление куклы.

Практика: Подготовка материалов к работе. Работа над эскизом куклы. Приобретение навыков работы с пряжей. Практическая работа (изготовление куклы из помпонов).

5.4 Кукла из бросового материала. (2 ч.)

Теория: Кукла из бросового материала. Повторное использование материалов. Правила использования текстильного и трикотажного бросового материала Особенности сборки куклы. Декоративное оформление куклы.

Практика: Подготовка материалов к работе. Работа над эскизом куклы. Приобретение навыков работы с бросовыми материалами. Практическая работа (изготовление куклы из бросового материала).

5.5 Кукла - предмет интерьера (2 ч.)

Теория: Интерьер. Предметы интерьера. Кукла как предмет интерьера. Правила изготовления кукол для украшения интерьера. Особенности сборки куклы. Декоративное оформление куклы.

Практика: Подготовка материалов к работе. Работа над эскизом куклы. Приобретение навыков работы с пряжей, тканью и другими материалами.  Практическая работа (изготовление куклы – предмета интерьера (игрушка – подушка, настенная кукла).

5.6 Проект. Изготовление куклы – тильды. (7 ч.)

Теория: Кукла – тильда. Виды и особенности куклы – тильды. Поиск художественного образа куклы. Эскиз куклы. Выкройка. Моделирование. Правила раскроя деталей куклы. Технологический процесс изготовления интерьерной куклы. Сметочный шов. Шов «назад иголкой». Правила окончательного декоративного оформления куклы

Практика: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей. Соединение элементов куклы. Набивание куклы. Декоративное оформление куклы.

6. Подведение итогов. (2 ч.)

Подведение итогов работы. Организация итоговой выставки творческих работ. Оформление работ для итоговой выставки. Проведение итогового контроля. Итоговая диагностика.

1.3 Планируемые результаты программы.

Предметные результаты:

Должны знать:

- правила техники безопасности и санитарно – гигиенические требования;

- правила использования инструментов и приспособлений, необходимых для изучения разделов программы;

- назначение материалов, используемых на занятиях (бисер, леска, картон, калька, ткань, пряжа);

- терминологию разделов программы  (шов, стежок, лицевая и изнаночная часть, шаблон, схема, выкройка, квиллинг);

- историю появления квиллинга, бисероплетения, вязания крючком.

-- последовательность выполнения изделия – разметка, раскрой, сборка, пошив и т.д.;

Должны уметь:

- пользоваться инструментами (ножницами, иглой):

- соблюдать правила по технике безопасности;

- выполнять разметки по шаблону и вырезать по контуру;

- выполнять операции при работе с бумагой и тканью -

(складывать, соединять, вырезать, кроить);

- выполнять швы – «вперед иголкой», «назад иголкой», « петельный»;

- выполнять плетения из бисера: петельное, параллельное, французское;

- вязать крючком в техниках «столбик без накида», «столбик с накидом», «полустолбик», «круговое вязание».

Метапредметные результаты:

- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по группе, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умениями вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

- следовать при выполнении работы инструкциям педагога.

Личностные результаты:

- умение планировать режим дня, обеспечить оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

- умение содержать в порядке инструменты, приспособления, оборудование, осуществлять их подготовку к занятиям.

- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достичь в нём взаимопонимания;

- усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий, во время игр и мероприятий;

2. Комплекс организационных педагогических условий.

2.1. Календарно-учебный график составляется ежегодно к началу текущего учебного года по утвержденному расписанию и оформляется Приложением №1 к дополнительной общеразвивающей программе «Гармония».

2.2 Условия реализации программы:

- наличие постоянного оборудованного кабинета с достаточным освещением и материальным обеспечением;

- методическое обеспечение: наличие программы, наглядные пособия, демонстрационный материал, методический, дидактический, наглядный, раздаточный материал.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождающими вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов, книг. Педагог демонстрирует трудовые операции, различные приёмы работы.

- наличие необходимого количества инструментов (ножницы, игла);

- необходимая литература для детей и педагога;

- четкая постановка цели каждого занятия, последовательность этапов работы, создание положительного микроклимата.

- информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

- кадровое обеспечение: общеразвивающая программа «Гармония» разработана педагогом дополнительного образования Бычек Светланой Александровной.

2.3. Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Цель проведения диагностики: сравнение результатов, достигнутых в процессе обучения с запрограммированными дополнительной образовательной программой.

Различают: - входная диагностика;

                    - текущая диагностика;

                    - итоговая диагностика.

Формы проведения диагностики образовательного процесса: беседа, творческое задание, викторина, опрос, самостоятельная работа, игровые формы, практическая работа, конкурс, выставка.

Входная диагностика                                

Цель: определить уровень и качество исходных знаний, умений и навыков         обучающихся.                  

Формы проведения входной диагностики: беседа, практическая работа.    

                                                   

Промежуточная диагностика

Цель: проверка полноты и системности полученных новых знаний и качества сформированных умений и навыков.

Формы проведения промежуточной диагностики: практическая работа, самостоятельная работа.

Итоговая диагностика

Цель: соотнесение целей и задач, заложенных в программе с конечными результатами: полученными знаниями и сформированными умениями и навыками.

Формы проведения итоговой диагностики: проектно-творческие задания, практическая работа, самостоятельная работа, выставки, конкурсы.

2.4 Диагностический блок программы 

Выбраны критерии для определения уровня и качества обучения: знания, умения, навыки.

Выделяют 3 уровня качества знаний, умений и навыков: - низкий

                                                                                                 - средний

                                                                                                 - высокий

Критерии оценивания устных ответов.

Низкий уровень:

- основной вопрос раскрывает, но допускает ошибки, не проявляет способности логически мыслить.

- ответ носит репродуктивный характер.

- не ориентируется в теме при дополнительных уточняющих вопросах.

- не использует дополнительную литературу.

Средний уровень:

- грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

- испытывает затруднения в опоре на дополнительную литературу.

- легко ориентируется в изученном материале.

Высокий уровень:

- легко ориентируется в изученном материале.

- в ответе опирается на дополнительную литературу.

- умеет сопоставлять различные взгляды на явления.

- высказывает и обосновывает свою точку зрения, логически и последовательно мыслит, делает выводы и обобщения.

Входная диагностика

п/п

ФИО

Работа с ножницами

Работа с иглой

Вырезание из бумаги и ткани

1

2

Низкий уровень:

- неправильно держит ножницы;

- не умеет обращаться со швейной иглой;

- неаккуратно вырезает детали.

Средний уровень:

- ножницы держит правильно, но движения неуверенные;

- при работе швейной иглой допускает ошибки;

- вырезает детали из бумаги аккуратно, при вырезании из ткани допускает неровности. 

Высокий уровень:

- правильно держит ножницы;

- правильно работает швейной иглой;

- аккуратно и быстро вырезает детали из бумаги и ткани.

Промежуточная диагностика

Формы проведения промежуточной диагностики: практическая работа, самостоятельная работа.

Критерии оценивания практических работ (выполненных образцов и изделий).

Низкий уровень:

- допускает грубые технологические ошибки при выполнении практической работы.

- выполняет частично практическую работы.

- практическую работу выполняет небрежно, с ошибками.

Средний уровень:

- выполняет практическую работу с незначительными ошибками.

- выполняет полностью практическую работу.

- практические работы выполнены достаточно аккуратно.

Высокий уровень:

- практическая работа выполнена качественно и аккуратно.

- практическая работа выполнена без ошибок.

Итоговая диагностика

п/п

ФИО

Квиллинг

Бисероплетение

Вязание крючком

1

2

Низкий уровень:

- неровно вырезает полосы и скручивает спирали;

- неаккуратно плетет из бисера, в чтении схем допускает ошибки;

- вяжет крючком неаккуратно, допускает ошибки;

Средний уровень:

- ровно вырезает, но скручивает спирали неаккуратно;

- неаккуратно плетет из бисера, читает схемы правильно;

- аккуратно вяжет крючком, допускает небольшие неточности при чтении схем.

Высокий уровень:

- аккуратно вырезает полосы,  скручивает правильно элементы квиллинга;

- аккуратно плетет из бисера, без ошибок.

- аккуратно вяжет крючком по схемам.

2.5. Методическое обеспечение программы

При реализации дополнительной программы «Гармония» используются:

1.Учебные (дидактические) материалы - учебные пособия, справочники, сборники упражнений, и др., адресованные учащимся, которые могут демонстрироваться  в онлайн режиме на интернет – площадках.

2. Учебно-методические материалы (методические рекомендации, разработки), предназначенные как для учащихся, так и для педагогов.

3. Новые образовательные технологии:

- Здоровье сберегающие технологии – на занятиях осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: динамические паузы (профилактика утомления), физические минутки (упражнения в игровой форме), творческая деятельность….

- Информационные технологии – поиск информации, оформление рефератов, конспектов, сценариев, и.т.д.

4. Электронно образовательные ресурсы:

Программа может быть реализована в дистанционной форме (Закон № 273 – ФЗ, гл. 2, ст. 17, п.2), допускается сочетание очного и дистанционного форм обучения.

Дистанционное образование проводится на интернет площадках: скайп, zoom, дискорд с использованием наглядных мастер – классов, презентаций, показов.

4. Работа с родителями:

Формы работы с родителями: информационная деятельность, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, консультации по вопросам обучения и воспитания учащихся, совместные поездки, экскурсии, проведение игровых и развлекательных мероприятий, изготовление совместных поделок детей и родителей для выставок и конкурсов.

5. Программа построена с использованием следующих методов образовательного процесса (классификация методов обучения по способу взаимодействия обучающегося и педагога):

1. Словесные:

- лекция;

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- обсуждение;

- инструктаж;

Может осуществляться в устной или письменной форме (инструкционные карты). Различают: вводный, текущий и заключительный инструктажи.

2. Наглядные:

-демонстрация;

Данный метод используется при изучении устройства различных объектов. Приёмы демонстрации зависят от сложности изучаемого объекта, взаимосвязи составных частей.

- показ образцов, иллюстраций, изделий;

3. Практические:

-показ трудовых действий;

Лучше всего осуществлять в следующей последовательности: целостный показ в рабочем темпе, замедленный показ, расчлененный показ с объяснениями, показ в рабочем темпе.

- практическая работа.

Данный метод является основным. Именно практическая работа способствует формированию умений и навыков.

6. Методы воспитания:

-трудовое воспитание – так как в процессе труда решаются несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности, серьёзное отношение к выполняемому делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели, самостоятельности.

-эстетическое воспитание – доброжелательность во взаимоотношениях, эстетическая среда, атмосфера творчества и фантазии привлекают детей в детское объединение, способствуют восприятию её как центра положительных эмоций. Важно и то, что дети учатся создавать красоту вокруг себя своими руками.

- нравственное воспитание – организация благотворительных выставок, изготовление сувениров и подарков ко всем праздникам. Искоренение негативных проявлений: грубости, жадности. Главенствующая идея педагога – воспитание добротой и личным примером.

- патриотическое, гражданское воспитание – большое место в образовательной программе отводится этническому компоненту: знакомство с народными куклами, изготовление их своими руками, знакомство с костюмами, традиционными народными праздниками не проходит бесследно. Оно дает детям чувство ответственности, гордости за своих предков, оставивших нам в наследство значительные памятники истории и культуры. Делает их сопричастными за настоящее народного творчества. Проводятся беседа, конкурсы рисунков, изготовление поздравительных открыток по патриотической гражданской теме.

7. Программа предусматривает использование следующих форм организации образовательного процесса: индивидуальную, групповую и бригадную работу обучающихся.

В настоящее время для развития самостоятельного творчества детей, проявления творческой индивидуальности необходимо использовать разнообразные формы организации занятий.

Выделяются следующие виды занятий:

1. Комплексное.

2. Лекционное.

3. Практическое.

4. Выставка индивидуальных и коллективных работ.

5. Посещение музеев, выставок.

6. Контрольное занятие.

7. Творческий отчет.

Список литературы

Основная литература для педагога

  1. Примерная программа по технологии  (Примерные программы по учебным предметам.  Технология.  5-9 классы.  – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2012. – 192 с.:ил.
  4. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
  5. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.
  6. 6. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. «Студия декоративно - прикладного
    творчества: программы, организации работы, рекомендации» - Волгоград:
    Учитель, 2008. - 205с.
  7. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002. — 224с.

 Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).

  1. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
  2. Шалда, В.В. Цветы из ткани для любимой мамы [Текст]. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. — 31 с. — (Подарок своими руками)
  3. Леонова, О.В. Рисуем кистью: Ажурные картинки [Текст]. — СПб.: Изд. дом «Литера», 2005. — 128с. — (Серия «Детское творчество»)

Дополнительная литература для учащихся и родителей

  1. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.
  2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.
  3. Давидовски Марион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.
  4. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.
  5. Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.-184с.
  6. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.
  7. История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
  8. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с.
  9. Молли Годард. Вязаные игрушки. – М.: КОНТЭНТ, 1994. – 79с.
  10. Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.
  11. Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004. – 95с.
  12. Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.

Интернет ресурсы:

  1. Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
  2. Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
  3. Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Календарно-учебный график

п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Форма проведения

занятия

Форма контроля

Планируемая дата проведения занятия

Фактическая дата проведения занятия

Причина изменения даты

1

2

Введение в программу. Инструктаж по ТБ и СГТ. Инструменты и приспособления.

2

теория-практика

вх. диагностика

вх. диагностика

3

4

Квиллинг. История возникновения Основные элементы.

2

теория-практика

практика

5

6

7

Изготовление сложных форм в технике квиллинг. 

3

теория-практика

практика

практика

8

9

Коллективные работы с использованием техники квиллинг.

2

практика

выставка

выставка

10

11

12

13

14

15

Искусство бисероплетения.

Низание. Петельная техника.

6

теория-практика

практика

практика

практика

практика

практика

16

17

Параллельное плетение.

Плоские фигуры.

2

теория-практика

практика

18

19

Параллельное плетение.

Объемные миниатюры.

2

теория-практика

практика

20

21

22

2324

Французское плетение.

Создание композиций.

5

теория-практика

практика

практика

практика

практика

25

2627

Вышивка бисером картин на канве.

3

теория-практика

практика

практика

28

2930

Плетение бисером на проволочном каркасе.

3

теория-практика

практика

практика

31

32

3334

Мини проект «Мир бисера»

4

творч. проект

творч. проект

творч. проект

выставка

выставка

35

Вязание крючком. Воздушная петля, столбик без накида.

1

теория-практика

36

Полустолбик, столбик с накидом

1

теория-практика

3738

Круговое вязание

2

теория-практика

практика

39

40

4142

Мини  проект. Изготовление вязаной игрушки.

4

творч. проект

творч. проект

творч. проект

выставка

выставка

4344

Плоские вязаные цветы

2

теория-практика

практика

45

4647

Объемные вязаные цветы.

3

теория-практика

практика

практика

48

4950

Филейное вязание.

3

теория-практика

практика

практика

51

52

5354

Мини проект «Вязаная история».

4

творч. проект

творч. проект

творч. проект

выставка

выставка

5556

История возникновения кукол.

Нитяные куклы – мартинички.

2

теория-практика

практика

57

Кукла – закрутка.

1

теория-практика

5859

Кукла – помпон.

2

теория-практика

практика

6061

Кукла из бросового материала.

2

теория-практика

практика

6263

Кукла - предмет интерьера.

2

теория-практика

практика

64

65

66

67

68

69

70

Проект. Изготовление куклы – тильды.

7

творч. проект

творч. проект

творч. проект

творч. проект

творч. проект

творч. проект

выставка

выставка

71

72

Подведение итогов. Организация итоговой выставки творческих работ.

2

итог. диагност.

выставка

итог. диагност.

выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.

Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей,  координации движений па...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"

Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...

Модульная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Гармония"

Актуальность программы определяется необходимостью формирования модели экологически сообразного поведения современных обучающихся. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой мог...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности          Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...