Динамика. Динамические оттенки.
план-конспект

Валерия Андреевна Муслухова

 

Динамика. Динамические оттенки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musluhova_zanyatie.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Динамика. Динамические оттенки.

Тип занятия: получение новых знаний с опорой на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов (литературное чтение, окружающий мир) или из жизненного опыта обучающихся;

Цель занятия: Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий;

Выполнение триединой дидактической цели: композитор, исполнитель, слушатель.

Задача:

Обучающая – познакомить обучающихся с понятием «динамика», «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов.

Развивающая – развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательная – уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь обучающихся в активную деятельность.

Применяемые методы:

Метод импровизации; Репродуктивный метод; Игровые методы; Объяснительно-иллюстрированный метод; Метод общения

Ход занятия:

Музыкальное приветствие.

Мотивация:

Педагог: Друзья мои, давайте представим себе, что мы находимся в Музыкальной бухте. Что же здесь происходит? Это мы узнаем, прослушав стихотворение «О чем спорят свойства звуков?»

Свойства звуков вместе

Однажды собрались.

Спорили, решали, чуть не подрались.

Что же в музыке важнее?

Кто для музыки нужнее?

Длительности сразу встали

И решительно сказали:

-Всем вам заявить должны,

Что мы больше всех нужны!..

Высота же им в ответ:

-Нет!

Уверяю вас, друзья,

В музыке важнее я!..

Сила звука тут же подскочила,

Тихо зашептала, громко завопила:

Что тут спорить, это я!..

Без меня никак нельзя!

Тембр тоже не смолчал

И уверенно сказал:

- Бесконечный разговор,

Ни к чему весь этот спор!

Каждый это подтвердит:

Без меня – не зазвучит.

Тут такое началось!..

Кто главнее, кто сильнее,

Кто быстрее, кто длиннее...

Что же делать?

Как тут быть?

Нужно нам их помирить!

Учитель: В процессе нашего занятия мы их обязательно помирим.

Изучение новой темы:

Педагог: Ребята, все вы знаете, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает.

Задание №1: (На доске плакат с нарисованными коробками).

Угадайте, какие звуки прячутся в этих коробках? Нужно вписать недостающие буквы в клетки по горизонтали. Затем обозначить в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.

  1.  (относительно громко и относительно тихо):

Наша Таня громко плачет: громко

Уронила в речку мячик. (форте)

— Тише, Танечка, не плачь: тихо

 -  Не утонет в речке мяч. (пиано)

А. Барто

Попросите каждого ребенка повторить это стихотворение с выполнением оттенков «громко» и «тихо».

  1. Гудок паровоза
  2. Музыкальный альбом.

Учитель: Правильно! И все же понятия «громко» и «тихо» очень относительное.

Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?

Ученики: Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.

Учитель: Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары. Марш

Проведем эксперимент:

Постучим по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. Изменение громкости звуков в музыке называется...

Это вы узнаете, если разгадаете наш кроссворд.

Задание №2: (На доске плакат с кроссвордом). Впишите по вертикали названия инструментов, воспроизводящих звук и в клеточках по горизонтали прочитаете, как называется важное свойство мелодических звуков.

  1. Устройство для приема звуковых вещательных передач (радио)
  2. Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков (ксилофон).
  3. Аппарат для восприятия магнитной записи (магнитофон).  Портативный граммофон с рупором внутри коробки, воспроизводящий звук с пластинок (патефон).
  4. Механический аппарат для воспроизводства звука с большим рупором (граммофон).
  5. Прибор, служащий для усиления звука (микрофон).
  6. Модный духовой музыкальный инструмент, очень распространенный в джазе (саксофон).
  7. Музыкальный инструмент из металла (металлофон)

Педагог: На какой слог заканчиваются все слова кроссворда?

Дети: На слог «фон».

Педагог: Что обозначает слово «фон»?

Ученики: Фон означает «громкость».

Фон в акустике — единица уровня громкости звука Значение слова Фон по Ожегову

Учитель: А какое слово получилось у нас по горизонтали?

Ученики: ДИНАМИКА.

Учитель: Запомните! Динамика (греч. слово – сила звука). Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются ДИНАМИЧЕСКИМИ – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.

(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).

Ребята, вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо.

 Сила звучания зависит оттого, что и как вы хотите сказать.

Говорить, петь или играть с силой, значит с чувством.

Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо.

Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо.

Я играю форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?

Ученики: Музыкальный инструмент.

Учитель: Правильно. Но это на итальянском языке. Значит по-русски надо говорить так: «Я играю на «громкотихо»? Но это неправильно. В музыке все должно называться своими собственными именами, даже если они иностранные.

Слушаем пьесу норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».

Как мы понимаем, что наступил рассвет?

Ученики: Мелодия расцветает, расширяется, приближается. Словно всходит солнце.

Учитель: Какой музыкальный прием здесь используется?

Ученики: Музыка чем ближе, тем громче.

Учитель: Давайте поиграем. Разгадайте шараду: к двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок (СИРЕНА). Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали?

Ученики: Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.

Учитель: Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните название динамических оттенков:

Pp (пианиссимо) – очень тихо

P (пиано) – тихо

mp (меццопиано) – не очень тихо

mf (меццофорте) – не очень громко

f (форте) – громко

ff (фортиссимо) – очень громко

sf (сфорцандо) – внезапно громко

Педагог: Пока вы можете заглядывать в свой словарик.

Учитель: Давайте поиграем. Помните припев песни В. Шаинского «Голубой вагон»? (ребята исполняют припев) Давайте пропоем 1 часть припева только f. (ребята исполняют), 2 часть припева только пиано (р). Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее? Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?

Ученики: Нужно изменить звучание песни. Динамика должна меняться на протяжении песни.

Учитель: Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише». Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?

Ученики: громко тихо, не очень громко , не очень тихо.

Учитель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте отправимся в лес. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ученики: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Учитель: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо». Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

Какие динамические оттенки мы использовали?

Ученики: от громкого к тихому.

Учитель: Спасибо!  А теперь, зная динамические оттенки, продолжим разучивать  песню “Почему медведь зимою спит?” композитора Книппера. Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной? Куплеты исполняем на p, а припев на f.

 При разучивании песни учитель уделяет внимание на звуковедение, дыхание, динамические оттенки.

 Исполняем песню с инсценировкой. (Дети, надев маски зверей, играют их роли.)

Учитель: Замечательно!

Учитель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Чтобы закрепить полученные вами новые знания, я расскажу вам сказку про кота. Послушайте, каким он был. И что с ним приключилось. По ходу чтения сказки, найдите динамические оттенки.

Сказка про кота (закрепление темы «Динамические оттенки»)

Жил кот Мурлыка.

Ленивый был кот!

Острые зубы

И толстый живот.

Очень p всегда он ходил,

F настойчиво кушать просил

Да mf на печке храпел –

Вот и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

F крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе все мыши p взмолились:

-Ох, пощади, пожалей, сделай милость!

Тут кот скомандовал f им: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш

Мурлыка спал. Происходило вот что:

Мыши p покинули норку,

F хрустя, съели хлебную корку,

Потом, mf смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Мурлыка проснулся, sf чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера f над ним потешались.

Учитель: Что же мы сегодня узнали на занятии? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки. С какими из них мы сегодня встретились и познакомились?

 Что такое «динамика», «динамические оттенки».

Ученики:__________

Учитель: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Учитель:  Молодцы!

До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Динамические оттенки"

Презентация "Динамические оттенки"...

"Динамические оттенки в музыке"

Данный материал может использован для занятий в различных музыкальных студиях....

Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»

Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой...

Конспект урока музыки «Динамические оттенки»

Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...

Динамические оттенки.

Динамические оттенки. (раздаточный материал)...

Презентация "Динамические оттенки"

Знакомство с основными динамическими оттенками в музыке для учащихся 1 классов....