Динамика. Динамические оттенки.
план-конспект
Предварительный просмотр:
Тема: Динамика. Динамические оттенки.
Тип занятия: получение новых знаний с опорой на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов (литературное чтение, окружающий мир) или из жизненного опыта обучающихся;
Цель занятия: Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий;
Выполнение триединой дидактической цели: композитор, исполнитель, слушатель.
Задача:
Обучающая – познакомить обучающихся с понятием «динамика», «динамические оттенки»;
научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов.
Развивающая – развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательная – уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь обучающихся в активную деятельность.
Применяемые методы:
Метод импровизации; Репродуктивный метод; Игровые методы; Объяснительно-иллюстрированный метод; Метод общения
Ход занятия:
Музыкальное приветствие.
Мотивация:
Педагог: Друзья мои, давайте представим себе, что мы находимся в Музыкальной бухте. Что же здесь происходит? Это мы узнаем, прослушав стихотворение «О чем спорят свойства звуков?»
Свойства звуков вместе
Однажды собрались.
Спорили, решали, чуть не подрались.
Что же в музыке важнее?
Кто для музыки нужнее?
Длительности сразу встали
И решительно сказали:
-Всем вам заявить должны,
Что мы больше всех нужны!..
Высота же им в ответ:
-Нет!
Уверяю вас, друзья,
В музыке важнее я!..
Сила звука тут же подскочила,
Тихо зашептала, громко завопила:
Что тут спорить, это я!..
Без меня никак нельзя!
Тембр тоже не смолчал
И уверенно сказал:
- Бесконечный разговор,
Ни к чему весь этот спор!
Каждый это подтвердит:
Без меня – не зазвучит.
Тут такое началось!..
Кто главнее, кто сильнее,
Кто быстрее, кто длиннее...
Что же делать?
Как тут быть?
Нужно нам их помирить!
Учитель: В процессе нашего занятия мы их обязательно помирим.
Изучение новой темы:
Педагог: Ребята, все вы знаете, что звуки по своей природе бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает.
Задание №1: (На доске плакат с нарисованными коробками).
Угадайте, какие звуки прячутся в этих коробках? Нужно вписать недостающие буквы в клетки по горизонтали. Затем обозначить в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.
- (относительно громко и относительно тихо):
Наша Таня громко плачет: громко
Уронила в речку мячик. (форте)
— Тише, Танечка, не плачь: тихо
- Не утонет в речке мяч. (пиано)
А. Барто
Попросите каждого ребенка повторить это стихотворение с выполнением оттенков «громко» и «тихо».
- Гудок паровоза
- Музыкальный альбом.
Учитель: Правильно! И все же понятия «громко» и «тихо» очень относительное.
Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?
Ученики: Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.
Учитель: Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары. Марш
Проведем эксперимент:
Постучим по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!
Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. Изменение громкости звуков в музыке называется...
Это вы узнаете, если разгадаете наш кроссворд.
Задание №2: (На доске плакат с кроссвордом). Впишите по вертикали названия инструментов, воспроизводящих звук и в клеточках по горизонтали прочитаете, как называется важное свойство мелодических звуков.
- Устройство для приема звуковых вещательных передач (радио)
- Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков (ксилофон).
- Аппарат для восприятия магнитной записи (магнитофон). Портативный граммофон с рупором внутри коробки, воспроизводящий звук с пластинок (патефон).
- Механический аппарат для воспроизводства звука с большим рупором (граммофон).
- Прибор, служащий для усиления звука (микрофон).
- Модный духовой музыкальный инструмент, очень распространенный в джазе (саксофон).
- Музыкальный инструмент из металла (металлофон)
Педагог: На какой слог заканчиваются все слова кроссворда?
Дети: На слог «фон».
Педагог: Что обозначает слово «фон»?
Ученики: Фон означает «громкость».
Фон в акустике — единица уровня громкости звука Значение слова Фон по Ожегову
Учитель: А какое слово получилось у нас по горизонтали?
Ученики: ДИНАМИКА.
Учитель: Запомните! Динамика (греч. слово – сила звука). Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются ДИНАМИЧЕСКИМИ – это своеобразные краски, которые раскрашивают речь или музыку в разные цвета.
(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).
Ребята, вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо.
Сила звучания зависит оттого, что и как вы хотите сказать.
Говорить, петь или играть с силой, значит с чувством.
Если сильно ударить по клавишам, получится громко, а если слабо – тихо.
Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо.
Я играю форте... пиано... форте... пиано. Так называется что?
Ученики: Музыкальный инструмент.
Учитель: Правильно. Но это на итальянском языке. Значит по-русски надо говорить так: «Я играю на «громкотихо»? Но это неправильно. В музыке все должно называться своими собственными именами, даже если они иностранные.
Слушаем пьесу норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».
Как мы понимаем, что наступил рассвет?
Ученики: Мелодия расцветает, расширяется, приближается. Словно всходит солнце.
Учитель: Какой музыкальный прием здесь используется?
Ученики: Музыка чем ближе, тем громче.
Учитель: Давайте поиграем. Разгадайте шараду: к двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок (СИРЕНА). Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали?
Ученики: Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише.
Учитель: Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните название динамических оттенков:
Pp (пианиссимо) – очень тихо
P (пиано) – тихо
mp (меццопиано) – не очень тихо
mf (меццофорте) – не очень громко
f (форте) – громко
ff (фортиссимо) – очень громко
sf (сфорцандо) – внезапно громко
Педагог: Пока вы можете заглядывать в свой словарик.
Учитель: Давайте поиграем. Помните припев песни В. Шаинского «Голубой вагон»? (ребята исполняют припев) Давайте пропоем 1 часть припева только f. (ребята исполняют), 2 часть припева только пиано (р). Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее? Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?
Ученики: Нужно изменить звучание песни. Динамика должна меняться на протяжении песни.
Учитель: Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише». Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?
Ученики: громко тихо, не очень громко , не очень тихо.
Учитель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте отправимся в лес. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?
Ученики: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»
Учитель: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.
Игра «Эхо». Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».
Громко я в лесу кричала.
Гулко эхо отвечало.
«Скоро будут холода?»
Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»
«Сколько елочек, смотри!»
Отвечало эхо... Три-три-три-три!
«Старый дуб совсем засох!»
Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!
«Ну, прощай, иду домой!»
Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!
Какие динамические оттенки мы использовали?
Ученики: от громкого к тихому.
Учитель: Спасибо! А теперь, зная динамические оттенки, продолжим разучивать песню “Почему медведь зимою спит?” композитора Книппера. Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной? Куплеты исполняем на p, а припев на f.
При разучивании песни учитель уделяет внимание на звуковедение, дыхание, динамические оттенки.
Исполняем песню с инсценировкой. (Дети, надев маски зверей, играют их роли.)
Учитель: Замечательно!
Учитель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Чтобы закрепить полученные вами новые знания, я расскажу вам сказку про кота. Послушайте, каким он был. И что с ним приключилось. По ходу чтения сказки, найдите динамические оттенки.
Сказка про кота (закрепление темы «Динамические оттенки»)
Жил кот Мурлыка.
Ленивый был кот!
Острые зубы
И толстый живот.
Очень p всегда он ходил,
F настойчиво кушать просил
Да mf на печке храпел –
Вот и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
F крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе все мыши p взмолились:
-Ох, пощади, пожалей, сделай милость!
Тут кот скомандовал f им: «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш
Мурлыка спал. Происходило вот что:
Мыши p покинули норку,
F хрустя, съели хлебную корку,
Потом, mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Мурлыка проснулся, sf чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера f над ним потешались.
Учитель: Что же мы сегодня узнали на занятии? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки. С какими из них мы сегодня встретились и познакомились?
Что такое «динамика», «динамические оттенки».
Ученики:__________
Учитель: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».
Дети дают оценку своей работе.
Учитель: Молодцы!
До свидания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Динамические оттенки"
Презентация "Динамические оттенки"...
"Динамические оттенки в музыке"
Данный материал может использован для занятий в различных музыкальных студиях....
Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»
Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой...
Конспект урока музыки «Динамические оттенки»
Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...
Динамические оттенки.
Динамические оттенки. (раздаточный материал)...
Презентация "Динамические оттенки"
Знакомство с основными динамическими оттенками в музыке для учащихся 1 классов....
Презентация к занятию Динамика. Динамические оттенки.
Динамика. Динамические оттенки....