Конспект урока музыки «Динамические оттенки»
план-конспект урока по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskie_otteki.docx | 39.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области
Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.
Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.
Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.
Обучающая: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;
научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.
Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы «Песни друзей» Г.Гладкова; «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; В.Шаинский «Голубой вагон»
План урока
1.Орг. момент. Приветствие
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Работа по теме урока
Станция «Цветочная».
Станция Форте и Пиано
4.Закрепление изученного материала.
Станция «Горный перевал».
Станция «Загадочная».
5. Итог урока.
6. Проверь себя. Динамика. Станция «Конечная».
7. Рефлексия
Технологическая карта урока
Этапы урока | Организация этапа. Оборудо- вание. | До зи ров ка в ре ме ни | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Орг. момент. Привет ствие. | Слайд 1 | 2 | Добрый день, добрый день Встретились мы снова, | Слушать музыку и петь Мы уже готовы. | Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. | Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» (На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки). | 8 | - ребята! Давайте проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение: - Что мы можем сказать о мелодии, которая сейчас прозвучала? - Что происходит в этом произведении? О каком средстве музыкальной выразительности идёт речь? -Мелодия появляется из тишины, затем набирает максимальную силу и мгновенно угасает, звучание набирает силу и теряет её. - Прочитайте, пожалуйста выразительно стихотворный текст Агнии Барто «Наша Таня». (относительно громко и относительно тихо) -понятия «громко» и «тихо» очень относительное. Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать? Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары. Проведем эксперимент: Постучите по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко! Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую.
| (ответы обучающихся) О силе звука Ребята читают: Наша Таня громко плачет: громко Один и тот же звук воспринимается нами по-разному. Стучат карандашом по столу | Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную ность с партнёрами |
3. Работа по теме урока Станция «Цвето чная» Станция «Форте и Пиано» | Слайд 2 «Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты». Слайды 3 - 5 Слайд 6 Приложение 1 Стих Е.Королёвой. Звук баяна постепенно от тихого до громкого. Приложение 2 Слайды 7,8 | 18 | Как называется сила звука? Правильно! Сегодня мы расширим знания о динамике. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А чтобы вы лучше запомнили динамические оттенки, и вам было интересней, мы будем путешествовать на «Весёлом экспрессе». Ребята, какую веселую песню мы с вами знаем? Я предлагаю вам исполнить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты». Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Цветочная». Давайте посмотрим, какие перед нами красивые цветы. Сейчас мы с вами будем их нюхать. Делаем короткий вдох и длинный замедленный выдох со счетом: 1,2,3,4.5 и т.д. А сейчас давайте посмотрим на эту цветочную полянку, назовем наши цветы Егорками и попробуем их посчитать. Запоминаем фразу: «Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Продолжаем наше путешествие на «Весёлом экспрессе». Двигаемся к следующей станции с такими словами: «Тук, тук, тук, стучат колёса, едет, едет паровоз. Мимо ёлок, мимо сосен – далеко он нас завёз». - Я вам расскажу, какие жители живут на этой остановке. - Какие слова чаще всего встречаются? Как эти слова обозначаются в музыке: Как вы. Ребята, думаете кто живёт на этой станции7 Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки: | -динамика На экспрессе нашем быстром Никому скучать нельзя. В путь, веселые туристы, В путь, веселые друзья! А чтобы ещё интересней И легче казалось идти, Споём – и весёлая песня Поможет в далеком пути. (дети отвечают) (Исполняют 1 куплет) Работают над дыханием С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа. Работают над дыханием (ребята повторяют слова, при этом громко топают ногами) (Громко, тихо) f - ФОРТЕ (громко) p - ПИАНО (тихо) - Значит, на этой остановке живут Форте и Пиано. Обучающиеся записывают термины с объяснением | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства Устанавливать причинно следственные связи. выдвигать гипотезу и доказательства Давать определения понятиям. |
4.Закрепление изученногоматериала Станция «Горный перевал». Станция «Зага дочная». | (игра предлагается М.А.Михайло вой). Приложение 3 Игровой материал: игрушка. В.Шаинский «Голубой вагон» Слайд 9 Приложение 4 | 10 | Мы находимся на станции Форте и Пиано Они предлагают нам поиграть в игру «Громко – тихо запоём» - Каким средством выразительности мы пользовались при игре? -Какими? -Ребята, что-то мы засиделись на этой станции. Давайте отправляться дальше. -Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»? Давайте пропоем 1 часть припева только f. Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее? Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной? Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне? Мы с вами прибыли на станцию, которая называется «Горный перевал». Ребята, а вы знаете, как отвечает эхо в горах. Вот, например, если я высоко в горах крикну: «Сколько времени сейчас» Что мне ответит эхо? (час, час). А может эхо ответить: «Два часа, сорок минут»? Давайте сейчас сыграем в игру, которая так и называется «Эхо». Я буду спрашивать, а вы повторять последний слог и при этом хлопать в ладоши. Последний слог повторяем два раза и два раза хлопаем в ладоши, делая это одновременно. Начинаем! Что нам помогало в игре? Разгадайте загадку: К двум нотам известным прибавим предлог, получится громкий и долгий гудок -Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивая громкость – сирена приближается. Проезжает мимо. И удаляется – уменьшайте громкость. Какой динамический прием мы использовали? | Играют в игру Выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен её найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали) Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и, наоборот, стихает, по мере отдаления от неё. -Динамическими оттенками (ответы обучающихся) (ребята исполняют припев) (ребята исполняют). (ответы детей) Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише». крещендо и диминуэндо. Ну, конечно же, нет. - Динамические оттенки (СИРЕНА). -Чем ближе – тем громче, чем дальше – тем тише. | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
5.Итог урока. Станция конечная. | «Проверь себя» Динамика. Слайды 10-17 | 2 | Наше путешествие подходит к концу. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия. -Чем мы сегодня занимались на уроке? Давайте проверим знаете ли вы в динамические оттенки? Предлагается тест «Проверь себя» | (ответы детей) (ответы детей) | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
6.Реф лексия. | Слайд 18 | 5 | Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать динамические оттенки. Оцените свою работу! | Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Динамические оттенки"
Презентация "Динамические оттенки"...
"Динамические оттенки в музыке"
Данный материал может использован для занятий в различных музыкальных студиях....
Открытый урок по вокалу «Динамические оттенки. Фразировка»
Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой...
Динамические оттенки.
Динамические оттенки. (раздаточный материал)...
Презентация "Динамические оттенки"
Знакомство с основными динамическими оттенками в музыке для учащихся 1 классов....
Открытый урок "Динамические оттенки. Фразировка."
Открытый урок творческого объединения "Эдельвейс" 2019 г....
Динамика. Динамические оттенки.
Динамика. Динамические оттенки....