Дополнительное образование детей в современной системе образования
статья

Васильева Ольга Михайловна

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования. Дополнительное образование нацелено на: Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании; Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности; Обогащение опыта в различных направлениях деятельности; Раскрытие творческого потенциала личности; Развитие культуры здорового образа жизни; Организацию продуктивного протекания свободного времени детей. Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным. Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации: Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность. Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями. Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д. Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук. Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности. Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни. Структура системы дополнительного образования По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой: Федеральный уровень дополнительного образования. Региональный уровень дополнительного образования. Местный уровень дополнительного образования. Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования. На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов. Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений: Государственного финансирования; Негосударственного финансирования; Школы дополнительного образования; Центры обучения определенным направлениям; Дома и дворцы; Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования; Досуговые центры по различным направлениям деятельности. Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования. Дополнительное образование нацелено на: Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании; Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности; Обогащение опыта в различных направлениях деятельности; Раскрытие творческого потенциала личности; Развитие культуры здорового образа жизни; Организацию продуктивного протекания свободного времени детей. Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным. Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации: Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность. Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями. Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д. Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук. Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности. Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни. Структура системы дополнительного образования По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой: Федеральный уровень дополнительного образования. Региональный уровень дополнительного образования. Местный уровень дополнительного образования. Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования. На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов. Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений: Государственного финансирования; Негосударственного финансирования; Школы дополнительного образования; Центры обучения определенным направлениям; Дома и дворцы; Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования; Досуговые центры по различным направлениям деятельности. Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования

Являясь важной и социально востребованной составляющей образовательного пространства, дополнительное образование детей требует сегодня к себе особого внимания, поиска новых форм и методов художественн...

Статья "Система дополнительного образования детей в современной школе"

Дополнительное образование-вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека....

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...