Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Пирогова Светлана Александровна

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Из опыта своей работы, могу утверждать, что все это может дать театрализованная деятельность.  В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал Шекспир, «весь мир -театр, в нём женщины, мужчины -все актеры».  Упражнения по актерскому мастерству, описанные в разработке,  полезны не только в театре и кинематографе, они могут пригодиться в изучении иностранных языков, на дополнительных занятиях по театральной деятельности, при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении,  и во многих других жизненных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pirogova_sa.docx 19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.

Цели:

• Работа над дикцией и чистотой произношения.

• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии

Задачи:

• создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности

Весь мир –театр, мы все –актёры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями... и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!” В.Г. Белинский.

Речь педагога: Я рада пригласить вас на занятие по актерскому мастерству.Мне хочется, чтобы вы почувствовали себя немного актерами. Ведь самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал Шекспир, «весь мир -театр, в нём женщины, мужчины -все актеры». Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении, в изучении иностранных языков и во многих других жизненных ситуациях. С чего начинается любая встреча? Правильно, с приветствия. Давайте поприветствуем публику, побывав в роли артиста. Ковер –это воображаемая сцена. Давайте начнем.

 Упражнение –приветствие

«Добрый день! Меня зовут...» (нужно выйти на сцену, придумать   движение/жест и громко произнести приветствие. Повторите пару раз.

-  А теперь скажите, что является рабочим инструментом актера?

 -Ответы: (речь, мимика, жесты, пластика)

- Правильно, и чтобы начать занятие, нужно подготовить свои рабочие «инструменты»- свой артикуляционный аппарат. Итак, начнем.

Артикуляционная гимнастика. 

Традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики. Желательно делать упражнения перед зеркалом. Можно включить музыку.

Чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают специальные упражнения их можно использовать перед каждым занятием и уроком иностранного языка:

  1. Упражнение подготовительное: 

«Веселый пятачок»

а) сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку. (5-10 раз)

б) «Трубочкой» попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку. (5-10 раз)

в) круговые движения «трубочкой» то в одну, то в другую сторону .(5-10 раз)

(закончить упражнение –фыркнуть, как лошадка)

2. Зарядка для шеи и челюсти. (под спокойную музыку)

а) Наклон головы то к правому, то к левому плечу по 5-10 раз

б) Упражнение «Зевающая пантера». Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произнести «вау, вау, вау», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

3. Упражнение на расслабление.

Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову и посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки так, как будто вы забрасываете чемодан на верхнюю полку.

Напрягите все тело. Сильно-сильно! В таком положении нужно простоять 1 мин. Актеры стоят до 10 мин)) А затем расслабьтесь. Повторить 3-5 раз. Это упражнение хорошо снимает скованность пред выходом на сцену.

4. Упражнения для дикции. 

Упражнение «Кнопки». 

Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением. «Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных:

ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого –три раза подряд быстро.

Произносим скороговорки: (русские и немецкие) Выберите одну и потренируйтесь

       5.  Готовимся к игре-соревнованию: 

       а) “Кто дольше?”      -прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);

                                           -прозвенит комаром (з-з-з-з-з);

      6. Работа со скороговорками. 

  1. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

  1. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

  1. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

Произнесите четко, артикулируя каждый звук;

поработайте со скороговоркой по схеме,

Произнесите

:-медленно –быстро

;-с восклицательной интонацией;

-с вопросительной интонацией;

-громко-тихо.

7. Теперь работаем с немецкими скороговорками:

    Переведите скороговорки.

    Поработайте с каждой по схеме из пункта 6.

  1. Kleine Kinder können keine Kirschkerne knacken.

  1. Fischer Fritz fischt frische Fische,
    frische Fische fischt Fischer Fritz.

  1. Paul packt pausenlos Pakete.
    Packt Paul pausenlos Pakete?
    Pausenlos packt Paul Pakete.

Надеюсь, вы получили удовольствие!

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку

     Развитие коммуникативных навыков я осуществляю на элективных              курсах «Деловые бумаги, деловое об...

Программа дополнительного образования по немецкому языку "По странам немецкого языка"

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже овладели базовыми знаниями языка, и содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Германии, Австрии, Швейцар...

Упражнения на развитие дикции.

Упражнения для развития дикции детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...

Памятка "УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ"

Рекомендации по исправлению говоров помогут разобраться в этом сложном явлении русского национального языка и подскажут направление в работе по устранению говорных отклонений в произношении....

Детско-родительский творческий проект по развитию дикции и произношения "ярмарка скороговорок"

Детско-родительский творческий проект "Ярмарка скороговорок" помог привлечь внимание родителей к работе по автоматизации поставленных звуков, показал увлекательные способы развития дикции и ...