ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»
учебно-методический материал (11 класс)

Марина Алексеевна Колпакова

Аннотация к программе

Интенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных наук через проектную деятельность, и их ориентирование на участие в конкурсах всероссийского и международного уровней гуманитарной и художественной направленностей. 

Программа посвящена изучению образа писателя в романе «Дар» и автобиографической прозе «Другие берега» Владимира Набокова, составлению портрета писателя в формате мультимедийного проекта. Владимир Набоков в своем творчестве обращается к теме процесса создания произведений: возникновение романа из-под пера автора становится основой многих его сюжетов. Внутри метапрозаического текста «Дар» Набокова выявляется связь внешнего и внутреннего автора (реальный автор Набоков и фиктивный автор произведения внутри текста). Автобиография «Другие берега», при этом, является в некоторой степени художественной. Между этими двумя произведениями существует множество пересечений, которые можно трактовать как возникновение фигуры автора-писателя внутри его произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _dar_nabokova_1.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ – Интенсивная профильная образовательная программа (в формате «Профильная смена») по направлению «Искусство».

 «Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

Направленность – гуманитарная

Возраст обучающихся – 16-18 лет

Срок реализации – 72 часа

Разработчик:

Колпакова Марина Алексеевна,

педагог-организатор

ГБНОУ «Академия талантов»

Санкт-Петербурга

«Литературное творчество: Знаки и символы Владимира Набокова»

  1. Целевая аудитория

Программа имеет гуманитарную направленность, углубленный уровень освоения материала, ориентирована на обучающихся 16-18 лет, проявляющих высокий интерес и обладающих способностями к аналитической и творческой деятельности в области литературы, исследовании особенностей репрезентации автора в его художественных текстах,  и ориентированных на участие в конкурсах всероссийского и международного уровней гуманитарной и художественной направленностей. В Программе одновременно могут принимать участие обучающиеся в количестве 30 человек. Программа рассчитана на 72 академических часа.

  1. Принцип набора детей

Участниками Программы могут быть обучающиеся 10-11 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, заявившие в добровольном порядке свое намерение участвовать в мероприятиях смены в срок, установленный Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга, и прошедшие предварительный отбор по критериям и условиям, установленным в «Положении о порядке организации обучения по дополнительным образовательным программам – «Профильные смены» (в формате интенсивной профильной образовательной программы) в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Санкт-Петербурга.

  1. Аннотация к программе

Интенсивная профильная образовательная программа составлена с целью выявления, сопровождения, развития высокомотивированных и одаренных детей в области литературы и гуманитарных наук через проектную деятельность, и их ориентирование на участие в конкурсах всероссийского и международного уровней гуманитарной и художественной направленностей. 

Программа посвящена изучению образа писателя в романе «Дар» и автобиографической прозе «Другие берега» Владимира Набокова, составлению портрета писателя в формате мультимедийного проекта. Владимир Набоков в своем творчестве обращается к теме процесса создания произведений: возникновение романа из-под пера автора становится основой многих его сюжетов. Внутри метапрозаического[1] текста «Дар» Набокова выявляется связь внешнего и внутреннего автора (реальный автор Набоков и фиктивный автор произведения внутри текста). Автобиография «Другие берега», при этом, является в некоторой степени художественной. Между этими двумя произведениями существует множество пересечений, которые можно трактовать как возникновение фигуры автора-писателя внутри его произведений.

  1. Цель программы:

Исследовать присутствие фигуры писателя Набокова в его произведениях и воссоздать его портрет в мультимедийном групповом проекте.

  1. Задачи программы:
  • Выявить образ Набокова как писателя на основе романа «Дар» и автобиографической прозы «Другие берега»
  • Сформировать представление о том, как писатель может проявлять себя в своих произведениях и выявить особенности представления опыта писательства в произведениях автора
  • Изучить феномен метаромана и автобиографической прозы
  • Изучить феномен виртуальных помощников и сконструировать на основе образа писателя Набокова виртуального собеседника
  • Разработать мультимедийный проект с использованием формата текстов новой природы
  1. Планируемые результаты программы:

Предметные результаты

  • участники программы будут знать особенности творческого стиля Набокова на примере его художественных произведений и автобиографической прозы
  • будут знать об особенностях метапрозаических текстов и автобиографической прозы
  • будут уметь выявлять и конструировать портрет писателя на основе его произведений
  • будут уметь использовать инструменты создания текстов новой природы
  • будут уметь использовать технологии создания виртуальных помощников
  • создадут мультимедийный проект с элементами программирования и текстов новой природы
  1. Характер построения содержания

Модульный (теоретический с элементами семинарских занятий, мастерские и мастер-классы, игровые занятия)

  1. Образовательные технологии, виды учебных и творческих занятий, формы работы со школьниками 

Для реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий предполагается использование педагогами метода проектов и такие формы проведения занятий, как: интерактивные лекции, практические занятия (интеллектуальные игры, мастерские, дискуссии), проектная работа и индивидуальные консультации. Занятия будут проходить в дистанционном формате на платформах Youtube, Zoom, Google classroom. Формы деятельности обучающихся: проектная деятельность, творческая деятельность, диалог, приобретение новых знаний.

  1. Творческие задания или проекты (2-3 примера)
  • Свободное письмо на тему «Я - писатель(?)»
  • Творческое задание «Разговор с писателем» (создание словаря виртуального помощника)
  • Мастер-класс и творческое задание «Методы генерации идей: синестезия»
  • Творческое задание «Портрет автора» (в технике коллаж)
  1. Кадровое обеспечение
  • Ольга Юрьевна Воронина
    Доктор философии (Ph. D., Гарвардский университет); доцент и заведующая кафедрой российских и евразийских исследований Бард-колледжа (США); член научной комиссии и ученого совета факультета Свободных искусств и наук СПбГУ,  в прошлом — заместитель директора Санкт-Петербургского музея В. В. Набокова, переводчик и составитель книги писем В. В. Набокова к жене.

  • Тимофеев Валерий Германович
    Доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, кандидат филологических наук

  • Вячеслав Николаевич Курицын
    Российский филолог и литературный критик, журналист, писатель, поэт, Академик Российской академии современной литературы
  • Фёдор Фёдорович Корочкин
    К. филос. н.,старший научный сотрудник института философии РГПУ им. А. И. Герцена, специалист в области современных медиакоммуникаций, главный редактор игровых проектов Unfrozen Studios, телевизионный редактор
  • Крийзо Полина Олеговна

Инженер Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

  • Колпакова Марина Алексеевна
    Педагог Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов"
  • Забелина Алина Михайловна
    Педагог дополнительного образования Центра медиаискусств ГБНОУ «Академия талантов»
  • Семихова Ирина Игоревна
    Тьютор ГБНОУ «Академия талантов»
  • Велякина Екатерина Александровна
    Журналист Центра медиаискусств ГБНОУ «Академия талантов»
  • Наумов Илья Игоревич
    Педагог Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов»
  1. Ресурсное обеспечение
  • Учебное пространство: платформы для реализации дистанционного обучения (Youtube, Zoom, Google classroom, );
  • Оборудование: ноутбуки с доступом к Интернету, установленным на них необходимым ПО и возможностью проводить видеотрансляции, видеозаписи трансляций – для педагогов и тьюторов (10 шт.);
  • Кадровое обеспечение: помощь в случае необходимости настройки техники и переоборудования помещений, техническое администрирование образовательного процесса.
  1. Предложение возможного итогового продукта программы:

Результатом работы участников программы станет мультимедийный проект, сочетающий в себе форматы текстов новой природы (инфографика, скетчи, подкасты, видео, коллаж) и виртуального помощника в формате чат-бота.

  1. Система оценивания

Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов» не использует балльно-рейтинговую систему оценивания проектных и творческих работ участников программ. Основным методом оценивания является обсуждение результатов проектной работы во время финального занятия программы с участием экспертов и педагогов программы. «Академия талантов» использует внутреннюю игровую валюту - «таланты», которые обмениваются на сувениры в конце программы. Данная игровая механика используется для поощрения творческой деятельности участников программы и их активного участия в игровых занятиях.

Список литературы

  1. Апресян Ю. Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова //Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 1995. – Т. 54. – №. 3. – С. 3-18.
  2. Васильева Е. В. и др. Автобиографическая проза В.В. Набокова «Conclusive Evidence», «Другие берега»,«Speak, Memory!»: история создания, художественная и жанровая специфика. – 2005.
  3. Гончаренко И. Г. «Литературная персона» Владимира Набокова и способы ее художественного конструирования: дис. – Уральский государственный педагогический университет, 2004.
  4. Давыдов С. Тексты-матрешки //Владимира Набокова. СПб. – 2004.
  5. Долинин А. Комментарий к роману Владимира Набокова «Дар». – Litres, 2018.
  6. Киреева Н. В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. – 2014.
  7. Набоков В. Дар. – Азбука-Аттикус, 2013.
  8. Набоков В. Другие берега. – Азбука-Аттикус, 2013.
  9. Степанова Н. С. Концептосфера «путь жизни» в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья: к постановке вопроса //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2014. – №. 4. – С. 38-42.
  10. Турышева О. Н. Жанровая парадигма метапрозы //Дергачевские чтения-2008. Т. 2.—Екатеринбург, 2009. – 2009. – №. 9. – С. 367-371.
  11. Фатеев А. Е. Фрагмент речевого портрета Владимира Набокова (на материале экспрессивного синтаксиса) : дис. – Таганрогский государственный педагогический институт, 2006.
  12. Шульман М. Набоков, писатель, манифест. – Litres, 2020.

Электронные ресурсы

  1. https://moodle.org/?lang=ru – Информационная платформа Moodle.
  2. https://profil.academtalant.ru – Сайт профильных программ Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ «Академия талантов».
  3. https://tilda.cc/ru/ - Блочный конструктор сайтов Tilda Publishing, не требующий навыков программирования.


[1]Метапроза - род саморефлективного повествования, которое повествует о самом процессе повествования.
 М. Н. Липовецкий. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997. — С. 46-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»

Выступление на тему:   «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...

«Выявление и поддержка одаренных детей как один из процессов самоорганизации личности»

Выявление и поддержка одаренных детей с помощью общегимназического конкурса «Ученик года». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить вместе, развивая зн...

ПРОГРАММА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «УЧИМСЯ БЫТЬ ФИЛОЛОГАМИ»

Программа выявления и поддержки одаренных детей "Учимся быть филологами"...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...

ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН ПРОГРАММ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ГБНОУ “АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ”

В статье описывается и анализируется опытпроектирования образовательных интенсивных программ на базеРегионального центра выявления и поддержки одаренных детей ГБНОУ“Академия талантов” Санк...