Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА художественной направленности "Театральная мастерская"
рабочая программа

Иващенко Юлия Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Театральная мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnaya_masterskaya_gotovo.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ          ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                              Утверждаю

педагогического совета                                            Директор МБУ ДО                                                                                  

Протокол № ________                                           ДДТ ст.Калининской

от «__»__________20___ г.                                __________Н.П. Косик

                                                                                Приказ №___________

                                                                                         «____» _______20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Театральная мастерская»

(объединение «Энергия детства»)

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: один год (108 часов)

Возрастная категория: от 6 до 15 лет

Вид программы: модифицированная

    ID номер в АИС «Навигатор»:

              Автор-составитель:

                           Юлия Сергеевна Иващенко

                                              педагог дополнительного образования

ст. Калининская

2020г.

  1. Комплекс основных характеристик образования:

объем, содержание, планируемые результаты

Пояснительная записка

           Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа «Театральная мастерская»  разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196), с учётом норм СанПиН 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4). 

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).

                  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Программа активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральная мастерская» -  художественная. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, способствует воспитанию жизненно-адаптированного человека, психологически устойчивого к различным стрессовым ситуациям.

Новизна программы в том, что она даёт возможность каждому ребёнку не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и адаптации в обществе.

           Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий.  Будущему выпускнику необходимо развивать в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия одни из самых творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом.

         Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.

           Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.

          Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

                  Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. 
          Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.

Отличительными особенностями программы являются:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащихся посредством театральной деятельности, где учащийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, живописи, технологии);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному развитию индивидуальности учащегося.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.

Особое внимание в программе уделяется региональному компоненту, развитию патриотизма и любви к своей малой родине, обычаям и традициям казачества, изучению особенностей истории Кубани, традиций и быта народов Кубани.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 6 до 15 лет. Рекомендуемый состав группы – от 6 человек. При наборе принимаются все желающие (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе,  отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.

Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми    образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.

Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся.

 1 группа 7 лет.

В этом возрасте ведущий вид деятельности – игра. Его восприятие становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Этот возраст наиболее благоприятный для развития памяти и интенсивного роста словарного состава речи. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Самым важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов. Учащиеся начинают усваивать этические нормы поведение, принятые в обществе.

 2 группа 8-10 лет.

В этой группе занимаются преимущественно младшие школьники. В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, доминирующей функцией – мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В два раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

3 группа 11 – 14 лет

В этой группе занимаются дети среднего школьного возраста. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является феноменом, на котором протекает психологический кризис. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется самоанализ. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и даже идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.

         Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на один год обучения, 108 часов.

         Форма обучения – очная.

                 Режим занятий: согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 года: занятия могут проводиться два раз в неделю (два академических часа и один академический час), либо три раза в неделю по одному академическому часу, всего 108 часов в год.  Перерыв между занятиями 15 минут. В течение занятия проводятся физкультминутки.

 Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.  Само занятие включает в себя одновременно и теорию, и различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры.  При постановке какого-то спектакля, сценок отводится время на репетиции, прогоны, сдачу и саму премьеру выступления.

Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта учащимся делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Занятия предусматривают дифференцированный подход по степени одаренности: выполнение индивидуальных заданий усложненной формы для талантливых и одаренных детей. Используемый междисциплинарный подход на основе интеграции различных областей знаний позволяет талантливым и одаренным учащимся расширить и углубить свои знания, развивать способности к поиску решений на «стыке» разных типов знаний. Одаренным учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе.  На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития детей и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности, в связи с чем предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории.

В процессе обучения предусмотрены игровые, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия-зачёты. В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей) используются различные формы работы на занятиях: беседы, этюды, тренинги, игры импровизации, экскурсии, путешествия, репетиции.

В процессе обучения ведется профориентационная работа с учащимися.

Образовательный процесс строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, в ходе которой в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у учащихся развиваются творческие начала.

Реализация программы может осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением  об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.

Опосредованное осуществление взаимодействия педагога с учащимися может быть организовано при подготовке к участию в конкурсах на заключительных этапах; для учащихся с высокой степенью успешности в освоении программ; для учащихся, пропускающих учебные занятия по уважительной причине (болезнь и др.); в период отмены (приостановки) занятий в очной (контактной) форме. В обучении с применением ЭО и ДОТ могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

- лекция;

- презентация;

- онлайн-беседа;

- упражнения;

- практическое занятие;

- контрольная работа;

- самостоятельная работа. дописать

Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий:

-  Zoom https://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает возможность бесплатно организовывать встречи до 100 участников;

- Google Класс Google Classroom  –  бесплатный сервис для школ, некоммерческих организаций и всех, у кого есть личный аккаунт Google. Он упрощает диалог учащихся и преподавателей. Этот сервис позволяет экономить время при создании курсов, рассылке домашних заданий, общении с учащимися и организации учебного процесса;

- Яндекс.Диск — облачный сервис,  позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в Интернете.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

 - каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

 -  любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

 - построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:

 -   получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,

-  закреплению знаний и умений,

 - обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося.

Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной частей, с подведением итогов и рефлексией.  Программой предусмотрено вариативное использование и других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают беседы, практические занятия, подготовки к праздникам, проведение игровых и спортивных программ, конкурсов, викторин.    Обучение проводится с помощью различных форм и методов. Для изучения теоретических вопросов используются беседы, сопровождающиеся показом иллюстраций, просмотром и анализом игр. При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Детям с повышенными способностями предлагаются более сложные задания.  

Программой предусмотрено сетевое взаимодействие с различными ведомствами и структурами МО Калининской район: отделом по делам молодежи администрации МО Калининский район (совместное участие в мероприятиях нравственной, антинаркотической направленности), управлением социальной защиты населения (участие в совместных мероприятиях (День пожилого человека, в мероприятиях по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

 Цель программы: создание образовательной среды, способствующей развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального искусства.

                  Задачи:

предметные:

- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;

- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;

         - сформировать речевую культуру;

-  развить познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;

личностные:

- формирование социального опыта;

- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;

- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;

метапредметные:

- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;

- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;

- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная часть

3

1

2

Собеседование

2

История театра. Театр как вид искусства

21

5

16

Блиц-опрос, самостоятельные импровизации

3

Основы театральной культуры

24

6

18

Анализ практической деятельности

4

Сценическая речь

21

5

16

Анализ выполненной работы.

5

Работа над пьесой

21

4

17

Анализ пьесы, составление эскизов. Показ спектакля

6

Организация

досуговых

мероприятий

15

2

13

Совместное обсуждение и оценка организованного мероприятия

7

Итоговое занятие

3

1

2

Зачет, самоанализ деятельности

Итого по

программе:

108

24

84

Содержание учебного плана

1.Вводная часть – 3 часа

Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.

2. История театра. Театр как вид искусства – 21 час

Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Место театра в жизни общества.

Практика: подбор и просмотр литературы, обсуждение плана подготовки и проведения пьесы.  Импровизация: пластическая, словесная, действенная, художественная, изобразительная, образная (животных, людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение упражнений). Работа над постановкой мини - пьес (сочинение, переработка на свой материал). Выбор пьесы.  Работа за столом (распределение ролей, читка по ролям. Репетиции. Черновые прогоны. Музыкальное оформление пьесы, генеральная репетиция. Подготовка реквизита и костюмов. Показ пьесы. Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства.

Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра.  Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр.

Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

3. Основы театральной культуры – 24 часа

Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало», «Театральная мозаика», «Алфавит театральный», «Показ мод».

Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями, этюды: сказка «Дюймовочка», «Буратино», «Тайны волшебных сказок».

  Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять масок», «Улыбаемся», «Мини – история для одного актера», «Мини-истории для двух актёров», «Улитка и заяц».

4.Сценическая речь – 21 час

            Теория: роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок», «Рожицы», «Бегемотики», «Иголочка», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».

5.Работа над пьесой – 21 час

            Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе.  Персонажи - действующие лица спектакля.

           Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Выявление характерных способов действий, движений каждого персонажа. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе и в одиночку. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией.

6. Организация досуговых мероприятий - 15 часов

Теория: знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Разработка сценариев.

Практика: понятие «Праздник». Учет возрастных особенностей при разработке праздника. Виды праздников, их особенности и характеристики. Алгоритм подготовки и проведения. Профессии, которые «делают» праздник. Определение темы, выбор сюжета, действующих лиц. Методика подбора игр и разработка правил проведения праздника. Музыкальное, художественное, техническое оформление. Сценарий, понятие, правила работы с ним, этапы работы. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра».

Подбор материала. Разработка сценария. Определение ролей.  Репетиции. Реквизит. Музыкальное и звуковое сопровождение. Выступление.  Анализ.

7. Итоговое занятие – 3 часа

      Теория: показ пьесы, постановки или сказки.

      Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.

Планируемые результаты

В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по театральному мастерству, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, нравственному совершенствованию, формированию внутренней культуры, коллективизма, воспитания, уважения к окружающим, старшим, помощи слабым - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:

предметные:

- изучены основные понятия по теории и истории театрального искусства;

- освоены базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;

 - сформирована речевая культура;

-  развиты познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;

личностные:

-развиты личностные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции;

- развиты внутренняя (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешняя (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера;

метапредметные:

- сформированы потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;

- развиты умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;

- сформированы навыки аналитического мышления, умение объективно оценивать свою деятельность.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода.

01.09.2020-31.05.2021

Место проведения занятия

МБУ ДО ДДТ ст. Калининской, кабинет № 23

Режим занятий

2 раза в неделю (два академических часа и один академический час)

Форма занятий

групповая

Сроки контрольных процедур

начало, середина, конец учебного года

Участие в концертных программах

День Матери, Новый год, Рождество, День Защитник Отечества, Международный женский день, День Победы

Календарный учебный график учебных занятий составляется на каждую учебную группу в соответствии с положением о календарном учебном графике.

Условия реализации программы

Реализация программы в режиме сотрудничества позволяет создать личностно-значимый для каждого учащегося духовный продукт (в виде игровой программы, постановки и т.д.).

1.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной программы), и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2.Материально – техническое обеспечение: наличие кабинета для теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий. Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами, мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов.

3.Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-, фото - материалы. Интернет–источники.

Формы аттестации

Основными формами подведения итогов по программе является текущий контроль, проведение итоговой аттестации учащихся, в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Аттестация проводится с целью установления:

- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;

- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ

Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, наблюдения, результатов участия в подготовке и проведения различных мероприятий, что отражается в таблицах.

          При этом проводятся:

-        входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);

-        текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);

-        промежуточная, проводимая по окончании учебного года с целью определения результатов обучения;

-        итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, тестирование, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Программой предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют корректировать образовательный процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности учащихся.

Методами мониторинга являются анкетирование, рефлексия, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей каждого учащегося, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащегося.    

Формы подведения итогов реализации программы: открытые занятия, контрольные занятия и т.д.

Оценочные материалы

  Перечень диагностических методик:

- анкета по мотивации выбора объединения;

- мониторинг результатов обучения по дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);

- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).

Шкала оценки: 5 – высокий уровень; 4 – выше среднего; 3 – средний; 2      – ниже среднего; 1 – низкий.

Методические материалы

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся на предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую четверть года. Квартальное планирование работы делает разработку плана по месяцам более легкой, удобной, при этом составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, планы занятий, походов объединения, сценарии, разнообразный информационный материал, рефераты, лекции по темам программы и др.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический.   Методы обучения осуществляют   четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок, проведения флешмобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».

В особенность организации учебного процесса активно включена возможность практического вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется дидактический материал.

Формы проведения занятий с младшими учащимися:

- игра;

- диалог;

- слушание;

- импровизация.

Занятия в группах среднего и старшего возраста проходят в самых разнообразных формах:

- тренинги;

- репетиции;

- занятия малыми группами (3-5 человек).

Работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения, программы:

- спектакля;

- досуговых мероприятий (в течение учебного года)

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.

На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое значение в формировании творческих способностей детей отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащихся.

В связи с тем, что учащиеся проживают в сельской местности, большинство из них не были в театре, в концертных залах, поэтому проводятся виртуальные экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с другими детскими коллективами.

Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы. Используются здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка

Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.

В основу данной программы положены следующие педагогические       принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип самоценности личности;

- принцип увлекательности;

- принцип креативности.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:

- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащихся;

- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов обучения.

Порядок проверки и утверждения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мастерская» рассматривается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ.

Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.

Законодательная база:

-  Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным         программам, утвержденным приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196;

- постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

- законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;  

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;

- Рыбалева И.А. Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности: учебно-методическое пособие. Краснодар: Просвещение-Юг, 2019.

- устав МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.

Список литературы:

- для педагога

  1. http://www.mir-teatra.org/news/chto_takoe_teatr_istorija_teatra/2015-04-27-53
  2. https://yandex.ru/promo/yavteatre/theater_types_guide
  3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2977/ТЕАТР
  5. https://zen.yandex.ru/media/id/5cc78dbf55033c00b3b3bea9/ustroistvo-teatra-akt-1-kratkoe-opisanie-ustroistva-teatra-5d1a6cb5bd2e7e00ad726531
  6. http://life.mosmetod.ru/index.php/item/teatralnaya-shpargalka
  7. http://art-complex.ru/pages/slovar/
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/01/osnovy-teatralnoy-kultury
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/22/zanyatie-v-teatralnom-kruzhke-ritmoplastika
  10. https://zen.yandex.ru/media/teatr_sova/scenicheskaia-rech-kak-osnova-akterskogo-masterstva-5e8908038274cd4de92120f9
  11. https://www.sites.google.com/site/saranakan/home/rezissura/sceniceskaa-rec

- для учащихся и родителей:

  1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/v-pomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka
  2. https://www.kanal-o.ru/news/9379
  3. https://ddt-pervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskij_teatr_Lila.pdf
  4. https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/
  5. https://www.kid-edu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/teatralnye_rekvizity_i_kostyumy/kostyumy_dlya_teatralizovannoy_deyatelnosti/
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/10/seminar-praktikum-izgotovlenie-kostyumov-i-atributov-d

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»

Программа «Волшебная мастерская»Возраст обучающихся: 11 – 14 лет. Срок реализации: 2 года.Для детей инвалидов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская рукоделия". Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество. Срок реализации: 3 год...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...