Методическая разработка "Технология обучения лепке"
методическая разработка

Демидова Елена Станиславовна

Цель и задачи: способствовать формированию мотивации воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования района, к использованию  лепки из глины в своей образовательной деятельности; познакомить с основными этапами и приемами лепки; научить лепить стилизованную игрушку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_2019_tehnologiya_hlizgliny.30.10.19.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Технология обучения детей художественной лепке из глины»

Цель и задачи: способствовать формированию мотивации воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования района, к использованию  лепки из глины в своей образовательной деятельности; познакомить с основными этапами и приемами лепки; научить лепить стилизованную игрушку.

Участники: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов школ района.

Форма и метод работы: групповая; наглядный, словесный и практический.

Материально-техническое оснащение: глина, доски, стеки, ноутбук, презентация, литература, выставка игрушек.

План-конспект

  1. Приветствие участников семинара.        Определение цели, задач и содержания встречи

        Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.

- Как организовать обучение по лепке?

-Чем полезны занятия  лепкой?

-Как распознать пригодность глины и подготовить её?

-Какие инструменты, материалы и оборудование нужны для лепки?

- Какие информационные ресурсы могут Вам пригодиться? И т.д.

2. Теоретическая часть.

2.1. Лепка – это один из видов ИЗО деятельности, в результате которой рождаются объемные, полуобъемные,  рельефные фигуры, картины и целые композиций из пластических материалов.

2.2. Материалы для лепки.

Выбор пластических материалов на сегодня большой, это - пластилин, тесто, полимерная глина, кинетический песок, природная глина, тесто-пластилин и т.д.

В  нашем кружке дети лепят из экологически чистой, природной глины.  Главные критериями моего выбора это - доступная  заготовка глины в больших количествах; отсутствие  особых трудностей в подготовке её к работе;  вариативность в обработке и декорировании; способность сохранять форму  длительный  срок.

! Доступная по цене, возможности иметь в большом количестве, экологически чистый материал.

2.3. Значение лепки на развитие ребенка

Занятия лепкой считаются самым динамичным, жизнерадостным, детским творчеством. Его результатом являются слепленные поделки-игрушки, как бы маленькие копии настоящих вещей, значительно обогащающих жизненный опыт ребенка. Игрушки  можно подарить, с ними можно играть, ими можно украсить свой дом.

Потенциал занятий лепкой велик и многогранен. Ведь недаром отечественный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев,  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Образовательный потенциал. Занятия лепкой позволяют:  расширить кругозор детей в области как традиционных, так и современных видов декоративно-прикладного искусства; познакомиться с разными её видами: сюжетной, декоративной, предметной;   формировать основы  художественной  грамотности. Дети учатся видеть  целое и части,  соотносить их  с сенсорными эталонами;  соблюдать пропорции, работать с цветом.

Темы наших занятий разнообразны. Мы учимся лепить игрушки  по мотивам народных промыслов,  русских народных сказок, декоративную посуду,  украшения, панно, животных,  птиц, создаем сувениры к календарным и народным праздникам.

Развивающий потенциал. Процесс лепки базируется на взаимодействии  всех психических процессах. Лепка развивает  общие и специальные (художественные) способности, активизирует согласованную работу всех психических функций,  мелкую моторику и эмоционально-волевую сферу ребенка.

У детей формируются умение планировать и организовывать свою деятельность; принимать нестандартные решения, видеть необычное в обычном,  умение переносить имеющийся опыт для решения других творческих, учебных задач.

Воспитательный потенциал. На занятиях обучающиеся приобретают опыт труда, общения, дружбы, взаимопомощи, опыт соревновательности, разрешения конфликтных ситуаций и презентации своего творчества, участвуя в выставках, конкурсах и фестивалях.

Коррекционно-диагностический потенциал. Лепка является дополнительным средством педагогической диагностики и неспецифическим (косвенным) методом коррекции различных сторон развития и деятельности ребенка - гиперактивности, нарушения речи, агрессивности, неуверенности.

Социокультурный потенциал. Занятия лепкой способствуют социализации детей с ОВЗ.

С 2012 года наше объединение является открытой и вариативной площадкой  для обучения не только детей с нормальным ходом психофизического развития, но и детей с ОВЗ. Сегодня в нашем кружке обучается четыре ребенка с ОВЗ (НОДА, СД-2, РАС)

2.4. Как распознать пригодность глины и подготовить её к работе

В зависимости от количества песка в составе глины, она бывает тощая – больше 50% песка, жирная менее 50% песка и средняя – золотая середина.

Глина бывает разная по цвету. Название она получает после обжига, приобретая тот или иной оттенок. Наша глина красножгущая, имеет после   обжига красно-оранжевой оттенок.

Опыт 1. «Привезли мы глину с дальнего бугра»

2.5. Материально-техническое оснащение занятий лепкой

Глина, подкладочные доски, стеки, ткань, краски-гуашь, ВЭ, кисти.

2.6. Основные этапы, способами  и приемами лепки 

Способы лепки - пластический, комбинированный, конструктивный

2.7. Специфика обследования в лепке

Порядок действий в лепке соответствует порядку действий при его обследовании.  Я учу детей сначала видеть - целое, соотносить его с сенсорным эталоном, а затем уже видеть части.

2.8. Информационные ресурсы

Литература. Интернет-ресурсы (сайты, группы в соц.сетях) и обмен педагогическим опытом.

3. Практическая часть. Декоративная лепка по образцу «Совушка-сова, большая голова»

3.1. Проверка рабочего места

3.2. Правила лепки:

«Правило ведущей руки».

«Слепил сам, помоги соседу».

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

«у нас порядок такой – слепил, убери за собой».

3.3. Упражнение «Делай, как я. На что похоже»

3.4. Лепка совы.

3.5.Уборка рабочего места.

4. Рефлексия. Итог семинара

Вопрос-ответ (мне вопросы)

-Соответствуют ли Ваши конечные результаты  Вашим первоначальным мыслям, чувствам и желаниям? Что Вы ожидали и что в итоге получили?

- Какую информацию Вы ещё бы хотели узнать?

- Нужны ли такие встречи в дальнейшем? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В методических рекомендациях обобщен опыт работы по обучению лепке.Лепка - это один из доступных и благоприятнгых видов деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.Методические рекомендации ...

Методическая разработка по лепке "Дымковская игрушка. Конь."

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: знакомство с народно-прикладным искусством, приобщение к миру красоты....

методическая разработка по лепке из глины КОМПОЗИЦИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДМЕТОВ

При работе с глиной очень важно дать возможность детям познакомиться с ее свойствами. Это позволит им в дальнейшем более творчески подходить к работе с этим материалом....

Методическое пособие. Приемы лепки элементов пейзажа

Данное методическое пособие по теме «Приемы лепки элементов пейзажа» предназначено для педагогов, занимающихся тестопластикой в системе дополнительного образования и на уроках технологии. В предлагаем...

Методическая разработка урока "Лепка из соленого теста"

Лепка-самый осязаемый вид художественного творчества!Творить и созидать-это великолепные моменты нашей жизни,это радость и свет в душе!Лепка,как деятельность в большей мере,чем рисование и аппликация,...

Методическая разработка "Каллы"-лепка букета из солёного теста

Методическая разработка занятия поможет педагогам подготовиться к занятию с детьми 9-10 лет, которые хотят научиться лепить из соленого теста....