МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
учебно-методическое пособие по теме

Камянская Галина Григорьевна

В методических рекомендациях обобщен опыт работы по обучению лепке.

Лепка - это один из доступных и благоприятнгых видов деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.

Методические рекомендации имеют приложение в которых представлено примерное тематическое планирование расчитанное на 3 года обучения. 

Данные методические разработки могут быть полезны учителям, педагогам дополнительного образования коррекционных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.

        В методических рекомендациях обобщен опыт работы по обучению лепке детей с нарушениями в развитии дошкольного возраста.

Лепка - это один из доступных и благоприятных видов деятельности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Автором убедительно доказана возможность эффективного развития сенсорной чувствительности, мышления, мелкой моторики, речи у детей в процессе лепки.

        Подробно описаны этапы (ступени) работы по обучению детей лепке из глины и пластилина.

        Важно, что методические рекомендации имеют приложение, в котором

представлено примерное тематическое планирование, рассчитанное на три года обучения: тема, программное содержание, методические приемы обеспечения.

        Данные методические разработки могут быть полезны учителям,

воспитателям, педагогам дополнительного образования системы социальной политики и образовательных (коррекционных) учреждений.

        Лепка-это один из видов изобразительной деятельности в котором из пластических материалов создаются объемные, иногда рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна даже детям  с нарушенным интеллектом.

         Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки по мере необходимости изменяет. Основным инструктором в лепке является рука (вернее обе руки) следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безысскуственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

         Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

        По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

  • индивидуальной
  • комплексной
  • интегрированной

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

  • повышают сенсорную чувствительность т. е . способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета,пластики.
  • развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику
  • синхронизируют работу обеих рук.
  • формируют умение планировать работу по замыслу.

        Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть и созидать по законам природы.

Первые ступени лепки.

        Прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом. Дайте ему глину или пластилин, пусть он исследует этот материал (это очень интересный материал, который легко, без больших усилий, изменяется, отзывается на любое движение рук, на нем остаются следы прикосновения (ребенок должен убедиться в этом).

        Наиболее целесообразно проводить знакомство с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат.

         Педагог показывает детям глину, говорит «Это глина. Глина мягкая. От нее можно оторвать кусочек. Сделаем из нее полочку (отделяем от общей массы кусочек и раскатываем ее между ладонями. Таким образом, знакомя детей с материалом, учитель обучает детей первому формообразующему движению раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития у детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что большинство детей раскатывает глину пальцами, не умеют соизмерять силу движений, поэтому раскатывание слишком слабо и у них ничего не получается или раскатывают с такой силой что все размывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление и в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку уже вылепленную педагогом.

Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует производить движение его рукой, то есть, использовать такой прием работы, «как рука в руку», что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно педагог обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой, прямыми движениями руки вперед- назад. После того, как дети освоили формообразующие движение по созданию цилиндрической формы, следует детей научить преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо.

          При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик ». Этот момент очень важен для воспитания у детей способности контролировать свои действия.

          Прежде чем обучить детей изображать предмет, надо научить его рассматривать, обследовать и выделить его основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета. При рассматривании предмета учитель ставит следующие цели:

  • сделать процесс восприятия предмета преднамеренным.
  • (Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем лепить ее.)
  • •Вызвать у детей внимание, интерес к обследуемому предмету.
  • Учить выделять  основные части предмета
  • Устанавливать связь воспринимаемого с уже имеющими умениями.

        Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей.

        Обследование предмета следует проводить исходя из принципиально важной последовательности, а именно:

  • восприятие целостного образа предмета;
  • вычленение основных частей этого предмета;
  • повторное целостное восприятие

         Эти принципы следует соблюдать при обследовании предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, учитель должен установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей м с предстоящей задачей — слепить. Например, учитель показывает палочку от пирамидки, задает детям вопрос: «А вы умеете лепить палочку?», или, рассматривая кольцо, говорит: «Смотрите, какое колечко, у него есть дырочка, чтобы надеть на палочку. Сейчас мы будем лепить такое колечко».

После рассматривания дети начинают лепить. Пирамидка остается на столе. Во время работы учитель постоянно руководит процессом изображаемого предмета, используя при этом различные приемы.

         Детям необходимо овладеть новыми формообразующими движениями — сплющиванием (создание диска). Овладение этим движением следует' проводить во время лепки простого движения — блинчика. Учитель показывает, как нужно оторвать кусочек глины и сплющивать ее пальцами. Это движение вполне доступно детям. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска-шляпки и цилиндра-шляпки. Рассматривать предмет следует по той же методике, которой описывалось выше: сначала это целостное восприятие предмета, а затемрассматривание составных частей.

         После рассматривания дети совместно с учителем лепят гриб. (При этом учитель также активно руководит процессом лепки).

Теперь необходимо обучить детей новому действию с глиной — скатыванию круговыми движениями. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Учитель производит эти движения вместе с рукой ребенка. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизводить.

Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению неваляшки.

        Подбирая предмет для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей психофизического развития детей.

  • Во-первых: предмет должен быть хорошо знаком детям (на знакомом легче уточнить представления детей).
  • Во-вторых: предмет должен вызвать у детей положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него.
  • В-третьих: предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух).

         Ведущим методом обучения, формирующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий.

Первые занятия, целесообразно проводить индивидуально, с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того, как у ребенка появится интерес, можно проводить по подгруппам.

Важным моментом в проведении урока является оценка деятельности детей. Надо рассказать детям как они работали во время урока и как выполняли правила лепки. В целом дается положительная оценка, надо похвалить всех детей.

        У детей должно возникнуть радостное настроение от самого процесса и результатов работы и поддержать у детей желание лепить в другой раз.

        Все работы надо поместить на стенд и некоторое время сохранять, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу.

Примерный перечень занятий

Название занятия

Программное содержание

Методика проведения занятия

Связь с другими сторонами воспитательной работы

1

 «Кто что хочет и как хочет»

Вызвать у детей интерес к новому

материалу, учить брать комок глины и

выполнять движения пальцами,

видоизменять комок, лепить на дощечке.

Показать и объяснить, как пользоваться глиной и дощечкой.

Следить за аккуратным пользованием

глины

2

«Учимся лепить»

Упражнять в освоении различных движений

рук с глиной. Учить находить сходство с

предметами, аккуратно пользоваться глиной

Напомнить, как надо сидеть на занятии, проверить. Поощрять

освоение новых движений, поиски

сходства с предметом

Обратить внимание на окружающие предметы.

3

 «Что это такое»»

Развивать у детей интерес к процессу и

результату работы. Продолжать учить

находить сходство с предметами.

Показать вылепленный шарик, палочку, баранку, лепешку. Спросить: «что это такое?» Показать, как раскатывается комок глины прямыми и круговыми движениями.

Рассмотреть на прогулке разные

формочки. Поощрять постройки

из песка.

4

«Печенье»

Создавать у детей интерес к процессу и

результату лепки, учить сплющивать глину

на дощечке.

Вначале показать способы отрывания и

сплющивания глины. Затем эти действия

выполняются совместно с воспитателем.

Угостить печеньем кукол

5

«Испечем оладушки»

Вызвать у детей интерес к результату работы.

Учить раскатывать глину кругообразными

движениями, сдавливать между ладонями.

Учить аккуратно, пользоваться глиной.

Рассмотреть книжки-игрушки «Про нашу Машу», связать с тем, как Маша помогла бабушке печь пирожки-оладушки. Показать прием лепки (раскатывание и сплющивание

комочка). Поощрять действия детей.

Прочитать народные

потешки. Рассмотреть

книжки-игрушки.

6

 «Лепка палочек»

Учить отщипывать комочки глины и

раскатывать их по прямой линии.

Закреплять умение аккуратно

пользоваться глиной.

Показать прием отщипывания комочковглины, раскатывания их между ладонями прямыми движениями. Следить за аккуратным пользованием глины.

На прогулке предложить

собрать палочки,

рассмотреть их.

7

«Заборчик для избушки»

Учить раскатывать комок глины прямыми

движениями между ладонями. Развитие

мелкой моторики.

Рассмотреть книжку-игрушку «Петушок —золотой гребешок». Предложить детям слепить

заборчик для избушки. Показать, как

раскатывать комочки.

Рассматривание картинок с

изображением заборчика,

рассказать сказку, прочитать

потешки про петушка.

8

 «Лесенка»

Учить детей отщипывать комочек глины от

большого куска.

Продолжать учить раскатывать по прямой линии

на дощечке.

Прочитать книгу Е. Шабад «Лесенка».

Выложить лесенку на фланелеграфе.

Предложить детям выложить лесенку на своих стола из счетных палочек, а потом вылепить из глины.

Рассматривание

иллюстраций. Игры с

игрушками.

9

«Куклы-неваляшки»

Учить лепить предметы, состоящие из

двух частей круглой формы разной

величины.

Закрепить умение лепить круговыми

Движениями

Рассмотреть куколку, состоящую из двух

шариков (большого и маленького).

Определить с детьми форму и величину ее

частей.

Игры с игрушками -

неваляшками

10

«Грецкие орешки»

Учить лепить предметы круглой формы

разной величины: большие и маленькие.

Развивать кругообразные движения рук

Показать детям орехи разной величины, покатать их в руках, назвать форму орехов.

Вспомнить, что они еще лепили круглой формы и показать как они это делали. Спросить: «сколько надо взять глины, чтобы слепить большой орешек, и сколько, чтобы слепить маленький.

Знакомство с кругом, шаром на

занятиях по счету.

11

«Погремушка»

Учить детей лепить игрушку более сложной

формы. Закрепить приемы раскатывания

между ладонями прямыми и кругообразными

движениями.

Рассмотреть погремушку, уточнить форму

ее частей.

Попросить показать детей в воздухе, как

можно слепить части погремушки.

Игры с музыкальными

игрушками.

12

«Приглашаем мишку, зайку в

гости»

Воспитывать у детей доброжелательное

отношение к персонажам, лепить угощение,

используя полученные умения.

Использовать сюрпризный момент,

рассадить зверей за столик. Предложить

детям угостить гостей: слепить печенье,

конфеты, пирожки

Рассмотреть книжку:

«Маша обедает»

13

«Любимой мамочке испеку я прянички»

Воспитывать любовь к маме, желание

заботиться о ней. Учить раскатывать комок

глины круговыми движениями и

сплющивать между ладонями

Прочитать стихи о маме, бабушке,

предложить каждому слепить для мамы

угощение. Готовые формы дети складывают

на поднос

Чтение стихов, песен о

маме, бабушке

14

«Башенка»

Учить детей из простых форм приемом

сплющивания составлять башенку.

Закрепить умение аккуратно лепить на

дощечке

Рассмотреть с детьми башенку,

разобрать ее, затем снова собрать

колечки.

Предложить детям слепить башенку.

Показать приемы сплющивания

комочков.

Игры с пирамидками

15

«Мисочка для собачки Жучки»

Учить лепить мисочку из комка,

сплющивая ладонями, делая углубление

пальцем.

Воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

Использовать сюрпризный момент.

Предложить детям покормить собачку

Жучку. (Из чего будем кормить? Где же мисочка? Нужно слепить мисочку).

Показать прием лепки.

Рассматривание картинок,

подвижная игра «Лохматый

пес».

16

Мисочки к сказке «Три

медведя»

Учить детей передавать форму мисочки

(используя приемы раскатывания, вдавливания

глины пальцами), а также относительную

величину в соответствии с содержанием сказки

Использовать сюрпризный момент.

Рассмотреть мисочки, уточнить их форму, величину.

Вспомнить приемы лепки. Рассмотреть в конце занятия все мисочки, расставить их медведям.

Чтен7ие сказки «Три медведя»

17

Название занятия

Программное содержание

Методика проведения занятия

Связь с другими сторонами воспитательной работы

18

«Птичка клюет зернышки»

Учить детей отщипывать от большого

комка глины много, много маленьких

комочков.

Учить раскатывать маленькие комочки

круговыми движениями.

Прочитать стихи А. Барто: «Воробей».

Предложить детям найти птичку в

групповой комнате, покормить ее

зернышками. Показать прем лепки на дощечке

Наблюдение за птицами

на прогулке.

Предложить детям

покормить их

19

«Зайка— длинные уши»

Учить лепить предметы, состоящие из двух частей круглой формы разной величины.

Закрепить умение лепить круговыми

движениями.

Загадать загадку про зайчика. Рассмотреть

игрушку, форму ушек. Разделить комок глины на несколько частей. Показать прием

лепки зайчика (из двух частей) и прием

сплющивания ушек.

Рассматривание игрушки;

П./и «Зайка — длинные

уши».

20

«Наши игрушки»

Развивать у детей сюжетно-игровой

замысел.

Использовать знакомые приемы лепки

Рассмотреть свои любимые игрушки

(мячик, матрешка, зайчик, погремушка).

Предложить вылепить, показать приемы лепки. В конце занятия рассмотреть игрушки

Игра «Чудесный

мешочек».

Чтение А.Барто

«Игрушки»

21

«В лес по грибы»

Учить детей лепить

предметы, состоящие из двух

частей, используя разные

приемы лепки (прямые и

круговые движения). Учить

соединять части.

Организовать развивающую среду. Предложить

детям пойти в лес по грибы. Рассмотреть муляжи грибов, определить с чего состоит гриб (шляпка и ножка), определить форму шляпки и ножки. Уточнить приемы лепки.

Рассматривание иллюстраций, экскурсия в

парк

22

«Собираем урожай»

Закреплять у детей знание

обобщенных понятий «овощи»,

«фрукты». Закрепить умение

лепить круглые и овальные

формы.

Вспомнить с детьми, какие фрукты и овощи собирают осенью. Рассмотреть муляжи овощей и

фруктов, закрепить форму, цвет. Показать приемы лепки овощей и фруктов

Игра в «Магазин»

23

«Чашки для кукол»

Учить детей лепить чашки ленточным

способом Учить передавать форму путем скатывания столбика и свертывания его круговым движением

Рассматривание книги С.Капутикян: «Маша

обедает»

24

«У медведя во бору, грибы

ягоды беру»

Учить детей лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды. Развивать у детей замысел, воображение.

Вспомнить, как играли в игру, объяснить что

такое «бор». Рассмотреть муляжи грибов и ягод.

Предложить детям вылепить грибы, ягоды. Показать приемы лепки.

Провести подвижную игру: «У медведя во

бору»

25

«Огурцы и помидоры»

Учить детей лепить предметы круглой и

овальной формы, используя знакомые

приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук

Обследовать огурцы и помидоры,

определить форму, цвет, сравнить.

Показать приемы лепки огурца и

помидора

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек».

Игра «Лото».

26

«Угостим зайку морковкой»

Учить детей лепить из комочков глины

предметы удлиненной формы - морковку.

Воспитывать бережное отношение к животным, заботу о них.

Использовать сюрпризный момент. Выяснить,

что любит кушать зайка, предложить вылепить

морковку. Показать прием оттягивания

Игры с зайчиком

27

«Яблоки для ежа»

Развивать у детей сюжетно - игровой

замысел, вызвать интерес к образу. Учить лепить круглые формы

Загадать детям загадку про ежа «Под соснами

под елками лежит комок с иголками».

Предложить слепить угощение для ежа.

Показать приемы леки.

Чтение стихотворений про

ежа. Рассматривание

иллюстраций

28

«Цыпленок»

Учить детей лепить цыпленка, составляя

из одинаковых по форме, но разных по

величине частей.

Закрепить прием раскатывания глины

между ладонями круговыми

движениями.

Рассмотреть игрушечного цыпленка. Уточнить

форму и величину частей, их положение по

отношению друг к другу. Предложить показать в воздухе, как будут лепить туловище и головку

цыпленка

Рассматривание

иллюстраций, игрушек

29

«Колючий ежик»

Учить передавать характерные признаки

животных (ежика), использовать прием лепки

из целого куска

Загадать загадку про ежика. Рассмотреть

игрушку, выделить особенности ежика.

Предложить слепить из целого куска,

дополнив иголки колючками хвои

Рассматривание

иллюстраций, чтение

стихов о ѐжике

30

«Встреча зайца с колобком»

Закрепить умение лепить предметы

круглой формы (колобка). Воспитывать

доброжелательное отношение к героям

сказки

Воспитатель просит вспомнить сказку

«Колобок», песенку колобка и спеть ее.

Предлагает вылепить колобка. Дети в

воздухе показывают прием лепки.

Чтение сказки:

«Колобок»

31

«Чайный сервиз»

Учить передавать форму чашек путем

скатывания столбика и свертывания их в виде кольца.

Предложить детям слепить чайный

сервиз. В зависимости от умений воспитатель

дифференцирует задание (одни лепят

чашки, другие блюдца). В конце занятия дети угощают чаем куколку

Чтение книги С. Капутикян:

«Маша обедает».

Рассматривание иллюстраций

32

«По замыслу»

Закреплять умение лепить знакомые

предметы, передавая форму, величину,

цвет.Развивать воображение, творчество

Выставить раннее вылепленные предметы, рассмотреть их. Вспомнить приемы лепки. Предложить детям вылепить по желанию,что они хотят.

Рассматривание раннее

выполненных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушением интеллекта в первом классе

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма....

Применение и использование компьютерных программ в обучении детей с нарушениями в развитии

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспи...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются возрастные и психологические особенности обучения лепки учащихся 5-6 классов. Целью статьи является раскрытие основных закономерностей развития художественно-творческих способ...