Применение и использование компьютерных программ в обучении детей с нарушениями в развитии
статья

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Создаются условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение обучающихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют познавательную активность.

Технология разноуровневого обучения направлена на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты обучающихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Компьютерные технологии позволяют реализовать разноуровневое обучение: индивидуализацию учебного процесса, активизацию самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На всех уроках учителя используют метод презентаций, как способ эффектного и современного преподнесения необходимой информации.

Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса, значительно повышающего его качество, делают его более современным, разнообразным и насыщенным.

Использование компьютерных технологий способствует повышению общей культуры обучающихся, развитию мелкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с помощью учителя) учебных заданий на компьютере способствует повышению самооценки, осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию учебной мотивации.

Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой коррекционная школа для обучающихся с особыми образовательными возможностями.

Так же компьютерные технологии являются одним из способов коммуникации для детей с РАС, ДЦП и детей с интеллектуальной недостаточностью, не владеющих речью.

Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь» – пример технологии, поддерживающей целенаправленное социально-эмоциональное развитие детей. Данная технология обеспечивает моделирование скрытых от непосредственного восприятия объектов познавательной деятельности в графических и знаковых формах, доступных детям младшего школьного возраста, обучающимся в специальных школах (отношение к событиям жизни, изменчивость настроения; связь событий и настроений и др.).

Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных областях и на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, но их включение должно быть обоснованным. В компьютерном классе детям следуют предлагать те развивающие, коррекционные и учебные задачи, решение которых более эффективно или возможно только на основе применения информационных технологий.

Новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий, дополняют, но не вытесняют традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Необходимо точно определять роль и место компьютерно-опосредованной деятельности ребенка в общей системе учебной деятельности, направленной на освоение данной содержательной области или ее тематического раздела.

Методическое сопровождение – неотъемлемый компонент специализированной компьютерной программы, в котором должны быть описаны роль, место и функции компьютерных моделей в учебном процессе, соотношение компьютерно-опосредованных и традиционных форм учебной деятельности ребенка; характер сотрудничества и учебного взаимодействия учителя с детьми в компьютерном классе.

В образовании детей с отклонениями в развитии приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики.  Применение специализированных информационных технологий – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности, отвечающей его возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения.

Компьютерные программы, не рассчитанные на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Примером реализации данного положения может служить использование неспециализированной компьютерной программы «Текстовый редактор» для развития письменной формы речи детей с нарушенным слухом на основе специальной методики их обучения умению создавать и редактировать доступные им тексты на компьютере.

Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся.

Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.

У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.

У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.

У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах.

Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном виде, располагающем к шутливой, доброжелательной форме общения с компьютерной программой. Это в сочетании с дружественным интерфейсом программы и выраженным стремлением детей к самостоятельной работе с современной техникой создает ощущение комфорта и побуждает к активному восприятию информации.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа №2124 Центр коррекции и развития.

Моисеенко Е.В

Применение и использование компьютерных программ в обучении детей с нарушениями в развитии

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Создаются условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение обучающихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют познавательную активность.

Технология разноуровневого обучения направлена на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты обучающихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Компьютерные технологии позволяют реализовать разноуровневое обучение: индивидуализацию учебного процесса, активизацию самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На всех уроках учителя используют метод презентаций, как способ эффектного и современного преподнесения необходимой информации.

Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса, значительно повышающего его качество, делают его более современным, разнообразным и насыщенным.

Использование компьютерных технологий способствует повышению общей культуры обучающихся, развитию мелкой моторики, ориентированию в пространстве. Успешное выполнение (с помощью учителя) учебных заданий на компьютере способствует повышению самооценки, осознанию компьютера как рабочего инструмента, а не дорогой игрушки, формированию учебной мотивации.

Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой коррекционная школа для обучающихся с особыми образовательными возможностями.

Так же компьютерные технологии являются одним из способов коммуникации для детей с РАС, ДЦП и детей с интеллектуальной недостаточностью, не владеющих речью.

Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Специализированная компьютерная программа «Моя жизнь» – пример технологии, поддерживающей целенаправленное социально-эмоциональное развитие детей. Данная технология обеспечивает моделирование скрытых от непосредственного восприятия объектов познавательной деятельности в графических и знаковых формах, доступных детям младшего школьного возраста, обучающимся в специальных школах (отношение к событиям жизни, изменчивость настроения; связь событий и настроений и др.).

Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных областях и на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, но их включение должно быть обоснованным. В компьютерном классе детям следуют предлагать те развивающие, коррекционные и учебные задачи, решение которых более эффективно или возможно только на основе применения информационных технологий.

Новые средства специального обучения, основанные на использовании информационных технологий, дополняют, но не вытесняют традиционные. Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения. Необходимо точно определять роль и место компьютерно-опосредованной деятельности ребенка в общей системе учебной деятельности, направленной на освоение данной содержательной области или ее тематического раздела.

Методическое сопровождение – неотъемлемый компонент специализированной компьютерной программы, в котором должны быть описаны роль, место и функции компьютерных моделей в учебном процессе, соотношение компьютерно-опосредованных и традиционных форм учебной деятельности ребенка; характер сотрудничества и учебного взаимодействия учителя с детьми в компьютерном классе.

В образовании детей с отклонениями в развитии приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики.  Применение специализированных информационных технологий – условие освоения ребенком компьютера в качестве инструмента разнообразной содержательной деятельности, отвечающей его возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения.

Компьютерные программы, не рассчитанные на детей с отклонениями в развитии, могут применяться в специальном обучении при условии разработки специальных методик их использования в учебном процессе с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Примером реализации данного положения может служить использование неспециализированной компьютерной программы «Текстовый редактор» для развития письменной формы речи детей с нарушенным слухом на основе специальной методики их обучения умению создавать и редактировать доступные им тексты на компьютере.

Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся.

Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.

У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.

У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.

У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах.

Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном виде, располагающем к шутливой, доброжелательной форме общения с компьютерной программой. Это в сочетании с дружественным интерфейсом программы и выраженным стремлением детей к самостоятельной работе с современной техникой создает ощущение комфорта и побуждает к активному восприятию информации.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения

Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения...

«Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.» реферат

laquo;Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.» реферат...

использование технических средств в обучении детей с нарушением слуха

Проблемы реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Технические средства обучения- совокупность специальных средств и приспособлений, п...

Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно ок...

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информацион...