Главные вкладки

    Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
    статья по теме

    Квятковская Екатерина Александровна

    В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к невозможности самостоятельно передвигаться; грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Авторы :учитель ГБСКОУ школы №439 Хмелева Г.И.,

          учитель ГБСКОУ школы № 439 Квятковская Е.А.

    Проблема оказания адресной педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития является наименее разработанным направлением коррекционной педагогики. До недавнего времени такие дети считались «не подлежащими обучению» даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, и, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и достойного социального опыта. Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых, используя специфические методы, приемы и средства, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию можно обучать. Переход к активной политике включения детей с выраженными формами интеллектуальных нарушений в доступную им образовательную среду делает актуальной проблему - как обучать таких детей.

    Дети с глубокой умственной отсталостью (F-73), имеющие множественные нарушения развития - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения педагоги ждут достаточно долго, а могут так и не дождаться. В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к невозможности самостоятельно передвигаться; грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

    Процесс обучения детей с глубокой умственной отсталостью и  множественными нарушения развития осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов для получения информации об окружающем. Для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта дети данной категории нуждаются в стимуляции различного рода.

    Учитывая все вышеперечисленные особенности обучения данной категории детей, становиться ясно, что обычного традиционного набора педагогических методов и приемов мало. Таким образом, мы приходим к пониманию того, что «почувствовать результат» обучения возможно только в том случае, если педагогами будут использоваться в их работе наряду с традиционными, также и инновационные методы и приемы.

    В своей работе мы опираемся на программу «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года. Содержание программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью», направлено на разработку упражнений по стимуляции различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), вкусовых ощущений и обоняния, осознание собственного тела, ориентировке в окружающем мире и познании его с учетом структуры нарушения. Не зависимо от особенностей ребенка, обязательной и очень важной ступенью является работа по двигательно-моторной стимуляции. Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия двигательных компонентов познавательной деятельности, но имеющегося сенсомоторного опыта.

    При обучении детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития мы применяем метод кинезитерапии.

    Кинезитерапия представляет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины и педагогики с целью излечения и поддержания организма в здоровом состоянии, профилактики рецидивов, что способствует психофизическому комфорту личности. (англ. Kinesiotherapy) — произошло от греческого др.-греч. kinesis— «движение» + терапия — «лечение», или лечение через движение. В основу положены реальные клинические достижения, результаты научных исследований мышечной системы человека, включающие физиологию и биохимию процесса сокращения мышечных волокон, которые влияют на опорно-двигательный аппарат человека в целом.

    Разнообразие двигательных расстройств предполагает применение различных методов и техник кинезитерапии: активные и пассивные, произвольные и непроизвольные. Методы активной техники выполняются  самостоятельно или на тренажерах (механотерапия). Проводятся спортивно-прикладные упражнения, различные комплексы динамической лечебной физкультуры, дыхательная гимнастика. Применение активной техники для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития затруднено либо ограничено в связи с физиологическими особенностями этих детей. Среди коррегирующих упражнений для детей с глубокой степенью умственной отсталости, имеющих тяжелые множественные нарушения развития наибольшее значение имеют пассивные методы кинезитерапии, так как пассивная техника доминирует у новорожденных и ослабленных детей и проводится при активном участии взрослого.

    Вот только несколько задач, при которых пассивная техника кинезитерапии играет ключевую роль: координация движений и регуляции поддержания равновесия; восстановление двигательных автоматизмов; расслабление мышц; построение правильных двигательных стереотипов и двигательного режима; борьба с мышечными атрофиями; профилактика рецидивов заболевания бронхов; увеличение амплитуды дыхательного движения; изменение формы дыхания.

    Приведем примеры пассивной техники.

    Принятие и изменение положения. Принятие телом ребенка определенного положения на короткое время и затем изменение этого положения.

    Упражнение: ребенок лежит на мате, свернутое одеяло подложено под щиколотки ,через короткое время  положения тела изменяем-  ребенок  лежит на боку на клиновидной подставке, головой вниз.

    Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание). Контакт-дыхание-это техника, при которой рука взрослого ведет и стимулирует дыхательные движения. Ладонь взрослого лежит на грудной клетке ребенка и сопровождает дыхательные движения. Рука все время находится в контакте с кожей. Ребенок начинает дыхание бессознательно, а затем углубляет дыхание в зоне, где лежит рука.

    Упражнение: ребенок лежит на животе, голова приподнята. Ладонь взрослого лежит на спинке ребенка между плечом и шеей. При выдохе рука движется вниз, затем по направлению к груди ребенка.

    Ручная вибрация на выдохе ребенка. Вибрация создается потряхиванием грудной клетки ребенка рукой взрослого для поддержки выдоха. Вибрация-это движение вверх-вниз, глубоко достигающие ткани грудной клетки с интенсивностью от деликатной до энергичной. Используется только на выдохе. Осуществляется в одной области грудной клетки в течение длительного времени.

    Упражнение: ребенок лежит на спине, голова приподнята. Руки взрослого плотно лежат на коже вдоль ребер ребенка, под ключицей. При выдохе руки взрослого вибрируют грудную клетку ребенка, двигаясь в определенном направлении.

    Потряхивание. Потряхивание - ритмические движения, выполняемые взрослым одномоментно в одной из частей тела для возникновения реакции в грудной клетке. Может проводиться у взрослого на коленях, в кровати, на мате, на гимнастическом мяче, на мягком мяче. Потряхивание ритмично начинается с рук или ног, таза или туловища, концентрируясь на одной части тела на определенный период времени. Осцилляции от потряхивания передаются от рук и ног к грудной клетке и эффективны в комбинации с легким потягиванием. Потряхивание должно быть нежным и ритмичным, должно достигать грудной клетки (туловища) ребенка для того, что бы быть эффективным.

    Упражнение: ребенок лежит на коленях взрослого. Ручка ребенка удерживается и тянется за запястье взрослым и в процессе потряхивания остается вытянутой.

    Терапевтические положения тела. Терапевтические позиции - расположение грудной клетки в положении, которое растягивает легочную ткань и расширяет дыхательные пути.

    Упражнение: ребенок лежит на спине. Придерживая ребенка за правую руку, поворачиваем правое бедро влево. Вращение чувствуется в грудном отделе позвоночника. Позиция фиксируется на определенное время. Затем ребенок лежит на спине без вращения или вытягивания.

    Расположение тела для облегчения дыхания. Позиции для облегчения дыхания – те, в которых ребенок имеет минимальное возможно  мускульное напряжение, дыхание его максимально облегчено ,может расслабиться после напряжения.

    Упражнение: если после упражнений или в силу каких-либо иных причин ребенку становиться трудно дышать, взрослый может придать ему положение, облегчающее дыхание. Ребенка, например можно уложить поперек колен, так что бы его животик свешивался между ними.

    Используем три основных принципа применения кинезитерапии:

    1. Необходимо переходить от простого метода к сложному. Последовательно вводить методики по мере их усложнения;
    2. Следует адаптировать технику к ребенку, а не наоборот. Подбирать упражнения следует индивидуально, исходя из физиологических и психологических особенностей ребенка;
    3. Занятия должны приносить ребенку облегчение и улучшать его настроение. Не следует делать строгих замечаний, заставлять выполнять упражнения, которые по каким-либо причинам вызывают отрицательные эмоции. Необходимо чаще хвалить, подбадривать и стараться пробудить интерес к занятиям.

    Самым важным для нас  при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является то, что такие занятия развивают ребенка. Каждый из них в процессе обучения получает шанс и может реализовать свои возможности и способности, а значит улучшить качество жизни.

    Литература

    1. Бубновский С.М.  Практическое руководство по кинезитерапии.-М., 1998
    2. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие. / Под ред. к.м.н. С.М. Бубновского .- М., 1998
    3. Пособие для пациентов , физиотерапевтов и врачей. Перевод с анг.языка- Горшков М.Д. 2005 г.
    4. Проект.       Образовательная программа.   Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью.   / Под редакцией Л.Б.Баряевой , Н.Н.Яковлевой

    Resource id #1346

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания

    Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1.     Психодиагностика.2.     Психологичес...

    Ручная вышивка – одно из направлений обучения технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Статья о проблемах обучения  технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития....

    Статья "Из опыта создания ресурсных классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"

    В данной статье рассказывается о работе  нашего образовательного учреждения  по  введению ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016г. и созданию и функционированию классов для детей с тяжелыми м...

    Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

    Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

    Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

    Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...