Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
методическая разработка

Белых Алла Гаврииловна

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.

Рекомендации направлены на развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР. 

Цель данных методических рекомендаций в том, чтобы познакомить педагогов и  родителей с работой по развитию  моторики, которая в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomend._2020.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

 .

Методические  рекомендации

«Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

 

Воспитатель :Белых А.Г.

                                                       

                                 

Петергоф

Пояснительная записка

     Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.

Рекомендации направлены на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.  

Цель данных методических рекомендаций в том, чтобы познакомить педагогов и  родителей с работой по развитию  моторики, которая в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления. 

                                                   Введение

     Мелкая моторика  —  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.  

     Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.  В связи с этим, пребывание ребенка в   ДДИ  начинается с обследования уровня его психофизического развития на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Работая в команде, врач, социальный работник, психолог, логопед и воспитатель, после изучения анамнестических сведений составляют комплексную программу реабилитации ребенка-инвалида.

     Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят  ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как воспитатель, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.

     Цель этой работы - систематизировать материал о развитии сохранных и последовательном восстановлении нарушенных двигательных функций рук у детей с церебральным параличом, в частности, формирование и развитие мелкой моторики рук. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

     Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д., выполняем с ним различные действия; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

     У здоровых, нормально развивающихся детей развитее ощущений и восприятий   происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различных действий с этими предметами.

     Однако у детей, имеющих отклонения в развитии, возможности полноценного восприятия действительности ограничены. У детей с церебральным параличом, у которых имеются нарушения слуха, речи, зрения и интеллекта (в той или иной степени) уровень сенсорного развития значительно отстает. Чувственный опыт таких детей ограничен; в силу двигательной недостаточности формирование восприятия предметов окружающего мира нарушено на самом раннем этапе развития ребенка.

     Работая в группе  с детьми разного возраста со сложным дефектом, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и интеллекта я убедилась, что у детей имеются значительные отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности в целом, что связано как с органическими поражениями нервной системы, так и с ограниченными возможностями познания окружающего вследствие моторной недостаточности. Исследование состояния ручной моторики показало, что дети имеют отклонения в развитии моторике рук, недостаточно четко координируют движения, предложенные задания выполняют в медленном темпе или не могут выполнить их вообще.

     Хорошо представляя себе какое огромное значение в сенсорном воспитании  детей с ТМНР имеет процесс манипулирования с предметами, и что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, я решила, что особое место в моей работе должно уделяться развитию ручной моторики рук детей с ДЦП, формированию всех функций руки: опорной, указывающей, отталкивающей,  хватательной,  которые составляют двигательную основу манипулятивной  деятельности.

     Занимаясь развитием мелкой моторики рук у детей с ДЦП, я выделила две важные составляющие части этой работы:

1.     Упражнения для рук без манипулирования предметами.

2.     Упражнения для рук с различными предметами.

     Но прежде чем выполнить упражнения для развития мелкой моторики, многие из которых представляют для детей определенную трудность, полезно научить детей выполнять упражнения для рук:

  • поднять обе руки вверх, поднимать поочередно правую и левую руки;
  • постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;
  • разгладить лист ладони правой руки, придерживая его левой, и наоборот;
  • повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать тоже левой рукой;
  • руки полусогнуты, опора на локти, встряхивание по очереди кистями («звонок»);
  • руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положений кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонь к лицу – к столу);
  • зафиксировать левой рукой правое запястье, а ладонью правой руки постучать по столу, погладить стол и т.п.

     Формирование целенаправленных движений рук можно начинать с выполнения детьми общепринятых жестов и имитации действий людей и животных. Например, погрозить пальцем, указать пальцем на предмет (вот), направление (там), подозвать пальчиками к себе (иди), попросить что-то (дай), помахать рукой («привет» или «пока»), постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами (тук-тук), погладить по голове ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать кулачком о кулачок («молоток»), предложить показать «фонарики», «колокольчики», «стирку». Затем можно переходить к более сложным упражнениям по развитию мелкой моторики.

Упражнения для рук без манипулирования с предметами.

1.     Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»), тоже упражнение выполняется пальцами левой руки, затем пальцами обеих рук одновременно.

2.     Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки – по очереди «здороваются», сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.

3.     Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

4.     Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»), тоже левой рукой и обеими руками.

5.     Указательный и средний пальцы правой руки «идут», «бегают» по столу (человечек), тоже левой рукой и обеими руками.

6.     Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки («коза»), тоже левой рукой и обеими руками

7.     Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их («очки»).

8.     Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»), тоже левой рукой и обеими руками.

9.     Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

10.    Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз («птички летают, машут крыльями»).

11.    Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца, а потом сгибать пальцы, начиная с мизинца, выполнить упражнение пальцами левой руки.

12.    Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно распрямлять их, начиная с большого пальца, тоже правой рукой, начиная с мизинца, а затем левой рукой.

13.    Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

14.    Сжать кисти в кулачки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («два человечка встретились»).

15.    Правую руку согнуть в кулак, на нее горизонтально сверху положить левую («стол»).

16.    Правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («стул», «кресло»).

17.    Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив отверстие («бочонок с водой»).

18.    Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

19.    Пальцы обеих рук слегка согнуты и положены друг к другу («миска»).

20.    Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («домик»).

21.    Положить ладонь правой руки на ладонь левой, приподнимать пальцы («бегемот»).

22.    Концы пальцев направлены вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

23.    Скрестить пальцы рук и разомкнуть их («цепь»).

24.    Поочередное постукивание пальчиками по столу («пианино»).

25.    Большим пальцем правой руки коснуться носа (пальцы широко), к мизинцу правой руки приставить большой палец левой («нос»).

   Проводя этот вид работы я убедилась в том, что выполнение многих упражнений требует от детей больших усилий, часто дети затрудняются сделать то или иное упражнение. При обучении различным движениям рук не надо спешить. На начальных этапах коррекционной работы, а также в случаях тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективной следует признать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен. Основным методом проведения занятий является игровой метод, посредством которого реализуется такое основополагающее направление, как «коррекция движением через игру». Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. воспитатель сам сгибает, разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Нужно заботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к занятиям и играм. Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще с ним справиться, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, в этом случае нужно повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. Необходимо спокойно в медленном темпе делать каждое новое упражнение, показать своими руками, затем сложить правильно руки ребенка, если он не может сделать это самостоятельно, помогать и корректировать выполнение упражнений. Я никогда не думала, что этот вид работы может представлять такие трудности для детей.  

Чтобы вызвать у детей интерес к выполнению упражнений, можно использовать картинки и игрушки (особенно важно это для глухих детей с ДЦП). Ребенок, выполняя упражнение, пытается руками изобразить животное, предмет, явление, это развивает фантазию и мышление детей. Чтобы больше заинтересовать детей, привлечь их внимание к выполнению упражнений, я также предлагала надеть на пальчики колпачки (можно использовать разноцветные крышечки от зубной пасты и небольших бутылочек).  

     Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП играет важную роль в овладении предметно-практической деятельностью, в развитии двигательных навыков, необходимых в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. Наблюдая за детьми в группе я увидела, что дети большую часть времени играют с одной и той же игрушкой, по многу раз выполняя одно и тоже простейшее действие (например: катают машинку), берут в руки игрушку и держат. Т.е. у детей имеются большие трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями, движения пальцев рук плохо дифференцированы, что отрицательно сказывается на сенсорном воспитании таких детей. Чтобы процесс познания окружающего мира ребенка с проблемами в развитии проходил более успешно, необходима специальная работа по развитию мелкой моторики рук с предметами. Важно сформировать различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). В своей работе я использую различные упражнения с предметами.

Упражнения для рук с различными предметами.

1.     Упражнение с использованием бумаги и ваты (учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую тонкую бумагу; делить вату на маленькие кусочки, наматывать вату на палочку).

2.     Упражнения с открывающимися коробками и баночками (учить детей открывать и закрывать коробки, раскладывать предметы разные по форме по коробочкам, баночкам и мисочкам, перекладыванию предметов из емкости в емкость).

3.     Складывание двух местной матрешки (учить детей открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы).

4.     Упражнения с использованием пирамид, бус, колец (учить детей нанизывать кольца на стержень и снимать их, нанизывать предметы на веревочку, колечки себе на руку).

5.     Упражнения с формами, вставляющимися друг в друга (большие, меньше, еще меньше и т.д.). Формы могут быть различными: цилиндры, прямоугольные или квадратные коробочки.

6.     Упражнения с кубиками (учить детей вынимать кубики из коробки и укладывать в коробку, строить из кубиков поезд или башню, складывать из кубиков картинку).

7.     Упражнения с цепочками (учить собирать цепи, присоединяя одно звено к другому, и разъединять их).

8.     Упражнения с мячиками и шариками (правильное захватывание и удерживание мяча, манипулирование с мячами, скатывание шарика со стола, сбивание шариком предметов , сжимание и разжимание мягких мячей).

9.     Упражнение с пластмассовым винтом (накручивание пластмассового винта на палочку с резьбой, откручивание и закручивание крышек на бутылочки и баночки).

10.    Помещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия.

11.    Работа с мозаикой (мозаика разных размеров).

12.    Упражнения со звучащими игрушками.

13.    Упражнения для работы большого, среднего и указательного пальцев:

        - учить брать палочку, мелок, ручку большим, указательным и средним пальцами и удерживать

        - тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки (паучок, лягушка), заставляя ее передвигаться

        - такие же движения пальцами с пульверизатором: легко нажимать пальцами, посылая струю воздуха на ватку, клочок бумаги, шарик

14.    Упражнения с тесьмой и шнуром:

        - наматывание на катушку

        - вышивание узора (ребенок продевает шнурок в дырочки на панно сначала хаотично, затем так, чтобы получился рисунок)

        - притягивание к себе предмета по скользящей тесьме.

15.    Упражнения с водой:

        - вылавливание сачком игрушек из воды

        - вылавливание черпаком или большой ложкой шариков из воды.

16.   Упражнения с палочкой:

        - с помощью палочки придвигать к себе различные предметы

        - палочкой выталкивать игрушки из трубки.

17.   Упражнения с глиной и тестом.

18.   Упражнения в складывании палочек, в обводке и штриховке контуров:

      - складывание из палочек заборчиков, геометрических фигур и др. фигурок

      - втыкать палочки вертикально (ежик)

     - обводка трафаретов, штриховка (если ребенку трудно делать обводку карандашом, дети могут обводить контур трафарета разными пальцами, штриховать также пальцем)

19.    Игры с конструкторами.

20.     Упражнения с липучками:

        - игра «Тир» (дети бросают прилепляющиеся кружочки на поле, затем пытаются их собрать).

 21.   Упражнения по формированию навыков самообслуживания:

        - застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек

        - используя ленты и веревки, учить детей завязывать узлы и банты

        - использование картонного или пластмассового трафарета с отверстиями:

               а) протянуть шнурок через все отверстия,

               б) протянуть шнурок, пропуская отверстие,

               в) зашнуровать ботинок.

   22. Упражнения с заводными игрушками, с юлой, с волчком.

   23. Пальчиковый театр (перчатка, фигурки ).

   24. Узнавание предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

     Многие из этих игр можно изготовить самим, используя различные подручные материалы (это и футляры от киндерсюрпризов, разноцветные пластмассовые крышки от бутылок, компьютерные клавиатуры, телефонные диски и др.). Очень многие предметы можно приспособить для этого вида работы.

Необходимость проведения таких игр и упражнений не вызывает сомнений.

Используемый материал (его объем) зависит от возраста ребенка, от того как развиты его предметные действия, от уровня развития общей и мелкой моторики рук. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным и интеллектуальным возможностям, развитие ручных навыков надо вести постепенно, поэтапно в виде интересных и понятных для него заданий и игр, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия. Необходимо помогать ребенку, если у него что-то не получается, часто ему бывает трудно справиться с упражнением самостоятельно.

     При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить, необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Нужно учитывать и то, что для детей с ограниченными возможностями характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на занятии, при неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Занятия по развитию мелкой моторики я провожу в основном индивидуально или же малыми группами (два ребенка).

     Разрабатывая систему работы с детьми по развитию мелкой моторики, я опиралась на следующие принципы:

1. Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющимся актуальном уровне ребенка, его потенциальных возможностях.

2. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Работа должна строиться с учетом психофизиологического развития, индивидуальных и специфических особенностей детей.

4. Постепенность. Следование от простых заданий к более сложным, комплексным.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

1. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.

2.  Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.

3.  Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.

4. Творческое использование таких основных дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих ДЦП.

5.     Организация занятий в рамках ведущей деятельности.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.

7.  Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.

8.  Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.

Заключение

     Таким образом при формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП   необходимо учитывать следующее:

1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

     В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира.

 

Список литературы:

1.  Баченина О.В.,Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки  и  развитие навыков письма  у  детей  6-8  лет:  Практическое  пособие для педагогов и родителей. - М.:АРКТИ, 2006.-88с.

2.  Беззубцева  Г.В.,  Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка,  готовим  ее  к

рисованию  и письму:  Конспекты  занятий  с  играми  и  упражнениями  по  развитию мелкой  моторики  и  графических  навыков  у  детей  5-7  лет.  –  М.:  Издательство «Гном и Д», 2003.-120с.

3.  Большакова Е.С.  Формирование  мелкой  моторики  рук: Игры  и  упражнения  – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.- (Логопед в ДОУ)

4.  Борисенко М.Г., Лунина Н.А. Наши пальчики играют. – СПб.; «Паритет», 2002.

5.  Развиваем  руки-чтоб  учиться  и  писать,  и  красиво  рисовать.  Популярное  пособие для  родителей  и  педагогов.  /  Гаврина  С.Е.,  Кутявина  Н.Л.,  Топаркова  И.Г., Щербинина  С.В.  Художника  Г.В.  Соколов,  В.  И.  Куров  – Ярославль:  «Академия развития, 1997. -192с., ил.- (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

6.  Развивающие  игрушки своими  руками.  (Текст)  И. Воскресенская.  – Новосибирск: Сиб. Унив. издательство, 2008.-240с.

7.  «150  развивающих игр» Умные  пальчики/Составитель  В.Г.  Дмитриева,  - М.:АСТ; СПб.: Сова, 2008-98с.

8.  Игры с пальчиками. – М.: Учредитель – издательский дом «Карапуз» - 1998.

9.  Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.-ил.- Серия «Готовимся к школе»).

10.  Светлова  Л.И  .Готовим  руку  к  письму  /Ил.  Н.  Воробьевой.  –  М.:  Издательство Эксмо, 2004.-96с.

11.  Светлова Л.И. Развиваем мелкую моторику координацию движений рук /Художник Е. Смирнов. - М.:Эксмо,2007.-72с.

12.  Синицина  Е.И.  Умные  пальчики.  Серия  «Через  игру  к  совершенству».-М.:  Лист, 1999.

13.  Соколова С.В. Развиваем внимание и мелкую моторику. Оригами.  Дом для куклы. Для детей 5-6 лет. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.-48с.

14.  Султанова И. Мелкая моторика /Веселые уроки. - М.: Издательство «Хатбер-пресс», 2007.

15.  Новиковская  О.А.  Ум  ребенка  на  кончиках  пальцев:  маленькие  подсказки  для родителей./ О.А.Новиковская – М.; АСТ; СПб.: Сова, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания

Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1.     Психодиагностика.2.     Психологичес...

Ручная вышивка – одно из направлений обучения технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Статья о проблемах обучения  технологии детей с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...