Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"
статья

Дорофеева Ольга Владимировна

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информационными технологиями в самых разных их проявлениях. Чётко прослеживается тенденция информатизации образования и применения информационных технологий при обучении детей школьного возраста. Более того, в настоящее время использование компьютерных технологий в образовании – необходимое условие обучения и адаптации ребенка. Наиболее актуально это при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Доклад на ШМО по теме:

 «Использование компьютерных технологий процессе обучения детей с ОВЗ на уроках литературного чтения».

Учитель: Дорофеева О.В.

Рассмотрено   и согласовано на заседании ШМО

                                                                   

Протокол №_______от «___» _________2021г.

Руководитель ШМО_________________________

Использование компьютерных технологий процессе обучения детей с ОВЗ на уроках литературного чтения.

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информационными технологиями в самых разных их проявлениях. Чётко прослеживается тенденция информатизации образования и применения информационных технологий при обучении детей школьного возраста. Более того, в настоящее время использование компьютерных технологий в образовании – необходимое условие обучения и адаптации ребенка. Наиболее актуально это при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласят, что дети с ограниченными возможностями в равной степени со всеми имеют права на образование. К тому же, именно образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в системе образования Российской Федерации.

В стандартном процессе обучения детей в возрасте 10-16 лет одной из самых сложных задач является удержание внимания детей и вовлечение в учебный процесс. Для детей с особенностями здоровья характерны снижение объема памяти, отсутствие мотивации в обучении, быстрая истощаемость ресурсов внимания.   При использовании компьютерных технологий у детей с различными познавательными способностями формируются ключевые навыки в более динамичном, наглядном и игровом формате. Именно использование подобных технологий позволяет ребенку в полном объеме усвоить материал, благодаря эффекту наглядности и повышению концентрации внимания ребенка. У детей также обостряются зрительное внимание и слуховое восприятие. В процессе урока ребенок постоянно меняет род своей деятельности, что позволяет донести материал с разных сторон, каждый раз подкрепляя его новой информацией и закрепляя её.

Чаще всего в обучении детей используют следующие средства информационных технологий: презентации, видео, слайд-шоу, компьютерные игры в интерактивном формате, тесты, аудиодорожки, интерактивные доски, визуальные экскурсии и др.

Отметим некоторые ресурсы, которые полезны для создания интерактивной формы занятия: Телешкола, Учи.ру, Наглядная школа, ЯКласс, Интернет-урок, Фоксфорд.ру, ЛогикЛайк и др. Данные ресурсы позволяют упростить подготовку к уроку литературного чтения и дают возможность самостоятельно обучаться и выполнять домашние задания при необходимости. В основе данных Интернет-ресурсов лежат интерактивные методы обучения. Чаще всего это игровые задания, тесты и видеоматериалы.

Рассмотрим интеграцию средств компьютерных технологий в образовательный процесс на уроках литературного чтения.

Использование компьютерных технологий наиболее актуально на следующих этапах урока:

- актуализация знаний,

- открытие нового знания,

- закрепление, обобщение и систематизация знаний,

- диагностика и самодиагностика, проверка знаний, умений и навыков.

Возможны следующие формы работы с использованием ИКТ: составление обобщающих кроссвордов по определенным темам, просмотр видеоматериалов по теме произведения, повествование с красочной презентацией материала, составление схем, таблиц.

Выполнение интерактивных заданий повышает мотивированность учеников и создает большую вовлеченность в учебную деятельность, позволяет переключить внимание, обеспечить смену деятельности. Возможность просматривать видеофрагменты произведения позволяют зрительно представить историческую эпоху, описанную в произведении, услышать и увидеть главных персонажей и оценить их авторскую интерпретацию. Для закрепления, обобщения и систематизации материала, а также для диагностики можно выполнять тестовые задания и игровые задания в виде кроссвордов и т.п. Использование компьютерных технологий может также способствовать для организации и визуализации проектной деятельности детей, это может быть индивидуальная презентация или групповая работа по составлению карты знаний (mindmap), инсценировок отрывков произведений разных авторов или при театральных постановках.

Обобщим преимущества использования информационных технологий: возможности визуализации информации, представление возможности индивидуального обучения, стимулирование познавательной активности детей, возможность моделирования жизненных ситуаций, повышение концентрации внимания и интереса к обучению.

При использовании информационных технологий, в том числе при работе на компьютере стоит учитывать следующие негативные особенности его воздействия на ребенка: нагрузка на зрение, неудобная поза, психическая нагрузка и воздействие высокочастотных электромагнитных волн. Поэтому при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит учитывать критерий времени, так как данная категория детей наиболее уязвима к данным негативным последствиям использования технологий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование компьютерных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет повысить необходимые компетенции ребенка при наиболее интересной для него подачи материала и обеспечивает успешную социализацию детей данной категории в обществе. Также такие технологии открывают новые возможности обучения не только для ребенка, но и для педагога.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
  3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Academia, 2017. - 48 c.
  4. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Выпуск № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ

В статье рассказывается о роли информационных компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,о том какие задачи ИКТ решает в коррекционной педагогике....

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Доклад на тему «Компьютерные технологии и их роль на уроках английского языка»

laquo;Компьютерные технологии и их роль на уроках английского языка»...

Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно ок...

самоанализ по теме самообразования "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела"

материал отражает работу по самообразованию учителя по теме "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела" на примере проектоного  метода...