самоанализ по теме самообразования "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела"
статья

материал отражает работу по самообразованию учителя по теме "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела" на примере проектоного  метода, проблемного метода и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_po_teme_samoobrazovaniya_dlya_portfolio.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ по теме самообразования: «Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела».

Работая с детьми с недостатками интеллектуального развития, я пришла к выводу, что уроки профессионально-трудового обучения могут решать проблему развития познавательных процессов и творческих способностей таких детей. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, где учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. Именно поэтому, правильно выбранные технологии, методы и приемы обучения помогают определить ту возможную меру включенности учащихся в познавательную и творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Тема моей работы по самообразованию «Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела».

 Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности, через применение современных инновационно-образовательных технологий.

Инновационная технология — это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

В своей работе сочетаю коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и коррекции недостатков развития, с инновационными технологиями, которые стимулируют развитие творческих способностей учеников, помогают обогатить их воображение.

Среди таких технологий можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках для обучения детей с нарушением интеллекта:

технология проблемного обучения;

метод проектов;

игровые технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы по применению некоторых технологий при проведении уроков швейного дела.

Для активизации познавательных процессов и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ использую технологию проблемного обучения. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

На занятиях по швейному делу имеются широкие возможности для использования различных противоречий, которые способны при соответствующих условиях вызвать проблемные ситуаций.

Например, ситуации, возникающие на основе противоречия между научными знаниями и жизненным опытом. Из опыта учащиеся знают, что на электрическом утюге устанавливается терморегулятор с обозначением основных видов тканей, который во время влажно тепловых работ нужно ставить в соответствующее положение. На вопрос "Для чего это делают?", - они отвечают: "Чтобы не перегреть утюг". А почему предусматривают несколько положений регулятора? Этот вопрос вызывает у учащихся затруднение. Пятиклассники не изучали еще физических свойств волокон всех тканей и не знают, что те имеют различную температуру плавления.

При использовании имеющихся знаний в новых условиях также нередко возникают проблемные ситуации. Например, в 5 классе изучается тема «Сумка хозяйственная». После того, как ученики рассмотрели изделие, которое им предстоит изготовить, предлагаю самостоятельно составить план работы по пошиву сумки. Похожее изделие, «Мешочек для хранения работ», они уже шили. Такая работа заставляет их думать, анализировать, сопоставлять. Кто-то догадывается, что похожее изделие уже шили и можно позаимствовать оттуда план работы, а кто-то, глядя на сумку, может составить план сам. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему. 

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов для создания ситуаций интеллектуальных затруднений на уроках швейного дела:

- Почему мерки полуобхватов записываются в половинном размере, а мерки длин полностью?

- В чем разница праздничной и повседневной одеждой?

- От чего зависит долгосрочность ношения одежды?

Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся, так как предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, ориентируется на зоны его ближайшего развития. Весь путь познания от начала и до получения результата обучающийся проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной творческой личностью.

Технология решения проблемных ситуаций лежит и в основе проектной деятельности, так как каждый проект решает ту или иную проблему. Учителям, неработающим еще с проектами в рамках своих программ, целесообразно начинать с решения проблемных ситуаций на уроках. Это позволит набраться опыта и будет значительно легче в дальнейшем в рамках проекта видеть проблемы и пути их решения.

Проектная деятельность наиболее эффективна для развития школьников с ОВЗ, так как позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, дает ученику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать свои познавательные и творческие способности.

Свою работу по внедрению метода проектов начала с выполнения информационных и творческих проектов, которые являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы.

На уроках швейного дела мы разработали такие проекты:  «История утюга», «История происхождения ножниц», «История швейной иглы», «История наперстка».  Дети с удовольствием работают над проектами такого типа. Результат этой работы –  разработка презентаций для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к их выполнению и презентации результатов. Не секрет, что швейные изделия, предлагаемые по программе «Швейное дело», морально устарели, не соответствуют современной моде, требованиям девочек-подростков. Это и подтолкнуло меня использовать творческие проекты, где ученицы смогли реализовать свои желания и возможности. Так был реализован творческие проект «Фартук».

Зная психофизические особенности детей с недостатками интеллектуального развития, вначале я пришла к выводу, что работа над исследовательскими проектами, которые имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, не пригодна для реализации в коррекционных образовательных учреждениях.

Организация проектно-исследовательской деятельности достаточно сложный процесс и основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми в самом начале, а чаще всего в середине работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора темы проекта и учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов. Перед учащимися ставится проблема, как правило, близкая пониманию и волнующая девочек в личном плане. Получаемый результат должен быть социально и практически значим. Наиболее эффективно данную технологию использовать как краткосрочный проект. 

В итоге была проведена работа по разработке следующих проектов:  «История возникновения кармана», «Тайна русского сарафана», «История фартука с древности и до современности»,«Полотенце – дорога жизни».

Еще один вид проекта, который применяется для разработки в коррекционной школе – это практико-ориентированный проект, который четко ориентирован на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность или  социальный результат, направленный на решение общественных проблем. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, района и т.д.

Примером разработки таких проектов могут быть изделия, изготавливаемые на уроках трудового обучения и направленные на удовлетворение потребностей самих учащихся, либо школы или другого учреждения (внешний заказчик). Это и изготовление дидактических пособий для кабинетов, изделий для нужд школы (полотенца, постельное белье, скатерти, шторы и т.д.), пошив сценических костюмов и изготовление реквизита.

Работу с применением метода проекта строю по принципу усложнения. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подобрать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навыки безопасносной работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом работы над проектом является его защита. При подготовке к защите проекта, учу учащихся давать краткий отчет о проделанной работе. Во время презентации проектов учащиеся проводят анализ своих работ.

Проектная технология позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждает детей к фантазии, способствует повышению учебной мотивации, развитию творческого потенциала и познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.

Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения осуществл...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ВОЛЕЙБОЛУ

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое со...

Развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках швейного дела. (Из опыта работы)

Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного дела.Развитие мышления школьников на уроках швейного дела относится к числу сложных задач трудового обучения. У большинства из них...

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информацион...

СТАТЬЯ. Инновационные технологии в обучении детей с ОВЗ

      Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов с...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках швейного дела

Презентация Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие  мыслительной деятельности детей с ОВЗ  на  уроках  швейного дела...