Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.
учебно-методический материал на тему

Зотова Любовь Алексеевна

Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ на уроках швейного дела

Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Одним из важнейших принципов обучения детей с отклонениями в развитии является принцип расширения социальных связей.

Несомненно, расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Однако непосредственно эта проблема решается учителем на уроках такой дисциплины, как «Швейное дело».

Материал программы швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых обучающихся, так как изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, освоение изготовления изделий, обучение планированию, анализу действий и их результатов.

Программа по данному предмету построена так, что некоторые темы учащиеся изучают на протяжении нескольких лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого материала и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению и повторению материала всегда отводится значительная часть времени в учебной работе. В ходе уроков педагог создает нужные для обучения детей ситуации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с темой урока.

Занятия охватывают все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен тщательно контролировать выполнение каждого задания. На начальном этапе задания должны быть  легкими. Когда ребенок освоит один прием, педагог может показать ему новый. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а укрепляли уверенность ученика в своих способностях, развивали готовность заниматься трудовой деятельностью.

Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ученик должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно. Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время. Они необходимы, чтобы сформировать и развить реакцию и способности, выработать основные действия и навыки.  Конкретность материала, строгая определенность в способах его использования, наглядность, доведенная до очевидности, возможность умозаключать всегда от конкретного, доступного непосредственному восприятию – вот условия для развития практических ориентировок в среде, качества, столь важного для умственно отсталого ребенка. Четкость представлений создает условия для развития мышления – сравнений, обобщений, выводов. При занятии швейным делом развивается последовательность мышления. Ведь изготовление каждой вещи требует определенной последовательности. Эта последовательность в воспроизводящем процессе корригируется изготовляемой вещью, поделкой, еще предварительно осмысленной учащимся. Получая задание, описывает исследователь А.Н.Граборов , ученица должна его осмыслить, представить себе целое, затем это целое разложить на детали (анализ), продумать те технологические операции при помощи которых эти детали будут выполняться, а затем изготовленные детали соединить в одно целое (синтез). Таким образом, такое обучение дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков и позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Обучение детей с умственной отсталостью требует от педагога  много терпения, настойчивости, понимания и педагогической изобретательности.

Социальная адаптация детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача – помочь этим детям максимально приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

Проблемы социальной адаптации детей-сирот и факторы, препятствующие успешной социализации

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки выпускники детского дома, ...

Развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках швейного дела. (Из опыта работы)

Развитие мышления обучающихся, воспитанников с ОВЗ на уроках швейного дела.Развитие мышления школьников на уроках швейного дела относится к числу сложных задач трудового обучения. У большинства из них...

самоанализ по теме самообразования "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела"

материал отражает работу по самообразованию учителя по теме "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела" на примере проектоного  метода...