Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
статья на тему

Топоева Элеонора Георгиевна

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Топоева Элеонора Георгиевна, учитель швейного дела, ГБОУ РХ«Аскизская школа-интернат »

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

Большое значение в социальной адаптации детей, живущих в учреждениях интернатного типа, имеет трудовое обучение. Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. [4, с.78]

Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. [3, с.5] Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать ее, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы. [5,  с.1]

Важно учитывать и то, что трудовое обучение создает перед умственно отсталыми учащимися общие трудности. [5, с.1]  Школьники, как правило, не умеют правильно выбрать рациональный путь выполнения задания: организовать последовательность действий и трудовых операций, адекватно использовать приспособления, инструменты, правильно обрабатывать материалы, объясняться (задавать вопросы и правильно отвечать на них) не только с учителем, но и с одноклассниками.[5, с.1] Выполняя задание, умственно отсталые школьники в значительной мере нуждаются в организующих и направляющих со стороны взрослых действиях. [5, с.1]

Чтобы успешно подготовить учащихся к самостоятельной жизни, учитель швейного дела использует в своей работе различные методы и приемы обучения, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы.

По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на каждого учащегося. Работу учитель организует внутри класса по группам. В состав группы входят одна -  две ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и одноклассников. Педагог должен хорошо знать каждого ученика: одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему необходим неоднократный показ приемов работы.

Для успешного усвоения учебного материала большую роль играет наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся. Такой наглядностью являются предметные технологические карты, которые отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами. Также активно используются на уроках швейного дела образцы изделия, чертежи, схемы, таблицы и т.д.

Применение наглядности в специальных (коррекционных) учреждениях VIII способствует:

- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления;

- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике;

- формированию у учащихся навыков организации и планирования деятельности;

- коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики;

- воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и эстетическому развитию. [1, с.26]

Овладение трудовыми навыками у учащихся специальных (коррекционных) школ затруднено, они прививаются медленно. [2, c.38]  Их воспитание требует показа действия, многократного его повторения самими учащимися, повседневного контроля со стороны учителя и достаточно развитого самоконтроля. Большое внимание учитель уделяет обучению правильным рабочим приемам, качеству выполнения трудового задания, отработке скоростных показателей. [2, c.38]

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расход материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. [6, c.68] В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов. [6, c.68]

Немаловажную роль в овладении трудовыми умениями и навыками играет применение современных педагогических технологий. Например, опорные сигналы по В. Ф. Шаталову:

  • изучение теории: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); повторное объяснение по красочному плакату; индивидуальная работа учащихся над своими заданиями, фронтальное закрепление по блокам выполнения изделия;
  • самостоятельная работа: опорные схемы + учебник + помощь учителя;
  • устное проговаривание своих действий, используя опорные схемы;
  • в процессе изготовления изделий внешний контроль, самоконтроль, самооценка (профилактика конфликтных ситуаций).

Компьютерные технологии: использование развивающих игр (например, компьютерная игра «Барби – модельер», которая развивает образное мышление, память, внимание, прививает эстетический вкус), использование на уроках мультимедийного проектора.

Технология проблемного обучения по М. И. Махмутову: например, тема урока в 9 классе «Платье, отрезное по линии талии». Дается образец платья, который учащиеся могут хорошо рассмотреть, потрогать. Ставится перед учениками проблема: определить последовательность выполнения пошива платья, отрезного по линии талии. Учащиеся самостоятельно должны определить последовательность пошива платья. Учитель только корректирует и направляет учеников.

Учитель на  уроках швейного дела нацеливает детей на то, что после окончания школы они смогут продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию, а также их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни.

Благодаря этим урокам учащиеся подготавливаются к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.

Для закрепления трудовых умений и навыков, а также для лучшей социализации учащихся учебные мастерские принимают заказы на изготовление различных изделий (пошив постельных комплектов, штор в жилые комнаты, в ученические кабинеты для школы – интерната, в которой обучаются сами  ученики). Ученики выполняют пошив постельных комплектов, полотенец для продажи (см. таблицу).

Доходы от продажи товаров

Год

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Доходы от продажи

6. 800 рублей

6. 131 рубль

6. 884 рубля

7. 972 рубля

На вырученные деньги приобретается ткань, мелкое оборудование, швейные принадлежности.

Также в наших швейных мастерских (их у нас две) дети выполняют  работу по индивидуальным заказам (в основном это – обработка нижнего среза брюк). В 9 классе в конце учебного года девочки шьют себе платья к выпускному балу, они с нетерпением ждут, когда смогут одеть их. Это воспитывает у учащихся аккуратность, положительное отношение к труду. Нашими девочками сшиты фартуки для поваров, для дежурных по столовой, спецодежда для рабочих.

Немаловажную роль в социальной адаптации воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида играют ежегодные праздники труда в школе, как итог трудовой деятельности учащихся. На таких праздниках отмечаются  и награждаются призами, грамотами лучшие ученики школы. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества за пределами школы дает ученикам проявить себя с лучшей стороны.  На таких выставках дети могут показать себя, посмотреть и пообщаться с другими сверстниками, что очень важно для детей, которые живут и учатся в одном учреждении.

Таким образом, обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. [6, c.69]

Список литературы

  1. Ерошина Г. Ю., Козлова Л. В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида//Коррекционная педагогика. 2006. № 5. С. 25-32
  2. Кириллова А. Г. Организация общественно полезного производительного труда в процессе трудового обучения швейному делу старшеклассников вспомогательной школы//Дефектология. 1987. № 6. С. 38-41
  3. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
  4. Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75-80
  5. Носкова Н. Г. Система коррекционно-педагогической работы в обучении швейному делу//http://festival.1september.ru/articles/576778
  6. Программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида/Под редакцией В. В. Воронковой.-М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...