О. Генри. "Дары волхвов" и другие новеллы
план-конспект

Виктория Николаевна Ганеева

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o._genri._dary_volhvov_i_drugie_novelly.docx528.23 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 07.05.2020

О. Генри (Уильям Сидни Портер) (1862-1910) William Sydney Porter by doubleday.jpg

«Дары волхвов» и другие новеллы

О. Генри - американский писатель, признанный мастер короткого рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.

Единственный роман О. Генри — «Короли и капуста» — вышел в 1904 году. Фактически это не роман, а сборник рассказов, объединённых общим местом действия. За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (число жителей тогдашнего Нью-Йорка), 1906), «Горящий светильник» (1907), «Сердце Запада» (1907), «Голос города» (1908), «Благородный жулик» (1908]), «Пути судьбы» (1909), «На выбор» (1909), «Деловые люди» (1910) и «Коловращение» (1910).

Рассказы О. Генри, каждый из которых почти всегда содержал массу великолепно очерченных лиц и оригинальный, затейливый сюжет, быстро завоевали себе популярность у американских читателей. Критики стали называть писателя «американским Киплингом», «американским Мопассаном», «американским Гоголем», «американским Чеховым».

В сборник «Постскриптумы» (англ. Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895–1896). Всего О. Генри написал около 600 рассказов, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

В 1918 году в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая вручается ежегодно.

Особенности языковых приемов автора

О. Генри не был пионером в жанре короткого рассказа, так как это искусство получило уже до него большое развитие в литературе США. Жанр новеллы был широко распространен в американской литературе середины XIX – начала XX века. Возникла даже особая, американская разновидность этого жанра, получившего название «шорт стори», представителями которой были Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Марк Твен. Эдгар По даже сформулировал основные законы создания «шорт стори», которые предусматривали краткость формы, единство и динамизм сюжета и неожиданную развязку.

О. Генри не знает себе равных в мастерстве точной и выразительной детали, в построении острого сюжета и, наконец, в изобретательности при создании неожиданных развязок.

В своих произведениях О. Генри выражал поразительные по глубине и новизне социальные идеи в такой скромной форме, что современная критика часто проходила мимо богатейшего их содержания. Ей казалось, что речь идет о самом обычном - о любви; она не замечала, что и любовь и все другие привычные темы наполнены лирическим звучанием. Наиболее замечательные по ширине и новизне социального и философского мышления идеи высказаны в их произведениях «мимоходом», так, как будто главное совсем не в них. Самое удивительное, что в этом «мимоходом» заложены ответы на острейшие проблемы времени. Все творчество О. Генри обращено к незаметным «маленьким» людям, он стремится привлечь внимание привилегированной части общества к людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. Он хочет показать те подлинные человеческие ценности, которые всегда могут служить опорой и утешением в наиболее трудных жизненных ситуациях. И поэтому он часто делает героями своих новелл тех, кто, выражаясь современным языком, находится «у черты бедности». О. Генри полон участия и сочувствия к тем своим героям, которые больше всего нуждаются в помощи и защите. И тогда происходит нечто удивительное: самые, казалось бы, плачевные финалы его новелл начинает восприниматься как счастливые или, во всяком случае, оптимистические.

Юмористическая стихия у О. Генри является одной из наиболее привлекательных сторон его творчества. Юмор О. Генри уходит корнями в традиции комического рассказа, бытовавшего в среде первых поселенцев Америки. У О. Генри юмор часто бывает связан с комическими ситуациями, которые лежат в основе многих сюжетов. Прибегая к пародии и к парадоксу, О. Генри вскрывает противоестественную сущность таких явлений и несовместимость их с нормальной практикой человеческого поведения. Юмор О. Генри необыкновенно богат оттенками, стремителен, прихотлив, он держит авторскую речь как бы под током, и не дает повествованию идти по предугаданному руслу. Отделить иронию и юмор от повествования О. Генри невозможно – это его стихия, природная среда его таланта. Далеко не всегда ситуация новелл юмористична; и все же как бы ни старался омрачить он свой рассказ, неизменно иронический склад его ума придает совершенно особый оттенок всему происходящему.

У О. Генри непревзойденная способность видеть комизм в жизненных ситуациях. Именно это органическое свойство рождает такие удивительные в своей точности сравнения: «Джим неподвижно замер у двери, точно сеттер, учуявший перепела» («Дары волхвов»).

О. Генри тонко чувствует слово и демонстрирует виртуозную изобретательность в создании неожиданных сравнений, метких и ярких метафор, олицетворений, использует литоты и гиперболы, и прекрасно работает с эпитетами.

Особенности композиций

События в произведениях О. Генри не подготавливаются ни композиционно, ни другими стилистическими средствами оно не выделяется. Своему трогательному рассказу о жизни бедняков («Дары волков») О. Генри придает характер литературной загадки, и читатель не знает, каков будет исход событий. Искусство создания неожиданной развязки писатель обогатил введением «двух развязок – предразвязки и подлинной развязки, которая дополняет, разъясняет или, наоборот, начисто опровергает первую». И если о первой еще можно догадаться в ходе чтения, то вторую не в состоянии предвидеть самый проницательный писатель. И это предает новеллам О. Генри поистине неотразимое очарование.

Новелла «Дары волхвов» (1905)

Дары волхвов.jpg

«Дары волхвов» — рождественская новелла О. Генри, опубликованная в 1906 году в составе сборника «Четыре миллиона». Классический пример рассказа с неожиданной развязкой, на которых специализировался автор. Рассказ написан в 1905 году в самой старой таверне Нью-Йорка — «Pete’s».

Рассказ представляет собой интерпретацию библейского сюжета о поклонении волхвов. Главные герои сравниваются с волхвами, пришедшими к новорождённому Иисусу; говорится, что «если бы царица Савская проживала в доме напротив, Делла, помыв голову, непременно просушивала бы у окна распущенные волосы — специально для того, чтобы заставить померкнуть все наряды и украшения её величества», а часам Джима мог бы позавидовать сам царь Соломон.

Такими сравнениями автор хочет дать понять: если легендарные цари славились сокровищами, то семья Диллингхем обладает не меньшими духовными богатствами. В рассказе вообще многое построено на контрасте — дом семейной пары стар, сер, окружающая действительность также не очень ярка. Однако, Джим и Делла своей любовью словно раскрашивают мир, благодаря чему у читателя не возникает мрачного, неуютного ощущения.

«Дары волхвов» -  трогательный рассказ о жизни бедных людей. Главными ее героями является Делла, чрезвычайно красивая молодая женщина, и ее муж Джим. Внешностью и характером жена Билла Портера (О.Генри) была похожа на героиню "Дары волхвов". Волшебное юное создание, любящая и до конца преданная женщина, она бывает счастливой тогда, когда счастлив ее муж. Супруги, совсем не имея денег, пытаются сделать друг другу достойные подарки на Рождество. Каждый человек в мире имеет что-то самое дорогое, такое имели и они: у Делли были роскошные блестяще длинные волосы; Джим имел наручные часы, которые остались еще от отца. Кроясь один от другого, они вдвоем продали самое дорогое, и приобрели, как им казались, замечательные подарки. Делла мужу купила ценную золотую цепочку на часы; а Джим - гребни для волос. Они пожертвовали сокровищами, которые составляли предмет их гордости.

«Дары волхвов» - это очень печальная и нелепая история, окрашенная добродушным юмором. Когда О. Генри говорит в финале, что «из всех дарителей эти двое были мудрейшими», мы не можем не согласиться с ним, ибо истинная мудрость героев, по мысли автора, не в «дарах волхвов», а в их любви и самоотверженной преданности друг к другу.

Предметом изображения в новелле О. Генри «Дары волхвов» является не внешний мир, не события, а личные переживания и настроения писателя, не требующие для их раскрытия изображения поступков и действий, что делает ее похожей на лирическую поэзию.

 «Вождь краснокожих» (1910)

https://www.miloliza.com/images/Rasskaz/o-genri-rasskazy-2.jpg

Если «Дары волхвов» - классическая история любви, то «Вождь краснокожих» - лучший рассказ О. Генри для детей. Его главные герои - авантюристы Сэм и Билл. Им требуются деньги, чтобы начать спекуляции с землей. Заработать они решают нечестным путем, похитив сына одного из самых состоятельных жителей небольшого городка в Алабаме Эбенезера Дорсетта. Мошенники не сомневаются, что отец быстро выложит за своего ребенка необходимые им 2000 долларов. Они крадут мальчишку, отвозят его в горы на повозке, где прячут в пещере. К их удивлению, пленник с воодушевлением относится к этому приключению. Он объявляет себя вождем краснокожих, заявляя, что домой отправляться не хочет. Билла он нарекает старым охотником Хэнком, который попал к индейцам в плен, а Сэма нарекает прозвищем Змеиный Глаз. С Билла он обещает снять скальп, и вскоре действительно предпринимает такую попытку. Мошенники выясняют, что в доме Дорсеттов нет признаков беспокойства. При этом в пещере обстановка накаляется, так как жулики оказываются больше не в состоянии противостоять выходкам настырного юнца.

После выхода повести и её экранизаций сюжет о похитителях, вынужденных заплатить за то, чтобы вернуть похищенного домой, получил большое распространение в кинематографе и художественной литературе. Подобно другим работам О. Генри, «Вождь краснокожих» стал привычной культурной метафорой.

«Последний лист» (1907)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e62/00085f49-4bc205a5/img17.jpg

В этом произведении рассказывается о юных художницах Джонси и Сью. Они снимают небольшую квартиру в мансарде в Нью-Йорке. Поздней осенью Джонси тяжело заболевает пневмонией. Врач дает неутешительные прогнозы, предупреждая, что шансов выжить немного. К тому же сама девушка так удручена, что теряет всякий интерес в жизни. Она смотрит в окна, считая, сколько листьев осталось на стоящем во дворе плюще. Для себя Джонси решила, что когда упадет последний лист, она умрет. Сью рассказывает о печальных мыслях подруги их соседу, пожилому художнику Бергману. Всю жизнь он собирался создать шедевр, но это ему все никак не удавалось. На следующее утро оказывается, что на плюще остался только один лист. Джонси внимательно следит, как он сопротивляется порывам ветра. К вечеру поднимается сильный ветер, девушка сомневается, что утром листок еще останется на дереве. Выясняется, что она ошибалась. К ее удивлению, лист день за днем продолжает сражаться с ненастьем. Это производит на нее сильное впечатление. Она стыдится собственного малодушия, понимая, что обязана жить. Посетивший ее доктор отмечает, что девушка идет на поправку, а вскоре ее жизнь оказывается уже вне опасности. Вот только Бергман подхватил воспаление легких. Он простудился в ночь, когда плющ потерял последний лист. Художник нарисовал новый, а затем прикрепил его к ветке, несмотря на ветер и ливень. Он умирает, все-таки создав шедевр.

Экранизации произведений:

1928 — по мотивам рассказа О. Генри «Путь кабальеро» снят первый звуковой вестерн «В старой Аризоне».

1933 — советский режиссёр Лев Кулешов снял фильм «Великий утешитель», в основу которого легли факты из биографии О. Генри, а также две его новеллы.

1952 — по мотивам рассказов О. Генри снят американский фильм «Вождь краснокожих и другие…» с Мэрилин Монро в небольшой роли (новелла «Фараон и хорал»).

1958 — режиссёр Иосиф Шапиро по мотивам одноименного рассказа О. Генри снял короткометражный фильм «Коловращение жизни».

1959 — режиссёр Анри Вернёй по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», снял художественный фильм «Большой начальник/Le grand chef» с Фернанделем в главной роли.

1962 — советский режиссёр Леонид Гайдай снял фильм «Деловые люди», в который вошли три короткометражные новеллы «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души», «Вождь краснокожих».

1972 — режиссёр Валентина Марушевска сняла по одноименному рассказу О. Генри киноновеллу «Дары волхвов», включенную в польский телефильм «Декамерон 40».

1977 — режиссер Василий Давидчук по мотивам рассказов О. Генри «В антракте», «Без вымысла», «Негодное правило», «Предвестник весны», «Фараон и хорал», «Дебют Тильди» снял фильм «Джентльмены, которым не повезло».

1978 — режиссёр Николай Рашеев по мотивам романа «Короли и капуста» снял одноимённый фильм.

1978 — режиссёр Альгимантас Пуйпа по мотивам рассказов О. Генри «Персики», «Русские соболя», «Дары волхвов», «Фараон и хорал» снял фильм «Не буду гангстером, дорогая».

1982 — режиссёр Александр Павловский по мотивам рассказов О. Генри из сборника «Благородный жулик» снял трехсерийный фильм «Трест, который лопнул».

1984 — режиссёр Тынис Каск по мотивам рассказов О. Генри снял фильм «Две пары и одиночество».

1981 — режиссёр Арнольд Буровс на Рижской киностудии по мотивам рассказов О. Генри снял кукольный мультфильм «Бимини».

1984 — режиссёр Арнольд Буровс по новелле «Последний лист» снял одноимённый кукольный мультфильм.

1987 — режиссёр Арнольд Буровс по новелле «Принцесса и пума» снял одноимённый кукольный мультфильм.

1996 — режиссёр Мария Муат по мотивам одноимённой повести О. Генри создала кукольный мультфильм «Короли и капуста».

1997 — режиссёр Борис Берзнер снял фильм «Дела Лоховского», состоящий из трёх киноновелл; первая новелла — «Привет от тёзки» — обыгрывает новеллу «Поросячья этика».

1998 — режиссёр Боб Кларк по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих» снял фильм «Похищение вождя краснокожих».

2003 — Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял «Новогодний романс», перенеся в наше время действие рассказов «Дары волхвов» и «Последний лист».

2004  — индийский фильм «Встреча под дождем», основан на рассказе «Дары волхвов».

2010 — американский телефильм «Дары волхвов»

2012 — Егор Анашкин по мотивам рассказа «Вождь краснокожих» снял фильм-пародию «Вождь разнокожих».

Источники:

  1. «Вождь краснокожих»: https://www.miloliza.com/o-genri-rasskazy/273-o-genri/11098-vozhd-krasnokozhikh 
  2. «Вождь краснокожих»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вождь_краснокожих 
  3. «Дары волхвов»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дары_волхвов 
  4. Лучшие рассказы О.Генри: https://fb.ru/article/461149/luchshie-rasskazyi-o-genri-spisok-proizvedeniy-otzyivyi-chitateley 
  5. О. Генри: https://ru.wikipedia.org/wiki/О._Генри 
  6. Творчество О.Генри: https://mirznanii.com/a/356965/tvorchestvo-ogenri/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме "О.Генри "Дары волхвов".

Урок литературы в 7 классе с презентацией....

урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"

Урок по произведению "Дары волхвов" представляет собой беседу-диалог по тексту на уровне учитель-ученик для выявления в конечном итоге проблемы поставленной автором....

Урок литературы в 7 классе по теме: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов»

Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира гер...

: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов».

материал к уроку литературного чтения...

Технологическая карта урока литературы по теме: "Истинная ценность подарка в новелле О. Генри «Дары волхвов»"

Конспект урока по литературе в 7 классе по рождественской новелле О. Генри "Дары волхвов"....