Роман Р. Джованьоли "Спартак"
план-конспект

Виктория Николаевна Ганеева

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_r._dzhovanoli._spartak.docx611.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование

Рафаэлло Джованьоли (1838–1915)

Рафаэлло Джованьоли.jpg

Р. Джованьоли – итальянский филолог, романист-историк. Наибольшую известность приобрёл романом «Спартак» (итал. Spartaco, 1874). В своей поэтике Джованьоли следует романтической традиции. На него оказали сильное влияние Вальтер Скотт и Дюма-отец. Многим обязан Джованьоли и итальянским романистам, примыкающим к «Молодой Италии» — Массимо де Адзельо и Л. Капраника (1821—1891).

Джованьоли, знаток римской истории, принадлежит к тому поколению итальянской либерально-демократической профессуры, которое начало свою деятельность в эпоху войн за объединение Италии. Это поколение было ещё проникнуто героическим пафосом Гарибальди — патриотизм не успел ещё застыть в обывательски-повседневных формах. Вот почему с особенной любовью Джованьоли обработал историю восстания Спартака — восстания угнетённых Римской республикой народностей; конечный идеал Спартака у Джованьоли — освобождение своей родины, Фракии, из-под власти Рима, — мотив, который для Джованьоли не потерял ещё злободневности (техника конспирации в организации Спартака напоминает таковую же у итальянских карбонариев). Но, обрисовав чётко социальную сущность мятежа Спартака (восстание рабов), Джованьоли однако изображает утопистами тех, кто хочет низвергнуть собственнический строй; он ограничивается националистическим идеалом.

Переведённый на многие языки «Спартак» в Российской империи испытал жестокий гнёт цензуры; до 1905 года печатался в сильно сокращённых переделках как историко-приключенческий роман для юношества; после 1905 года издавался левыми издательствами в качестве произведения революционной литературы, наряду с «Оводом» и «Записками Лоренцо Бенони», и лишь после 1917 года издан полностью.

Роман повествует о восстании рабов и гладиаторов в 1 веке до н. э., которое проецируется Джованьоли на современные события — освободительное движение, возглавляемое Гарибальди. Сам Гарибальди в письме к Джованьоли восторженно отзывается о «Спартаке». В главном герое романа прослеживаются черты личности Гарибальди, а цели, высказанные Спартаком, были близки многим сторонникам гарибальдийского движения.

Для Джованьоли важно изображение как исторической личности, так и народного движения. Взгляд Джованьоли на народ как на движущую силу, влияющую на ход истории, приобщает роман к реалистическому направлению, которое ко времени написания «Спартака» набирает свою силу.

Ясная, несложная композиция, стремительное нарастание действия, драматизм и пафосно-эмоциональный тон повествования привлекают читателя-подростка. Кроме того, описания обстановки, батальных сцен не перегружают книгу излишними подробностями, а, напротив, оживляют исторические факты, дают юному читателю представления о быте и культуре Древнего Рима.

Менее известен в России и СССР долгие годы был другой масштабный исторический роман — «Мессалина» (итал. Messalina, 1885), действие которого разворачивается в мрачные годы правления одиозного императора Калигулы (37-41 гг. н. э.). Лишь в 1993 году он был опубликован московским издательством «Мистерия» в переводе М. Ю. Массура, и затем неоднократно переиздавался.

Историческая основа романа «Спартак» (1874)

Рабство в Римской республике

В большей или меньшей степени на протяжении всей римской истории существование рабского труда было важнейшей составляющей экономики. При слабом развитии технологий мускульная сила подневольных работников была единственной возможностью обеспечить выполнение сложных и трудоёмких работ, в особенности тех, что были сопряжены с опасностью для здоровья и жизни (например, шахтёрское дело). Без рабского труда были невозможны обслуживание крупных сельскохозяйственных угодий (т. н. латифундий), крупномасштабное строительство и т. д. Подневольные работники приобретались множеством способов, например, при покупке их у средиземноморских пиратов, специально устраивавших рейды на побережья с целью захвата живого товара, продажи и самопродажи лично свободных граждан за долги — но самым крупным источником, питавшим невольничьи рынки, было обращение в рабство населения на завоёванных территориях. О величине работорговли можно судить по свидетельству Страбона, заметившего, что на крупнейшем в то время рабском рынке на Делосе ежедневно переходило из рук в руки несколько десятков тысяч человек. В то время как использование невольников в качестве подручных в ремесленных мастерских не получило широкого распространения, множество рабов трудилось в шахтах и сельскохозяйственных угодьях в Сицилии и Южной Италии. Использование рабов в качестве личной или домашней обслуги было распространено только среди зажиточных граждан Рима. Значительной была роль рабов в сельском хозяйстве. Однако труд рабов применялся в основном в крупных и средних хозяйствах, а свободные общинники обрабатывали свои наделы самостоятельно. По современным расчётам, основанное на рабском труде сельское хозяйство становилось экономически выгодным при применении кооперации и разделения труда, что было возможно на больших участках земли, хотя в целом индивидуальная производительность одного раба-пахаря была примерно на 40 % ниже производительности свободного общинника.

Обращение с рабами во времена Римской республики было в основном суровым и беспощадным. Согласно римскому закону, раб считался не человеком, а частью собственности. Владелец мог жестоко наказать, искалечить или даже убить лично ему принадлежавшего раба, не неся в том ответственности перед законом. Хотя среди рабов существовала достаточно сложная иерархия, всё же большая их часть трудилась в шахтах и на полях, занимаясь исключительно тяжёлым физическим трудом

Успешная экспансия Рима сопровождалась увеличением численности рабов на Апеннинском полуострове. К концу I в. до н. э. количество рабов в Италии выросло с 2—3 миллионов до 6—7,5 миллионов, что приблизительно равно 1/3 населения. При покорении Эпира в 167 году до н. э. римляне обратили в рабство 150 тысяч эпиротов, а после падения Карфагена они обратили в рабство 55 тысяч карфагенян.

Хотя бои насмерть среди невольников проводились ещё этрусками в ритуальных целях, в Римской республике обычай устраивать бои между пленниками или рабами зародился в Кампании. В 308 году до н. э., после победы римлян над самнитами, союзники римлян кампанцы заставили пленных самнитов сражаться между собой. Первый гладиаторский бой в Риме произошёл в 264 году до н. э. Тогда Марк и Децим Бруты на похоронах их отца устроили три поединка гладиаторов. В следующие годы гладиаторские бои завоёвывали всё большую популярность. В I веке до н. э. гладиаторские бои были одной из наиболее популярных форм развлечений. С целью подготовки гладиаторов по всей Италии были созданы специальные школы. В этих школах военнопленных и преступников, которые считались рабами, обучали навыкам, необходимым для того, чтобы сражаться насмерть на гладиаторских играх. Гладиаторы были рабской «элитой», они, как правило, продавались за весьма немалые суммы, обогащая своих владельцев, так что во времена римской республики подготовка и перепродажа гладиаторов составляли весьма прибыльное дело. Хозяева гладиаторских школ, ланисты, уже ради собственной выгоды должны были следить, чтобы «товар» прекрасно питался и был в великолепной физической форме, а заодно был обучен воинскому искусству самым лучшим образом.

Так как обострение противоречий между рабами и рабовладельцами приводило к восстаниям, восстание Спартака не было первым крупным восстанием рабов в Римской республике. Тит Ливий кратко упомянул заговор рабов ещё во время второй Пунической войны. Более подробно он описал заговор рабов в римской колонии Сетии в Лации (198 год до н. э.). Заговор был раскрыт в результате измены, до 500 его участников были казнены. Первое значительное восстание произошло в Этрурии в 196 году до н. э. Для его подавления римляне были вынуждены отправить легион регулярных войск. Также в 185 году до н. э. произошло восстание рабов-пастухов в Апулии, которое подавлял претор Постумий. Во второй половине II века до н. э. Сицилию охватили два восстания, которые оказались серьёзной угрозой власти Рима на этом острове. Оба восстания были подавлены римской армией, хотя поначалу восставшие одерживали крупные победы. Как видно, все эти движения носили локальный характер.

Восстание Спартака

По счёту это было третье восстание рабов в Древнем Риме, но самое значительное, представлявшее угрозу центральной Италии. Восстание было подавлено военными, которыми командовал полководец Марк Лициний Красс.

В результате войн, которые Рим вёл постоянно, большое количество пленников превращалось в рабов. Ограбление провинций также давало множество невольников. Пираты часто захватывали людей и продавали их в рабство. Частично рабов растили в домах рабовладельцев – это дети рабов и рабынь. Такие рабы ценились дорого, так как были послушными и воспитанными. Труд невольников был очень тяжелым. Рабы считались говорящими орудиями труда. Этим они и отличались от немых орудий труда или рыкающих – волов, мулов, быков. Отношение к рабам было самое жестокое: побои, голод, изнурительный труд. Многие рабы содержались прикованными цепями, с колодками или ошейниками. Они не имели имен, а назывались кличками. Такое положение рабов вынуждало их вести борьбу с рабовладельцами. Эта борьба приобретала разные формы: неповиновение хозяину, порча орудий труда, побеги, заговоры. Самой высшей формой борьбы были восстания.

Особенно тяжелым было положение рабов гладиаторов, которых называли смертниками. Они должны были для потехи римлян участвовать в гладиаторских боях. Для подобных массовых зрелищ в Древнем Риме строили амфитеатры. Они представляли собой театры без крыши. Места для зрителей в них располагались ступенеобразно вокруг круглой или овальной сцены. Примером древнеримского амфитеатра является Колизей.

http://ency.info/images/MHK/jean-leon_gerome_pollice_verso.jpg

Жан-Леон Жером «Pollice verso» (1872)

На картине изображён победитель, попирающий побеждённого на арене римского Колизея в ожидании вердикта толпы – жеста «pollice verso». Эта латинская фраза означает: «повернув большой палец».

Служительницы храма богини Весты (весталки) в белых одеждах уже вынесли своё решение, повернув большие пальцы вниз, фактически приговорив побеждённого гладиатора к смерти. Сидящий в отдельной ложе римский император изображён совершенно равнодушным к происходящему, но именно он манипулирует беснующейся толпой

Тяжелое положение гладиаторов привело к заговору. Он возник в 74 г. до н. э. в школе гладиаторов города Капуи. Рабы тайно готовились к восстанию, но заговор был раскрыт. Несколько десятков заговорщиков убежали из Капуи и спрятались на вершине потухшего вулкана Везувий. Восставшие избрали своим руководителем Спартака, который, попав в плен к римлянам, был отдан в школу гладиаторов, так как выделялся необычной силой, смелостью, сообразительностью и красотой.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7546/20200113142053/OEBPS/objects/c_hist_5_28_1/db40db58-1960-41bd-8e22-cbb492f69acc.jpeg

Спартак (около 110–71 гг. до н. э.)

Первоначально было примерно 70-80 беглых рабов-гладиаторов, начавших создание военизированной группы. Очень быстро эта группа численно увеличивалась, и в результате более чем 120 тыс. мужчин, женщин и детей стали перемещаться по Италии под руководством своих лидеров. Одной из групп руководил гладиатор Спартак.

Это был вооружённый отряд, способный противостоять римской военной мощи, хотя сначала это восстание было воспринято с презрением и считалось обыкновенным проявлением недовольства рабов и гладиаторов. Историки по-разному описывают причины, побудившие рабов к восстанию. Например, древнегреческий писатель и философ Плутарх считал действия рабов попыткой сбежать от своих хозяев и уйти через Галлию (римское название исторической части Европы). Древнеримский историк греческого происхождения Аппиан и римский историк Флор изображали восстание как гражданскую войну, в которой рабы планировали даже захватить Рим. Но эти разногласия частично можно объяснить тем, что античные и византийские историки относились к восстанию в целом негативно, т.к. рабство в то время считалось нормой, а восстание рабов – нарушением общественного порядка. Отношение к этим событиям начало изменяться лишь во второй половине XVIII в. В 1769 г. Вольтер одним из первых говорил об этом восстании как о праве людей на вооружённое сопротивление угнетателям. Он назвал восстание Спартака «справедливой войной, действительно единственной справедливой войной в истории». Во время Великой французской революции Спартак стал восприниматься как героический борец за свободу.

Римский отряд, посланный к Везувию, блокировал гору-вулкан. Римляне надеялись, что голод заставит повстанцев сдаться. Рабы же ночью на сплетенных из лозы дикого винограда лестницах спустились вниз через жерло бывшего кратера вулкана, неожиданно напали и полностью разгромили римлян.

Сенат отправил против Спартака новое войско – около 2 легионов во главе с Публием Варинием. Вариний почти замкнул клещи вокруг войска Спартака, но он смог выбраться благодаря хитрости. Спартак привязал тела павших в разных позах в разных местах лагеря, чтобы они изображали гладиаторов. Ночью восставшие тихо ушли, оставив трубача, который подавал сигнал. Только утром Вариний понял, что его обманули, и бросился в погоню. Он совершил ошибку – разделил своё войско на две части, которые Спартак разбил по отдельности. Назначенный Варинием командир части отряда настолько не верил в силы Спартака, что во время нападения восставших мылся в бане. Вариний бежал, оставив восставшим своего коня и знаки преторского достоинства.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7546/20200113142053/OEBPS/objects/c_hist_5_28_1/381134f0-e516-47c7-ba93-5113fe65cab0.png

Восстание гладиаторов (восстание Спартака)

Осенью 72 г. до н. э. общим командующим римскими войсками назначен Марк Лициний Красс. Спартак, находившийся на Севере Италии – у подножия Альп, вдруг неожиданно разворачивается и начинает двигаться на Юг Апеннинского полуострова – возвращается к Капуе, где началось восстание. Спартак проходит мимо Рима, не решаясь нападать на город с мощнейшими укреплениями. Красс начинает преследование Спартака, и дальше происходит удивительное: Спартак сам себя загоняет в ловушку – заходит в самый «носок» Апеннинского полуострова и останавливается там, чем даёт Крассу возможность подойти к нему и блокировать на полуострове. Считается, что Спартак направился сюда, чтобы перебраться в Сицилию и поднять там восстание рабов и договорился с пиратами, чтобы они перевезли его войско морем. Но пираты предали восставших, в результате чего Спартак оказался заперт на Юге Италии.

Марк Красс преграждает Спартаку путь на Север: армия Красса сооружает глубокий ров и насыпает вал через весь перешеек от моря и до моря длиной 53 км. И дальше просто ждёт, когда Спартак сдастся. Спартак несколько раз безуспешно пытался прорваться, и вот ему удаётся. Он провёл несколько отвлекающих манёвров и тёмной ночью пошёл на прорыв в одном определённом месте, завалив ров чем попало, в том числе трупами убитых, и по телам павших прошёл через ров. Когда Красс подоспел к этому месту с основными силами, Спартак уже ушёл.

Красс был в панике и бросился преследовать Спартака. В очень жёстком бою Крассу с трудом удалось разгромить один из отрядов Спартака. Сенат отправляет гонцов к Гнею Помпею с приказом выдвигаться в Италию. Такое же указание получил Марк Линиций Лукулл. Над восставшими нависла угроза окружения.

В 71 г. до н. э. происходит последняя битва у мыса Брундизий. Накануне последнего боя Спартак велел привести ему его коня и заколол его, сказав: «Если мы победим, то я захвачу коня у противника, а если проиграем, то старый мне не нужен». В бою Спартак всё время пытался прорваться к Крассу, чтобы лично убить его, но так и не смог. Он был убит, его тело так и не было найдено после боя. Помпей вскоре прибыл в Италию и разгромил крупный отряд рабов, воевавших ранее в войске Спартака. Около 6 тыс. восставших, взятых в плен, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги. Марк Красс вернулся в Рим, но не получил триумф, он не полагался за победу над презренными рабами и гладиаторами. К тому же Крассу пришлось разделить победу над восставшими с Помпеем. Но овацию в лавровом венке Крассу всё же устроили. На следующий год он с Помпеем стали консулами в Риме. А отдельные отряды восставших продолжали воевать еще как минимум 8 лет – до 63 г. до н. э.

http://ency.info/images/MHK/800px-spartacus_by_sanesi.jpg

Николо Санези «Гибель Спартака»

Это история. Но роман – художественное произведение, поэтому помимо исторических фактов в книге присутствуют также вымышленные герои и обстоятельства. О них мы поговорим на следующем занятии.

Источники:

  1. Восстание Спартака: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/conspect/252474/
  2. Восстание Спартака: https://ru.wikipedia.org/wiki/Восстание_Спартака 
  3. Джованьоли, Рафаэлло: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джованьоли,_Рафаэлло
  4. Роман Р. Джованьоли «Спартак»: http://ency.info/slovesnost/istoricheskaya-proza/714-roman-r-dzhovanoli-spartak
  5. Роман «Спартак»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спартак_(роман)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Лето. Художник Роман Романов.

В учебном фильме использовались репродукции художника Романа Романова, прекрасная музыка П.И.Чайковского.Скачать клип можно здесь: http://www.proshkolu.ru/user/Valti/file/1854889/    12...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Шаблон для итогового сочинения по роману "Война и мир" на тему "Женский идеал в романе"

Признайтесь, коллеги, многие из нас устали от неграмотных и откровенно слабых сочинений по литературе. А ещё больше мы устали от тех, что подчистую "содраны" с интеренет-просторов (такое сразу видно, ...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

"Роман отчаяния и надежд" (по роману М.Булгакова)

Урок-семинар по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...