Ступеньки мастерства.
статья

Чмырь Елена Викторовна

Как развить личностность и мастера на занятиях  в детских объединениях художественной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

«СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

 ВЫПОЛНИЛА: 

педагог дополнительного образования Чмырь Е.В.

Родители (законные представители), заключая договор о муниципальной услуге с учреждением дополнительного образования преследовали определенные цели, это - обучение конкретному делу, развитие личностных качеств ребенка и способности к успешной социализации.

На основании Положения о мониторинге качества образовательной деятельности учреждения каждый педагог разрабатывает критерии диагностик качества образовательной деятельности на основе разработки показателей уровня знаний, учебных умений и практических (социально значимых) действий обучающихся, отражающих цели и задачи образовательной программы

В связи с этим перед МБОУ ДО Егорлыкским ЦВР  стоит ряд задач направленных на повышения качества образовательного процесса. В нашем учреждении разработана «Система оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности» система мониторинга, которая позволяет определить уровень качества образования по программам.

С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  • 1-ая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
  • 2-ая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
  • 3-я ступень (старшая школа):  достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Мониторинг образовательных результатов состоит из входного, промежуточного, итогового педагогического контроля, а диагностика личностных качеств обучающихся и портфолио достижений – отсутствует. Педагог отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому обучающемуся и по объединению, вносит результаты качества обучения по образовательной программе, фиксирует средний балл усвоения программы объединения в течение ее реализации.

Входная диагностика проводится на первом году обучения, ее целью является определение возможностей обучающихся для дальнейшей работы, так как в группах часто встречаются разновозрастные дети и способности и возможности обучающихся не всегда зависят от возраста.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА 

1. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка

Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным темпераментом и местом в коллективе. Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы увидеть в ребенке эти индивидуальные особенности, зафиксировать их и, главное, развивать его способности, поощрять мотивацию и помогать ориентироваться в коллективе. Диагностическая работа по изучению творческих возможностей ребенка поможет понять его личность, развить общие и специальные способности, не дать ему затеряться в большом коллективе себе подобных.

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность (побуждения к действию).

Обучающимся предлагается оценить по пятибалльной системе ряд мотивов.

№ п/п

Что побуждает посещать детское объединение

Уровень значимости.

1

Мне хочется выразить себя и утвердить свою индивидуальность (в музыке, хореографии, вокале и т.п.) 

2

Хочу быть культурным и развитым человеком. 


Хочу научиться: петь, танцевать, рисовать, мастерить и т.п.  

4

Хочу подготовиться к профессии. 

5

Мне хочется выступать.

6

Мне нравится испытывать радость от успеха в занятиях (музыкой, танцами, рисованием и т.п.) 

7

Люблю узнавать новое. 

8

Хочу в дальнейшем продолжить профессиональное обучение по прикладному творчеству, хореографии и т.п. 

9

Приятно получать одобрение. 

10

Хочется быть лучшим (музыкантом, танцором, художником и т.п.)

11

Хочу занять достойное место среди товарищей. 

12

Хочу занять достойное место среди музыкантов, танцоров и т.п. 

13

Хочу научиться новому виду деятельности. 

14

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности

Группа мотивов.

Самовыражение

Самосовершенствование

Самоопределение

Эмоционального подкрепления

Познавательный

Самоутверждение (социальный)

практический

Текущий контроль служит для изучения динамики освоения программного материала ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Помогает определиться с корректировкой ЗУН обучающихся. Лист контроля – оценки по устному опросу, протоколы промеж. И итоговой аттестации, далее графики достижений.

Итоговая диагностика – это проверка результата качества освоения обучающимися программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка. 

Основой мониторинга качеств личностного роста служит внеурочная, конкурсная, выставочная, социально-проектная деятельность.  

Формы проведения мероприятий внеурочной деятельности, где ребенок может раскрыть и проявить свои способности:

1. Организация праздников: рождественского базара, масленичных гуляний, Дня победы, Женского дня, Дня защитника отечества и пр.

2. Организация событий, связанных с традициями образовательного учреждения: День открытых дверей, Новогодний бал, Выпускной, и пр.

3. Организация творческих конкурсов: «Х-фактор», «Минута славы», «Голос», «Мисс и мистер» и пр.

4. Выставки творческих работ, фестивали творческих идей и пр.

6. День Художественного Творчества. Цель: повысить мотивацию творческой самореализации школьников, поддержать детскую инициативу. Форма проведения: концерт, конкурс.

7. Мастер-классы

8. Организация творческих игр и театральных постановок: КВН, концерты,

ДНЕВНИК ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

 

Дневник личностного развития предназначен для того, чтобы фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии. Он позволяет аккумулировать полученный жизненный опыт. Здесь вы учитесь познавать себя, работать над своими ошибками, можете заметить “холмы” и “равнины” своей жизни, где был быстрый рост, а где он затормозился, что было сделано лучше, что хуже.

Дневник – это пространство, где можно увидеть, как разворачивается процесс вашего личностного развития. Дневник личностного развития – лучший способ научиться развивать себя. Когда вы научитесь анализировать свои поступки, поведение, мысли, вы сможете управлять собой и своей жизнью.  Важно датировать каждую запись, чтобы было возможно иметь ясную картину своего развития.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся возможностями успешного выполнения определенного вида деятельности. Специальных методик по диагностике способностей нет, а предлагаются "Критерии по определению способностей" по профилю деятельности.

Способности принято делить на общие и специальные:

Ф.И учащегося

Общие

Специальные

познавательные

Практические 

восприятие

образная память

пространственное видение

художественные (поет, танцует, лепит)

наглядно-образное мышление

пространственные воображения

изобразительные

воображение

умение представлять предметы в целом 

декоративно-прикладные (чувство композиции, цвета, формы)

музыкальные

Для ДПТ:

  • пространственное представление.
  • художественное воображение.
  • мыслительные операции (аналитический склад ума, самоанализ).
  • чувство цвета.
  • ручная умелость.
  • Для художественного отдела.
  • чувство ритма.
  • музыкальный слух.
  • музыкальная память.
  • интонирование.
  • работоспособность.

Примечание: педагог определяет способности детей методом наблюдения, и оценивает их по следующим критериям: высокие (В), средние (Ср), низкие (Н), выше среднего (Вср), ниже среднего (Нср).

Если у ребенка выявятся низкие способности, то педагогу предстоит индивидуальная работа по их развитию.

Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интерес может быть:

- непосредственный (к самому процессу деятельности), процессу познания, труда, творчества и опосредованный (к результатам деятельности);

- пассивный (человек ограничивается восприятием интересующего объекта);

- активный (человек действует, овладевая объектом интереса, занимаясь творчеством в интересующей области);

- длительным и кратковременным.

Уровни развития интереса:

Высокий уровень

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий.

Воспитанникам предлагается оценить по 5-ти бальной системе сферы их интересов. 1 балл – сфера не значима для учащихся, 2 балла – малозначима, 3 балла – сфера средней значимости, 4 балла – значима, 5 баллов – очень значима.

Сферы интересов:

Телевидение, радио.

Общение в семье.

Учеба. 


Спорт, занятия физкультурой.

Общение с противоположным полом.

Домашний труд.

Общение с педагогом, руководителем.

Музыка.

Бизнес. 


Кино.

Коллектив.

Одежда.

Самовоспитание личности.


Общение с друзьями.

Живопись, рисование, лепка и т. д.

Походы.

Экскурсии, краеведение.

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»

Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.

Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.

Высказывания.

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь  обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне удается находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать свою правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.
  16. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

ОПРОСНИК «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА» 

(раздаточный лист)

Ф.И. воспитанника ___________________________________

Дата _________________

№ вопроса

Ответы на вопросы (да, нет, трудно сказать)

Итого:

Уровни творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,
  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,
  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.

Выводы. 

Потребности – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.

Диагностика по изучению потребностей.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и отметьте ваше мнение по одной из четырех градаций:

нет 

скорее "нет", чем "да"

скорее "да", чем "нет"

да

Вопросы:

В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?



Часто ли у вас возникает желание развлечься одним из способов: послушать музыку, почитать художественную литературу, посетить театр или пойти на выставку?

Возникает ли у вас желание участвовать в разработке и создании чего-либо нового, но не признанного?

Можете ли вы долго "просидеть" без дела?

Возникает ли у вас неудовлетворенность оттого, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?

Обработка данных.

Высокие баллы (3, 4) свидетельствуют о потребности ребенка:

Потребность в общении

В развлечении

В творческом поиске

В деятельности

В познании нового

Анкета для родителей.

Какие общие увлечения у вас с детьми?

В каком кружке вы хотели бы, чтобы ваш ребенок занимался?

Одобряете ли вы выбор вашего ребенка? 


Темперамент.

Предусматривается определение темперамента по следующей методике.

Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 

Холерик 

Сангвиник 

Флегматик 

Меланхолик 

- обидчивый

- неспокойный

- агрессивный

- возбудимый

- поддающийся настроениям

-импульсивный

- оптимист

- активный

- общительный

- открытый

- разговорчивый

- доступный

- живой

- беззаботный

- любящий комфорт

- инициативный

- пассивный

- старательный

- вдумчивый

- миролюбивый

- надежный

- размеренный

- спокойный 

-раздражительный

- тревожный

- неподатливый

- пессимист

- сдержанный

- необщительный

По количеству отмеченных качеств определяется ведущий тип темперамента. Определяется методом наблюдения.

_____________________________________________________________

Индивидуальная карта отслеживания творческой деятельности обучающегося

в 20___   -   20___ учебном году

   

_____________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя обучающегося)

Детское объединение ___________________________________________ 

                                                        (наименование детского объединения)

Педагог   ___________________________________________________

                          (ФИО педагога дополнительного образования)

п/п

Наименование деятельности учащегося

(участие в конкурсах, выставках, творческих сборах, социальных  и творческих проектах, мероприятиях, концертах; разработка рефератов, докладов)

Совместный анализ деятельности

Отзывы

(родителей, рецензентов, жюри, участников мероприятий)

Что получилось?

 

Что не получилось?

Почему?

1

2

3

Оценка эффективности программы осуществляется педагогом в соответствии с показателями, представленными в таблице:

 

Показатель

Метод

1.

Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач

- составление годового отчета;

- учет в журнале уровня усвоения образовательной программы;

- анализ деятельности по успешности выполнения каждой поставленной задачи;

- выявление причин невыполнения задач;

- персональное портфолио обучающихся;

- выводы.

2.

Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков

- динамика уровня освоения специальных умений и навыков через наблюдение, тесты, результаты творческой деятельности и т.д.;

- сбор информации, ее оформление (анкеты, протоколы, летопись и т.д.)

3.

Сохранность детского коллектива

- учет в журнале посещаемости;

- фиксация передвижения детей (уходы, приходы);

- % отсева, анализ данных на конец учебного года

4.

Удовлетворенность родителей

- проведение родительских собраний по плану;

- анкетирование;

- индивидуальные беседы, консультации;

- привлечение родителей к подготовке и проведению выставок и конкурсов;

- анализ полученной информации.


В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог, умеющий анализировать результаты своей деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта "По ступенькам к мастерству"

Сценарий концерта первоклассников и выпускников фортепианного отделения ДШИ "По ступенькам к мастерству"....

Проект взаимодействия с родителями «Ступеньки к мастерству»

Автор проектапреподаватель МОУ «Школа искусств»Зинченко Эмилия Михайловна  ...

Программа "Ступеньки к мастерству"

Программа направлена на художественно - эстетическое воспитание детей....

Урок -конкурс "Ступеньки мастерства"

В увлекательной форме обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по теме "Юбка"....

Открытый урок-конкурс: «Ступеньки мастерства» 8 класс (профильное обучение)

Открытый урок - конкукрс для учащихся 8 класса. Цель:  проверка знаний по пройденным темам....

Разработка занятия к курсу внеурочной деятельности Раз ступенька, два ступенька

Разработка занятия к курсу внеурочной деятельности Раз ступенька, два ступенька...