Программа "Ступеньки к мастерству"
рабочая программа на тему

Программа направлена на художественно - эстетическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupenki_k_masterstvu.doc513.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

стационарное отделение

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического

совета бюджетного учреждения

Ханты-Мансийского автономного

Округа – Югры «Центр

социальной помощи семье и

детям «Росток»

---------------------Т.Г.Прокопьева

протокол №    от               2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

бюджетного учреждения

Ханты-Мансийского автономного

Округа – Югры «Центр

социальной помощи семье и

детям «Росток»

---------------------И.В. Ганина

--------------------------------.2014г.

Программа по декоративно – прикладному творчеству для несовершеннолетних

г.п. Игрим,2014г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

Содержание программы…………………………………………………………………………..6

Ресурсы…………………………………………………………………………………………….16

Внешнее взаимодействие..............................................................................................................17

Результаты………………………………………………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………………………………………29

Информационная карта программы…………………………………………………………..30

Пояснительная записка

  Программа «Ступеньки к мастерству» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, соленого теста, бумаги цветной различного вида, аппликации на ткани, новые оригинальные изделия.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей  по программе «Ступеньки к мастерству» имеет большое воспитательное значение для развития у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

В учебной мастерской есть возможность использовать новые технологии для творческого развития, познания нового, интересного. Используя на занятиях различные материалы и разные способы работы с ним, дети учатся создавать поделки, которые можно использовать для дизайна, так и для подарка в традиционной и в нетрадиционной технике.

1. Актуальность

Актуальность программы  обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания детей особая роль принадлежит декоративно - прикладному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Так как  по предыдущей программе «Мастерята» есть положительная динамика, поэтому есть потребность работать в этом направлении и дальше, используя новые технологии. Анализ по программе «Мастерята»с 2009 по 2013г.г.и  диаграмма положительной динамики у детей по программе «Мастерята» за 5 лет предоставлена ниже.

Анализ по программе «Мастерята»

с 2009 по 2013г.г.

Название

программы

2009 год

2010 год

2011 год

2012год

2013 год

Проведены

занятия

за 5 лет

Обслуженные

дети за 5 лет

«Мастерята»

Обслужено детей

Гр.

Инд.

139

38 чел.

49 чел.

55 чел.

51

чел.

52

чел.

1943

1534

Количество детей с положительной динамикой

Всего

3477

34

92,7%

44

91,8%

47

85,4%

45

92,9%

45

91,4%

Диаграмма положительной динамики у детей

по программе «Мастерята» за 5 лет

2009год- Обслужено детей - 38 чел. Кол-во детей с положительной динамикой -34 чел.( 92,7%), без динамики- 4 чел.(7,3%)

2010год- Обслужено детей-49 чел. Кол-во детей с положительной динамикой-44чел.(91,8%), без динамики-5 чел.(8,2%)

2011 год- Обслужено детей-55 чел. Кол-во детей с положительной динамикой-47чел.(89,5%), без динамики-8 чел.(10,5%)

2012 год- Обслужено детей-51чел. Кол-во детей с положительной динамикой-45 чел.(92,9%), без динамики-6 чел.(7,1%)

2013год- Обслужено детей-52 чел. . Кол-во детей с положительной динамикой- 45 чел.(91,4%), без динамики-7чел.(8,6%)

Так как  по программе «Мастерята» есть положительная динамика, поэтому есть потребность работать в этом направлении и дальше, используя новые технологии.

Целевая группа: от 3 до 18 лет

Возраст участвующих в реализации данной программы:

  • Младшая группа (дошкольники) от 3 до 6 лет.
  • Средняя группа (младший школьный возраст) от 7 до 11лет.
  • Старшая группа (старший школьный возраст) от 12 до 18 лет.

Дети этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах декоративно-прикладного творчества.

Цель: Приобщение через творчество к декоративно-прикладному  искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Задачи:

  1. Воспитательная - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  2. Творческая - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  3. Техническая  -  освоения практических приемов и навыков мастерства;
  4. Коррекционно - развивающая -  формирование у детей творческого мышления, умение воплощать собственный творческий замысел, умение импровизировать в изделии.

2. Формы работы

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества у детей -это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в проекте с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов творческой деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

3. Методы работы

Для качественного развития творческой деятельности детей программой предусмотрено:

  • теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе;
  • практические занятия и развитие  творческого восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. 

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Этапы реализации

I этап – организационный  (подготовительный);

II этап – практический: использование на практике форм, методов, приемов  развития творческих способностей; промежуточный контроль.

III этап – итоговый (аналитический) – декабрь 2014г.: обработка данных; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

  1. Направления деятельности и их содержание

Программа является программой художественно-творческой направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков по «Бисероплетению», «Лепке», «Бумагопластике», «Работе с тканью», «Экопластике».

Дать детям представление о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Ведь декоративно-прикладное творчество является одним из факторов гармонического развития личности.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития детей на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от  возраста ребенка.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе,  дети проходят путь от простого к сложному,  с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Режим занятий: старшая  группа 30-35 минут, младшая группа 15-20 минут.

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование

«Бисероплетение»

        Таблица 1

п/п

Тема занятий

Кол-во занятий

Цели занятий

Группа

1

Вводное занятие

История возникновения техники «Бисероплетение»

1

Ознакомить с историей возникновения техники «Бисероплетение»

старшая

средняя

младшая

2

Материалы и инструменты.

1-2

Ознакомить детей с инструментами и материалами, необходимыми для бисероплетения.
Провести инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами

старшая

младшая

3

Способы бисероплетения


Параллельное низание

2-3

Научить плетению изделий различными способами бисероплетения.

Научить плетению  объемных игрушек параллельным низанием, воспитывать  желание доводить дело до конца.

старшая

средняя

младшая

4

Плетение обёмных фигурок из бисера и бусинок:

«Пчелка»

«Паучок»

8-10

Научить плетению  объемных игрушек параллельным низанием, подбирать цвета, формы бисера и бусин, развивать фантазию,

старшая

средняя

«Гусеница»

2-3

творческие способности,

младшая

«Белый олень»

 «Златогривый конь»

«Королевский павлин»

воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.

старшая

младшая

5

Плетение цветов и бабочек:

«Листочки параллельным плетением»

«Агапант»

«Шиповник»

«Пионы»

8-10

Научить детей плетению цветов и бабочек из бисера, читать схемы, развивать чувство цвета.

Развивать фантазию, воображение, воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству

старшая

средняя

«Ромашки»

«Стрекоза»

3-4

Научить детей плетению ромашки, насекомых.

средняя

младшая

«Бабочки»

2-3

Научить детей плетению бабочки из бисера, развивать фантазию, воображение.

старшая

средняя

6

Плетение деревьев из бисера:

Разновидности веточек и листочков в деревьях из бисера:

15-20

Научить детей способам плетению деревьев из бисера,развивать мелкую моторику пальцев рук.

старшая

средняя

младшая

Веточки с симметрично и асиммитрично

Расположенными петельками-листочками

-Веточки кораллами

-Листочки параллельным

плетением

-Листочки плетением дугами на оси и без оси

3-4

Научить детей способам плетению листочка  и веточки

по схеме, устной инструкции и показу.

старшая

средняя

Деревья из бисера:

«Березка»

«Сакура»

«Рябина»

 «Цветущее дерево»

«Новогодняя елка»

6-8

Научить детей формированию кроны, ствола и « посадки»  дерева, приучать к аккуратной работе за столом.

старшая

средняя

7

Плетение украшений

5-8

Научить детей способам плетению украшений из бисера и бусинок, развивать фантазию, воображение

старшая

средняя

младшая

Плетение фенечек

«Простая цепочка»

1-2

Научить детей нанизывать бусинки на проволоку,подбирать бусины по размеру, цвету.

младшая

«Фенечка из цепочки в крестик»
«Фенечка из цепочки цветком»

2-3

Научить детей плетению фенечек из цепочки в крестик»
и из цепочки» цветком».

старшая

средняя

Тематическое планирование

«Лепка»                                             

Таблица 2

                                                                                                                                                             

п/п

Тема занятий

Кол-во занятий

Цели занятий

Группа

1

Вводное занятие

История возникновения техники тестопластики

1-2

Ознакомить с историей тестопластики и лепке из пластилина

старшая

средняя

младшая

2

Материалы и инструменты для лепки.

1-2

Ознакомить детей с инструментами и материалами, необходимыми для тестопластики

Провести инструктаж по технике безопасности,

старшая

средняя

младшая

3

Техника лепки фигурок из солёного теста

Научить детей технике лепки фигурок из солёного теста.

старшая

средняя

младшая

4

Вырезание по шаблону:

«Весенний

домик»

«Картина

с цветами»

«Рождесвенский вертеп»

5-6

Научитьдетей вырезать детали из солёного теста по шаблону,воспитывать интерес к декоративно- прикладному творчеству.

старшая

средняя

5

Объемные фигурки

Способы лепки

Подсвечники:

«Снеговик»

«Улитка»

6-7

Научить способам лепки различных сувениров, развивать фантазию, художественный вкус.

младшая

средняя

6

Детская скульптура:

«Овечка»

«Мышка»

8-10

Научить детей способам лепки скульптурок животных, птиц, развивать мелкую моторику пальцев рук.

младшая

средняя

«Зайчик»

«Собачка»

«Жар птица»

«Уточка»

«Курочка»

«Ежик»

«Пингвин»

3-4

Научить детей способам лепки скульптурок животных, птиц, развивать мелкую моторику пальцев рук.

старшая

средняя

7

Цветы из солёного теста:

«Розочка»

«Ваза с цветами»

3-4

научить детей способам лепки различных цветов из солёного теста

старшая

младшая

8

Картины на стену:

«Улитка»

6-8

Научить детей лепке на плоскости.

младшая

«Зимний пейзаж»

«Лето»

«Осенний пейзаж»

Панно «Дерево жизни»

4-5

Научить детей лепке на плоскости, составлять композиции из отдельных детаей и элементов, вырезанных по шаблону.

старшая

средняя

Декоративные тарелки:

«Клубника»

«Рябина»

«Рыбки»

3-4

Научить детей лепке на плоскости, составлять композиции из отдельных детаей и элементов.

старшая

средняя

9

Фрукты объёмные:

«Яблоко»

3-5

Научить детей лепке объёмных фруктов.

младшая

«Груша»

«Виноград»

Научить детей лепке объёмных фруктов

младшая

средняя

«Натюрморт в корзине»

2-3

Научить детей составлять из фруктов натюрморты,развивать воображение,фантазию, художественный вкус.

старшая

средняя

«Именной торт»

1-2

Научить детей лепке«Именного тортика».

младшая

средняя

10

Куклы и новогодние фигурки:

5-8

Научить детей способам  лепки объёмных фигурок из солёнго теста,соблюдать

младшая

«Ангелочки»

«Дед мороз»

«Снегурочка»

«Куклы»

4-5

 пропорцию частей фигурки, развивать фантазию, воображение и аакуратно раскрашивать готовые изделия.

старшая

средняя

11

«Расписной пластилин»:

  • Раскатывание
  • резание

1-2

Научить детей способам получения «расписного пластилина»,развивать чувство цвета.

младшая

средняя

12

Фигурки из пластилина:

  • «Собачка»
  • «Котенок»
  • «Пиратик»
  • «Робинзон Крузо»

3-4

Научить детей способам лепки объемных фигурок из пластилина,учить аккуратности и доведить дело до конца.

старшая

средняя

  • «Пляшущие человечки»

1-2

Научить детей способам лепки объемных фигурок из пластилина.

младшая

средняя

Тематическое планирование  «Работа с тканью».                Таблица 3

п/п

Тема занятий

Кол-во занятий

Цели занятий

Группа

1

Вводное занятие

Из истории машинного шитья

1

Ознакомить детей с истории машинного шитья.

старшая

средняя

2

Основные части швейной машины, аксессуары.

Подготовка к шитью.

Техника безопасности при работе на эл. швейной машине.

1-2

Ознакомить детей с инструментами и материалами, необходимыми для  работы на швейной машине.

Провести инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине .

старшая

средняя

3

Виды машинных швов.

Соединительные швы

Краевые швы

Отделочные швы

2-3

Ознакомиться с основными видами машинных швов.

старшая

средняя

4

Самые простые швейные изделия.

  • Салфетки.
  • Носовые платки

8-10

Научить шить на швейной машине простые швейные изделия по выкройкам, шаблонам,приучать детей к аакуратной работе на

старшая

средняя

  • Прихватки
  • Грелка на заварник

4-5

швейной машине, совершенствовать навыки при изготовлению швейного изделия.

старшая

средняя

5

Аппликация

Этапы выполнения:

Выполнение эскиза

Изготовление лекал

Вырезание деталей и закреление на основе

1-2

Обучить детей выполнять аппликацию по этапам и способу закрепления машинным швом «зигзаг».

старшая

средняя

Способ крепления- машинный шов «зигзаг»

2-3

Научить детей способу крепления- машинным швом «зигзаг»

старшая

средняя

6

Аппликация:

«Фрукты»

«Рыбки»

5-7

Научить детей аппликации из ткани, цветовому решению, аккуратности, терпению и доведению дела до конца.

старшая

средняя

«Пейзаж»

Панно «Лето»

2-3

Научить детей аппликации из ткани, цветовому решению, аккуратности.

старшая

Панно «Земляника

2-3

Развивать фантазию, художественный вкус, мелкую моторику, зрительно - двигательную коодинацию.

старшая

средняя

7

«Необычные корзинки»

«Деревья»

5-7

Совершенствовать навыки при выполнении аппликации из ткани, развивать мелкую моторику рук, воспитывать желание доводить дело до конца.

старшая

средняя

«Девочка с шариками»

3-4

Научить детей аппликации из ткани, цветовому решению, аккуратности,

старшая

средняя

   

    Тематическое планирование  по  «Бумагопластике»      Таблица 4

п/п

Тема занятий

Кол-во занятий

Цели занятий

Группа

1

Вводное занятие

Из истории бумаги.

1

Ознакомить с историей бумаги и свойствами бумаги.

старшая

средняя

младшая

2

Материалы и инструменты, техника безопасности

1

Ознакомить детей с инструментами и материалами, техникой безопасности при работе.

старшая

средняя

младшая

3

Азбука бумагопластики:

Выбор сюжета

Составление эскиза

Фон

1-2

Научить детей выбору сюжета,составлению эскиза из цветной бумаги, выбору фона, развивать фантазию, творческие способности.

старшая

средняя

4

Виды бумагопластики:

Бумажный комочек

Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту

2-3

Ознакомить детей с видами бумагопластики,научить изготовлению и размещению бумажных комочков по вырезному силуэту.

младшая

средняя

Витая спираль

Петли

Пушистый шарик

1-2

Научить детей размещению мелких и крупных комочков по вырезному силуэту, учить аккуратно работать за столом.

младшая

средняя

5

Работа с креповой бумагой:

Цветы из креповой бумаги

5-7

Научить детей работе с креповой бумагой, развивать мелкую моторику , творческие способности.

старшая

средняя

младшая

Техника торцевания из креповой бумаги:

«Цветы»

«Сирень»

«Бабочки»

«Ежик»

«Сердечко»

«Елочка»

4-5

Научить детей технике торцевания из креповой бумаги развивать фантазию, творческие способности.

старшая

средняя

6

Работа с мятой бумагой:

«Снеговик»

«Грибы в лукошке»

5-6

Научить детей работе с мятой бумагой,изготовлению игрушек, развивать мелкую моторику , творческие способности.

младшая

средняя

Тематическое планирование по  «Экопластике»                         Таблица 5

п/п

Тема занятий

Кол-во занятий

Цели занятий

Группа

1

Вводное занятие

Техника безопасности

Материал и инструменты

1-2

Провести инструктаж по технике безопасности, ознакомить с подготовкой материала к работе , с инструментами для работы.

старшая

средняя

младшая

2

Способы создания образов:

Силуэтная

«Гриб»

5-6

Научить составлению образов из целых листьев и его частей разными способами.

младшая

«Котенок»

«Ракета»

Накладная

«Ёжик»

1-2

Научить составлению образов из целых листьев и его частей разными способами.

средняя

младшая

Модульная

«Берёза»

«Сосна»

1-2

Развивать наблюдательность, чувство цвета, формы, учить аккуратности при работе с природным материалом.

средняя

младшая

«Петушок»

1-2

Развивать мелкую моторику.

старшая

средняя

3

Способы аппликации из листьев

Симметричная аппликация

5-6

Научить способам аппликации из листьев, аккуратно наклеивать листья на основу для фона, развивать фантазию и воображение.

старшая

средняя

младшая

«Бабочка»

«Стрекоза»

1-2

Развивать наблюдательность, мелкую моторику.

младшая

«Золотая осень»

«Цветы в вазе»

Узоры и орнаменты

2-3

Развиватьнаблюдательность, чувство цвета,формы,учить аккуратности.

средняя

младшая

4

Сюжетная композиция

«Морская картинка»

Зеркальные композиции

«Отражение»

1-2

Научить детей составлять сюжетные и зеркальные композиции, учить аккуратно работать за столом

старшая

5

Композиции на круглой основе:

На тарелке

На пластинке

3-4

Научить детей составлять композиции из природного материала на круглой основе,

старшая

6

Лесные скульптурки

Способы создания скульптурок:

Нанизывание

«Змейка»

1-2

Научить детей создавать скульптурки из природного материала, развивать фантазию, воображение.

младшая

Скрепление пластилином

«Вертолет»

«Божья коровка»

1-2

Научить детей скреплению пластилином детали из природного материала,

развивать мелкую моторику, фантазию и воображение.

средняя

младшая

7

Аппликация из семян

Изготовление цветов из семян

«Ромашка»

«Незабудка»

«Подсолнух»

3-4

Научить детей изготовлению цветов из семян дыни,тыквы, арбуза,из скорлупок , развмвать творческие способности.

старшая

средняя

 Ресурсы

1. Кадровые ресурсы

Название должностей

Количество единиц

Категория

1.

Инструктор по труду

1

2 категория

2.

Воспитатель

1

2 категория

2. Материально- технические

Наименование статей расходов

Расчет суммы затрат

1.Оборудование

1.

Швейная машина

2.Необходимый материал

1.

Бисер и бусинки

20 руб.  х  20 = 400 руб.

2.

Проволока

70 руб.  х  2 шт. = 140 руб.

3.

Мука в/с

27 руб.  х   20 кг. = 540 руб.

4.

Соль «Экстра»

18 руб.  Х   10 кг. = 180 руб.

5.

Ткань ситец, бязь

120 руб.  х  4 м. = 480 руб.

3. Канцелярские товары

1.

Краски акриловые

300 руб. х 3 кор.=  900 руб.

2.

Кисти беличьи-№1,2,3

30 руб.  х  10 шт. = 300 руб.

3.

Картон цветной

80 руб.  х  6 наб. =480 руб.

4.

Бумага цветная

80 руб.  х  6 наб. =480 руб.

5.

Фломастеры

150 руб.  х  3 уп. = 450 руб.

6.

Бумага офисная цветная

150 руб.  х  2 уп. = 300 руб.

7.

Блестки гелевые

150 руб.  х  2 наб. = 300 руб.

Итого:

4 950 руб.

Внешнее взаимодействие

Для успешной реализации программы необходимо межведомственное взаимодействие.

Результаты

Ожидаемые результаты освоения программы :

  1. Приобщение через творчество к декоративно-прикладному  искусству;
  2. Умение самостоятельно применять полученные знания и навыки;
  3. Умение предварительно планировать трудовые действия;
  4. Овладение приемами работы инструментами и приспособлениями;
  5. Овладение трудовой культурой;
  6. Добиваться достижения нужного результата
  7. Изготовление подарков к праздникам (к Новому году,к 8 Марта,к 9 Мая,к Дню пожилых людей).

  «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

краткие сведения из истории возникновения и развития бисероплетения;

правила безопасности труда;

приемы плетения плоских и объемных фигур на проволоке и леске;

условные обозначения предлагаемых схем;

терминологию.

Должны уметь:

правильно пользоваться необходимыми инструментами;

соблюдать правила безопасности труда;

выполнять приемы плетения плоских и объёмных фигур на проволоке и леске;

ориентироваться в задании;

изготавливать простые изделия из бисера и бусинок.

«Лепка»

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  • необходимые инструменты и материалы;
  • правила безопасности труда;
  • основные этапы изготовления изделий;
  • приемы лепки, технологию выполнения;
  • требования к качеству и отделке изделиий.

Должны уметь:

  • использовать шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • исползовать инструменты для работы;
  • выполнять правила безопасной работы
  • изготовлять отдельные детали;
  • соединять детали в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • сушить изделие;
  • проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
  • определять качество изделия

«Бумагопластика»

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  • необходимые инструменты и материалы;
  • правила  безопасности  труда;
  • свойства бумаги;
  • приёмами художественной обработки бумаги;
  • работу  по трафарету и шаблону, способы скрепления деталей.

Должны уметь:

  • использовать инструменты для работы;
  • выполнять правила безопасной работы;
  •  использовать приёмы художественной обработки бумаги;
  • работать по трафарету и шаблону,
  • соединять и скреплять детали;
  • создавать изделия по образцу или по собственным идеям

«Работа с тканью»

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  • необходимые инструменты и материалы;
  • правила  безопасности  труда;
  • виды и свойства тканей;
  • основные виды  машинных швов;
  • этапы  и способы закрепления деталей  машинным швом «зигзаг».

Должны уметь:

  • использовать инструменты для работы;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • выполнять аппликацию по этапам и способу закрепления машинным швом «зигзаг»:
  • шить на швейной машине простые швейные изделия по выкройкам, шаблонам.

«Экопластика»

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  • необходимые инструменты и материалы;
  • правила  безопасности  труда;
  • технологию засушивания растений;
  • виды природных материалов их свойства;
  • последовательность выполнения аппликации (выбор сюжета, составление эскиза, перевод эскиза на фон);
  • приемы составления композиций;
  •  способы создания  скульптурок  из природного материала.

Должны уметь:

  • использовать инструменты для работы;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • различать виды природных материалов их свойства;
  • последовательно выполнять аппликацию из засушенных листьев и цветов;
  • составлять композиции из природного материала;
  • создавать  скульптурки  из природного материала.

3. Критерии оценки эффективности

Целью диагностики является выявление уровня сформированности знаний на основе декоративно - прикладного искусства. Диагностика проводится первичная, промежуточная и итоговая. Первичная диагностика проводится при поступлении несовершеннолетнего в стационарное отделение, далее диагностика промежуточная проводится   в конце каждого квартала и итоговая при выбытии несовершеннолетнего из отделения. Диагностика представлена в виде беседы по анкете и наблюдений за поведением несовершеннолетних в период проживания. Индивидуально с каждым ребенком проводится беседа. В процессе беседы детям будут заданы следующие вопросы:

Анкета

Нравиться ли заниматься ручной работой?

Да                                                             Нет

Какой вид ручного труда нравится?

Вышивание

Вязание (ручное, машинное)

Лепка (пластилин, соленое тесто)

Аппликация

Конструирование

Шитье (машинное)

Работа с природным материалом

Используешь ли полученные знания и навыки при изготовлении поделок вне кружка?

Да                                                           Нет

Чему ты больше хотел бы научиться на занятии ручным трудом?

Аккуратности

Усидчивости

Доведению работы до конца

Какие эмоции получаешь на занятии ручным трудом?

Положительные                             Отрицательные

Критерии сформированности трудовых умений и навыков.

Уровень сформированности трудовых умений и навыков оценивается по 10 – бальной шкале. Обследование проводиться перед началом реализации Программы по трудовому обучению и в конце. Это позволит оценить динамику развития детей и спланировать дальнейшую работу.

«1-2» - ребенок может выполнять элементарные трудовые операции (держать ножницы, вырезать несложное предметы по контуру);

«3-4» - умеет работать с инструментами и материалами (работать с выкройкой, вырезать по выкройке и  др.);

«5-6» - ребенок обладает специфическими навыками по рукоделию (умеет различать разновидности тканей, умеет читать схемы);

«7-9» - ребенок может выполнять изделия, используя инструкции, схемы, выполнять работу самостоятельно или по подсказке;

«10» - выбор наиболее предпочитаемого вида деятельности.

Данные диагностики заносятся в таблицу.

Социально-педагогическая диагностика сформированности у несовершеннолетних НАВЫКОВ  РАБОТЫ  С БИСЕРОМ

Критерии сформированности навыка:

1 – не умеет делать

2 – делает с помощью педагога

3 – делает самостоятельно

Первичное  обследование. Вторичное обследование.

Старшая группа от 12 до 18 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение работать по схеме

Умение

плести цепочку в «крестик»,

цепочку - цветы

умение плести

мнорядной цепочки

Умение

плести сложные объемные

фигурки

итог

Средняя группаот 7 до 11 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение работать по схеме

Умение

плести цепочку в «крестик»

умение плести цепочку - цветы

Умение

плести объемные

фигурки из бисера и бусинок

итог

Младшая группа от 3до 6 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение нанизывать

бисер на леску и соединять в кольцо

Умение

подбирать бисер по цвету и размеру

Умение

работать по схеме

Умение

плести цепочку в «крестик»

итог

Социально-педагогическая диагностика сформированности у несовершеннолетних НАВЫКОВ ЛЕПКИ

Критерии сформированности навыка:

1 – не умеет делать

2 – делает с помощью педагога

3 – делает самостоятельно

Первичное обследование.  Вторичное обследование.

Старшая  группа от 12 до 18 лет

   

Фамилия, имя ребенка

Умение делить

тесто

Умение придать форме

Умение соединять

детали

Умение оформить

изделие

итог

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

Средняя группаот 7 до 11 лет

   

Фамилия, имя ребенка

Умение делить

тесто

Умение придать форме

Умение соединять

детали

Умение оформить

изделие

итог

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

Младшая группа от 3до 6 лет

   

Фамилия, имя ребенка

Умение делить

тесто

Умение вырезать  формочкой

Умение соединять

детали

Умение оформить

изделие

итог

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

Социально-педагогическая диагностика сформированности у несовершеннолетних НАВЫКОВ  РАБОТЫ  С ТКАНЬЮ

Критерии сформированности навыка:

1 – не умеет делать

2 – делает с помощью педагога

3 – делает самостоятельно

Первичное   обследование 12.06.2013г. Вторичное обследование 27.06.2013г.  за II кв.

Старшая группа от 12 до 18 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение работать

Умение экономить

ткань

Умение соединять

две детали выкройки

умение выполнять аппликации из ткани

итог

с шаблоном

с трафаретом

Средняя группа от7 до 11 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение работать

Умение экономить

ткань

Умение соединять

две детали выкройки

умение выполнять аппликации из ткани

итог

с шаблоном

с трафаретом

Социально-педагогическая диагностика сформированности у несовершеннолетних НАВЫКОВ РАБОТЫ  С БУМАГОЙ

Критерии сформированности навыка:

1 – не умеет делать

2 – делает с помощью педагога

3 – делает самостоятельно

Первичное обследование: Вторичное обследование:

Старшая группа от 12 до 18 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение работать

Умение экономить

бумагу

Умение вырезать

сложные

предметы по контуру

умение составлять композициюдля аппликации

итог

с шаблоном

с трафаретом

Средняя группа 7 до 11 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение работать

Умение экономить

бумагу

Умение вырезать

сложные

предметы по контуру

умение составлять композициюдля аппликации

итог

с шаблоном

с трафаретом

Младшая группа от 3 до 6 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение

держать

ножницы

Умение экономить

бумагу

Умение вырезать

несложные

предметы по контуру

Умение

пользоваться

шаблоном

итог

Социально-педагогическая диагностика сформированности у несовершеннолетних НАВЫКОВ РАБОТЫ  С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Критерии сформированности навыка:

1 – не умеет делать

2 – делает с помощью педагога

3 – делает самостоятельно

Первичное обследование: Вторичное обследование:

Старшая  группа

   

Фамилия, имя ребенка

Умение составлять сложные образы из листьев и их частей

Умение составлять сюжетные композиции

Умение создвать сложные скульптурки из природного материала

Умение  скреплять детали

из природного материала

итог

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

Средняя группа 7 до 11 лет

   

Фамилия, имя ребенка

Умение составлять образы из листьев

Умение наклеивать листья на основу для фона

Умение

создвать скульптурки из природного материала

Умение

скреплять детали

из природного материала

итог

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

пер -ное

втор-

ное

Младшая группа от 3 до 6 лет

Фамилия, имя ребенка

Умение

различать листья по размеру и цвету

Умение

наклеивать листочек

Умение скреплять детали

пластилином

Умение

Умение составлять образы из листьев

итог

Заключение

Реализация программы «Ступеньки к мастерству» даёт приобщение через творчество к декоративно – прикладному искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Декоративно – прикладное творчество, – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

На занятиях у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, развивается координация движений, воображение, фантазия, художественный вкус и многое другое,   что помогает ребёнку всесторонне развиваться. Ребёнок получает знания, умения и навыки  при работе с различным материалом, используя виды художественной техники.

Самостоятельное создание детьми декоративных изделий даёт им ощущение духовной радости и желание больше творить.

Список литературы:

  1. 1.М.А.Давыдова « Поурочные разработки по технологии»:4 класс. - М.; ВАКО,2011.-240с.
  2. А.Р.Магина «Стильные украшения из бисера». - М.; АСТ;2006-94.
  3. Т.Б.Ткаченко Плетем объемные игрушки из бисера – Ростов на Дону: Феникс, 2011.-59.
  4. О.В.Гулидова «Деревья из бисера».-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2010.-80с.
  5. Донателла  Чиотти  «Цветы,бонсай, бабочки из бисера»
  6. А.С.Мурзина «Бисер 100 лучших идей», ООО «Харвест» Минск, 2011
  7. Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», ОАО Издательство «Учебная литература»443086, г. Самара, 2002.
  8. Лючия Пацци «Лепим из соленого теста»,  Москва,2012.
  9. А.В.Фирсова «Чудеса из солёного теста»,ООО «АЙРИС- пресс». 113184, Москва,2008
  10. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду», Творческий центр СФЕРА, Москва 2010
  11. Л.Каченаускайте.- М.: ООО «Издательство АСТ»,Донецк: «Сталкер», 2004
  12. М.И.Нагибина «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль «Академия развития» ,1997
  13. А.А.Зайцева «Лоскутное шитьё» - М. :Эксмо, 2010
  14. М.Максимова, М.Кузьмина «Мозаика лоскутных узоров» Москва ЭКСМО 2009
  15. nsportal.rudetskii-sad/raznoe
  16. znanie.podelise.rudocs/89425/index-6160.html

.

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОКО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Программа по трудовой

реабилитации детей стационарного отделения «Ступеньки к мастерству»

2

Цель программы

Приобщение через творчество к декоративно-прикладному  искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

3

Задачи программы

Воспитательная - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

творческая - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

техническая  -  освоения практических приемов и навыков мастерства

В целом занятия в «Учебной мастерской» способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

коррекционно - развивающая -  формирование у детей творческого мышления, умение воплощать собственный творческий замысел, умение импровизировать в изделии.

4

Направления деятельности

«Бисероплетение»

 «Лепка»

«Бумагопластика»

«Работа с тканью»

 «Экопластика».

5

Данные об учреждении, реализующем программу

Наименование учреждения

Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Структорное подразделение:стационарное отделение для несовершеннолетних

Дата регистрации учреждения

12 июля 2001 года

Организационно- правовая форма

81- учреждения

Учредитель

Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

6

Руководитель учреждения

Директор – Ганина Ирина Викторовна

Тел. Раб./факс – 3-25-33

Тел. дом. – 

7

Штатная численность

24 человека

8

Количество специалистов, реализующих программу

1инструктор по труду

1 воспитатель

9

Категория обслуживаемых лиц

Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной

10

Полный юридический

628146 Тюменская обл., Березовский р-н, п. Игрим, ул.Молодежная, 41.

11

Наименование банка, реквизиты банка

РКЦ Ханты- Мансийск г. Ханты- Мансийск

р/с 40201810700000000001

ИНН8613004986

БИК 047162000

КПП861301001

ОКПО 56094036

ОКАТО 71112654000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерства "Новогодний сапожок"

Урок-мастерства проводиться совместно с родителями. Очень интересно! Очень люблю эту форму работы с родителями! Всегда получаешь не просто удовлетворении, а наслаждение от увиденного  семейного т...

Школьный фестиваль педагогического мастерства «Классное начало»

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном фестивале педагогического мастерства «Классное начало»...

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

образовательная программа: "От увлечения к мастерству"

Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во вс...

Конкурс педагогического мастерства «И мастерство, и вдохновенье!»

Традиционный конкурс педагогического мастерства в Центре внешкольной работы "Академический"...

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся». Урок комплексного применения знаний и умений, урок - соревнование по технологии, 5 класс

«С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».Андреева Елена Перфильевна,Учитель технологииМБОУ «Чихачёвская средняя школа»Предмет: технологияКласс 5Тема «Систематизация знаний по ма...

Презентация к защите XIX Городского конкурса выставочного проекта " От мастерства учителя к мастерству ученика "Ах, эта красная рябинка"

Презентация  представление к защите работы на XIX Городской конкурс выставочного проекта " От мастерства учителя к мастерству ученика" "Ах, эта красная рябинка"...