Прикладной творческий проект "Вязание салфетки крючком"
проект

Линник Елена Викторовна

Цель: вовлечь каждого ребенка в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс, результатом которого будет являться готовое вязаное изделие – салфетка.

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать знания учащихся в технологии вязания крючком по кругу;

- сформировать специальные компетенции учащихся в области декоративно – прикладного искусства;

- умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем.

Развивающие:

- способствовать развитию эстетических качеств;

- развивать навыки работы с источниками информации;

- развивать проектные,  оценочно –  рефлексивные умения и навыки;

- развивать умение взаимодействовать со сзрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки, усидчивость и терпение;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

        

                                                                           Руководитель проекта: Линник Елена Викторовна,

                                                              педагог дополнительного          образования

                                                              МОУ ДО « Центр детского творчества».

                                             

Надым

Паспорт проектной работы

1. Проект «Вязание салфетки крючком».

2. Руководитель проекта – Линник Елена Викторовна, педагог

 дополнительного образования.

3. Проект проводился в рамках модифицированной образовательной

  программы «Обучение технологиям дизайнерского искусства».

4. Возраст учащихся – 10 –13лет.

5. Тип проекта:

- по доминирующему методу – творческий;

- по типу объекта проектирования  - морфологический (проектирование

   вещей);

- по характеру результата - продукционный;

- по количеству участников – индивидуальный;

- по продолжительности выполнения – краткосрочный.

6. Цель и задачи проекта.

Цель: вовлечь каждого ребенка в активный познавательный,

 исследовательский, творческий процесс, результатом которого будет

 являться готовое вязаное изделие – салфетка.

Задачи:

Обучающие:

- систематизировать знания учащихся в технологии вязания крючком по

 кругу;

- сформировать специальные компетенции учащихся в области

  декоративно – прикладного искусства;

- умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно составлять

алгоритм деятельности при решении проблем.

Развивающие:

- способствовать развитию эстетических качеств;

- развивать навыки работы с источниками информации;

- развивать проектные, оценочно –  рефлексивные умения и навыки;

- развивать умение взаимодействовать со сзрослыми и сверстниками в

 учебной деятельности.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки, усидчивость и терпение;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения.

7. Материалы и инструменты для творческой работы: нитки, крючки,

 ножницы, специальная литература, схемы.

8.Срок проведения: 8 занятий.

9. Итоговая форма представления проекта: презентация проекта.

10. Предполагаемый продукт: салфетка.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

- обоснование проблемы;

- постановка проблемы и потребность;

- выбор идеи и модели;

- звездочка обдумывания;

-  дизайн анализ;

- инструменты и материал для изделия.

Технологический этап:

- техника безопасности при выполнении творческого проекта;

- технологический процесс выполнения салфетки;

- составление технологической карты.

Заключительный этап:

- экономический расчет;

- экологический аспект;

- социальный опрос;

- самооценка проделанной работы;

- реклама;

- защита проекта;

- источники информации.

Введение

Сегодня мы начинаем работать над проектом. В этой деятельности вы научитесь получать конкретный результат, решать задачи за определенный отрезок времени, самостоятельно искать, выбирать и анализировать информацию, принимать решения, самостоятельно трудиться над своими проектами. Для вас я подготовила своеобразный путеводитель – памятку для учащихся.

В процессе работы над проектом вы оформите проектную папку – портфолио проекта. Это очень удобно, т.к. грамотно составленная проектная папка позволяет создать удобную копилку информации и справочник работы над проектом, сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов. В помощь вы можете вовлечь своих родителей и старших братьев и сестричек.

Подготовительный этап

Обоснование проблемы

Ребята, перед вами ставится задача: выполнить творческий проект на предложенную тему. Но прежде, чем приступить к работе предлагаю вам включиться в поисковую деятельность, для сбора необходимой информации по изготовлению салфеток и написать свой проект. На этом этапе я использую метод информационной поддержки. Предлагаю, некоторым учащимся просмотреть журналы, книги по вязанию, и выбрать наиболее понравившиеся модели, а некоторым, кто умеет работать на компьютере, поискать и скачать информацию на информационных сайтах. Вы приобретете очень важное умение работы с различными источниками информации, научитесь находить информацию в интернете. Кроме этого, работа над проектом позволит вам научиться доводить начатое дело до конца. На этом этапе я   исполняю роль консультанта.

Опираясь  на  собственные  знания,  учащиеся исследуют  потребность  в  определенном  изделии  и проводят  мини – маркетинговые  исследования, оценивают свои  интеллектуальные,  технологические и  материальные  возможности. Обосновывают проблему и потребности. Определяют цели и задачи проекта.

На этом этапе я наблюдаю, консультирую, советую.

Постановка проблемы и потребность

Так как мы с вами любим участвовать в различных конкурсах и выставках, предлагаю вам связать красивые миниатюрные салфетки, которыми можно будет украсить столы, на которых будут стоять ваши выставочные работы. Это будет выглядеть очень эстетично и красиво. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый учащийся формулирует для себя конкретную задачу и выбирает понравившуюся модель, форму вязаной салфетки. Тем самым мы пополняем нашу коллекцию вязаных изделий. Связав салфетку своими руками, она будет прекрасным дополнением, как к выставочным экземплярам, так и к любому интерьеру.

После того как был подобран необходимый материал, учащиеся поделились информацией, рассмотрели иллюстрации, фотографии, схемы, описания моделей.

 

Выбор идеи и модели 

На данном этапе я предлагаю подумать и выбрать то, что ребята смогут сделать по теме проекта. Напоминаю детям о том, что при выборе той или иной модели нужно учитывать свои возможности, способности, умения, желание и ограничение во времени.

Далее учащиеся обосновывают свой выбор. Оценивают свои способности и анализируют потребности в образовательном продукте. На этом этапе я направляю деятельность учащихся и консультирую.

Выбрав форму изделия, учащиеся определяются с моделью.         

На этом этапе я помогаю в выборе изделия, полагаясь на индивидуальные способности учащихся.

Звездочка обдумывания

  1. Назначение выполняемого продукта       7.  Экономический расчет
  2. Историческая справка                              8.  Экологический аспект
  3. Инструменты и материалы                       9.   Соцопрос
  4. Дизайн – анализ                                       10. Самооценка
  5. Охрана труда, техника безопасности      11. Реклама
  6. Технологический процесс                       12. Защита проекта

Назначение выполняемого продукта

Постарайтесь подробно ответить на вопросы:

  1.  Для чего вы выполняете данное изделие?
  2. Будет ли изготовленный продукт востребован?

Историческая справка

Дайте подробную историческую справку по выполняемому изделию, о способах изготовления салфеток, используя найденную информацию. Сделайте вывод.

Алгоритм подготовки инструментов и материалов

Что надо знать, иметь и уметь?

Подробно ответьте на поставленный вопрос и у вас все получится.

1.Для изделия потребуются определенные нитки. Напишите подробный перечень материала и его технологическую характеристику. Исследуйте нити по отношению к крючку (1,7 – 2 мм).

2.Для изготовления изделия нужен инструмент. Составьте перечень инструментов, необходимого для выполнения изделия, составьте инструкцию по охране труда на используемый инструмент.

Исследование и подбор крючка к нитям

Теперь - о нитках и крючках. Вязать можно любыми нитками, но всегда нужно иметь подходящий к ним по размеру крючок. Толщина нитки должна совпадать с толщиной крючка в его самом тонком месте, то есть "на горлышке". Тонкие крючки обычно бывают только металлическими, различаются по номерам от 14 (для самых тонких ниток, например, обычная катушечная, номер 40, 30, 20, 10) до номера 00; средние или большие крючки могут быть алюминиевые, пластмассовые и деревянные, различаются по буквам от B (2,5 мм) до Р (16 мм). Это основные крючки. Приступим к подбору крючка к вашей будущей салфетке. На столе лежат крючки разных диаметров. Подберите, пожалуйста, самостоятельно крючки к ниткам. Провяжите образец и сделайте вывод, подходит ли данный крючок к выбранной нити. Составляется таблица соответствия:

Крючки по отношению к нити

                                                                                                             Таблица

Крючки

Нитки

Соответствует

Не соответствует

Крючок для шерстяной пряжи из пластмассы

«Ирис»

«Снежинка»

     

Толстый

     

Крючок тунисского вязания

«Ирис»

«Снежинка»

Очень длинный

       

Металлические от (0,95 до 2,0)

«Ирис»

«Снежинка»

Идеальные            

Алюминиевые

«Ирис»

«Снежинка»

Очень мягкие, сильно гнутся и толстоватые

Металлические от (2,1 до 4,0)

«Ирис»

«Снежинка»

Для данных ниток толстоватые    

Вывод: исследуя крючки и нити, пришли к выводу, что для ниток «Ирис» и «Снежинка» подходят только крючки металлические от (0,95 до 2,0), так как если крючок будет толще, то вязание будет рыхлым и не красивым.

Прежде, чем приступить к вязанию салфетки ознакомьтесь со схемами, прочитайте их, если не известны сокращения проконсультируйтесь с педагогом.

Примечание: сокращения, встречающиеся в описаниях моделей:

П. – петля/петли                                        Р. – ряд/ряды

В.п. – воздушная петля                             п/ст – полустолбик

ст.б/н – столбик без накида                      ст. с/н – столбик с накидом

ст. с 2/н – столбик с 2-мя накидами         ст. с 3/н – столбик с 3-мя накидами

ст. с 4/н –  столбик с 4-мя накидами        ст. с 5/н – столбик с 5-ю накидами

соед. ст. – соединительный столбик        круг. – круговой

изн. – изнаночный                                     лиц. – лицевой ряд

кром. – кромочная петля

Дизайн – анализ

Метод дизайн – анализа, поможет вам выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия.

Выполните исследование: подбор ниток по составу, цвету из которого будет выполнено изделие. Дайте эстетическую характеристику ниток. Каково их назначение. Проблемы в использовании.  Нравится ли вам изделие, форма, цвет. Рекомендую воспользоваться таблицей:

                                                                                                             Таблица

Название или тип изделия.

Функциональное назначение

(для чего предназначено).

Рынок (кто может его купить).

Единственное изделие, мелкая партия или малое производство.

Требования к форме и размеру

Требования к материалам.

Способы изготовления.

Требования к внешнему виду, отделке и т.д.

Согласно выдвинутым требованиям, критериям, учащиеся проводят дизайн - анализ выбранного изделия. На данном этапе оказываю помощь в выборе критериев.

Технологический этап

На этом этапе участники проекта работают как самостоятельно, так и с помощью педагога, выполняя задания творческого характера:

- подробно описывают технику выполнения;

- выполняют  рисунки и составляют схемы;

- составляют последовательность выполнения изделия или составляют

  технологическую карту;

- оформляют изделие;

-составляют инструкцию по технике безопасности при работе с инструментами.

Данная технологическая карта содержит последовательность выполнения производственной операции и поэтапное описание изготовления салфетки.

Технологическая  карта

Последовательность выполнения операции

Инструменты, материалы

1

Положение рук. Соединить большой и средний пальцы. Рабочая нить находится на указательном  и среднем пальце, идет под безымянный и затем на мизинец.

2

В правой руке держим крючок, как карандаш: большим и указательным пальцами  придерживаем крючок, который лежит на среднем.

3

Образование петли. На крючке – первая петля. Сделать  захват нити, т.е. подведите крючок под рабочую нить и протяните эту нить  через петлю.

4

Набрать 5 петель.

5

Замкнуть в круг полустолбиком -получилось колечко.

Ввести крючок в петлю, накид, протянуть через петлю цепочки и петлю на крючке.

6

Набрать 5 петель, ввести под кольцо и провязать полустолбиком. И так провязать пять раз, повторяя это действие.

7

Получается примерно вот такая серединка. От того по какой схеме обучающиеся будут вязать салфетку зависит и рисунок будущей салфетки.

Далее вязание продолжаем по схеме и заносим данные в технологическую карту и т.д.

8

После того, как салфетка будет связана, ее нужно будет накрахмалить и проутюжить.

Охрана труда, инструкция по технике безопасности при работе с инструментами

Ребята, работая с инструментом, нам необходимо составить инструкцию по охране труда на используемый инструмент. Давайте вместе составим памятку:

Требования безопасности во время работы при вязании.

  • Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
  • Спицы, иглы, булавки необходимо пересчитывать до начала работы и после её окончания.
  • Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
  • Нельзя пользоваться ржавыми спицами и крючками, иглами и булавками – они портят пряжу, нитки.
  • Содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором.
  • Храните иголки, булавки, спицы в определенном месте, не оставляйте их на рабочем столе.
  • Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.
  • Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги.
  • Будьте внимательны и не мешайте другим.
  • Не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола.
  • Свет на вашу работу должен падать с левой стороны.
  • Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 сантиметров.
  • В случаи плохого самочувствия или травмирования прекратите работу, поставьте в известность педагога.

Заключительный этап

На данном этапе учащиеся проводят экономический расчет.

Выполните подробный перечень использованных материалов. Их количество и стоимость. Сделайте калькуляцию на выполненное изделие и определите его конечную стоимость.

При расчете себестоимости вязаного изделия (декоративно – прикладной работы) используем данную таблицу:

Предварительная себестоимость изделия

                                                                                                              Таблица

Наименование используемого материала

Цена (руб)

Расход материалов на изделие

Затрата (руб)

1

Нитки

00.00

Сколько мотков?

00.00

2

Крючок

00.00

шт.

00.00

Итого:

                                                       00.00

Экологический аспект

Дайте подробную характеристику использованных материалов и выполненного изделия на предмет безопасности изготовителя и потребителя и сделайте вывод.

Самооценка проделанной работы

Дайте самооценку выполненной работы, ответив на вопросы:

1.Правильное ли натяжение нити?

2.Правильно ли подобран крючок к нитям?

3.Есть ли ошибки при вязании?

4.Что не получилось, что можно было бы еще сделать?  

5.Понравилась ли вам ваша работа?

Соцопрос

Возьмите интервью: будет ли востребовано выполненное тобой изделие, опросите трех – четырех человек, сделайте вывод.

Рекламный проект изделия

Учащиеся на этом этапе работы готовят рекламу на изготовленное изделие. Здесь они могут немного проявить как фантазию, так и творчество, глядя на рекламу, захотелось бы иметь подобную вещицу.

Защита проекта

Задачей на данном этапе является: презентация творческого проекта.

Важный этап работы – оформление самого проекта.

Алгоритм защиты проекта:

Озвучьте название творческого проекта. Обоснуйте выбор проблемы проекта, укажите цели и задачи. Дайте краткую историческую справку об изделии или технике выполнения, перечислите материал и инструмент, который вам потребовался для изготовления изделия. Обоснуйте выбор материала и инструментов. Дайте оценку материальных затрат. Расскажите о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта. Какие были трудности при выполнении проекта. Оцените свою работу. Представьте список литературы и интернет ресурсов, которыми вы пользовались.

Выполнение данной работы способствует: развитию и совершенствованию специальных компетенций в области вязания; овладению технологическим мастерством; развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.


Список литературы:

  1. Дополнительное образование. Научно-методический журнал. Москва: «Витязь – Н»,  № 2, 2002. – С.64.
  2. Галицких Е.О. Уклад школьной жизни. Новые ценности образования. М., 2007;
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005;
  4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2005;
  5. Максимова М.В, Кузьмина М.А. Быстрый крючок. – М.:Изд-во Эксмо, 2003. – 88с.(Серия «Забавы маленькой хозяйки»).
  6. Журналы «Сабрина», «Валентина»

     Интернет – ресурсы:

     http://ludmila-elina.narod.ru/vyazanie/glavnaya.html 

     http://knitsi.ru/vyazanie-dlya-doma/salfetki-2.html 

     http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/858 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Мое творчество-2 Вязание крючком-салфетки

Вязаные салфетки -наглядное пособие....

Словарь-справочник Вязание крючком и декоративно-прикладное творчество

Словарь-справочник включает в себя не только определение понятий из области  декоративно-прикладного творчества, но и иллюстрированные справочные сведения практического характера.В сп...

УРОК «Декоративно-прикладное искусство. Вязание крючком»

Обучающиеся получат знания о вязании крючком, основных приемах и понятиях. Научатся проводить исследования и делать выводы....

Презентация "Декоративно прикладное творчество. Вязание крючком"

Презентация "Декоративно прикладное творчество. Вязание крючком". Вязание крючком квадратных и круглых мотивом....

Творческий проект «Вязание крючком. Игрушка своими руками» (4-ый год обучения)

Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Может, поэтому многих зах...

Прикладной творческий проект "Пасхальное яйцо"

Праздники бывают разные. Отмечаются государственные праздники, например: День Победы, Международный день 8 Марта, 23 февраля. В каждом городе и селе есть свой праздник – день города или села. Бы...