Методические рекомендации для педагогов "Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"
учебно-методический материал

Рак Людмила Алексеевна

Материал содержит информацию об основных принципах дистанционной формы обучения, о ее достоинствах и недостатках, а также рекомендации педагогам дополнительного образования по организации дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnye_obrazovatelnye_tehnologii_v_do.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

Егорлыкский Центр внешкольной работы

Методические рекомендации для педагогов:

«Дистанционные образовательные технологии

в дополнительном образовании детей»

подготовила                                                                                                     педагог дополнительного образования

Рак Людмила Алексеевна

станица Егорлыкская

Ростовская область

2021 год

Дистанционное обучение – это учебный процесс, где взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет-технологии). Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь обучающегося в активную познавательную деятельность, направленную на достижение обучающимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений.

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии. Если говорить о технологии дистанционного обучения, то это одна из перспективных в системе дополнительного образования. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры обучающихся, развивать их творческий потенциал. Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы, что актуально на сегодняшний день и очень востребовано. Обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности, которая носит активный характер и способствует раскрытию внутренних резервов каждого обучающегося.

Сегодня время диктует свои условия: и педагогам, и обучающимся творческих объединений, приходится строить всю работу в условиях онлайн посредством  Интернет-технологий.

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации дистанционного обучения.

 Шаг 1. Определение целей, задач и содержания программы дистанционного обучения. Можно выделить следующие цели дистанционного образования:

- Цель дистанционного образования сделать работу педагога творческой, более свободной, предоставить возможность самому решать, как выстроить систему преподавания предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс. У педагога высвобождается больше времени для создания методических пособий, повышения уровня профессиональной подготовки;

- Цель дистанционного образования заключается в процессе внедрения в обучение новейших современных информационных технологий, приобщение обучающихся к творческому подходу к процессу обучения, самостоятельной деятельности.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано.

Достоинства дистанционного обучения:

- Отсутствие географических ограничений;

- Доступность, открытость и гибкость взаимодействия участников образовательных  программ;

- Индивидуальный график обучения;

- Экономия времени и материальных затрат;

- Технологичность;

- Возможность доступа к различным источникам информации;

- Возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию.

Недостатки дистанционного образования:

- Недостаточно тесное общение педагога с обучающимся;

- Сильная зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования;

- Отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности;

- Субъективное ощущение обучающегося перегруженностью информацией;

- Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;

- Недостаток практических знаний.

Тем не менее, исходя из выше перечисленного, педагогам дополнительного образования необходимо адаптироваться к тем условиям, в которых оно оказывается, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.

Таким образом, основные цели педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять обучающегося или группу, а выдавать учебный материал последовательно, реализуя образовательную программу.

Анализируя свою образовательную программу необходимо точно определить содержание программы, выделить темы, которые необходимо изучить; оценить, насколько реально выдать материал по этой теме не только в теоретической, но и практической форме.

Шаг 2. Выбор программного обеспечения для организации дистанционного обучения.

Арсенал обучения напрямую зависит от целей. Как правило, для дистанционного обучения используются следующие инструменты компьютерных и интернет технологий:

- Вебинары;

- Хранилище или банк знаний (целая площадка для создания папок с информацией, материалом, содержанием курса);

- Формы урока и программы для их создания.

Вебинары – это семинар или лекция, урок в онлайн-режиме посредством видео (WhatsApp,Viber, Zoom и др.)

Хранилище или банк знаний – это личная база педагога с материалом, которая выдается обучающимся дистанционно. Рекомендуется назначать занятия, тесты, отслеживать успеваемость и анализировать результаты.

Единой универсальной системы дистанционного обучения нет, а значит каждое решение подходит для определенных задач. Чтобы создать дистанционное занятие, не обязательно быть программистом или дизайнером.

Возможные формы занятия и программы для их создания:

- занятия в формате презентации;

- занятия в формате видео ролика;

- тесты, кроссворды, анкеты;

- лекция;

- игра;

- чат-занятие;

- конференции.

Итоги второго  шага заключается в определении, какие инструменты и формы работ больше подходят для  педагога.

Шаг 3. Подготовка обучающего контента.

Определив программное обеспечение, нужно наполнить его контентом, содержанием. На этом этапе загружается все, что нужно изучить обучающимся: презентации, мастер-классы, схемы, таблицы, инструкции, видеоролики, теоретический материал.

В идеале на этом этапе должен быть план развития на определенный период вперед и список материалов, необходимых для изучения. Но на старте достаточно выпустить одно дистанционное занятие, чтобы провести пилотный запуск и определить для себя оптимальные формы работы с обучающимися в дистанционном режиме.

Итоги третьего шага: наполнение  своего курса содержанием.

Шаг 4. Оценка эффективности дистанционного обучения.

Итак, после запуска дистанционного обучения, необходимо убедиться в его эффективности, для этого следует собрать и проанализировать отзывы обучающихся и родителей, а также сравнить достижения тех, кто учится дистанционно и традиционно (очно). Педагогу рекомендуется отслеживать как меняются успехи обучающихся, улучшаются ли показатели работы.

Итог четвертого шага: анализ эффективности вашей дистанционной работы.

Литература и сетевые ресурсы:

  1. Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Текст] / Л.Н. Буйлова . - М.- 2002.-С.-198 .

  1. Гущина, Т.Н. Воспитываем творческую индивидуальность [Текст] / Т.Н.Гущина . - М.: АРКТИ.- 2012. – С.-160 .

  1. Корниенко, С. А. Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей  // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 124-128.

  1. https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8067/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей"

Данный материал будет полезен методистам учреждений дополнительного образования детей. Материал содержит описание образовательных  технологий нового поколения с учетом применения их в системе доп...

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей

Краткое описание используемых образовательных технологий в МКОУ ДОД "Центр детского творчества"...

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...

Методические рекомендации по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность

Методические рекомендациипо введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность...

Доклад на тему: «Дистанционные образовательные технологии в дополнительном образовании детей»

laquo;Реализация образовательной программы дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»...