«Лечебная глина»
рабочая программа

Программа «Лечебная глина», 36 часов (по развитию мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями  здоровья средней степени тяжести)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» с. Новопокровка,

Красноармейский район, Приморский край

                                                                                 

    Программа «Лечебная глина»  

(по развитию мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями  здоровья средней степени тяжести)

 (36 часов)

                                                                         

                                                                                Педагог дополнительного образования

Мальцев С.И.

пгт. Восток

2021 г.

                Содержание:

Наименование разделов

Страницы

1

Пояснительная записка

2

2

Актуальность

3

3

Форма работы, цель и задачи

4-5

4

Основные принципы

5-6

5

Основные методы и приемы

6

6

Структура проведения

6

7

Работа с родителями

7

8

Учебно тематический план

7

9

Содержание программы

8-11

10

Ожидаемые результаты от реализации проекта

12

11

Список литературы

12-13

12

Приложение

14

Пояснительная записка.

       Декоративно - прикладное творчество для детей, должно стать некой лабораторией, где каждый ребёнок может наблюдать всевозможные преобразования вещей, различных материалов, знакомиться с их свойствами. Одним из таких видов декоративно прикладного искусства является лепка из глины, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький глиняный мир, как настоящий.

       Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

       Проблема развития мелкой моторики на занятиях лепкой весьма актуальна, так как при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

        Изделие из глины ограничено вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Работа по лепке из глины необходима каждому учащемуся с ОВЗ для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельность лепки из глины, использовать разные приемы и способы изображения предметного мира. Это дает возможность украшать интерьеры комнат и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую воспитанников. Украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным.

       Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дополнительного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами  учреждений дополнительного образования, очень важной остается задача приобщения детей к прикладным видам традиционных русских народных промыслов с самого раннего возраста.

В связи с этим, промысел глиняной игрушки объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, тем самым, обеспечивая формирование понимания у детей народного искусства.

Программа составлена  с требованиями ФГОС ДО и отражает основные направления всестороннего развития ребёнка. А так же в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка».

Актуальность программы.

Создание своими руками глиняной игрушки является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, а так же их развития.

Общее состояние ребенка с ОВЗ, его эмоциональная настроенность – важное условие успешности в коррекционной работе. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать посещение ребенком творческого объединения было не только полезным, но и радостным, интересным, ярким и содержательным, создавая атмосферу радости детского творчества, сотрудничества.

Дети с ОВЗ испытывают трудности в общении, Одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодеятельный театр глиняной игрушки, вернее, театрализация известных детских сказок с использованием глиняных игрушек, которые дети сами слепили из природной лечебной голубой глины. Участие детей в самых примитивных драматизациях с использованием глиняных игрушек помогает детям осваивать с помощью игры социальный опыт, т. к. для детей игра в младшем школьном возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам, развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Театрализованная деятельность, способствует коррекции и развитию эмоциональной сферы, развитию коммуникаций формирует навыки социального поведения. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся получать удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать) ,так и с изображением главных героев, которых им нужно самим слепить из глины – и этот процесс лепки становится для детей очень интересным занятием, когда из бесформенного кусочка глины рождается зайка или медвежонок.  В импровизированном кукольном театре, устроенном прямо на столе,  дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Программа «Лечебная глина» направлена на формирование познавательного интереса и творческих способностей ребенка с ОВЗ.

Формы работы:

1. Групповые (подгрупповые) занятия.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время проведения занятия  20 - 30 минут (учитывается возраст детей).

2. Индивидуальные занятия (в зависимости от индивидуальных особенностей детей). На индивидуальных занятиях вместе с педагогом лепятся глиняные игрушки, разучиваются стишки, потешки.

Направленность программы:

Содержание программы направлено на художественно – эстетическое, познавательно-речевое, социально-коммуникативное развитие детей.

Основная цель рабочей модульной программы:

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через соединение прикладного творчества (лепка из голубой лечебной глины) и театрализованной деятельности.

Задачи программы:

Воспитывающие.

•  Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие,   внимательность, чувство ответственности, любви к национальной  культуре,  народному творчеству.  Обыгрывать игры из серии регионального компонента.

Развивающие. 

  •  Развить  мотивации и  познавательного интереса к предмету керамика через интересные сказки и рассказы по истории гончарного искусства, народного творчества, иллюстрации интересных и самых примитивных старинных предметов быта, игрушек, выходы на различные экскурсии, фестивали искусств.

•   Развивать мелкую моторику, образное мышление, зрительную память, глазомер,  наблюдательность через различные практические самостоятельные занятия по представлению, лепки с натуры. Упражнения по лепке мелких деталей для рук.
•    Развивать деловые качества: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность, целеустремленность через самостоятельные занятия и различные поручения, «мастер -  классы» воспитанников с родителями.

Образовательные.

• Обучить  основным способам и техническим приемам  обработки глины начиная с самых простых деталей используя различные игровые моменты, иллюстраций и  через личный опыт,

  • Научить лепить различные посуды в ручном исполнении и примитивные простые керамические декоративные украшения через практические занятия, а так же  составлению  простой   композиции.

Изучить особенности культуры и быта народов Приморского края (Удэгейский фестиваль в Красноармейском районе) и изготовить  игрушки  связанные с региональным компонентом.  

Показать и рассказать о рельефной скульптуре. Научить простым способам рельефной лепки.

Основные принципы программы:

  •  Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Основные методы и приемы: 

  •  игра;
  • метод игровой импровизации;
  • упражнения на расслабление и напряжение мышц рук и тела;
  • метод действенного анализа (придумывание маленьких сценок  на столе с глиняными игрушками);
  • инсценировки с глиняными игрушками;
  • драматизация;
  •  рассказ;
  • чтение педагогом сказок вслух;
  • беседы;

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

Примерное оборудование для формирования навыков лепки  и театральной игры у детей с ОВЗ:

  • режиссёрские игры с пальчиковым, настольным театром и др.;
  • различные виды тренажёров для пальцев и рук: мячики, шарики, пружинки и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей, который ребята лепят из глины: маленькие кукольные чашечки, кружечки и др. кукольная глиняная посудка;
  • атрибуты для различных игровых позиций: декорации, места для зрителей, карандаши, краски, клей, доски для лепки, стеки, картон, различные виды бумаги, природный материал, .

Структура проведения занятий:

Учебные занятия проходят в коллективной и индивидуальной форме, содержат теоретическую и практическую части. Основные разделы занятия: вводная часть (включающая в зависимости от темы занятия рассказ о народных календарных традициях, об эстетических или технологических особенностях того или иного промысла и др.), объяснение и показ технологических приемов,  эскизная работа, работа в материале (лепка), подведение итогов.

Работа с родителями:

Сроки

Тема

Форма проведения

1 квартал

«Лепите ли вы с ребёнком дома из пластилина?

Устный опрос.

2 квартал

«Домашний кукольный театр глиняной игрушки, как средство научить ребёнка общению».

Консультация для родителей.

3 квартал

«Дидактические и пальчиковые игры на основе сказок с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОВЗ».

Выступление на родительском клубе.

  Учебное  тематическое  планирование.

        Название разделов

Всего

часов

Теоретич.

занятия

Практич.

занятия

1.

2.

           

3.

           4.

 

5.

   

     

                   

Введение.

Введение в керамику.                           Способы и приемы лепки.  .                              Вводная беседа,  сказка про то, как появилась глина;

 материалы и их особенности;

заготовка глины;

оборудования и инструменты;

Роспись игрушек.                                            Многообразие форм в природе (лепка овощей и фруктов).Мир природы полон украшений (лепка бабочки-красавицы, украшение крыльев бабочки налепами, божья коровка, и т.д.).Лепка листьев простой формы. Лепка дерева (исходная форма – цилиндр). Грибы на лесной поляне.

«Мир животных»

Лепка с натуры, роспись игрушек.

 (анималистический жанр).                          

«Мир фантазий» 

Лепка по памяти и представлению.

Роспись игрушек. Лепка сказочного героя. Фантастические животные. Декоративные рельефы. Какие можно придумать дома? (Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов).

«Мир человека»

Лепка и роспись игрушек. Декоративной посуда (ручная лепка).

Магазин игрушек.Композиция “Новый год” (ёлочка, снеговик, дед мороз, снегурочка) Лепка композиции «Девочка – удэгейка»;  русская народная игрушка- (Матрёшка)

1

8

9

9

 9

1

2

2

2

2

-

6

7

7

7

       Итого:

     

     36 ч.

     

      9 ч.

     

    27  ч.

                                       

Содержание программы.

 Введение ( 1час )

Теория (1ч.): знакомство  с учебным планом за учебный год . История ремесла.. Откуда к нам приходит глина. Где найти глину пригодную для лепки, её свойства и отличительные особенности (цвета, свойства глины)

Обзор, экскурсия по кабинету (Рассматриваем детские поделки). Рассказ о профессии  «Художника - скульптора». 

 Введение в керамику.   «Мир природы».   Материалы и их особенности.     (8 часов.)  Теория ( 2ч.)  Практика (6 ч.)

  Сведения о глине, как о художественном материале,  об организации рабочего места. Название и назначение инструментов и их применении (стека, доска, блюдце для воды, тряпочки, печатки трафаретки, для украшений лепных работ).  Знакомство с произведениями  мастеров  (гончаров-игрушечников). Правила поведения  в кабинете керамики. Что такое керамика? Виды глины: (природная, красная, голубая,  белая,  шамотная глина). Необходимые инструменты. Краткий рассказ об устройстве и  принципе работы на гончарном круге. Искусство народных гончаров. Виды и формы гончарных изделий. Современное гончарное искусство. Муфельная печь для обжига керамики, её устройство. Жидкая глина. Подготовка глины к работе. Сушка глиняных изделий. Обжиг изделий из глины. Заготовка глины. Работа с глиной по изучению свойств. Изучение работ мастеров. Способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный. способ кругового «налепа» и способ выбирания глины стекой. Лепка по образцу   овощи и фрукты,

Задачи: знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства; изучение особенностей композиции трёхмерного изображения знакомство с техникой безопасности, оборудованием и пластическими материалами, правилами поведения на уроке, подготовки и уборки рабочего места, разбудить интерес и внимание, лепка на свободную тему для выявления уровня подготовки воспитанника.

Мир природы полон украшений. Многообразие форм в природе:  Лепка дерева, листьев простой формы.  Грибы на лесной поляне. Просмотр слайдов с изображением насекомых в природе. Беседа о красоте природы, научить, используя исходные формы – шар, цилиндр. Слепить бабочку – красавицу, божью коровку и т.д. Дать новое понятие – жгут. Украсить налепами  бабочку.
Различать породы деревьев, познакомить с исходной формой цилиндр, развитие наблюдательности, начальные навыки пространственных построений в объеме, научиться использовать художественные термины и понятия, знакомство с новой исходной формой – конус, выполнить из конуса и шара простые листья, прикрепить черенок, воспитывать интерес к лепке, умение планировать работу.

Дать новое понятие – исходная форма – диск, закрепление исходной формы – цилиндр, учить составлять композицию из грибов. Лепка предметов простой формы (овощей фруктов) дать представление о пропорциях и характере предметов, плоскостях.

Мир животных.   Всего 9 ч.   Теория ( 2 ч.)  Практика (7 ч.)

Лепка с натуры, роспись игрушек.  Основные приемы лепки по памяти. Передача сходства, характера. Соблюдение динамичности движения. Особенности лепки животных (анималистический жанр).

Мой любимый друг – щенок (котенок).
знакомство с исходной формой – овал. Учить детей лепить щенка, используя игрушку в качестве натуры. Передавать форму частей игрушки овоидную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги). Передавать пропорциональное соотношение частей и деталей (уши, хвост, лапы), развитие наблюдательности за характером поведения животного; бережного отношения к “братьям меньшим”.
Лепка птиц. Беседа о птицах, научить вести наблюдения в окружающем мире,
знакомство с творчеством художников -анималистов, познакомить детей с новым для них исходных форм, расширить предметный ряд, развивать фантазию и объемное видение композиции включают все ранее изученные изделия в качестве  дополнений и украшений.
Лепка диких животных. Учить передавать в обобщенном виде строения, пропорции и характерные детали фигуры животного, закрепить некоторые технические приемы из целого куска: сгибание бруска пластилина (глины) надрезание стеком, отгибание части для головы, продолжать знакомить с произведениями великих художников-анималистов, воспитание бережного отношения к природе.
Композиция  «Новый год»: Познакомить с применением исходных форм в новых изделиях,(снеговик, ёлочка, зайчик)

«Мир фантазий».  Лепка по памяти и представлению.                                                               Всего 9 ч.   Теория ( 2ч.)  Практика (7 ч.)

Лепка сказочного героя. Развитие образного мышления у детей, способности передать выразительных особенностей сказочного героя, использовать знакомые способы лепки, опираясь на умения, полученные ранее, поощрять творческий подход к работе.
Фантастические животные. Показать способ создания образа фантастического существа, компонуя на месте части тела разных животных в одно изображение, развитие фантазии и творческого мышления, придумать название, которое бы отражало характер или настроение чудо-зверя..
Фантастические строения, дома, жилища. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Самостоятельно найти способы лепки, придумать сказку, развитие фантазии, воображения, мелкой моторики пальцев рук.

«Мир человека».  Всего 9 ч.   Теория ( 2 ч.)  Практика (7 ч.)

Декоративные рельефы.
Беседа о декоративном искусстве. Знакомство с его особенностями, обучение приёмам переработки форм предметов окружающего мира в декоративную композицию, дать понятие рельефа, учить рельефное изображение примазывать стекой к пластинке.
Лепка рельефа панно с изготовлением отдельных элементов: Особенности культуры и быта народа УДЭГЕ «Глухарь» ( растительность,  птицы, звери и т. п.).

Магазин игрушек. «Матрешка». Научить детей видеть и ощущать чувствовать руками геометрически правильную форму шара, знакомство способами раскатывания шара и требованиями к форме, уметь воплощать ее в изделии. Слепить свою любимую игрушку.
Умение выбрать нужные цвета и исходные формы, развивать стремление детей быть оригинальным в создании образа человека.  

Ручная лепка декоративной посуды. Расширение знаний из области декоративно-прикладного искусства, продолжение знакомство с новыми приемами лепки, характерными особенностями узоров народа УДЭГЕ, роспись  узоров на посудах. Сравнительный анализ. Объемы (высокий, низкий, широкий, узкий) и назначения сосудов. Представление о простейших приемах декора  гончарных изделий (печатки)

1. Заготовка лепешки, доведение их  до формы тарелочки,  чашки;

2. Заготовки - жгутики; получение объемной посуды путем наращивания жгутиков- колец;  3. Заготовки шаровидной формы; выбирание глины стекой.

4.Грунтовка, роспись  обожженных игрушек, посуды и роспись удэгейские узоры.
Лепка композиции  «Приморские мотивы».   Лепка композиции «Девочка – удэгейка», «Удэге» и жилище «Чум». Учить детей лепить фигуру девочки в движении в зимней одежде, использовать стеку для прорисовки штрихами меха на одежде, плотно скреплять части фигуры, умение выделять главное, характерное, придать фигуре устойчивость, составить композицию.

К окончанию  периода  обучения  (36 часов) воспитанник  должен

Знать (иметь представление):

– виды современного декоративно-прикладного искусства;
– технологию лепки изделий;
– правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;
– организацию рабочего места;
– инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).

Уметь (начальные навыки):

–  различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;
–  владеть способами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным ;
–  убирать своё рабочее место;
–  бережно относиться к своим работам

 «Роспись изделий из глины»  распределена  в течение всего учебного года, после каждой темы – лепки.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объёма памяти.
  • Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.
  • Развитие представлений об окружающем мире.
  • Умение распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок.
  • Умение принимать на себя роль и вести её до конца, строить ролевое поведение.
  •  Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр.
  •  Развитие мелкой моторики рук.
  • Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Список  используемой  литературы  для  педагога:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.1–4 кл/науч. рук. Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. О Проблемах эстетического воспитания.– М.: Просвещение, 1987.
  3. Уроки изобразительного искусства. / Л. Горяева.
  4. Проблемы народного искусства/под ред. М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. – М.: Изобразительное искусство,1982.
  5. Алёхин А.Д. когда начинается художник. – М.: Просвещение,1993.
  6. Федотов Г.Я. Послушная глина. М., “АСТ-Пресс”, 1997.
  7. Федотов Г.Я. Глина и керамика. М.: “Эксмо”, 2005.
  8. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., П., 1980.
  9. Акунова Л. Ф., Крапивин В. А. Технология производства и декорирования керамических изделий; Учебник для худ.-пром. уч-щ и уч-щ прикл. искусства М ;1984
  10. Т.Б.Донцова. Программа для подготовительных групп детских художественных школ. – М.: Просвещение, 1994.
  11. Т.С.Комарова. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1994.
  12. Н. Бельтюкова. С.Петров. В.Кард. Учимся лепить. Папье-маше. Пластилин. – М.: Изд-во Эксмо; 2001.
  13. В.С. Горичева М.И. Нагибина. Сказку сделаем из, глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  14. Соленое тесто/ составитель К.В.Силаева. – М.: Изд-во Эксмо,2007.
  15. И. Кискальт Солёное тесто. – М.: “АСТ-Пресс”, 1998.
  16. Д.Фишер. Расписываем керамику. – М.: АСТ Астрель, 2005.
  17. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов: н. /Д: Феникс, 2008.
  18. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь глина. – Петербург: “Кристалл”.
  19. Дашкевич Е.В., Жакова О.В. Пластилиновый мир. – Петербург: “Кристалл” , 2001.
  20. Кэтрин Дьюи. Учимся лепить животных. Мн.: ООО “Попурри”, 2002.
  21. Роль ДПИ в развитии и воспитании учащихся с ОВЗ. http://gskou-bug.ucoz.ru/publ/rol_dpi_v_razvitii_i_vospitanii_uchashhikhsja_s_ovz/1-1-0-60
  22. Эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. http://ped-kopilka.ru/blogs/shabelnikova-ina/-yemocionalno-yesteticheskoe-razvitie-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-na-zanjatijah-dpi.html
  23. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ через занятия декоративно-прикладным искусством. http://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2016/02/03/statya-razvitie
  24. Журналы “Художественный совет”
  25. Лагунова О.К. «Слово родного Севера»: Книга для чтения по литературе коренных народов Севера Западной Сибири. Екатеринбург, 1997.

                             Список  литературы для детей:

  1. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. «Лепка в детском саду»  – М. «Просвещение», 1986 г. – 142с.
  2. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина и глины / серия «Учить и   воспитывать, развлекая» - СПБ.: ЗАО «Валерии СПБ», 1997 г. -160с. с ил.
  3.  Горичева В.С., Нагибина М.И., "Сказку сделаем из глины, теста, снега,

        пластилина" - Я., 1998г.

  1. Диски с видеозаписями  гончарное искусство для детей (для начинающих

маленьких,  для среднего возраста)  из интернета.

СПИСОК    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ     ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.

3.  Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

4. Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

5. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Наименование занятий

Формы  занятий

Приемы и методы

 подведения итогов

1.

Введение в программу.  Сведения о глине. Профессия  «Художник-скульптор».. 

Экскурс в историю, урок-беседа, экскурсии

Словесный, демонстрационные материалы

Начальная диагностика, анкетирование

2.

Введение.

Введение в керамику.

“Мир природы”

Вводная беседа,  исторический очерк;

 материалы и их особенности;

заготовка глины;

оборудования и инструменты;

способы и приемы лепки.                              Роспись игрушек.                                            Многообразие форм в природе (лепка овощей и фруктов).Мир природы полон украшений (лепка бабочки-красавицы, украшение крыльев бабочки налепами, божья коровка, и т.д.).Лепка листьев простой формы.Лепка дерева (исходная форма – цилиндр).Грибы на лесной поляне.

Урок-объяснение,

усвоение новых знаний, роспись готовых изделий.

Словесный, образцы, наглядный материал практический.

Наблюдение, тестирование

3

«Мир животных»

Лепка с натуры, роспись игрушек.

 (анималистический жанр).                          

Урок-усвоение новых знаний, Урок-объяснение

Словесный, наглядный, практический.

Самостоятельная лепка.

Наблюдение, тестирование

выставка работ 

4.

 «Мир фантазий» 

Лепка по памяти и представлению.

Роспись игрушек. Лепка сказочного героя. Фантастические животные. Декоративные рельефы. Какие можно придумать дома? (Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов).

Урок-усвоение новых знаний, Урок-объяснение. Урок-рассказ, игра-сказка

Словесный, наглядный, практический.

Самостоятельная лепка.

Наблюдение, тестирование.

Обыгрывание сказки Конкурс на лучшее изделие.  Выставка.

                                                 

Комплексный подход в развитии творческих способностей детей с ОВЗ через синтез: прикладное творчество (лепка из лечебной голубой глины) и театрализованную деятельность.

       Детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. Для детей с ОВЗ младший школьный возраст оказывается началом развития перцептивного действия.

       Дети с ОВЗ, не прошедшие специального обучения, имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. Представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. Установлено, что эти знания малопригодны для воплощения в символико-моделирующих видах деятельности. У детей отмечаются слабо-дифференцированное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым, отсутствие чувства сопричастности и единения с природой и миром.

       Детям с ОВЗ трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Об этом свидетельствуют низкий уровень понимания сказки, т.е. дети дают неадекватные ответы или не отвечают на вопросы по ее содержанию.                  Сопереживание героям литературного произведения у них не сформировано, идентификация с ними не осуществляется. При подготовке к драматизации дети с ОВЗ не могут объяснить мотив своего выбора, вместо этого большинство из них начинает пересказывать отдельные эпизоды сказки. Они ориентируются на внешние, легко воспринимаемые свойства кукол, а не на характерологические особенности героев сказки. Сказочные специфические выразительные средства, сравнения употребляют незначительное число детей старшего дошкольного возраста, при этом они чаще всего привносят в сказку то, чего в ней нет.

       В тоже время в ходе диагностического обследования было выявлено, что драматизированная форма подачи литературного произведения в игровом сочетании с глиняной игрушкой облегчает понимание его смысла.        Теоретически и практически установлено, что наиболее продуктивен комплексный подход к обучению театрализованной игре, который предполагает:

  • использование театрализованной игры во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС;
  • организацию предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук;
  • развитие мотивационно - потребностной сферы детей;
  • знакомство с окружающим миром, формирование способности к моделированию и символизации в обучающих играх;
  • индивидуальный и дифференцированный подход в общении взрослого и детей в театрализованной игре;
  • ступенчатую работу по лепке из глины для формирования устойчивой и стабильной моторики рук, улучшающей работу головного мозга и общего оздоровления детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение: А.С. Голубкина. «Глина».

Методическая разработка знакомит с жизнью и творчеством известного скульптора А.С.Голубкиной, способствует закреплению умений и навыков написания изложения, большое внимание уделено языковому анализу ...

Прграмма курса по выбору "Изделия из полимерной глины"

Программа расчитана для проведения занятий с учащимися, выбравших данный курс в рамкаи иновационной деятельность школы....

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Методическая разработка лекции для преподавателей «Хирургические заболевания головы, лица и полости рта» Ч.2. ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело

В настоящее время проблема пациентов с хирургическими заболеваниями головы, лица и полости рта стоит достаточно остро. Возможно, это обусловлено повышенным травматизмом, связанным с техническим ...

Методическая разработка лекции по теме : "Хирургические заболевания органов шеи" ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Несмотря на успехи в диагностике и лечении, проблема хирургических заболеваний органов шеи не утратила своей актуальности. В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых расп...

Полимерная глина «ПОНЧИКИ» -сережки из полимерной глины.

Полимерная глина Пошаговый мастер-класс...

Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание

Методическая разработка содержит информацию о болезнях пищевой недостаточности и избыточного питания. Особое внимание уделено вопросам лечебного и лечебно-профилактического питания, приведена характер...