Обучающее изложение: А.С. Голубкина. «Глина».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Методическая разработка знакомит с жизнью и творчеством известного скульптора А.С.Голубкиной, способствует закреплению умений и навыков написания изложения, большое внимание уделено языковому анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubkina_1._avtosohranennyy.docx716.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающее изложение: А.С. Голубкина. «Глина» (VII класс).

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

Образовательные:

  1. - формирование умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста;
  2. - закрепление умений и навыков написания изложения, грамотного письма.

Развивающие:

  1. - способствование развитию связной речи и логического мышления учащихся;
  2. - формирование умения воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств.

Воспитывающие:

  1. - воспитывать интерес к родной культуре;
  2. - воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.

Оборудование:

1. Портрет А.С. Голубкиной.

2.Мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассмотрим отрывок из небольшой книги известного скульптора Анны Семеновны Голубкиной (1864 – 1927) «несколько слов о ремесле скульптора». В нем – рассказ о глине, любимом материале скульптора. Назовем этот отрывок «Глина». Чтобы больше узнать об Анне Семеновне, посмотрите презентацию «Жизнь и творчество А.С. Голубкиной».

Кто не знает, что такое глина, какая она, какими свойствами она обладает? Казалось бы, что в ней интересного, какая в ней поэзия? Судя по всему, это далеко не поэтический предмет, и поэтому его обычно не описывают в художественном стиле.

Но прочтем, что и как говорится о глине в изложении Голубкиной.

II. Первичное чтение текста.

Для скульптуры употребляются три сорта глины: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая.

Первую я считаю самой худшей для скульптуры, потому что в ней трудно провидеть модель и свою работу, так как тот холодный зеленый цвет с телом ничего общего не имеет. И статую зеленую тоже неприятно видеть.

Серо-желтая глина, наоборот, бывает слишком суха, груба и песчана, хотя цвет ее близко подходит к цвету тела. Но она как-то вульгализирует работу как своим слишком материальным цветом, так и грубостью консистенции.

Серо-белая, серебристая глина – самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют. В ней нет ни излишней жирности и вязкости зеленой, ни грубых частиц желтой; она тонка, изящна и послушна. Найти и оценить ее – большое приобретение художника.

Замачивая глину, не следует лить много воды, глина будет слишком жидка и не скоро поспеет для работы, и у вас сразу начнется неприятный разлад с материалом. Кроме того, глина от излишка воды делается скучной и однообразной.

К глине надо относиться с уважением: не пачкать ее, не бросать на пол, не допускать сора. Живая рабочая глина – большая красота; относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы.

III. Вопросы к тексту.

1. О чем отрывок из книги? Какая тема?

2. Какого типа речи текст? Докажите.

3. О каких трех сортах глины идет речь в отрывке?

4. Какой из трех перечисленных сортов наиболее подходит для скульптуры? Почему?

5. Как, по мнению автора, нужно относиться к глине?

IV. Составление плана.

Примерный вариант.

1. Три сорта глины:

а) серо-зеленая,

б) серо-желтая,

в) серо-белая.

2. Замачивание глины.

3. Уважительное отношение к глине.

V. Чтение и языковой разбор текста.

Будем читать текст по частям и анализировать его.

Для скульптуры употребляются три сорта глины: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая.

Первое предложение выполняет две основные роли: заявляет о теме (будут рассматриваться три сорта глины) и устанавливает порядок этого рассмотрения, т.е. указывает на структуру текста. Читатель предупрежден, уведомлен, о чем и как будет развертываться информация, план ему сообщен. И нам легко его видеть:

1. Три сорта глины: 1) серо-зеленая, 2) серо-желтая, 3) серо-белая.

Следующий абзац убеждает читателя, что автор не изменяет своему слову, он выполняет запланированный ход описания.

Первую я считаю самой худшей для скульптуры, потому что в ней трудно провидеть модель и свою работу, так как тот холодный зеленый цвет с телом ничего общего не имеет. И статую зеленую тоже неприятно видеть.

Автор описывает глину с профессиональных позиций скульптора и ее пригодности для профессиональных целей ваятеля. Это особая характеристика предмета, в ней отмечаются те свойства глины, которые снижают ее возможности быть материалом скульптуры.

Серо-желтая глина, наоборот, бывает слишком суха, груба и песчана, хотя цвет ее близко подходит к цвету тела. Но она как-то вульгализирует работу как своим слишком материальным цветом, так и грубостью консистенции.

Не признает скульптор и серо-желтую глину. Определяя ее, автор использует краткие прилагательные, в том числе и ненормативное песчана (от относительного прилагательного песчаный), чтобы усилить, подчеркнуть эти ее свойства. Краткие прилагательные (суха, груба, песчана) к тому же здесь откровенно выражают личные впечатления автора. Грубость серо-желтой глины Голубкина видит и в упрощенной передаче цвета (вульгализирует), и в грубой консистенции (желтой смеси).

Отвергнув первые два сорта глины, Голубкина переходит к характеристике третьего сорта.

Серо-белая, серебристая глина – самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют. В ней нет ни излишней жирности и вязкости зеленой, ни грубых частиц желтой; она тонка, изящна и послушна. Найти и оценить ее – большое приобретение художника.

Оценивая серо-белую глину как лучшую, автор все более и более проявляет свою взволнованность, постепенно обретающую поэтическую окраску, что и вызывает эмоциональную лексику. Описание третьей глины принадлежит художественному стилю: благородный серебристый цвет, изящная, тонкая и снова благородная консистенция. Она тонка, изящна, послушна – эти три признака поистине поэтичны.

Замачивая глину, не следует лить много воды, глина будет слишком жидка и не скоро поспеет для работы, и у вас сразу начнется неприятный разлад с материалом. Кроме того, глина от излишка воды делается скучной и однообразной.

Автор не ограничивается внешними признаками любимой глины. Он все далее раскрывает ее свойства. Художник-скульптор все более становится художником слова, продолжающим поэтизировать материал родного искусства.

К глине надо относиться с уважением: не пачкать ее, не бросать на пол, не допускать сора. Живая рабочая глина – большая красота; относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы.

Заключает Голубкина свое описание советом о том, как следует относиться к глине, к материалу для скульптуры: с уважением, как к живому существу, как к человеку, бережно, потому что рабочая глина – большая красота, это то же, что и цветы. Глина и цветы – равноценные понятия, и это суждение высказано женщиной. Это – художественный стиль.

Мы рассмотрели текст и должны признать, что он, будучи описанием, очень близок к рассуждению. И к этому нас склоняет то обстоятельство, что все три сорта глины между собой сравниваются. Создается впечатление, что автор, сопоставляя, сравнивая, накапливает ряд доказательств в пользу серо-белой глины. Однако нужно иметь в виду, что форма текста не отвечает форме рассуждения. Заглавие прямо не указывает на то, что перед нами рассуждение. Это – описание. Текст не имеет тезиса. Нет и вывода. Все это дает основание не признавать текст рассуждением, а только описанием, которое осталось неразвернутым до уровня рассуждения, хотя и близко к этому типу речи.

Рассмотренный отрывок говорит о том, как близки и непротиворечивы тексты различных жанров.

VI. Написание изложения.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии текущего года)

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии 2013 года).Этот материал поможет подготовить учеников 9 класса к заданию С1 на экзамене в форме ГИА-9....

Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе

Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...

обучающее изложение в 3 классе на тему: "Концерт для пингвинов"

во время урока решаются задачи:1.    Развивать представление о связи между предложениями,  умение правильно передавать развитие сюжета по коллективно составленному плану, пос...

ПОДГОТОВКА К ОБУЧАЮЩЕМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ БЕССОЮЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В процессе  подготовки  к обучающему изложению на  первый план выступает  работа по обогащению ре­чи учащихся синтаксиче­скими конструкциями. Опыт пока­зывает, что на обогаще...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Методика подготовки и проведения обучающих изложений.

Подготовка и проведения обучающих изложений...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"

Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании,  как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с  художественным стилем;- р...