Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развивающего контроля

Цели урока:

 -закрепить знания о повествовании,  как типе речи;

- развивать у учащихся навыки работы с  художественным стилем;

- развивать  умственные действия и творческие способности;

- воспитывать интерес к предмету через разные виды работы  на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

МБУ СОШ № 63

Тема урока: Развитие речи.   Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка! (Упр.282-283)

Класс: 5А

Учитель: Титовцева Л.Г.

Дата проведения :      11  .12.2014г.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развивающего контроля

Цели урока:

 -закрепить знания о повествовании,  как типе речи;

- развивать у учащихся навыки работы с  художественным стилем;

- развивать  умственные действия и творческие способности;

- воспитывать интерес к предмету через разные виды работы  на уроке.

 

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования типа речи повествования.

 Коммуникативные: определять способы взаимодействия, планировать общие формы работы; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений.

                    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

                             УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Организация рабочей обстановки.

Приветствие.

Оценивание готовности к уроку

Внимание, уважение к окружающим (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний.

 Проверка домашнего задания:

1.Опрос определений: фонетика,графика, алфавит.

2.Характеристика гласных,

согласных звуков.

3. Обращение.

4.Прямая речь.

Сквозной элемент урока, скороговорка

Построение развернутых ответов на поставленные вопросы

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками. «Кукушка кукушонку купила капюшон».  «Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.»

Познавательные УУД:

1.Владеть   навыками анализа согласных звуков по твердости- мягкости, глухости- звонкости.

Подготовка речевого аппарата к говорению.

III.Работ по теме урока

Цель этапа: учиться последовательно излагать текст повествовательного характера, сохраняя его стилевые особенности

1.Объявление темы урока.

2.Типы речи.

Все тексты, письменные и устные, можно разделить на три типа: повествование, описание, рассуждение.

-Вспомним, что мы знаем о данных типах речи?

- Описание, что это за  тип речи?

-Какое сочинение-описание мы с вами отработали, по какой теме?

 Сегодня будем работать с текстом  повествования.

1).Во-первых, слово повествование мы  рассматриваем, как «рассказ» о каких-либо событиях во временной последовательности.

2).Во-вторых, необходимо понять, с какой целью написан текст, чего хотел втор: рассказать что-либо, сообщить о чем-то, научить чему-то, привлечь внимание какой-то проблеме т.д.

3).Чтение и анализ текста

Упр.282

-чтение;

-композиция повествовательного текста;

-основа данного текста- это  глаголы действия: «нашли, принесли, вытерли, открыли,  завели, не играла, нажимали, поставили, забыли».

4).Физминутка (пауза  релаксации)

5).Словарная работа.

Находим ключевые слова (несут смысловую нагрузку, без них нельзя обойтись): старые вещи, чердак, черная музыкальная шкатулка и т.д.    

(запись их в тетрадях и на доске, стр. 142).

6).Беседа по вопросам.

-Как можно озаглавить текст?

-Какие типы речи встречаются в тексте?

В тексте есть и описание, внутренне ( устройство шкатулки. )

-К какому стилю речи можно отнести текст?

К художественному: (приметы) это изобразительно-выразитель-ные средства: олицетворение, антитеза эпите, ряды однородных членов, существительные.

7). Составление плана (используя ключевые слова)

1.Старые вещи

2.Неожиданная находка.

3.Устройство шкатулки.

4.Шкатулка не играла.

5.Шкатулка ожила.

6.Чудесная музыка.

7.Шкатулка замолчал

8). Написание изложения.

Построение развернутых ответов на поставленные вопросы

Понимания обучающихся содержания текста

Запись в тетрадях

Взаимодействия с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Способность к самооценке своих действий (Л)

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания (К)

Уметь слушать в соответствии с речевой ситуацией (Р)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Владение монологической ре-чью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка (К)

Умение соотнести свои действия с планируемым результатом (Л)

V.Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей.

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:

       На «5», «4»

1.Упр.314-оформить как диалог, разбор №4, ответ на вопрос письменно. Сбудуться ли Пакины мечты?

2. На «3»

Упр.314, разбор №3 «взвизгивала»

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов  и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка; адекватное понимание  причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Употребление существительных в речи"

Технологическая карта урока с указанием типа урока, цели, этапов  урока, деятельности учителя и учащихся, формируемых УУД и результатом - один из материалов к уроку....