Методическая разработка классного часа для 7 класа "Секреты общения"
классный час (7 класс)

Хавхунович Жанна Витальевна

Классный час по теме "Секреты общения" с использованием логических и подвижных  игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Классный час  «Секреты общения»

Цель: развитие коммуникативных компетенций  подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: учащиеся 7-го класса в возрасте 13-14 лет.

Длительность занятия: 40минут.

Место проведения: кабинет № 10

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
  2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.
  3. Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Структура занятия.

  1. Приветствие.
  2. Организационный момент.
  3. Разминка.
  4. Целеполагание. Подведение к формулировке темы.
  5. Основная часть: теоретический аспект, упражнения на развитие коммуникативных навыков.
  6. Заключительная часть.
  7. Прощание

I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.

Игра «Приветствие». 

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте, девочки»,
  • «здравствуйте, мальчики»,
  • «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»,
  • «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,
  • «здравствуйте те, кто родился летом»,
  • «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное»,
  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,
  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».

Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. 

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

 Вводное слово ведущего.

Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать, играть, выполнять упражнения, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения».

Упражнение «Ассоциации»

Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
  • Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
  • Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. 

 

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

 Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

 Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)

  • Нужно прислушиваться к мнению других
  • Надо уметь слушать и слышать.
  • Нет смысла кричать.
  • Должна быть согласованность в действиях.

Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам витаминный сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульев, посмотрите. У каждого из вас желтые или зеленые яблоко или груша. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?
  • Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • уметь внимательно слушать и слышать
  • Нет смысла кричать.
  • Должна быть согласованность в действиях.
  • не перебивать
  • умение задавать уточняющие вопросы
  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться
  • разборчивая и грамотная речь
  • умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.

Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.

Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.
  • невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.

Посмотрите на иллюстрацию, только 7% информации мы воспринимаем из речи, а остальную информацию нам несут невербальные средства общения, такие как мимика (выражения лица – взгляд, улыбка), пантомимика (движения тела, позы, походка) и речевые характеристики. Поэтому очень важно уметь считывать информацию не только со слов, но и понимать значение жестов, движений, выражений лица.

Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы. Посмотрите, какой фрукт прикреплен на спинке вашего стула, соответственно команда – яблоки и команда – груши. 

По правому борту группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать.

Профессия: повар, зубной врач, учитель.

А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание?

Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи, а также мимику (выражение лица).

  1. Прочитайте текст:
  • Шёпотом;
  • С максимальной громкостью;
  • Переходя волнообразно из одного в другое;
  • С пулемётной скоростью;
  • Со скоростью черепахи;
  • Как будто вы очень замёрзли;
  • Как пятилетняя девочка;
  • Как робот.

Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость;
  • Страх;
  • Удивление;
  • Удовольствие;
  • Неудовольствие;
  • Грусть;
  • Торжественно.
  1. Посмотрите, как смотрят:
  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром;
  • Папа после родительского собрания;
  • Мышка на кошку;
  • Удав на кролика;
  • Начальник на подчинённого.
  1. Улыбнитесь, как улыбаются:
  • Очень вежливый японец;
  • Собака своему хозяину;
  • Кот на солнышке;
  • Само солнышко;
  • Пациент, после посещения дантиста.
  1. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:
  • Учитель, недовольный ответом ученика;
  • Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;
  • Человек, желающий скрыть свою улыбку;
  • Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу ________ и __________ зачитать её вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.

А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. __________ и __________ прочитайте вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).

Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?

Подведение итогов.

  • Ребята, какие о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.
  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?
  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.

III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу.

  • Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?
  • Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?
  • С  какими  чувствами  вы  уходите  с  занятия? 
  • Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!

Ритуал завершения.

Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.

Я тоже хочу вам сделать подарок, на цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседников и сделают ваше общение с товарищами приятным.

Спасибо за работу и до новых встреч!

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОСКИ И КЛАССА

  • уметь внимательно слушать и слышать

  • нет смысла кричать

  • должна быть согласованность

в действиях

  • не перебивать

  • умение задавать уточняющие вопросы

  • нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться

  • разборчивая и грамотная речь

  • умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.

  • Нужно прислушиваться к мнению других
  • Надо уметь слушать и слышать.
  • Нет смысла кричать.
  • Должна быть согласованность в действиях.

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПЛАН УРОКА : 1. Что такое общение. 2. Цели общения. 3. Средства общения. 4. Особенности общения.

Слайд 3

Взаимные деловые и дружеские отношения людей. общение 1 2

Слайд 4

цели общения Общение ради общения получение информации

Слайд 5

средства общения речевые неречевые

Слайд 6

речевые неречевые взгляд рассказ походка подарок Прикосно- вение комплимент цветы песня суждения танец жесты поза мимика

Слайд 7

особенности общения

Слайд 8

Особенности общения Со сверстниками Со взрослыми С малышами

Слайд 9

Как называются деловые или дружеские отношения людей? 1) общение 3) деятельность 2) ритуал 4) нормы Выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо - это 1) общение 3) традиция 2) ритуал 4) табу

Слайд 10

Что осложняет отношения старших и младших? 1) взаимное уважение 2) стремление предостеречь от ошибок 3) стремление передать свой жизненный опыт 4) неумение понять друг друга

Слайд 11

Какое качество особенно ценится в общении? 1) умение интересно рассказывать 2) умение слушать 3) умение рассмешить 4) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

Слайд 12

Найти примеры неречевого общения 1) приглашение в гости 2) рукопожатие с приятелем 3) беседа с учителем 4) скучающий вид 5) письмо бабушке 6) прощальный взмах рукой

Слайд 13

Найти примеры особенностей общения младших со старшими 1) обязательное возникновение конфликта 2) уважение к возрасту старших 3) сложность с пониманием относиться к фантазиям младших 4) общение подразумевает полное равенство 5) для родителей их дети всегда выступают в роли ребёнка

Слайд 14

Верны ли суждения об общении? А. Существует как речевое, так и неречевое общение. Б. Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека

Слайд 15

Верны ли суждения о средствах общения? А. В общении человека большую роль играет мимика. Б. Важное средство общения, передающее информацию, - жест.

Слайд 16

Верны ли суждения о целях общения? А. В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами. Б. Целью общения часто является само общение.

Слайд 17

Верно ли, что А. Часто в общении главным является умение слушать собеседника. Б. Общение не допускает конфликта между людьми.

Слайд 18

Спасибо за правильные ответы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа на тему "Культура делового общения"

Пособие предназначено для классных руководителей общеобразовательных учреждений, средних специальных заведений.  В нем представлен сценарий классного часа на тему «Культура делового общения...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса «Общение и мы»

Цель проведения классного часа на тему "Общение и мы" показать, что умение общаться очень важная сторона жизни человека; помочь студентам проявить свои коммуникационные способности; разработ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...