Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Аксеновская Елена Михайловна

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»

Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 Аксеновская Елена Михайловна

Тема классного часа: «Художники о войне»

Музыка к классному часу:

1. https://stand.hitplayer.ru/?s=окуджава%20ах%20война

2. https://www.realrocks.ru/songs/1247489

3. https://yandex.ru/video/preview/?

Цель: рассказать учащимся о событиях Великой Отечественной войны глазами художников;

Воспитывать патриотические чувства на примере произведений искусства;

Создать условия для интеллектуального, творческого и эмоционального развития учащихся.

Задачи:

Развивающие:

  • Развить у школьников интерес к истории через познания изобразительного искусства.
  • Дать краткую историческую справку о Великой Отечественной Войне.
  • Познакомить учащихся с произведениями художников, которые создавали свои произведения в период ВОВ и после войны.
  • Создать условия для проявления творческой активности.
  • Развивать у детей умение четко и кратко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывающие:

  • Воспитание патриотизма, глубокой благодарности воинам, победившим фашизм, формирование чувства гордости за свою страну, чувство уважения к истории страны.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование чувства гордости за свой народ. Предметные: учащиеся научатся анализировать творчество художников, создавать композиции на тему ВОВ.
  • Метапредметные: школьники расширят свои знания о событиях ВОВ.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование умения выражать свои чувства на языке изобразительного искусства, в живописи и графике.

Регулятивные: развитие умения понимать замысел произведения изобразительного искусства.

Коммуникативные: организация диалога учащихся с произведениями живописи и графики.

Познавательные: получение практических навыков для анализа картин художников и творческого воображения для составления собственных композиций.

Форма проведения мероприятия: виртуальная экскурсия в галерею художников времен ВОВ.

Оборудование:

Для учителя – компьютер, мультимедийный комплекс;

Для обучающихся: альбом, карандаш, гуашь, акварель или графические материалы (по выбору)

Зрительный ряд: лекция «Тема Великой Отечественной Войны в живописи», художественные произведения художников: А. Лопухова, П. Кривоногова, Н. Присекина, М. Самсонова, А. Широкова, Б. Махова, Н. Панфилова, Н. Бута, Н. Толкунова, Г. Марченко.

Литературный ряд: стихотворение М.Ножкина «Ушла война за поворот»

Музыкальный ряд: песня Б. Акуджавы «Ах, война, что ж ты с нами наделала подлая», Андрей Богословский «Рисуют мальчики войну», фонограмма песни “День Победы” – муз. Д.Тухманова, ст.В.Харитонова

Вступительное слово учителя:

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
А жизнь и время движутся вперёд,
Остались наших 20 миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы.
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.

Каждый год наша страна отмечает великий праздник «День Победы в Великой Отечественной войне».  

Войне,  в которой решалось: быть  или не быть  человечеству.

Каждый год история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1945 года.

И в этом году 81 – год Великой Победы. Мы не хотели этой войны, нам ее навязали. Тогда вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей Родины от фашистских захватчиков. Вы уже знаете, что в каждой семье, уходили на фронт наши предки. Это их чтим мы и ежегодно проводим митинг у памятника погибшим воинам по всей России.

Народ встал на защиту Родины и верил, что в этой войне победит справедливость. И подтверждением нашей беззаветной веры в победу было то, что вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, что снимались фильмы, в которых жила уверенность в нашей будущей победе. Советские художники не могли остаться в стороне. Писали полотна о войне, они полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

 

Стихотворение М.Ножкина «Ушла война за поворот», читает ученик 4 класса Фомин Даниил

 

Песнь матери

Ушла война за поворот,

Будь проклята ты миром.

Мать сына словно вечность ждет,

День сумраком гонимый.

 

И счастье, горем мытое,

Слезами матерей.

И сединой покрытое

Увечье полей.

 

Родной ты мой сыночек,

Скорей бы в отчий дом.

Пришел хоть на часочек

И жизнь зажег бы в нем.

 

Ребенок, ты мой взрослый,

Измученный войной.

Взгляд в ужасе потухший,

Чужою стороной.

                                          Эсмеральда Пельке

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»

Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 Аксеновская Елена Михайловна

Тема классного часа: «Художники о войне»

Музыка к классному часу:

1. https://stand.hitplayer.ru/?s=окуджава%20ах%20война...

2. https://www.realrocks.ru/songs/1247489;

3. https://yandex.ru/video/preview/? .

Цель: рассказать учащимся о событиях Великой Отечественной войны глазами художников;

Воспитывать патриотические чувства на примере произведений искусства;

Создать условия для интеллектуального, творческого и эмоционального развития учащихся.

Задачи:

Развивающие:

  • Развить у школьников интерес к истории через познания изобразительного искусства.
  • Дать краткую историческую справку о Великой Отечественной Войне.
  • Познакомить учащихся с произведениями художников, которые создавали свои произведения в период ВОВ и после войны.
  • Создать условия для проявления творческой активности.
  • Развивать у детей умение четко и кратко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывающие:

  • Воспитание патриотизма, глубокой благодарности воинам, победившим фашизм, формирование чувства гордости за свою страну, чувство уважения к истории страны.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование чувства гордости за свой народ. Предметные: учащиеся научатся анализировать творчество художников, создавать композиции на тему ВОВ.
  • Метапредметные: школьники расширят свои знания о событиях ВОВ.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование умения выражать свои чувства на языке изобразительного искусства, в живописи и графике.

Регулятивные: развитие умения понимать замысел произведения изобразительного искусства.

Коммуникативные: организация диалога учащихся с произведениями живописи и графики.

Познавательные: получение практических навыков для анализа картин художников и творческого воображения для составления собственных композиций.

Форма проведения мероприятия: виртуальная экскурсия в галерею художников времен ВОВ.

Оборудование:

Для учителя – компьютер, мультимедийный комплекс;

Для обучающихся: альбом, карандаш, гуашь, акварель или графические материалы (по выбору)

Зрительный ряд: лекция «Тема Великой Отечественной Войны в живописи», художественные произведения художников: А. Лопухова, П. Кривоногова, Н. Присекина, М. Самсонова, А. Широкова, Б. Махова, Н. Панфилова, Н. Бута, Н. Толкунова, Г. Марченко.

Литературный ряд: стихотворение М.Ножкина «Ушла война за поворот»

Музыкальный ряд: песня Б. Акуджавы «Ах, война, что ж ты с нами наделала подлая», Андрей Богословский «Рисуют мальчики войну», фонограмма песни “День Победы” – муз. Д.Тухманова, ст.В.Харитонова

Вступительное слово учителя:

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
А жизнь и время движутся вперёд,
Остались наших 20 миллионов.
Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою Победы.
За нас легли, за то, чтоб никогда
Нам этой боли в жизни не изведать.

Каждый год наша страна отмечает великий праздник «День Победы в Великой Отечественной войне».  

Войне,  в которой решалось: быть  или не быть  человечеству.

Каждый год история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1945 года.

И в этом году 81 – год Великой Победы. Мы не хотели этой войны, нам ее навязали. Тогда вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей Родины от фашистских захватчиков. Вы уже знаете, что в каждой семье, уходили на фронт наши предки. Это их чтим мы и ежегодно проводим митинг у памятника погибшим воинам по всей России.

Народ встал на защиту Родины и верил, что в этой войне победит справедливость. И подтверждением нашей беззаветной веры в победу было то, что вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, что снимались фильмы, в которых жила уверенность в нашей будущей победе. Советские художники не могли остаться в стороне. Писали полотна о войне, они полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Стихотворение М.Ножкина «Ушла война за поворот», читает ученик 4 класса Фомин Даниил

Песнь матери

Ушла война за поворот,

Будь проклята ты миром.

Мать сына словно вечность ждет,

День сумраком гонимый.

И счастье, горем мытое,

Слезами матерей.

И сединой покрытое

Увечье полей.

Родной ты мой сыночек,

Скорей бы в отчий дом.

Пришел хоть на часочек

И жизнь зажег бы в нем.

Ребенок, ты мой взрослый,

Измученный войной.

Взгляд в ужасе потухший,

Чужою стороной.

                                          Эсмеральда Пельке

1 слайд

Учитель:

КИНО О ВОЙНЕ

Мы смотрим кино о войне,
А правда - намного страшнее,
Наверное, даже вдвойне,
А, может, гораздо сильнее.

Кино - это только сюжет:
Нажал вмиг на кнопку и вышел;
В реальности - выхода нет,
Нет кнопки, чтоб сделать потише.

 

Война - это грохот и дым,
Разруха, грязь, запахи, взрывы,
Война - это смерть, а не фильм,
Где кадры полны позитивом.

Мы смотрим кино о войне,
Когда всё в финале удачно,
Мы знаем, реальность вдвойне
Страшней, чем кино, однозначно.

                                             Ирина Яненсон

3 слайд

Картина известного художника Александра Николаевича Лопухова «Победа» написана в 1975 году. В ее основе -торжество, радость воинов, которые победили врага. Живописец изобразил своих героев на фоне поврежденных снарядами колонн Бранденбуржских ворот в Берлине.

В тематической картине композиция из фигур солдат поразительно реальна и эмоциональна, ярко выражены чувства присутствующих людей. Поворотный момент в мировой истории навсегда вошел в их собственную судьбу - все они в эти незабываемые минуты перешли из войны в мир.

Каждому герою картины «Победа» характерны индивидуальные черты, которыми он передает свои чувства. Мы видим радостные, озаренные улыбками лица. Людей немного, но все они охвачены единым порывом - Победа!

Руины на втором плане служат декорацией и придают всему действию торжественности. Солнечный майский день целиком совпадает с настроением победителей. Вооруженные солдаты смеются, обнимаются, машут руками. Люди уже поняли: наступил конец долгой жестокой войне и они уже мирные люди.

Справа на картине изображено раненое осколками снарядов деревце с молодыми зелеными листочками - это символ жизни и мира, которые побеждают смерть и войну.

4 слайд

Пётр Кривоногов – знаменитый выпускник студии М. Б. Грекова, подарившей миру немало талантливых военных художников.

Кривоногову довелось участвовать в последней масштабной войне – Великой Отечественной. Он прошел весь путь – от Москвы и до победного Берлина. Вступив в армейские ряды в 1939 году, живописец до 1945 смело впитывал горечь и ужас военного периода. Он делал скорые зарисовки сражений, писал портреты сослуживцев, в более спокойные на фронте периоды создавал полноценные картинные произведения.

 «Победа» – знаменитейшая батальная работа советского художника. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг, и он пал в руинах, обломках и пыли.

5 слайд

Картина "Лихолетье", написанная Николаем Сергеевичем Присекиным в 1984 году, является своего рода нервом, который пронизывает все творчество художника. На холсте черное от дыма пожарищ небо, каким оно было в первый год Великой Отечественной войны. На степной дороге лишь разбитая ударом авиабомбы повозка, убитая лошадь и рядом с ней жеребенок, замерший в крайнем напряжении всех чувств и сил.

6 слайд

Эту картину художник Самсонов написал в память о подвиге бесстрашной девушки. Давайте немного расскажу о жизни девушки. Родилась Валерия 18 октября 1923 года. Местом ее рождения была Псковская область. Деревня Модолицы. ... В 1943 году Валерия Гнаровская воевала в составе Украинского фронта. Роковым и последним днем для нее стала дата 23 сентября 1943 года. Шел бой возле села Иваненки. Валерия вытаскивала с поля сражения раненых и на себе перетаскивала в перевязочный пункт. В это время в направлении пункта, где лежали раненые прорвалось два вражеских танка. Гнаровская, понимая, что нельзя терять времени, схватила связку гранат и рванула навстречу к танкам.

7 слайд

На картине А. Широкова «За Родину!» изображен фрагмент боевых действий, где бравый солдат поднимает к небу алый флаг. Это выражает огромную волю к победе, мужество, и всеобъемлющую любовь к Отчизне! "Сестрица" М.И. Самсонов. Вместе с юношами отважно сражались на поле боя и девушки. Марат Самсонов показал фрагмент тяжелой жизни медсестры. На своем полотне «Сестрица» он изобразил медсестру, которая вытаскивает с поля боя раненого солдата.

8 слайд

Картина Б.И. Махова «Сталинградцы» (1972 г.) знакомит с участниками ожесточенных боев, проходивших в ходе Великой Отечественной войны под Сталинградом. Данное сражение имеет особое значение в деле достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками. Оборонительная операция началась 17 июля 1942 года.

9 слайд

Подвиг героев-панфиловцев остался в истории и сыграл в годы войны исключительную мобилизующую роль. 16 ноября 1941 года при обороне Москвы от фашистских захватчиков в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова, уничтожив около двух десятков немецких танков и остановив наступление немцев.

10 слайд

Посвящённое защитникам Брестской крепости, картина сразу получила широкое признание и удостоилась ряда государственных наград. У Бута с детства была тягость к рисованию, особенно у него был талант на исторические сцены баталий. Этому не удивляешься, глядя на невообразимое мастерское исполнение. Мы видим с какой детализацией художник передает атмосферу того боя. Как ярко выражены эмоции героев эпизода. Бут старательно изобразил всю гамму человеческой души, от страха до отчаянной смелости. Самые бесстрашные солдаты расположены на переднем крае. Такое не только на картине, но и в жизни.

11 слайд

а картине Николая Павловича Толкунова мы можем наблюдать события, которые разгорались в начале Великой Отечественной войны. На полотне художник изображает раненых бойцов РККА всеми силами защищающих Брестскую крепость. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Защитники крепости героически противостояли вооруженному врагу. Толкунов Николай Павлович (1917 — 1996) — заслуженный художник России, живописец. Окончил Московский художественный институт в 1942 году (учился у С.В.Гермасимова).

12 слайд

Картина художника М.И. Самсонова «Бойцы Сталинграда» олицетворяет моменты отдыха и веселья солдат, не только кровь и страх потерь были на войне. Самсонов представляет нам неподдельные эмоции бойцов, выигравших битву, в центре мы видим веселых молодых людей, которые побросав оружие, ринулись в пляс, услышав звуки аккордеона. Стоящие вокруг хлопают, задавая им ритм, подбадривая одобряющими возгласами, смех и веселье вокруг.

13 слайд

Картина На окраине Сталинграда. Автор: Марченко Г. Картина относится к жанру Сюжетное историческое искусство и на ней представлено событие Великая Отечественная война, дата 20 в. 1941 г. июнь 22 - 1945 г. май 9.  

14 слайд

На картине А. Широкова «За Родину!» изображен фрагмент боевых действий, где бравый солдат поднимает к небу алый флаг. Это выражает огромную волю к победе, мужество, и всеобъемлющую любовь к Отчизне! "Сестрица" М.И. Самсонов. Вместе с юношами отважно сражались на поле боя и девушки. Марат Самсонов показал фрагмент тяжелой жизни медсестры.

15 слайд

Картина известного художника Александра Николаевича Лопухова «Победа» написана в 1975 году. В ее основе -торжество, радость воинов, которые победили врага.. Публикации по теме: «Победа деда — моя победа» (рисунки) В этом году исполнилось 81 год со дня Великой Победы советской армии над фашистами! В этот день особенно чувствуется патриотизм, гордость.

16 слайд

Учитель:

Художник на войне запомнит краски,

И выложит их позже на мольберт:

Тревожный миг атаки без огласки,

И кем-то неотправленный конверт,

Щетину на щеках и злую стужу,

И кипятка спасительный глоток

Опишет, если Богу будет нужен

Его конкретно праведный итог.

       

Ребята поочередно зачитывает о каждом герое ВОВ

17 слайд

Учитель:

 День Победы

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

Творческая мастерская

Выполнить на формате А3 композицию на тему «Война глазами детей», «Смотрю на портреты фронтовых лет» в номинации живопись или графика. Соблюдая все этапы построения композиции.

А) Композиционное построение рисунка на формате. Главные элементы портрета.

Б) Прорисовка мелких частей портрета.

В) Цветовое решение. Определить цветовую гамму. Работа средней кистью.

Г) Проработка мелких деталей портрета. Работа тонкой кистью.

(Во время творческой работы звучит песня “Журавли”)

Итоговая выставка творческих работ учащихся

Интернет ресурсы:

Ссылка на интернет ресурсы

http://mykartinka.ru/_ph/19/973986975.jpg   

http://us.cdn2.123rf.com/168nwm/nasared/nasared1304/nasared130400041/19141400-%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.jpg 

http://mkrf.ru/upload/resize_cache/temp/021/397_264_1/02122c915f1bbdaa0ca520e1287c600e.jpeg 

http://g4.nh.ee/images/pix/file10330347_winners.jpg 

http://www.playcast.ru/uploads/2014/05/07/8507605.jpg 

http://www.gudok.ru/upload/imgs/201105/20110505_7_3.jpg 

http://cdn.trinixy.ru/pics3/20080508/victory_13.jpg   

http://simg.sputnik.ru/?key=506e3f8afa88db39b6054362622d3b83637cceda 

http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/65387414.55b/0_ff251_32385c8f_L.png

Ссылка на методическую разработку в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме «Герои Великой Отечественной войны»

В предверии 70-летия Победы  над фашистской Германией необходимо проводить классные часы по патриотическому воспитаниюТема: Герои Великой Отечественной войныЦель: формировать уважительное отношен...

Методическая разработка классного часа на тему: "Планета Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской во время Великой отечественной войны

Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истори...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Методическая разработка классного часа по теме: «Собаки на фронтах Великой Отечественной войны»

Разработка классного часа для учащихся начальной школы совместно с педагогом дополнительного образования по роли собак в годы Великой Отечественной войны....

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Методическая разработка классного часа "Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова"

Методическая разработка классного часа «Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова» предназначена для формирования интереса...