Мастер-класс по изобразительному искусству «Весенние цветы»
методическая разработка

Солдаткина Светлана Александровна

Данная методическая разработка поможет познакомиться с технологией создания выразительной художественной работы через применение нетрадиционных техник рисования на занятии по изобразительной деятельности. В разработке показаны методы и приёмы обучения на занятии, которые помогают раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, формированию устойчивой мотивации к продуктивной деятельности и активной самореализации личности, практической реализации полученных знаний.

Занятие проходит в игровой форме, что позволяет учащимся в полной мере насладиться творческим процессом создания работы и получить новые знания по изобразительной деятельности.

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, а также учащимся учреждений дополнительного образования, учителям и воспитателям образовательных учреждений, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Весенние цветы"789.56 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Сайфер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Солдаткина (2) (1).jpg

«Весенние цветы» мастер-класс по изобразительному искусству с использованием различных нетрадиционных техник рисования по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Весёлая палитра»

Разработчик: Солдаткина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

11 стр.

Данная методическая разработка поможет познакомиться с технологией создания выразительной художественной работы через применение нетрадиционных техник рисования на занятии по изобразительной деятельности. В разработке показаны методы и приёмы обучения на занятии, которые помогают раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся, формированию устойчивой мотивации к продуктивной деятельности и активной самореализации личности, практической реализации полученных знаний.

Занятие проходит в игровой форме, что позволяет учащимся в полной мере насладиться творческим процессом создания работы и получить новые знания по изобразительной деятельности. 

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, а также учащимся учреждений дополнительного образования, учителям и воспитателям образовательных учреждений, родителям.

МАУ ДО «Кристалл», 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4

Технологическая карта мастер-класса «Весенние цветы»………...…….……..5

Заключение …..…………….…………………………………………...………..10

Интернет ресурсы ………………..………………………………………...……11

Введение

В Международный женский день 8 Марта принято дарить подарки всем представительницам слабого пола.

Делать подарки своими руками это очень хорошая традиция в образовательных учреждениях в рамках воспитательной работы с учащимися. При этом дети учатся проявлять свои чувства: любовь, уважение, заботу, одаривая знаками внимания близких и знакомых людей. У детей развивается фантазия, самостоятельность, инициативность, желание доставить радость другим людям.

Подарок, сделанный детскими руками, всегда высоко ценится и вызывает только положительные эмоции. Открытки, рисунки, картинки хранятся многие годы в семейных архивах, напоминая о детстве.

На мастер-классе учащиеся изображают первые весенние цветы.

Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми весенними лучами солнца, когда начинает таять снег. Сначала подснежники выпускает пару листьев, а вскоре зацветают белые и голубые колокольчики. Им не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И это верный знак — весна совсем близко!

Технологическая карта мастер-класса

Педагог: Солдаткина Светлана Александровна

Название программы: «Фантазёры»

Год обучения: первый

Тема занятия: «Весенние цветы»

Дата проведения: 05.03.21год

Возраст учащихся: 5-6 лет

Методическая цель: Развитие творческой активности учащихся через игровую технологию обучения с использованием приёмов нетрадиционного рисования для получения выразительной и эффектной работы.

Цель занятия: Формирование знаний и умений изображать подснежники с помощью различных техник нетрадиционного рисования

Образовательная: - формировать у учащихся представления об особенностях изображения цветов; познакомить с нетрадиционными техниками рисования- рисование губкой, «на-брызг»

Развивающая: - развивать умения пользоваться художественными материалами и инструментами; развивать творческие способности, чувство композиции.

Воспитательная: воспитывать умение видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту окружающего мира; воспитывать эстетический вкус и аккуратность в процессе работы

Тип занятия: «открытие» нового знания 

Форма проведения: мастер-класс

Педагогические технологии: игровая технология

Педагогические методы обучения:  беседа, диалог, объяснение, сюрпризный момент, поисковый метод через загадывание загадок, деятельностный, игра на эмоциональный настрой и раскрепощение, образец работы, практическая работа.

Дидактический материал: образец выполненной работы, фотографии подснежника, видеофильм, музыкальное сопровождение практической части, изображение весны, конверт с дидактической игрой «Собери цветок».

Подготовка учащихся: гуашь, палитра, альбомный лист; кисти широкая и тонкая, ёмкость с водой, губка, зубная щётка или кисти с жёсткой щетиной

Предполагаемые результаты:

Знать: характерные особенности изображения подснежника

Уметь: применять полученные знания в практической работе

Контрольно-оценочные средства: рефлексия «Дерево успеха», выставка и защита работ

Участники МК: учащиеся и педагоги дополнительного образования, приглашённые гости.

Предварительная работа:

  • Организация пространства для проведения занятия
  • Подготовка наглядного материала
  • Составление технологической карты занятия, нахождение необходимого методического материала.

План проведения МК:

  1. Организационный момент, подготовка рабочего места. 2 мин.
  1. Организация учебного помещения, оформление;
  2. Организация присутствующих участников процесса, нацеливание их на работу с помощью игры на раскрепощения;
  3. Проверка готовности инструментов и материалов.
  1. Постановка темы и цели занятия. 5 мин.
  1. Введение в тему занятия. Дидактическая игра «Собери цветок»
  2. Формулировка темы занятия.
  3. Просмотр видео «Пробуждение подснежника».
  4. Рассматривание алгоритма работы.
  5. Сообщение о времени, отведённом на работу.
  1. Физ.минутка 1 мин.
  2. Практическая часть. 15 мин.

Правила техники безопасности.

Фронтальная и индивидуальная работа с участниками МК

  1. Итог занятия. Рефлексия.  2 мин.

Фронтальная беседа с учащимися, вопросы, анализ работ

Рефлексия «Дерево успеха»

Итого: 25 минут

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

Проверка готовности к занятию.

Готовы? Давайте проверим подготовку к занятию с помощью загадок:

1. Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом, весь мир!

( акварельные краски, кисточка и палитра)

2. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

- Итак, поднимите руку у кого все эти предметы есть на столе?

Приветствие учащихся. Игра «Давайте поздороваемся»:

Дети по сигналу хаотично двигаются по кабинету и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками. 

Приветствуют педагога, проверяют готовность к занятию, активно включаются в предложенную игру

2. Основная часть. Изучение нового материала

На занятие к нам пришла гостья. Давайте отгадаем загадку:

Она приходит с лаской и со своею сказкой.

 Волшебной палочкой взмахнет –

 В лесу подснежник расцветет.

 Листья появляются, птицы с юга возвращаются.

 Подскажите, как это время года называется?

- Весна! А что это за время года такое? Расскажите мне, чем весна отличается от других времён года?

Конечно, весна – это пробуждение природы после долгого зимнего сна. Все вокруг наполняется светом и теплом, все краски становятся ярче, а пение птиц – звонче. Послушайте стихотворение Е.Каргановой:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна!

Весна нам принесла маленький подарок, а вы любите подарки? Давайте дружно отгадаем:

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …(подснежник)

У каждого региона свой подснежник. У нас сине – фиолетовый. А настоящий подснежник – белый. 

Ребята, а что-то с ним не так? Наш подарок сломался! Давайте попробуем вместе сложить правильно цветок. Для этого надо повторить части из которых состоит это растение: трава, стебель, основание цветка, лепестки и серединка цветка, листики. (дети собирают макет цветка)

(На доску прикрепляется картинка с изображением подснежника).

- Как вы думаете, почему он так называется? (появляется из-под снега) Подснежники это первоцветы, появляются в лесу на проталинках.

Давайте посмотрим небольшой фильм, как появляются эти цветочки. (видео)

Активно включаются в предложенную игру, рассуждают, думают, обобщают свои наблюдения из жизненного опыта опыт. Получают новую информацию в ходе решения проблем

3. Практическая работа

Ребята, подумайте, как же быть, если хочется подарить эти цветы любимым людям, например, у нас скоро будет праздник. Какой? Правильно, 8 марта! (можно нарисовать подснежники и подарить рисунок маме вместо живых цветов)

Сегодня мы с вами можем изобразить подснежники при помощи гуашевых красок.

-Хорошо, давайте проведем небольшую игру и приступим к практической части.

Физминутка «Подснежники»

Давайте и мы с вами на минутку станем подснежниками. Дети садятся на корточки, голова прижата к коленям-«спят», выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(садятся обратно за рабочие места)

- Скажите, какие цвета нам потребуются для рисования цветов(белый, синий, голубой, зелёный, коричневый, жёлтый)

Показываю образец выполненной работы.

-Ребята сейчас, я поэтапно буду показывать выполнение работы, а вы выполняете свой рисунок вместе со мной.

Этапы выполнения работы:

1. Широкой кистью рисуем фон: от жёлтого до тёмно коричневого с изумрудной зеленью по диагонали.

2. Рисуем траву зелёным цветом, на верху травы добавляем жёлтые блики.

3. Рисуем характерные стебельки и основания цветов, листики.

4. С помощью способа «примакивания» рисуем лепестки цветов белой краской, оттеняем синим цветом, добавляем серединки.

5. Цветы оживляем бликами.

6. С помощью губки рисуем снег, сначала голубым цветом, оттеняем белым.

7. В конце работы добавляем красивые эффекты с помощью техники «на-брызг»

Ведётся фронтальная и  индивидуальная работа с учащимися.

Личностное включение всех участников в процесс обучения. Развивают свои умения и творческие способности. Учатся выбирать, обсуждать, доказывать, мыслить, давать оценку своей деятельности и её результатам

4. Итог занятия и рефлексия

-У всех все получилось? Давайте проведем небольшую выставку работ.

-Кому какая работа нравится больше всего?

Работа была сложной или легкой? Сможете повторить самостоятельно работу?

- Скажите, ребята, а можно ли эти цветы рвать(нет) Почему? (Подснежников в природе немного, они занесены в Красную книгу. Если мы будем их рвать, может наступить день, когда их совсем не останется).

- Как вы думаете, почему подснежники так нравятся людям, что в них необычного? (Этот цветок хоть и маленький, нежный, хрупкий, но гордый, смелый растёт рядом со снегом, не боится холода и ветров)

- Правильно, а ещё люди любят его потому что он символ весны и тепла.

Рефлексия «Дерево успеха»: разместить на дереве либо яблоки (всё понятно и могут повторить рисунок), либо цветы (есть затруднения, но всё усвоили) в зависимости от того на сколько дети усвоили учебный материал.

Активное участие в обсуждении и подведении итогов

Заключение

Главная функция рисования на мастер-классе  - это дарить радость от творчества!

Применение различных способов и приёмов нетрадиционного рисования даёт возможность в значительной степени улучшить процесс творчества на занятиях с учащимися, повысить самостоятельность детей в процессе обучения.

А использование на занятиях игровой технологии обучения повышает уровень познавательной и творческой активности каждого учащегося, так как обучение проходит ненавязчиво, легко и непринуждённо, учитываются возможности и способности каждого ребёнка, ребёнок просто играет в рисование.

Интернет ресурсы

  1. https://kopilkaurokov.ru/izo/uroki/konspiekt-otkrytogho-uroka-viesienniie-tsviety 
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/pervye-vesenie-cvety-1128720.html
  3. https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-vesenniy-buket-risuem-vesennie-cveti-klass-2692401.html
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/05/20/1-klass-konspekt-uroka-po-izo-na-temu-vesennie-tsvety-perspektiva
  5. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1614905175109322-1481227135064764243948880-prestable-app-host-sas-web-yp-152&wiz_type=vital&filmId=12477269356864930161 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"...

Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успеш...

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...

Конспект урока изобразительного искусства "Весенний букет"

Конспект содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа и подробное объяснение выполнения задания....

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Роль цвета в портрете"

Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портрету, ведь звучание ц...