Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»
материал на тему

Калашникова Юлия Валерьевна

 

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_akterskoe_masterstvo.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» п. Ханымей

Пуровского района

Мастер – класс

по актерскому мастерству:

«Искусство быть разным»

Подготовил: педагог дополнительного образования

Калашникова Юлия Валерьевна

п. Ханымей

2013 г.



                                                       
"Весь мир театр, а люди в нём актёры!"
                                                                                                    Вильям Шекспир.


Человек есть то, что он не есть

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности.

  • Работа над дикцией и чистотой произношения.
  • Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
  • Развитие импровизационных способностей.
  • Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

Задачи:

  • - создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
  • - способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;
  • - сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
  • - способствовать творческому самовыражению.

 Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой.

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия.

Тезис:   Все талантливы!

I блок. Разминка.

1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.

    Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Кому  скоро юбилей? Правильно, Н.В.Гоголю. Надеваем на голову веночки. Сегодня мы на Украине.

Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.

2. Этюд с воображаемым предметом.

Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:

Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты

  • Накормил ли я кошку?
  • Когда дядя выйдет из больницы?
  • Мне нечего сказать 

Опасения по поводу участия в ходе занятия

  • Смогу ли я справиться с волнением?
  • Попросят ли меня говорить?
  • А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

II блок. Речевые техники.

3. Отработка дикции.

    Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.

  • вдох – руки и голову поднять вверх;
  • выдох – наклон.

    Упражнение «Кнопки»

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

 

Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.

Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

Раз уж мы на Украине – то и скороговорки будут украинские.

- На возi  коза,  пiд возом лоза

- Водовоз вiз воду з водопроводу

- Жовнiй жук купив жилет, джемпер, джинсы та жакет.

4. Театральные правила:

- тишина за кулисами

- нельзя поворачиваться спиной к зрителям

- в роли находиться до конца представления

- уметь слушать своих партнёров

- все действия совершаем по хлопку

(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).

III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности.

5. Определяем «зерно» характера!

Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров.

- Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево…

Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

4) «Скоро наступит весна…»;  «…поэтому в магазине я купила интересные  книги».

6. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.

Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.

А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?

Очень важно помнить, что ты чувствовал…..Запомни это состояние!

! В течение всего мероприятия ведущий ведёт с участниками «абсурдные диалоги».

Их можно импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

Например, можно обратиться с такими вопросами к любому участнику тренинга: «Как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?», или «Совсем недавно вы вернулись из Франции. Говорят, там много снега нынче?», или «Я видела, как вы здорово катались вчера на катке. Вам нравится фигурное катание?». Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось.

7. Массовка.

Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.

Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»

Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».

Упражнение «В одной связке».

Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд, другой должен срочно встретиться с другом, третий просто хочет спать и т.д.

Участники должны как-то разрулить ситуацию.

Самое большое удовольствие – постановка спектакля.

Самое сложное – распределение ролей!

IV блок. Воплощение.

8. Этюд вокруг пьесы.

Поскольку мы в украинской деревне, то и пьеса у нас будет украинская.

Про Диканьку, я думаю, вы наслышались вдоволь.

А представим мы с вами фрагмент Сорочинской ярмарки! Чего только нет та той ярмарке! Колёса, скло, дёготь, цибуля, хлиби, порося, бублики!

Нам нужно решить два вопроса: кто будет главной героиней и что каждый из вас будет продавать на ярмарке.

- Кто из вас хочет быть главной героиней: чернобровой, черноокой красавицей Ганной?

(Если желающих несколько – устраиваем «дискуссионные качели». Это эффективное средство в разрешении споров методом анализа, а игровая форма снимает психологическое напряжение. Можно применить режиссёрский приём – выбрать главную героиню по фактуре, по цвету волос, по голосу).

- Каждый участник получает записку, где на украинском языке написан предмет, который будет продаваться на ярмарке. Это цыбуля, люлька, бублик, скрыня, сопилка, запаска, кожух, хустка.

Кричалки, зазывалки:

- А кому цыбуля, кому цыбуля! Смачна прыправа для халоднаго и гарячого!

- Люлька! Продаеться люлька! Така ловка! Бильше нэ купытэ нидэ! Ловка люлька!

- А ну, покупцы! Заходьтэ до мэнэ! Скрыня! Навались, у кого гроши завэлысь!

- Пэчиво! Свижэ печиво! На смэтане роблэно! Три копэйки за бублик!

- Купуйтэ сопилку! Послухайтэ, яка дзвинка!

- Запаски! Вэлики и малэньки! Молодычкам и жинкам подпоясаться гарненько!

- Добрый кожух! Знатна одэжа! Пидшыва медвэжа!

- Хустка! Прымиря1 на косу свою, майжэ даром оддаю!

Участники должны найти свой предмет где-то на сцене.

Итак, все вы украинские парубки и дивчины. Вы пришли на ярмарку, чтобы продать свой товар. Каждый по очереди выкрикивает свою реплику, рекламируя свой товар. На ярмарке можно танцевать и петь.

- Все готовы? Вы уверены, что справитесь? А в какой последовательности вы будете рекламировать товар?

Упражнение «Взрыв»

По очереди ведущий показывает цифры 4,3,5. Участники, не сговариваясь, встают именно в таком количестве. Кто-то будет вставать несколько раз, кто-то будет продолжать сидеть. Определяются лидерские качества (лидер будет вставать всегда). Наблюдая за происходящим, модно определить, чья реплика на ярмарке будет первой.

 Сорочинская ярмарка.

Итак, последние приготовления. Можно разучить украинскую песню, чтобы потом петь её на ярмарке.

Припев: «И в день и в ночи всим разносят калачи

               Эх, було не було, хай гуляе все село!»

Поклон. (Изобразить «волну»)

9. Состояние «тишины». Остановка внутреннего монолога.

10. Рефлексия.

Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.

По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли  тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону.

Ведущий подводит итог. Сегодня  вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.

Всего вам доброго!

В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...

Мастер-класс "Актерское мастерство"

данный материал разработан для  начальной школы...

Мастер-класс № 1" по актерскому мастерству

Мы лишились бы всех открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать ...

Мастер-класс № 3 по актерскому мастерству

Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли играть в различные игры. А как без воображения усваивать школьную программу?Наши мастер-клас...

Мастер-класс № 3 по актерскому мастерству, часть 2

Если воображение специально не развивать, в последющем наступает быстрое снижение активности этой функции. снижается возможности творческого мышления, гаснет интерес к учению. Главное для воображения ...

Занятие по актерскому мастерству «Искусство быть разным»

Материал содержит план занятия по актерскому мастерству для детей 9-12 лет, презентацию. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....

Презентация к занятию по актерскому мастерству "Искусство быть разным"

Материал содержит презентацию к  занятию по актерскому мастерству для детей 9-12 лет. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....