Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»
рабочая программа

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx103.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательная  учреждение Московской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна»

               

                    РЕКОМЕНДОВАНО:

                    Педагогическим советом

                    ГБОУ МО Центр «Ариадна»

                    Протокол № ___

от «____» _________20___г.

               УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ МО Центр             «Ариадна» Фишман Л. С.

  от «___» _________ 20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

срок реализации – 1 года

для детей  от 14 до 18 лет

Автор-составитель:

Педагог дополнительного

образования ГБОУ МО Центр «Ариадна»

Медикова Светлана Валерьевна

г. п. Октябрьский

2014 год

Содержание

1.    Пояснительная записка    ………………………………………………………………
2.    Содержание программы.………………………………………………………………..
3.    Методические  рекомендации………………………………………………………….
4.    Информационное обеспечение программы ……………………..................................
5.    Приложения……………………………………………………………………………..

  1. Пояснительная записка

Нормативно – правовой аспект

Дополнительная образовательная программа театральной студии составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания  и социальной поддержки детей  Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа театральной студии имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем  «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»        (Б. В. Теплов). 

   
Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности воспитанника.

 Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.


Новизна 

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

•    смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

•    изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
•    модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования (учреждения ДОД – ссузы – вузы);
•    усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, 
грим

•    изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);

•    внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология  системы обучения  А. С. Границкой, педагогики сотрудничества В. А. Караковского,  диалог культур  М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А. С. Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова. 

Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. 
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.


В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности; 
-принцип креативности.

Личностно-ориентированный,  интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. 
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

-  дифференцированный подбор  основных средств  обучения и воспитания;
-  демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося; 
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель занятий: Развитие  творчески   активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, способной содействовать их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение  основам театрального искусства.

Воспитательные:

  • Воспитание социально-активной личности, обладающей  навыками межличностного общения и сотрудничества;
  • Воспитание познавательного интереса, расширение горизонтов познания;
  • Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного   отношения к работе;
  • Воспитание зрительской культуры.

Развивающие:

  • Развитие личностных и творческих способностей воспитанника;
  • Развитие коммуникативных и организаторских способностей воспитанника;
  • Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Формы:

  • Театральные игры
  • Упражнения
  • Тренинг
  • Импровизация
  • Этюды

Условия  реализации  программы

         Программа театральной студии рассчитана на подростков в возрасте 14 – 17 лет. Срок реализации – 1 года. Программа может корректироваться и претерпевать периодические изменения в ходе работы с учетом индивидуальных особенностей  воспитанников.

Программа является модифицированной. За основу взяты авторские программы:  театральной школы «Smile :) Театр» Е. Усовецкой  ( г. Москва), детской эстрадной студии «Фантазматика» В. А. Смирнова  (г. Санкт-Петербург), программа для театрального отделения детской школы искусств Е. Б. Жетинёвой (г. Киров) и программа объединения «Актерское мастерство-тренинг» Ю. Ю. Рихтер. Необходимым условием реализации программы является соблюдение следующих требований:

  1. в группах должны заниматься не более 12 воспитанников.
  2. внешний вид воспитанников должен соответствовать нормативным требованиям техники безопасности на занятиях (удобная одежда и обувь, не сковывающая движения в процессе  работы).
  3. воспитанники должны быть ознакомлены с понятиями творческой  дисциплины и этики поведения  на проводимых тренингах и репетициях.
  4. подбор материала для приобретения творческого опыта  воспитанниками должен соответствовать их возрасту и опыту, а также  содержать  тренинговый материал.
  5. педагог  обязан увлекать воспитанников не только сценическими результатами, но и каждодневным подготовительным процессом.
  6. перед началом занятий педагог должен позаботиться о материально-техническом оснащении для занятий: просторная, хорошо проветриваемая комната, число стульев должно соответствовать числу обучающихся в группе, магнитофон для работы над образом в этюде (отрывке, спектакле) с музыкальным сопровождением.

Режим занятий. Занятия проходят 3 раза в неделю; продолжительность занятий 45-60 мин.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у воспитанников формируются определенные  актерские исполнительские знания, умения и навыки,  способствующие самореализации творческой личности воспитанников.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

Знать:

- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- историю и виды грима;
- основные приёмы гримирования;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
- приёмы сценического боя.

Уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.

Владеть:

- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- трюковой техникой;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- скульптурно – объёмными приёмами гримирования.

По окончанию  обучения у воспитанников должно быть сформировано умение  самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм коллективно-творческой деятельности;  быть неравнодушным по отношению к окружающим, миру искусства и природы.

Основными формами подведения итогов по программе  является участие воспитанников театральной студии в театральных постановках, конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня

Программа рассчитана на 360 часов.

2. Содержание программы

Наименование тем

Количество часов

Вводное занятие

3

  1. Актерское мастерство                                                         104

Актерские тренинги и упражнения

20

Техника актерской игры

22

Основы исполнительского мастерства

38

Сценическая речь

61

Сценическое движение        

40

Сценический грим

37

Постановочная работа

115

Всего

360

  1. Вводное занятие
  • Беседа-знакомство (какие концерты, выставки, спектакли посещали, что  запомнилось,  кого бы хотелось сыграть…)
  • Этика поведения на занятиях (театр – дело коллективное, где важной составляющей является толерантность, т.е. умение налаживать конструктивный диалог с членами коллектива, уметь правильно воспринимать критику и корректно критиковать партнера, управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий)
  • Инструктаж по охране труда
  1. Актерские тренинги и упражнения (развитие актерского внимания, памяти, фантазии, воображения…). Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
  2. Техника актерской игры. Обусловлена этюдными работами. Это упражнения для развития актёрской техники, основанное на импровизации. В этюде воспитанник  учится ощущать пространство, видеть партнера.
  • этюды на физическое действие (с предметами: логичный и хаотичный подбор предметов),
  • этюды  на ПФД,
  • этюды на внутреннее действие (публичное одиночество: что я чувствую? Что со мной происходит? Чего я хочу?)
  • этюды на событие
  • этюды на зону молчания
  • этюды на рождение слова
  • этюды-наблюдения 
  1. Основы исполнительского мастерства заключаются в создании сценических образов (ролей)

  1. Сценическая речь.  Основы сценической речи тесно связаны с такими важными элементами сценического мастерства, как формирование свободы пластики, развитие подвижности голосовых связок, совершенствование речевого слуха, постановка голоса и т.д.
  2. Сценическое движение. Это воспитание важнейшего для театрального искусства качества - чувство формы. Владение своим телом. Развитие силовых способностей, гибкости, ориентации в сценическом пространстве, концентрации на совершаемых действиях и другое.
  3. Сценический грим. Грим – это искусство изменять внешность актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др.

3. Методические рекомендации

На начальном этапе обучения преподаватель и воспитанники не должны быть разделены барьером; они – непосредственные участники игр, упражнений, преподаватель играет с группой прямо на площадке, «ничем не отличаясь» от воспитанников. В этом «ничем не отличаясь» и кроется самая тонкая методическая задача – суметь учить «исподволь», практически не вмешиваясь в сложные процессы взаимодействия мира реального и мира фантазии.

Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство воспитанников подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию  телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, изобретательности и остроумии их создателей, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. Ведь именно воображение для воспитанника, так же как и для актера, становится локомотивом всей его творческой деятельности.

Каждое занятие должно начинается с дыхательной гимнастики. Важно приучить ребенка выполнять упражнения ритмически точно, «не загоняя» и не «затягивая» ритма. Необходимо следит за глубиной дыхания, за его свободой, за свободой основных групп мышц.

Работа над артикуляцией часто протекает без достаточного осознания воспитанниками ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания воспитанников, для чего делается данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним. Воспитанники  должны понимать, что эти упражнения необходимы, они помогают овладению навыками артикуляции, необходимыми для того, чтобы исполняемый текст звучал красиво, чисто, выразительно.

Вторая часть урока начинается с игр, упражнений, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». «Внимание есть процесс. В процессе внимания вы внутренне совершаете четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него». Эти слова М. Чехова, знавшего уроки Станиславского не понаслышке, необыкновенно точно определяют методическую суть упражнений, которые не только развивают внимание, но и делают его творчески заостренным, направленным на созидание, раскрепощение фантазии. В этом смысле стоит отличать воспитание обычного бытового внимания или внимательности, которая необходима, но не достаточна в нашем деле от процесса воспитания творческого внимания, наблюдательности.

Важнейшие   принципы   и   специальные   методические   приемы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства таковы:

  1. выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога;
  2. контрастность в подборе упражнений;
  3. прием усложнения заданий;
  4. комплексность задач в уроке и в каждом упражнении;
  5. подлинность и непрерывность педагогических действий.

Выполнение упражнений и педагогических этюдов по словесному заданию педагога

Показ воздействует только на первую сигнальную систему воспитанников (на зрительный анализатор). Профессиональные навыки формируются в процессе осмысления задания посредством слова, которое является раздражителем нескольких анализаторов. Во второй сигнальной системе при словесном раздражении образуются нужные условные связи. Уже на основе этих связей формируются необходимые навыки. Выполняя упражнения тренинга по словесному заданию, необходимо внимательно их оценивать, внимательно действовать и контролировать свои действия. Опасность педагогического показа (даже образцового) лишает индивидуальности, сковывает инициативу, закрепощает логическое мышление, а главное, творческое  воображение.

Навык, освоенный воспитанниками в процессе самостоятельного выполнения упражнений и этюдов, откладывается в кладовой сознания на жизнь. Последовательность обучения с использованием принципа объяснения такова: не спеша, а главное, четко и последовательно объяснить схему выполнения предстоящих операций; разработать каждую операцию (стадию) задания в отдельности. После того, как вы объяснили задание, обязательно спросите, нет ли вопросов. Объяснять задание кратко, точно, просто. Исправлять ошибки после выполнения задания, можно только устно, словом, но не показом.

Не увлекайтесь объяснениями теоретической части урока, лучше теорию свести до минимума.

Контрастность в подборе упражнений

Принцип контрастности в подборе и выполнении упражнений развивает эмоциональность и способность быстро менять темпоритм поведения. Чередование во время урока упражнений, различно воздействующих на организм, позволяет педагогу вести занятия интересно и разнообразно.

Прием усложнения  заданий

Принцип от простого к сложному обязателен при обучении. Но упражнения   как  таковые   имеют смысл до тех пор, пока они невыполнимы, пока в них остается «запас сложности». Только в этом случае они вызывают повышенное внимание к точности выполнения задания педагогом. С того момента, как его технология изучена, оно становится активным средством воздействия на психофизический аппарат воспитанника.

Повторяя упражнение, необходимо вводить заметные изменения, тогда свежесть, сиюминутность реакций и подлинность действий участников тренинга обеспечиваются легко. Как только то или иное упражнение станет привычным, сначала учащиеся потеряют интерес к нему, а затем у них появится эмоциональная усталость. Доступность упражнений - залог успеха первых занятий.

Активным средством усложнения задания в процессе отработки навыков являются вопросы-усложнения, вопросы-уточнения, что позволяет непрерывно держать воспитанников в постоянном творческом напряжении.

Комплексность усложнения задач в уроке и в каждом

Комплексные упражнения должны разрешать одновременно или последовательно наибольшее количество педагогических задач: такие упражнения, оказывая воздействие на психофизический аппарат воспитанников, приносят максимальную пользу.

Подлинность и непрерывность педагогических действий. Очень важно, чтобы в ходе занятия по мастерству актера педагог сам жил подлинно: смотрел и видел; слушал и слышал; по-настоящему сосредоточивал внимание; увлекательно и лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на верные и продуктивные действия своих воспитанников; подлинно, по-настоящему отыскивал недостатки в выполнении упражнений; заряжал эмоционально аудиторию. Действия воспитанников будут подлинными только лишь в том случае, если педагог будет не имитировать педагогические действия, а по-настоящему совершать их. Педагогу всегда необходимо помнить о том, что он в ходе занятия должен пребывать в условиях публичности точно так же, как и его воспитанники. 

4. Информационное обеспечение программы

К.С.Станиславский «Работа актера над собой»

К. С. Станиславский «Работа актера над ролью»

Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера»

М. А. Чехов «О технике актера»

В. К. Львова, Н. К. Шихматов «Сценические этюды»

П. М. Ершов «Режиссура как практическая психология»

П.М. Ершов «Технологии актерского искусства»

В. И Немирович-Данченко «О творчестве актера»

В. О. Топорков «О технике актера»

Н. А. Акимов «Театральное наследие»

Б. Голубовский «Пластика в искусстве актера»

И. Кох «Основы сценического движения»

В. И. Гугова «Сценическая речь»


5.        Приложения

Приложение № 1. 

Методика изучения мотивов участия воспитанников в театральной деятельности

Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.


Приложение № 2. 

Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой 
"Справочная книга школьного психолога")


Цель:
 выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Воспитанникам предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".

Вопросы:
1.    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.    Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.    Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.    Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6.    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7.    Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.    Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10.    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11.    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12.    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.    Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15.    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16.    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18.    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19.    Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20.    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:

1            6        11        16
2            7        12        17
3            8        13        18
4            9        14        19
5            10        15        20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:


?    низкий уровень – 0,1 – 0,45;
?    ниже среднего – 0,46 – 0,55;
?    средний уровень – 0,56 – 0,65;
?    выше среднего – 0,66 – 0,75;
?    высокий уровень – 0,76 – 1.


Приложение № 3. 

Методика диагностики уровня творческой активности воспитанников

(подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявления критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у воспитанников творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предлагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию "чувство новизны" определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41-44; по критерию "критичность" – на вопросы 45-48; по критерию "способность преобразовать структуру объекта"  - на вопросы 49-52; по критерию "направленность на творчество" – на вопросы 53-56. например, по критерию "чувство новизны" средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. в этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.

Опросник. "Чувство новизны"
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1.    Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту            0
б) построил бы такой, который видел 
на картинке в журнале или в кино            1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого        2
2.    Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители
со своими знакомыми                        0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей                2
в) стараюсь провести вечер, 
как любимые герои в кино                    1
3.    Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную                            2
б) трудную                                1
в) простую                                0
4.    Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое                                1
б) точное                                0
в) необычное                             2
5.    Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще            0
б) стремлюсь употреблять те слова,
которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли                    1
в) стараюсь употребить оригинальные, 
новые для меня слова                        2
6.    Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали                            1
б) было весело                            0
в) было много нового                        2
7.    Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей            0
б) возможность узнать новое ("родство душ")    2
в) взаимопомощь                         1
8.    Если бы я был актером, то:
а) стремился бы к тому, чтобы 
всем нравился мой герой                    0
б) придумал бы новые черты характера герою    2
в) старался бы мастерски сыграть роль        1
9.    Из трех телевизионных передач, идущих по разным программ, я выбрал бы:
а) "Седьмое чувство"                        0
б) "Поле чудес"                            1
в) "Очевидное – невероятное"                2
10.    Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут                0
б) неизведанный маршрут                    2
в) маршрут, который хвалили мои друзья        1
2. Опросник "Критичность"
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11.    Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
12.    Лицо – зеркало души (М. Горький).
13.    Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14.    Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15.    Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16.    Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17.    Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18.    Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19.    Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20.    Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание "Способность преобразовывать структуру объекта"
21-23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некоторая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21.     ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ 
а) вор
б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат


22.     ОЗЕРО – ВАННА
а) лужа
б) труба
в) вода
г) душ

23.     ВУЛКАН – ЛАВА
1)    источник – родник
2)    глаз – слеза
3)    огонь – костер
4)    шторм – наводнение

21-23 (для среднего  возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА - ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной

22.    ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
б) слепой
Картина     в) художник
г) рисунок
д) больной

23.    РЫБА – СЕТЬ
а) решето
б) комар
Муха     в) комната
г) жужжать
д) паутина
24-27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.
28-30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31-40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31.     а) читать книгу;                                0
б) сочинять книгу;                            2
в) пересказывать содержание книги друзьям            1
32.    а) выступать в роли актера                        2
б) выступать в роли зрителя                        0
в) выступать в роли критика                        1
33.    а) рассказывать всем местные новости                0
б) не пересказывать услышанное                    1
в) прокомментировать то, что услышали                2
34.     а) придумывать новые способы выполнения работ        2
б) работать, используя испытанные приемы            0
в) искать в опыте других лучший способ работы        1
35.    а) исполнять указания                            0
б) организовывать людей                        2
в) быть помощником руководителя                    1
36.    а) играть в игры, где каждый действует сам за себя        2
б) играть в игры, где можно проявить себя            1
в) играть в команде                            0
37.    а) смотреть интересный фильм дома                1
б) читать книгу                                2
в) проводить время в компании друзей                0
38.    а) размышлять, как улучшить мир                    2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир            1
в) смотреть спектакль о красивой жизни                0
39.    а) петь в хоре                                0
б) петь песню соло или дуэтом                    1
в) петь свою песню                            2
40.    а) отдыхать на самом лучшем курорте                0
б) отправиться в путешествие на корабле                1
в) отправиться в экспедицию с учеными                2
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Старюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту.
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи.
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты

Фамилия,        имя_______________________________
Дата        заполнения________________________

Snap29

* В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный вами ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

"Сценическое действие-основа актерского мастерства"

Конспект и презентация открытого занятия в театральном объединении в общеобразовательном учреждении....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....

Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успеш...

Занятие по актерскому мастерству «Искусство быть разным»

Материал содержит план занятия по актерскому мастерству для детей 9-12 лет, презентацию. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....

Презентация к занятию по актерскому мастерству "Искусство быть разным"

Материал содержит презентацию к  занятию по актерскому мастерству для детей 9-12 лет. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....

Конспект занятия по актерскому мастерству «Работа над созданием сценического образа»

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...