"Сценическое действие-основа актерского мастерства"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Бакалец Ольга Васильевна

Конспект и презентация открытого занятия в театральном объединении в общеобразовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области»

Конспект

открытого занятия в объединении «Школьный Театр»

 « Сценическое действие – основа актерского мастерства»

Педагог дополнительного образования

Бакалец Ольга Васильевна

с. Горнозаводск, 2014г.

Конспект открытого занятия в объединении «Школьный Театр»  по теме: « Сценическое действие – основа актерского мастерства».

Название детского объединения: объединение «Школьный Театр».

Дата, время и место проведения: 12.11.2014 г.

Номер и год обучения учебной группы: средняя группа, 2 год обучения.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Продолжительность: 30 минут

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Бакалец Ольга Васильевна.

Раздел программы: Актерское мастерство.

Тема учебного занятия:  «Сценическое действие – основа актерского мастерства».

Цель занятия: Практическое освоение элементов сценического действия.

Задачи:

Обучающие задачи:

Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах.

Обобщение понятия «Сценическое действие», «Предлагаемые обстоятельства», «Этюд».

Формирование навыка публичного выступления на сцене.

Развивающие задачи:

Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.

Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла.

Развитие  познавательно-поискового интереса, кругозора детей.

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

Воспитывающие задачи:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, этюды, сценические постановки.

Воспитание нравственного отношения к окружающему миру.

Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Средства обучения:

Визуально - аудиальные: ноутбук, презентация, фонограмма для этюдов, миниатюры, реквизит, костюмы.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

Методы обучения:

Словесный: беседа, тренинг, диалог.

Практический: тренинг, упражнения, этюды, работа над миниатюрой.

Наглядный: презентация, реквизит.

Метод усложнения заданий.

Приемы: обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу: этюды, работу над миниатюрой.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, создание проблемных ситуаций.

Выявление знаний терминов театра детьми.

Прогнозируемые результаты:

Дети приобретают практический навык сценического поведения в предлагаемых обстоятельствах, умение органично действовать в условиях вымысла, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.

План занятия:

I. Организационный момент.

 Приветствие.

 Настрой и мотивация обучающихся в объединении на восприятие  и практическое освоение материала.

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Актерский тренинг.
  3. Беседа по теме занятия.
  4. Практическая часть по освоению темы:

Творческие задания: этюд на действие в предлагаемых обстоятельствах.

          Миниатюра «Школа дворников».

III. Подведение итогов занятия.

     Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент: 

Участники объединения  входят в театральный зал и садятся в полукруг;

Приветствие педагога;

Позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия. 

Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии в одно непрерывное целое объединяются мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера. Сегодня мы продолжаем работу над практическим освоением элементов сценического действия через  ряд творческих упражнений и заданий.

Тема нашего занятия: «Сценическое действие – основа актерского мастерства».

2. Актерский тренинг.

Педагог: Начинаем занятие с актерского тренинга. Прошу всех встать на сценической площадке в шахматном порядке. (Дети становятся в шахматном порядке).

Проводится актерский тренинг:

Упражнения: «На слуховое восприятие» (3 круга внимания), «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Тень», «Суета», «Зеркало» (действие с воображаемыми предметами), «Перестроение» (на счет «5»), «Ходьба» (в различных предлагаемых обстоятельствах - по снегу, по горячему песку, по узкой дощечке, по лужам), «Взрыв».

 

Спасибо. Теперь занимаем места в просмотровом полукруге.

3. Беседа по теме занятия.

Педагог: Повторим основные понятия по теме нашего занятия.

-  Что такое сценическое действие? (ответы детей) 

-  Назовите основные элементы действия (ответы детей).

«Действие – единый психофизический процесс, направленный на достижение цели в предлагаемых обстоятельствах»

  • Цель – Чего я хочу.

Цель должна быть конкретной, активной, направленной на кого – то.

  • Действие -  что я делаю для достижения цели (Глагол)
  • Приспособление (способ) достижения цели – как я это действие осуществляю.

Итак, возникает цепочка: цель – я хочу, действие -  глагол. Зачем - оправдываю своё действие предлагаемыми обстоятельствами.  Что я должен сделать чтобы добиться цели, как я её буду добиваться: приёмы – приспособления.

- Какие предлагаемые обстоятельства вы знаете? (ответы детей).

  • Обстоятельства места
  • Обстоятельства времени
  • Личные обстоятельства
  • Ситуативные обстоятельства

- Что такое этюд? (ответы детей)

Этюд – событийный эпизод, который возникает, развивается, исчерпывается.

Событийный ряд: Исходное событие – конфликт – развязка.

Педагог: Молодцы. Теперь переходим к практической части нашего занятия.

4. Практическая часть по освоению темы.

Педагог: Предлагаю вам показать на сценической площадке свои творческие работы. Одна группа показывает, остальные - зрители. Помните главное правило: « Я действую в предлагаемых обстоятельствах». С какой целью я здесь нахожусь? Что я делаю? Как достигаю цели?

Сначала мы смотрим  этюд на следующие предлагаемые обстоятельства:

Исходное событие - день рождения подруги. Вдруг - неожиданная находка. Выход из проблемной ситуации. (Показ этюда на площадке)

Обсуждение работы: Какое название можно дать этому этюду. Какие действия выполнялись на площадке? Какое первоначальное действие было. Что случилось. Как изменилось действие. Получилось ли выстроить логическую цепочку. Какие были трудности работы в предлагаемых обстоятельствах.

Спасибо участникам этюда. Вы хорошо справились с поставленной задачей. Теперь приглашаю всех на сцену для показа миниатюры «Школа дворников».

Показ миниатюры «Школа дворников» (с использованием фонограммы, костюмов, реквизита).

Спасибо. Прошу вас занять места в творческом полукруге.

III. Подведение итогов занятия.

Заключение. Рефлексия.

Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу.

  • Чему вы сегодня научились?
  • Что сегодня получилось?
  • Какие были трудности?
  • Что больше всего понравилось?
  • Довольны ли вы своей работой?

(Ответы детей, обсуждение занятия).

Сегодняшняя тема очень важная в освоении азов актерского искусства. Я считаю, что постоянный тренинг поведения в условиях предлагаемых обстоятельств через творческие задания, упражнения и этюды поможет вам органично вести себя  в предлагаемых обстоятельствах роли в наших спектаклях.

Как говорил Константин Сергеевич Станиславский: «Сценическое творчество – это постановка больших задач и подлинное, продуктивное, целесообразное действие для их выполнения».

Ребята, спасибо за занятие. Вы хорошо справились с поставленной задачей. И заслужили аплодисменты. Давайте подарим друг другу аплодисменты. (Дети аплодируют друг другу).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сценическое действие-основа актерского мастерства Открытое занятие объединения «Школьный Театр» МБОУ «СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» Педагог дополнительного образования Бакалец Ольга Васильевна 12 ноября 2014 года

Слайд 2

Практическое освоение элементов сценического действия Цель:

Слайд 3

Задачи:

Слайд 4

Внимание Воображение Память физических действий Снятие мышечных зажимов УПРАЖНЕНИЯ: « На слуховое восприятие» (3 круга внимания), «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Тень», «Суета», «Зеркало», «Перестроение», «Ходьба», «Взрыв» Актерский тренинг

Слайд 5

«Действие- психофизический процесс, направленный на достижение цели в предлагаемых обстоятельствах» ЦЕЛЬ – ЧЕГО Я ХОЧУ ДЕЙСТВИЕ - ЧТО Я ДЕЛАЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ (Глагол) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (СПОСОБ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ- КАК Я ЭТО ДЕЙСТВИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮ Сценическое действие

Слайд 6

Обстоятельства места Обстоятельства времени Личные обстоятельства Ситуативные обстоятельства Предлагаемые обстоятельства

Слайд 7

ЭТЮД - СОБЫТИЙНЫЙ ЭПИЗОД, КОТОРЫЙ ВОЗНИКАЕТ, РАЗВИВАЕТСЯ, ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ. СОБЫТИЙНЫЙ РЯД: Исходное событие-конфликт-развязка Этюд

Слайд 8

«Я действую в предлагаемых обстоятельствах» Этюд «Подарок» Миниатюра «Школа дворников» Творческое задание:

Слайд 9

Чему вы сегодня научились? Что сегодня получилось? Какие были трудности? Что больше всего понравилось? Довольны ли вы своей работой? Подведение итогов занятия:

Слайд 10

«Сценическое творчество – это постановка больших задач и подлинное, продуктивное, целесообразное действие для их выполнения» (К.С.Станиславский)

Слайд 11

СПАСИБО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

План-конспект занятия по дефиле и актерскому мастерству в "Модельном агентстве РИК"

Занятие по дефиле и актерскому мастерству позволяет научить детей правильной осанке, легкой походке, умению уверенно двигаться на сцене и подиуме и познакомить с основами актерского мастерства....

Конспект занятия по актерскому мастерству "Творческий этюд"

Творческий этюд - воплощенные в действиях жизненные наблюдения, которые постоянно обогощают и совершенствуют творческую личность....

План-конспект по теме "Действие – основа сценического искусства" с использованием проблемного обучения

Мероприятие проведено Кудриковым М.А. – педагогом-организатором ГБОУ ЦЛПДО...

конспект открытого занятия "Действие - основа сценического движения"

«Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия».Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером класс...

Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...

Конспект занятия по актерскому мастерству «Работа над созданием сценического образа»

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...