Мастер-класс "Песочная терапия"
методическая разработка

Сизенко Наталья Александровна

Аннотация мастер-класса: снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции асоциального  поведения у ребёнка, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Используется для работы с детьми от 3 лет и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.33 КБ
PDF icon pesochnaya_terapiya_1.pdf1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

МАСТЕР-КЛАСС

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»

   Подготовил:

Учитель-логопед

Сизенко Наталья Александровна

п. Веселый

2019 год

Информационная справка о мастер-классе

Тема мастер-класса: «Песочная терапия».

Место проведения: МБУ ДО Веселовский ЦТ, кабинет № 204.

Дата и время проведения:  20 декабря 2019 года, время: 14:00 час.

Ф.И.О. автора: Сизенко Наталья Александровна.

Сведения об авторе: учитель-логопед МБУ ДО Веселовский ЦТ, педагогический стаж 8 лет.

Аннотация мастер-класса: снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции асоциального  поведения у ребёнка, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Используется для работы с детьми от 3 лет и взрослыми.

Рекомендуемая литература:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

План-конспект мастер-класса

Тема: «Песочная терапия».

Педагог мастер: Сизенко Наталья Александровна

Дата проведения: 20.12.2019 г.

Время проведения: 14:00 час.

Место проведения: МБУ ДО Веселовский ЦТ, кабинет № 204.

Продолжительность мастер-класса: 30 мин.

Цель мастер-класса:     Целью песочной терапии является - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции асоциального  поведения у ребёнка, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе.

Задачи:

обучающие:

- научить последовательно и точно передавать увиденное, обучить специальным движениям и их выполнению по инструкции;

развивающие:

- развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и соморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии, развитие общей и мелкой моторики

 воспитательные:

вызывать эмоционально - положительное состояние, удовлетворение от игр и совместной деятельности. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при групповой деятельности.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, подносы.

Раздаточный материал: коктейльные трубочки, манная крупа.

Ход мастер-класса:

Вводная часть (5 минут):

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я  рада  приветствовать Вас на моем мастер-классе «Песочная терапия».

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается образовательный процесс.

Цель песочной терапии - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя, развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения.

Сегодня представлю  для Вас несколько техник по работе с песком, которые являются здоровье сберегающими технологиями, а так же относятся к нетрадиционным методикам работы.

Начнем с требований к работе с песком: 

  1. Отсутствие порезов на руках.
  2. Взрослый или ребёнок должны быть настроены на работу с песком.

Сегодня мы с вами будем использовать манную крупу вместо песка.

Основная часть (25 мин):

Мотивационные игры с песком (манной крупой):

Мотивационные техники, с которых всегда начинается песочная терапия. С них ребёнок всегда заходит в песочницу и в работу с песком. 

 Задание 1. Положите руки на песок, совершите какие-либо манипуляции. Определите контакт, который Вам приятен.

Задание 2.  Создайте максимально большую горку из песка, стараться сделать ее максимально выше, чем у соседа.

Задание 3. Сделайте 3 дождика из крупы: низкий, средний и высокий, набрав манку в ладони и подняв их над столом на разную высоту. Можно отследить, какому дождику соответствует настроение в данный момент.

Задание 4. Создайте блинчик толщиной в мизинец.

 Теперь превратите Ваш блинчик в тарелку для декоративной росписи. Нарисуйте узоры.

Вы чувствуете, как меняется Ваше отношение к манке в этот момент? Формируется мотивация. Появляется доверие к песку.

Задание 5. Сделайте ровный квадрат толщеной с мизинец.

Вот кто в реальной жизни может сделать квадрат из круга? – Никто, а вот в песочной терапии можно!

В квадрате создайте образ животного, которое вам наиболее близко, только с помощью отпечатков пальцев и других частей рук.

Вы теперь поняли, почему важно начинать с мотивации? Потом было легко и это вызывало интерес.

Полушарное рисование песком (манной крупой).  

В этой технике мы продолжаем работу в песочнице. Развиваем оба полушария головного мозга.

Задание 1. Нарисуйте 2 круга одновременно двумя руками. Постарайтесь, чтобы они были максимально одинаковыми.

  Задание 2. Посмотрите в глаза соседа, нарисуйте его глаза двумя руками одновременно. Изобразите его улыбку.

  Задание 3. Нарисуйте 2 одинаковых цветка с помощью обеих рук.

Двумя безымянными пальцами прорисуйте контуры цветов.

- Проверка на креативность: если вы нарисовали розы, тюльпаны или ромашки, Вы абсолютный стандарт. Если что-то другое, то имеете шанс на креативное мышление.

Теперь нарисуйте 2 разных цветка. Прорисуйте контуры безымянными пальцами.

Вы представьте, как слаженно в этот момент действуют ваши правое и левое полушария мозга? Как сейчас работает Ваш мозг?

Задание 4. Дом, в котором мне хорошо. Контуры прорисовать большими пальцами.

Вы теперь представляете, на что Вы способны? Даже если Вы не владеете рисованием получается очень красиво. Это не только развивает мозг и мелкую моторику, но и повышает самооценку.

Заключительная часть (5 минут):

        Рефлексия.

   Подведем итог мастер-класса.

Вывод: Таковы методы и приемы рисования песком, которые можно использовать при проведении развивающих занятий со школьниками и дошкольниками. Эти приемы работы позволяют сделать встречи ребенка с педагогом еще более интересными и полезными.

      Какие впечатления, мысли, чувства и ощущения у Вас?

Спасибо, за Ваши комментарии.

И в заключении нашей встречи, прошу Вас приподнять подносы с манной крупой и достать снежинку. Сейчас мы с Вами выполним рисунок по трафарету. Как символ наступающего Нового года.

     Дорогие коллеги,  я хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом!!! Пусть этот год будет продуктивным, успешным и перспективным. Желаю каждому счастья и добра в доме, здоровья и успехов Вам и вашим близким. Больше креативности и уверенности в наших общих делах. Всех с наступающим праздником!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО с элементами арт-терапии«Пленительное кружево ладони» 7 класс

Мы   знаем, что люди с давних пор украшают свое тело различными орнаментами. Один из самых старинных способов росписи по телу – хной. История возникновения этого искусства не менее удивитель...

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И АРТ-ТЕРАПИЯ

Сейчас, когда мы уже знакомы с арт-терапией, хочется отдельно остановиться на её врачующем влиянии в области детских страхов. Детские страхи, при этом неважно чего — войны, смерти или приведений, — эт...

Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.

Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....

Арт-терапия на уроках ИЗО

Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека. Задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмы...

Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».

Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...

Педагогическая терапия

В работе рассматривается вопрос преемственности: начльная школа - среднее звено....

Занятие с элементами арт-терапии Тема: «Полет вдохновения или новая жизнь вещей.»

Интегрированное занятие кружка дек.-прикл. творчества «Палитра» и детей обучающихся по программе С(К)ОУ – 7-8 видовЗанятие с элементами арт-терапииТема:  «Полет вдохновения или новая жизнь вещей....