Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
материал по музыке по теме

Агапова Ирина Юрьевна

Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_art-terapii.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.

Применение арт-терапевтических методик стало особенно важным в связи с ростом психосоматических заболеваний, повышенной тревожности и агрессивности детей, о которых свидетельствует современная статистика. Арт-терапевтическая деятельность направлена на достижение следующих результатов в работе с детьми:

- развитие творческих способностей;

- повышение самооценки и рост самосознания;

- развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- формирование умения выражать эмоции;

- формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

- развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия. 

Как самостоятельная область теоретического и практического знания арт-терапия обособилась примерно в 30-е годы 20-го столетия (термин введен А.Хиллом). Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Развиваясь как самостоятельное направление психолого-педагогической помощи, арт-терапия заимствовала прогрессивные фундаментальные теории и практические сведения из психологии, педагогики, искусства. По словам известного психотерапевта В.В. Макарова, арт-терапия  полностью соответствует всевозрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации. Согласно В.Беккеру-Глошу,  назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Центральной фигурой в арт-терапевтическом процессе является личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт-терапия не имеет противопоказаний. Л.Д. Лебедева отмечает, что любой человек, независимо от культурного опыта и художественных способностей, может быть участником арт-терапевтического процесса.

Различают следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: сказкотерапия, музыкотерапия, маскотерапия, драматерапия, песочная терапия, цветотерапия, фототерапия, видеотерапия, оригамитерапия, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия, анимационная терапия и др. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии:  артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия... и это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях – в психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.

Важно отметить особую роль искусства в арт-терапевтической деятельности. Искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, не только является источником обогащения художественной культуры ребенка, но и играет существенную роль в социокультурном становлении личности. По мнению М.С.Кагана, основными видами искусства, обеспечивающими художественно-эстетическое понимание мира, являются литература, музыка и живопись. Они, с одной стороны, воздейтвуют на главные сферы психики ребенка (мысли, чувства, представления), а с другой, – ребенок владеет тремя способами освоения мира (познанием, осмыслением, и преобразованием), обусловленными такими процессами, как мышление, переживание, воображение. Искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Именно этот треугольник – литература, музыка, живопись –  представляет системообразующий характер в общем контексте художественной культуры. В связи с этим наиболее предпочтительными видами арт-терапии при работе с детьми являются такие как: музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, драматерапия, цветотерапия.

 «Арт-терапия» в широком понимании дословно переводится как «лечение искусством». Дети, имеющие неправильное представление об окружающем мире, воспринимают его как хаотичный набор элементов. Случилось это из-за болезни, задержки развития, в результате недостаточных занятий с малышом в раннем детстве или в силу индивидуальных особенностей развития ребенка — в любом случае таким детям бывает трудно найти свое место в жизни и обществе. Занятия творчеством помогают ребенку гармонизировать видение окружающей его природы, цивилизации, человеческого общества. Взрослый может поделиться проблемами с друзьями, обсудить сложную ситуацию с людьми, которым доверяет, наконец, сходить к психологу. Но младший школьник не умеет формулировать, что его тревожит. Скорее, он будет проявлять душевную дисгармонию непослушанием, замкнутостью или излишней расторможенностью. Арт-терапия — прекрасный путь установить правильные отношения с миром. Средствами искусства ребенок может выразить себя и больше узнать о других. Выстраивая взаимоотношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая  свое общение с другими людьми. Он видит, что имеет успех в отображении своих эмоций, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве подсознательно переносится и на повседневную жизнь.

Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием психологического потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья. Все большее распространение в современном воспитании приобретает метод так называемой педагогической арт-терапии. В научно-педагогической интерпретации он понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами творческой деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива в целом. Использование искусства в качестве исцеляющего фактора наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем, специальные медицинские знания для этого не требуются. Педагогическая арт-терапия имеет ярко выраженную социальную направленность на  конкретного ребенка, группу детей. Эта направленность носит непосредственный характер – прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный – использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели. В арт-терапевтическом процессе педагог и ребенок выступают как два равных субъекта. Они понимают и принимают друг друга, отношение одного значимо для другого. Понимание маленького человека, его настроения, содержания внутреннего мира требует от педагога напряженной мыслительной работы и высокой эмоциональной отдачи. Арт-терапевтическое взаимодействие строится таким образом, чтобы дети  учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. В педагогической арт-терапии обучающие задачи специально не ставятся. Освоение специальных знаний и умений в различных областях искусства являются средством для активизации имеющегося потенциала, самовыражения, самореализации, приобретения нового опыта деятельности и взаимоотношений детей. Задача педагогической арт-терапии побудить детей к восприятию новых знаний за счет осознания и мобилизации предшествующего опыта в творческих видах деятельности. На первый план обучающего воздействия выходит не развитие абстрактно-логического и ассоциативного мышления, эрудированность, а душевное состояние, эмоциональное развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений. Благодаря использованию различных форм творческой экспрессии и мощной «установке на успешность» складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства достижения успеха, собственного достоинства, самоуважения. Узнавая что-то новое о себе, своих возможностях, ребенок развивается интеллектуально и эмоционально. В процессе педагогической арт-терапии достаточно хорошо корректируется самооценка, неадекватные формы поведения, способы взаимодействия с другими людьми, нарушение адаптации к существующим условиям и, в целом, образ «Я», который ранее мог быть деформирован. «Исцеляющий» эффект достигается благодаря тому, что в процессе арт-деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. У детей возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате, мобилизуется исцеляющий потенциал эмоций. Для детей педагогическая арт-терапия – уникальная возможность быть услышанными, получить искреннее внимание и заинтересованное участие взрослого.

Педагогическая арт-терапия – это деликатный, гуманный способ наблюдать за ребенком в творческой деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также, обнаружить внутренние, глубинные проблемы личности, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение ребенка в коллективе. Изучение научной литературы убеждает в том, что арт-терапевтичесие методы позволяют: высвобождать потенциальные психические ресурсы; изменять психоэмоциональное состояние ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; формировать ценные практические художественные навыки; формировать положительную мотивацию к творческим видам деятельности; преодолевать барьеры в общении, способствовать развитию межличностных отношений; расширять кругозор; формировать нравственные и эстетические представления; повышать самооценку за счет самоактуализации; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия; оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к окружающим людям.

Использование различных элементов арт-терапии призвано прежде всего содействовать духовно-нравственному воспитанию детей, открывая перед ними все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо или желательно, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы. Возможности арт-терапии позволяют сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь» себя. Одним из важных средств сдерживания является художественный образ. Известно, что наиболее важные мысли и переживания ребенка прежде всего проявляются в виде образов. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях, сказках и произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих  пред современным обществом.

Социокультурное становление личности и ее адаптация к внешним условиям невозможны без приобщения ребенка (независимо от уровня и проблем его развития) к опыту чувств предыдущих поколений, сконцентрированных и обобщенных в искусствах. А метод педагогической арт-терапии – это мягкий, щадящий способ, позволяющий при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребенка, коррекции, развития и социальной адаптации средствами комплекса различных видов искусств (музыки, танца, театра, вокала). 

Таким образом, очевидно, что применение арт-терапевтических методов в работе с детьми позволяет обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье авторы освещают аспект применения  современных технологий в воспитании детей с нарушениями психофизического развития. В статье кратко отражены направления педагогического воздейст...

Методы и решения проблем социального сиротства

Что такое социальное сиротство? Это самое страшное, что может быть в современном обществе!!!...

Поведенческая терапия, как средство формирования навыков бытовой адаптации детей с ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) — отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Эта группа детей имеющие наиболее тяже...

Театрализованная деятельность как метод социальной адаптации детей с ОВЗ

В методической разработке даны рекомендации по подбору сказок для театрализованной деятельности, последовательность работы над содержанием сказок, адаптированные сценарии трёх сказок Сутеева, примерны...

Трудности социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра и пути их решения

Социальные проекты являются очень интересными для детей, поскольку присутствует игровой компонент, повышается мотивация и работоспособность.Каждый ребёнок в итоге получит результат своей работы (игруш...