Театрализованная деятельность как метод социальной адаптации детей с ОВЗ
методическая разработка

Бабич Татьяна Петровна

В методической разработке даны рекомендации по подбору сказок для театрализованной деятельности, последовательность работы над содержанием сказок, адаптированные сценарии трёх сказок Сутеева, примерный перечень русских народных и авторских сказок.
Театрализованная деятельность способствует улучшению эмоционально-волевой сфере каждого ребёнка, вносит поправки в поведение, формирует положительную атмосферу в детском коллективе, облегчает их социализацию и адаптацию к условиям жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №4 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

Автор: Бабич Т.П.,

учитель ОУ

для обучающихся с ОВЗ

                                                         Санкт-Петербург

  2018

Цель театрализованных занятий: адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения их в игровую театральную деятельность.

Задачи:

  • актуализация у учащихся потребности в эмоциональном общении посредством сказки;
  • формирование умения узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие;
  • развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов;
  • формирование умения выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ;
  • создание условий для формирования умения понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • повышение уверенности в собственных силах;

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы и приемы:

чтение и прослушивание аудио сказок, рассматривание иллюстраций, игры.

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков:

 создание непринужденной атмосферы для общения; развитие коммуникативных навыков участников данного процесса; развитие умения слушать, слышать, видеть, узнавать, называть, соотносить, дифференцировать. Например, в играх «Из какой сказки данный герой», «Какому герою принадлежит этот предмет», «В каких сказках есть данный персонаж»;

Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы:

развитие процессов мыслительной деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие процессов памяти, внимания, восприятия. Например, с помощью игр «Какому персонажу принадлежат слова», «Разложи сюжетные картинки в правильной последовательности».

Требования к подбору сказок для театрализованной деятельности

Сказочный материал должен быть

  • интересным детям,
  • иметь нравственную основу,
  • конструктивно решать проблему, схожую с жизненной ситуацией детей

     а так же учитывать

  • возрастные особенности,
  • уровень познавательной деятельности
  • психофизические и эмоциональные особенности

         

Работа над содержанием сказки

Работа с текстом: используем простые предложения, доступные пониманию обучающихся.

После прочтения сказки рассматриваем иллюстрации разных художников, повторно прочитываем отдельные отрывки, объясняем значение неизвестных слов, организовываем просмотр мультфильмов.

Работа над выбранным ребёнком персонажем: обращаем внимание на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения.

Работа над последовательностью событий: с каждым последующим занятием восприятие сказки уточняем и дополняем отдельными деталями.

           Эффективным средством, облегчающим усвоение сказки, является

включение в занятия продуктивных видов деятельности: изготовление

поделок, конструирование предметов из объемных и плоскостных фигур, палочек; рисование героев и отдельно значимых предметов, упоминаемых в сказке.

            На заключительном этапе работы над содержанием сказки предлагаем последовательное выкладывание сюжетных картинок. Опираясь на наглядность, ребенку легче самостоятельно воспроизводить содержание, используя при этом вербальные и невербальные возможности.

Организация занятий театрализованной деятельностью

Продолжительность занятий составляет от 20 до 40 минут, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Организация работы над сказкой осуществляется в несколько этапов:

  • Знакомство с содержанием сказки.
  • Подробный разбор содержания сказки.
  • Воспроизведение сказки обучающимися с помощью доступных средств (в том числе сопряжённые действия, сопряжённая речь).
  • Инсценировка сказки.

                                           

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сценарий сказки В. Сутеева «Под грибом»

Автор: Т. П. Бабич

Предварительная работа:

  1. Подбор художественного произведения (В. Сутеев «Под Грибом»).
  2. Просмотр мультфильма «Грибок - теремок»
  3. Подбор музыки.
  4. Написание сценария.

Работа над произведением.

  1. Чтение сказки.
  2. Разбор содержания сказки.
  3. Характеристика героев сказки.

Работа со сценарием.

  1. Распределение и разучивание ролей.
  2. Работа над ролью.

Оформительская работа.

  1. Изготовление костюмов, декораций, украшений для зала.

Реквизиты: грибок, ёлочки, пеньки, элементы костюмов, маски: бабочки, зайца, муравья, воробья, лягушки, мышки.

Работа с родителями:

  1. Участие в репетициях.
  2. Помощь в изготовлении костюмов.

Основная направленность спектакля:

  1. Развитие коммуникативных способностей и социализация учащихся с ОВЗ.
  2. Активизация самостоятельной и познавательной деятельности, воспитание нравственных чувств.

Цель: Развитие духовного мира и эмоционально-личностной сферы ребёнка, коммуникативных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогатить словарный запас, развить связную речь
  • Расширить словарный запас за счёт усвоения новых слов, словосочетаний и их значений: «в тесноте, да не в обиде», «беда не страшна, если рядом друзья», «вода с меня ручьём течёт»
  • Обогатить словарь путём освоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов.
  • Учить правильно строить фразы и предложения.

Коррекционно — развивающие:

  • Развивать зрительное, слуховое внимание и эмоциональную память.
  • Развивать общую координацию движений, умение ориентироваться в большом пространстве.
  • Уметь преодолевать страх, выступая перед зрителями.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в группе, сотрудничать и сопереживать.

Здоровьесберегающие:

  • Профилактика нарушений зрения, осанки; снятие эмоционального и физического напряжения.

Действующие лица и исполнители:

Ведущая: Т. П. Бабич

Муравей – Александр М.

Бабочка – Ирина Ю.

Мышка – Лиза Р.

Воробей – Игорь П.

Заяц – Женя О.

Лиса – Наташа Я.

Лягушка – Серёжа Ф.

Грибок

Помощь в воспроизведении детьми своей роли – Н. А. Быкова

Сценарий сказки

Ведущий: Бежал по лесу Муравей. И вдруг начался сильный дождь.

                  Куда спрятаться?

                 Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

                 Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее …

                 Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!

Муравей: Куда же я пущу тебя? Мне и одному тесно.

Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Ведущий: Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт …

                   Бежит мимо Мышка:

Муравей: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. А пчих!

Бабочка, Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и так места нет.

Мышка: Потеснись немножко, пожалуйста!

Ведущий: Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт …

                   Мимо гриба Воробей скачет и плачет.

Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок отдохнуть, дождик переждать!

Хором: Тут места нет.

Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!

Хором: Ладно.

Ведущий: Подвинулись – нашлось место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится!..

Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Ведущий: Только спрятали Зайца – Лиса прибежала. Подошла Лиса поближе, понюхала.

Лиса: Зайца не видели?

Хором: Не видели.

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Хором: Где ему тут спрятаться!

Ведущий: Сунула Лиса нос под грибок, чуть Зайца не схватила. А Муравей ей в нос как вцепится. Лиса завизжала. Нос потёрла, болит. Лапой махнула: «Да ну вас всех!» И побежала дальше.

К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Зверюшки вылезли из – под гриба – радуются.

Хором: А гриб – то вырос под дождиком. Спасибо Грибок – теремок (кланяются), что нас от дождя спас и от злой Лисы защитил.

Гриб: Не меня благодарите, а друг друга.

Бабочка: Спасибо, Муравей, что пустил под грибок. Иначе бы крылышки совсем промокли и я бы пропала.

Мышка: Спасибо, друзья, что пустили под грибок, а я простудилась бы и заболела (апчих).

Воробей: Чик – чирик! Спасибо.

Заяц: А тебе, Муравей, особое спасибо. Ты такой маленький, а на Лису бросился, за нос укусил. Меня спас! А вы, друзья, напугали Лису. Мне жизнь спасли.

Гриб: Запомните зверюшки: «Беда не страшна, если рядом друзья!»

(Все герои хором: «Беда не страшна, если рядом друзья!» Поклон.)

Сценарий сказки В. Сутеев  «Мешок яблок»

        

Автор сценария:

Т. П. Бабич

                                                                                   

Действующие лица и исполнители:

Ведущий – Т. П. Бабич

Заяц –Кирилл Д., М. А. Зауер

Ворона – Дима А. С. Н. Андреева

Медведь –Павел Л..

Ёж –Игорь П..

Зайчиха – Т. В. Журавлёва

Бельчата –Ира Ж.

Крот –Дима З..

Зайчата, бельчата – учащиеся школы

Техническое и мультимедийное обеспечение – Л. В. Бутятова.

Сценарий сказки «Мешок яблок»

Ведущий:  Ещё не рассвело, а Зайчиха провожала Зайца в лес и просила найти еды зайчатам. Наступило утро, на небе появилось солнышко (ведущий показывает солнце). Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих голодных зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.

                     И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней – видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

Тут Ворона прилетела и каркает:

Ворона:  - Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!

Заяц: Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Ведущий: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый - не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке… И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел – перед ним Медведь стоит!

Медведь: Что у тебя там в мешке?

Ведущий: Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит

Заяц: Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!

Ведущий:  Попробовал Медведь одно яблоко.

Медведь: Ничего яблочки! Освежают!

Ведущий: Медведь набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.

                      А Заяц – к себе домой. Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором!

Бельчата: Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ведущий: Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.

                     По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

Заяц: Куда идёшь, Колючая Голова?

Ёж: Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

Заяц: Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!

Ведущий: Заяц насыпал Ежу полную корзину яблок и пошёл дальше.

Ведущий: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел на какой – то бугорок, как вдруг… бугорок провалился и несколько яблоки покатились вниз.

Ведущий: Крот высунулся и говорит …

Крот: Спасибо, дружище!

Ведущий: Крот взял несколько яблок и исчез под землёй.

Ведущий: Мама Зайчиха давно ждёт Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.

                      И тут кто – то постучал в дверь… На пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.

Бельчата:  Вот! Это вам мама просила передать!

Зайчиха: Чудеса!

Ведущий: Пришёл Ёжик с корзиной, полной грибов и спрашивает …

Ёжик: Хозяин дома?

Зайчиха:  Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

Ведущий: Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе)

(Из норы показалась голова Крота)

Крот: Это дом Зайца?

Зайчиха: Да, мы тут живём.

Крот: Значит, я правильно подкоп вёл!

Ведущий: Крот поставил корзину с овощами: морковка, картошка, петрушка, свёкла.

Крот:  Привет Зайцу.

Ведущий: Крикнул крот и  исчез под землёй.

Ведущий: Заяц ходил, ходил. Устал, присел на пенёк. А Ворона всё каркает …

Ворона: - Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

Ведущий:  Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко.

Заяц: Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!

Ворона: Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

Заяц:  А я …А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

Ворона: Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

Ведущий:  На небе появились тучи, пошёл дождь. Заяц поспешил к дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

Вдруг скрипнула дверь. Вскочили зайчата.

Зайчата: Ура! Папа пришёл!

Ведущий: Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

Заяц: Я ничего… совсем ничего не принёс.

Зайчиха: Зайчик мой бедный.

Ведущий: Воскликнула Зайчиха. И вдруг послышался треск веток, тяжёлые шаги.

Заяц: Заприте дверь! Прячьтесь все!

Ведущий: Появился Медведь.

Медведь: Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.

Ведущий: Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.

Ведущий: А злая Ворона удивляется.

Ворона: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Заяц: Ты запомни чудо – птица,

            В доброте ведь клад таится.

            Если сделать раз добро,

            Втрое в дом войдёт оно!

Все артисты выходят на поклон.

Сценарий сказки В. Сутеев «Яблоко»

        

Автор сценария

                                                                                           Т. П. Бабич

Действующие лица и исполнители:

Ведущий – Т. П. Бабич

Зайчики –Ирина Ж., Т. В. Журавлёва

Ворона –Кирилл Д., М. А. Зауер

Ёжик –Павел Л., С. Н. Андреева

Медведь  – Александр М.

Музыкальное сопровождение – Н. А. Быкова.

Сценарий сказки «Яблоко»

Ведущий: Наступила поздняя осень. Листья с деревьев почти все облетели. В лесу было холодно, а в избушке зайца – тепло и уютно. Утром Заяц проснулся, потянулся и вышел из дома. Было холодно, чтобы согреться, он решил сделать зарядку. Умылся и побежал по лесу в поисках какой – нибудь еды. И вдруг увидел дикую яблоньку, на верхушке которой было одно-единственное яблоко.

Заяц: Что за чудо вижу я?

           Яблонька – красавица.

           Съемка яблочко сейчас,

           Мне оно понравится.

Ведущий: Заяц пробует достать яблоко, подпрыгивает, но коротки у зайца лапы, не может его достать.

Заяц: (чешет голову) Но как мне достать яблоко? Оно высоко висит.

Ведущий: Из леса вылетела ворона. Летит, каркает. Подлетела к яблоньке и села.

Ворона: Карр – карр!

Заяц: Эй, ворона! Сорви – ка мне яблоко!

Ведущий: Ворона сорвала яблоко, только не удержала его – упало яблоко вниз.

Заяц: Спасибо, тебе ворона!

Ведущий: Зайчик хочет поднять яблоко, но из-за ёлки выбегает ёжик и уносит упавшее яблоко.

Заяц: Стой! Стой! Куда моё яблоко потащил?

Ёж: Это моё яблоко. Оно упало, я его поймал.

Заяц: Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

Ворона: Карр-карр! Напрасно спорите, это моё яблоко, я его сорвала.

Все (кричат). Моё яблоко! Моё яблоко!

Ведущий: На шум появляется медведь.

Медведь: Что такое? Что за шум?

Ёж: Ты, Михайло Потапыч, в лесу самый большой и самый умный. Рассуди по справедливости, кому это яблоко отдать.

Ведущий: Медведь почесал голову и говорит.

Медведь: Кто яблоко нашёл?

Заяц: Я!

Медведь: Кто яблоко сорвал?

Ворона: Я! Карр-карр!

Медведь: А кто яблоко поймал?

Ёж: Я!

Ведущий: Медведь подумал и говорит.

Медведь: Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

Заяц, Ворона, Ёж (вместе). Как же мы раньше не догадались?!

Ведущий: Ёж делит яблоко.

Ёж: Это тебе, зайчик, ты первый увидел яблоко. Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала. Это мне, потому что я поймал яблоко. А это тебе, Михайло Потапыч.

Медведь: Мне – то за что?

Ведущий: Ребята, а Михайло Потапычу – то за что? Яблоко не увидел, не сорвал, не поймал, не делил.

Ёж: А за то, что ты нас всех помирил и уму – разуму научил!

Ведущий: И как делиться друг с другом, жить в мире и не ссориться.

Зайчик: (детям). Сказка – ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный перечень сказок для театрализованной деятельности 

«Репка», русская народная сказка

«Теремок», русская народная сказка

«Гуси-лебеди», русская народная сказка

«Два жадных медвежонка», венгерская народная сказка

«Колосок», украинская народная сказка

«Рукавичка», русская народная сказка

«Грибок-теремок», В. Сутеев

 «Яблоко», В. Сутеев

«Мешок яблок», В. Сутеев

«Ёжик-ёлка», С. Козлов

 «Верное средство», Т. Сазонова

                                 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы


1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.


2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.


3. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. - Речь, 2004г. -354 с.


4. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

5. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 

6. Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.

Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...