статья Методика обучения сольной, ансамблевой и оркестровой игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки
статья

Тарасова Светлана Михайловна

статья посвящена методике  обученя сольной, ансамблевой и оркестровой игре на кларнеие и саксофоне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения сольной, ансамблевой и оркестровой игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки

В последние годы в музыкальной педагогике наметилась тенденция к созданию универсальных, комплексных методик одновременного обучения игре на нескольких музыкальных инструментах. Данная прогрессивная тенденция обусловлена примерами из практики концертирующих музыкантов - мульти-инструменталистов, которых с каждым годом становится все больше. По сравнению с другими исполнителями, к музыкантам, играющим на нескольких музыкальных инструментах, наблюдается повышенный интерес со стороны концертной публики и профессиональных менеджеров музыкальной индустрии. Демонстрация на концертах своего широкого исполнительского мастерства позволяет таким инструменталистам достигать намного больших результатов в профессиональном карьерном, финансовом, социально-статусном плане.

Данная тенденция в сфере музыкального искусства подталкивает многих исполнителей, параллельно занимающихся педагогической практикой, к изложению сути и особенностей мульти-инструментального мастерства, разработке и обоснованию теоретико-методических основ обучения начинающих музыкантов игре на нескольких инструментах. Практически все подобные методики ориентированы на обучение игре на родственных музыкальных инструментах. При этом их родство, сходство каждый автор понимает и трактует по-своему, в зависимости от выбранных инструментов, а также от теоретико-методологических аспектов и организационных особенностей реализации методики.

Что касается сферы кларнетово-саксофонного исполнительства, то можно назвать музыкантов, которые играют или играли одинаково блестяще и на кларнете, и саксофоне. Синей Беше (США), Феликс Словачек (Чехословакия), Валерий Киселев (Россия) - эти исполнители являются тем ориентиром, на который начинающим музыкантам надо целенаправленно обращать внимание, изучать их профессиональный путь, методику, технику, стиль, исполнительские приемы и манеры.

Совершенствуя свое профессиональное мастерство и исполнительские возможности игры на двух инструментах - кларнете и саксофоне, музыкант приобретает статус универсальности, уникальности, широкой востребовательности в музыкальном искусстве. Добиться этого можно только в процессе неустанного кропотливого труда, систематических комплексных занятий с использованием современных методик и технологий, сознательного и творческого подхода к учебно-тренировочному процессу, непрерывного самосовершенствования и экспериментального поиска в области исполнительской техники, инструментального1 звука, художественной выразительности, концертно-исполнительской образности.

Все перечисленные прогрессивные результаты достигаемы при организации процесса обучения- игре на кларнете и саксофоне по разработанной нами методике - на основе бесприжимной постановки.

Наш многолетний опыт работы в классах кларнета и саксофона, квалификация музыканта-исполнителя и преподавательская деятельность подтверждают, что начальная игра на кларнете и саксофоне с использованием традиционной постановки амбушюра не влияет и не может отрицательно влиять на дальнейший успешный переход использования при игре бесприжимной постановки. Целью обучения на основе бесприжимной постановки является то же, что стараются достичь и другие преподаватели инструментальных классов: прежде всего, это красивый звук, стройное звучание, технические возможности исполнения — овладение высоким уровнем сложности произведения, приобретение индивидуального исполнительского стиля.

Термин «бесприжимная постановка» уже давно закрепился в практике исполнителей и на других духовых инструментах, прежде всего при разработке методики дыхания.

Что касается кларнета и саксофона, то некоторые известные музыканты практиковали данный метод звук извлечения в тех или иных индивидуальных вариантах. Это происходило в рамках становления самобытных, неповторимых стилей отдельных исполнителей. Массового характера данный метод приобрести ранее не мог в связи с научно-теоретической и методической не разработанностью.

Основные идеи методики обучения игре на основе бесприжимной постановки формировались с 60-х гг. XX века. В тот период автор исследования как начинающий-музыкант встречался, беседовал и имел честь работать с великими музыкантами - Николаем Пановым, оркестром Якова Тумаркина, Валентином Лабуревым, оркестром Александра Тихонова. Эти известные всей стране музыканты не только прекрасно импровизировали, но и великолепно звучали. Автор исследования в те времена хорошо читал ноты с листа, однако звучал тускло и «неубедительно» (по словам Леонида Каталевского). Именно благодаря этим прекрасным исполнителям, автор исследования впервые задумался: «Почему я занимаюсь по 3-4 часа каждый день, но нет такого же идеального тембра? Мундштук и трости фирменные, саксофон в отличном состоянии...». Также удивлял прекрасный звук и вибрация на саксофоне Александра Уан-Зо-Ли, которого исследователь слышал почти каждый день. Посчастливилось также учиться со многими другими известными музыкантами, тесное профессиональное общение который и сфорировало постепенно нашу исполнительскую концепцию и педагогический метод.

За несколько десятков «лет исполнительской и педагогической практики наше собственное понимание и изложение ученикам метода бесприжимной постановки не менялось, но существенно корректировалось в процессе накопления собственного педагогического и исполнительского опыта, обогащалось новыми методологическими знаниями. Методика обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки была разработана на той методологической основе, которая рассмотрена нами в предыдущей главе. Исходные положения методики формируют труды ученых, указанных в теоретических основах исследования. Большое значение при формировании методического содержания уделялось дидактическим принципам и установкам в их современной интерпретации в соответствии с требованиями образования: интеллектуальная концентрация, сознательное управление исполнительским аппаратом; , - экономия физических усилий, упрощение моторики, сокращение количества мышечных движений лица; эстетизация исполнительского процесса, формирование благоприятного образа, эффектного имиджа концертирующего музыканта.

Составлено в мае 2021 года

Тарасовой Светланой Михайловной 

Педагогом  ДД(Ю)Т  Московского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика обучения истории"

методы изучения курса истории...

Методика обучения техническим приёмам в спортивных играх

Методика обучения техническим приёмам в спортивных играх Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и занимающихся, направленные на решение задач.Наиболее распространённые м...

Статья "Методика обучения алгебре и началам анализа в 10-11 классах гуманитарного профиля с использованием компьютера"

Введение Глава I. Теоретические основы использования компьютера при изучении курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах гуманитарного профиля 1 1.1. Психолого-педагогические особенности и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тема: «Методика обучения технике нападающего удара в игре волейбол»

Методическая разработка составлена с целью методики обучения техники игры в волейбол. В частности нападающего удара. Нападающий удар в волейболе является основным средством нападения и выполняется с ц...