Фактурные аспекты взаимодействия групп домр и балалаек в учебном оркестре русских народных инструментов
статья

Минякова Лариса Сергеевна

Данная работа посвящена некоторым аспектам взаимодействия домровой и балалаечной групп оркестра русских народных инструментов. Именно взаимодействие этих двух оркестровых групп определяет неповторимое, уникальное, полное яркими тембральными характеристиками звучание народного оркестра. Ввиду непрекращающегося развития всего народного исполнительства - как сольного и ансамблевого, так и оркестрового – в современной специализированной литературе и, особенно, творческой практике имеет место некоторая ревизия взглядов, количественных показателей и методов работы с оркестром. «Русский народный оркестр – это во многом уникальное явление в музыкальной культуре последнего столетия. Но в этой уникальности кроются и слабости этого явления. Слабости в неразвитости, несформированности, недостаточной самоопределённости и самостоятельности. Несамостоятельность и недосформированность этого музыкального организма проявляются во многом. Репертуар и приемы работы с фактурой народного оркестра постоянно подталкивают теоретическую мысль к скорейшему осмыслению некоторых, особенно характерных процессов. В определённой мере, данная работа призвана прояснить некоторые «темные пятна» в теме, которая представляется достаточно важной и актуальной. Актуальность данного труда состоит в том, он пытается осмыслить и, используя современную теоретическую музыковедческую базу, осветить с помощью анализа образцов художественных произведений некоторые аспекты взаимодействия домровой и балалаечной групп с точки зрения их фактурных возможностей (фактурный аспект) и особенностей игры на них (технологический аспект). Новизна заключается в методе объяснения отношений роли и характеристик домр и балалаек.Целью является выяснение некоторых объективных закономерностей взаимодействия домровой и балалаечной групп оркестра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под фактурным аспектом мы будем понимать разницу в употреблении игры двойными нотами и аккордами как нормативное фактурное явление. Перед тем, как перейти к рассмотрению влияния фактурного аспекта на всю музыкальную ткань, и на функциональность, следует остановиться на некоторых особенностях игры на домре и балалайке.

Если обратиться к знаменитому труду Ю. Шишакова «Инструментовка для русского народного оркестра», то мы можем заметить, что между балалаечной игрой аккордами и игрой аккордами (и даже двойными нотами) на домре существует серьёзная функциональная разница, которую автор учебного пособия и подчеркивает.

«Существуют три основных штриха, имеющих отношение ко всем инструментам. Это легато (связно), нон легато (раздельно), и стаккато (отрывисто). Все прочие являются их разновидностями. Приемов же на каждом инструменте больше, и сочетание приёма и штриха дает нам всё многообразие музыкальной речи, которое свойственно музыке».

Ниже рассматриваются приемы игры и штрихи на домрах, применяемые в оркестре.

«Тремоло – основной приём игры на домре, достигаемый быстрым чередованием ударов медиатора по струне.

Нон тремоло – игра ударами медиатора – также один из основных приёмов исполнения на домре. Удары могут быть только в одну сторону (чаще вниз) или чередоваться (вниз – вверх). Чередующиеся удары иногда ошибочно характеризуются как «деташе». Такое отождествление домрового приёма со скрипичным нежелательно, так как в скрипичном приеме деташе звук продолжительный (это скорее тенуто), а в домровой отрывистый.

В медленном и умеренном движении предпочтительно пользоваться ударами вниз, что позволяет исполнить музыкальную фразу более выразительно. В быстром же движении используются чередующиеся удары, которые и делают домру подвижным виртуозным инструментом.

Пиццикато – приём игры щипком, без медиатора. Применяются два основных способа исполнения пиццикато. В первом случае щипок делается безымянным пальцем правой руки, в то время как медиатор остаётся в прежнем положении «наготове» между большим и указательным пальцами; во втором случае – в более продолжительных музыкальных эпизодах – медиатор откладывается в сторону и щипок делается большим пальцем правой руки. Более полно и сочно звучит пиццикато большим пальцем, но его применение требует достаточной паузы до и после окончания игры этим приёмом. <…>

Изредка применяется пиццикато левой рукой – оно используется с открытой струной или одновременно с прижатием струны свободным пальцем. В оркестровой практике этот приём не применяется ввиду его сложности, а также возможности исполнения divisi. Однако нередко такой прием можно встретить в ансамблевой и сольной литературе.»

И только после рассказа о трех «основных» с точки зрения Ю. Шишакова, приемах, следует раздел, посвященный двойным нотам и аккордам, к которому мы обратимся чуть позже, а сейчас вернёмся к дальнейшему повествованию, которое перешло в описание колористических возможностей инструмента.

«Игра у подставки применяется для предания звучанию струны несколько «гнусавого» характера, что приближает его к тембру некоторых инструментов Средней Азии и Казахстана. Игра у грифа придаёт тембру более нежный оттенок, но звучит и более тускло, снижая экспрессивные возможности инструмента.

Флажолеты – как натуральные, так и искусственные. Последние встречаются только в сольной и ансамблевой практике. Натуральные, как известно, извлекаются на открытых струнах. Наиболее полно звучат октавные и квинтовые флажолеты (палец касается струны в её половине, что соответствует звуку октавой выше, или в её трети, что соответствует звуку дуодецимой выше); возможны, конечно, и терцовые, и квартовые флажолеты на открытых струнах, но они звучат не всегда устойчиво, и хуже тех же флажолетов, полученных искусственно. Искусственные флажолеты также могут быть октавными и квинтовыми; отличаются они от натуральных тем, что левая рука должна прижать струну на соответствующем ладу, тогда как первая выполняет следующую операцию: средний палец касается струны октавой или квинтой выше прижатого лада, и в точно скоординированный момент с одновременным отдёргиванием среднего пальца делается щипок или удар медиатором.

В оркестре применяются обычно только натуральные флажолеты, которые требуют некоторой подготовки. Кроме того, необходимо помнить, что на домре флажолеты можно получить только нон тремоло, так как тремоло оказывает на струну чрезмерное физическое воздействие, вследствие чего не всегда удаётся полностью устранить звучание основного тона.

Флажолеты звучат очень нежно («воздушно»), чисто и более продолжительно, чем обычный щипок или удар медиатором. Применяются они исключительно при нежнейшем звучании оркестра.

Глиссандо на домре в оркестре применяется по одной струне, достигается скольжением пальца (иногда, в высоком регистре, - ногтя) левой руки. Струна при движении пальца по ней оказывает значительное сопротивление, поэтому пользоваться этим приёмом надо лишь изредка и на небольшом по времени отрезке.

Применяется также легкое глиссандо без фиксации звуков. Обычно это встречается при игре на одной струне и скачке в мелодии.

Игра балалаечным бряцанием появилась в последнее время. При игре этим приёмом, как на балалайке, используется указательный палец.»

Теперь же вернёмся к игре двойными нотами и аккордами, которая является главным объектом данной части исследования. Вот что пишет по её поводу пишет автор пособия по инструментовке.

«Двойные ноты и аккорды на домрах возможны в следующих пределах: на малой и альтовой домре – от секунды до септимы включительно, в более высоком регистре на малой домре возможны и октавы. Все трезвучия в тесном и смешанном расположении (терция с секстой) также вполне исполнимы. В широком расположении аккорды на малой домре в низком регистре возможны, если интервал между крайними звуками не превышает малой децимы, а в более высоком возможны аккорды и с дуодецимой. На басовой домре аккорды применяются очень редко, в основном только с открытыми струнами. Двойные ноты и аккорды, как правило, применимы в оркестре в особых случаях sforzando. Тремоло же на двух и тем более на трёх струнах гораздо менее выразительно, чем на одной струне, и потому в оркестре не применимо (всегда можно использовать divisi, что более практично). Другое дело – сольное или ансамблевая музыка, где инструменты используются в полную силу. Там можно встретить и аккорды, и двойные ноты, исполняемые тремоло.»

Из данного отрывка можно сделать вывод, что игра на домре (любой разновидности) не подразумевает игры аккордами и двойными нотами как фактурную норму. Запомним эту мысль и приступим к рассмотрению нормативных фактурных особенностей балалаечной группы. Здесь мы тоже, как в случае с домрами, обратимся к труду Ю. Шишакова.

«На балалайке приме играют пальцами (пиццикато), на секундах и альтах – кожаным медиатором, изредка пальцами. На балалайках басах и контрабасах играют кожаным медиатором и в отдельных случаях пальцами.

Рассмотрим сначала приемы игры на балалайке приме.

Бряцание – один из основных приемов игры на балалайке приме; производится бряцание указательным пальцем правой руки по всем трём струнам.

Двойные ноты на балалайках, как правило, исполняются на трёх струнах: верхний звук на первой струне, а нижний – на второй и третьей струнах.

Удар сверху вниз звучит обычно более четко и определённо, а снизу вверх – более мягко и сравнительно менее громко. Поэтому для смягчения сильной доли такта направление ударов может отходить от традиционного.

Бряцание применяется при игре по всем трём струнам и лишь в редких случаях на второй и третьей струнах. Первая струна здесь глушится прикосновением к ней третьего или четвёртого пальца левой руки. Это не очень удобно, поэтому двойные ноты на балалайке, звучащие ниже ля первой октавы (ниже первой струны), следует употреблять в виде исключения.

Бряцание одинаково хорошо звучит и в форте, и в пиано.

Тремоло на балалайке, как и на домре – один из основных приемов исполнения. Тремоло на струне Ля производится указательным пальцем и отличается от «медиаторного» большей мягкостью. Частично его звучание можно сравнить с домровым тремоло кожаным медиатором. <…>

Тремоло двухголосное, но исполняемое по всем трём струнам (вторая струна Ми настроена в унисон с третьей), - более распространённый прием, чем тремоло на одной струне, в том числе в оркестровой практике, и это одно из существенных отличий использования балалайки в оркестре.

Тремоло по срунам Ми исполняется на двух струнах.

Заметим, что в оркестре, этот прием менее употребителен, так как предпочтительнее использовать домровое тремоло на струне Ми. Если же сравнивать тремоло на балалайке и домре, то балалаечное тремоло мягче, задушевнее, а в форте вполне отвечает требованиям акустической безупречности, чего, к сожалению, нельзя сказать о тремоло на трёх струнах домры (может быть, этот недостаток качества медиаторного тремоло по трем струнам на домре и сыграл в свое время определённую роль в представлении о домре как только об оркестровом инструменте: ведь домра как солирующий инструмент стала выходить на широкую эстраду лишь со второй половины 40-х годов нашего века (т. е. XX – прим. И. М.) в то время, как балалайка солирует с конца прошлого века (т. е. XIX – прим. И. М.)!)

Пиццикато как специфический балалаечный прием может быть исполнено многими способами:

а) прием пиццикато большим пальцем правой руки. Применяется в любом нюансе, но в небыстром темпе.

б) прием двойного пиццикато, достигаемый чередованием щипка вниз большим пальцем и вверх указательным. Применяется в умеренно- быстром и быстром темпах в любом нюансе. В быстром темпе это прием подразумевается.

в) пиццикато различными пальцами и левой и правой руки, широко применяемой на балалайке в сольной литературе.

г) пиццикато различными пальцами; часто используется для четкого исполнения репетиционной фигуры.

д) пиццикато, называемое иногда «гитарный прием». Арпеджированный аккорд исполняется различными пальцами правой руки.

е) «пропуск» удара, прием, близкий к пиццикато левой рукой. Разница состоит в том, что звук на слабой доле не ударяется вообще (этот прием сравним только с приемом гитарного легато).

Нас не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что игра двойными нотами и аккордами до сих пор не разобрана. Придет и её черед.

Продолжим следить за мыслью:

«Арпеджиато – прием последовательного извлечения звуков на разных струнах. Достаточно распространён в оркестре.

Дробь. Малая дробь – прием быстрого провидения по всем струнам последовательно 4, 3, 2, 1-м пальцами от мизинца до указательного. Большая дробь – то же с прибавлением большого пальца. Обратная дробь исполняется последовательно 1, 2, 3, 4-м пальцами. Применяется иногда и непрерывная дробь.

Вибрато – прием, также имеющий         несколько способов исполнения. Основной способ его исполнения – пиццикато – достигается колебательными движениями ладони правой руки за подставкой, в результате чего длина струны периодически меняется. Обычно этот прием применяется в небыстром темпе или на отдельных звуках. Вибрато при извлечении звука указательным пальцем правой руки обозначается словом «vibr». Вибрато левой рукой применяется не только пиццикато, но и тремоло. Вибрато-тремоло может исполняться и обычным образом – при помощи колебательных движений правой рукой за подставкой, но прием это сложен, так как требует одновременно различных движений правой руки (тремолирующего с одной стороны поставки и колебательного за подставкой).

Вибрато настолько характерно для исполнения умеренной по движению музыки на балалайке (особенно соло), что и без особых обозначений музыкант будет исполнять её вибрато.

Поскольку основной смысл приема вибрато – получение вибрации звука в момент его затухания, то он целесообразен только на общем «пиано» всего оркестра.

Игра двойными нотами и аккордами – едва ли не более распространённый прием, чем игра по одной струне. На балалайке приме удобны двойные ноты от секунды до септимы включительно, а в среднем регистре исполнима и октава. Из аккордов удобны те, в которых расстояние между крайними звуками не превышает малой септимы (в среднем регистре – большой септимы). Расстояние между двумя нижними звуками в аккорде не должно превышать интервала кварты. Чем меньше интервал между нижними звуками, тем он удобнее (ведь первая и вторая струны настроены в унисон). В оркестре в основном пользуются двойными нотами; при необходимости же игры аккордами лучше делить балалайки на две партии. Аккорды с открытой струной для использования удобны.

При последовании двойных нот надо следить, чтобы нижний голос делал меньше скачков, так как он исполняется на двух струнах менее подвижным большим пальцем. В быстром темпе скачки большим пальцем считаются неисполнимыми.

Глиссандо на балалайке – более распространённый прием игры, чем на домре. Кроме того, глиссандо на балалайке возможно и по всем трем струнам тремоло.

Исполнитель может сыграть глиссандо в относительно медленном темпе (то есть бряцанием) так, что каждый аккорд будет отчетливо слышен. Игра у подставки, у грифа, на одной струне, флажолеты с успехом применяются на балалайке так же, как и на домре.»

Как уже говорилось, нас не должно вводить в заблуждение то, что игра аккордами и двойными нотами приводится в пример так поздно, позднее, чем у домр. На самом деле фраза о частоте применения данного приема играет более важную роль. В последствии, на примере многочисленным партитурным образцов можно проследить, как сильно отличие в фактурном аспекте двух важнейших, определяющих групп русского народного оркестра – домровой и балалаечной.

А сейчас уделим внимание балалайкам секундам и альтам.

«Основными приемами игры на балалайках секундах и альтах являются: удар кожаным медиатором или большим пальцем по всем трём струнам для получения звучного аккорда; удар медиатором или пальцем по одной струне; арпеджиато; тремоло по одной или по всем трём струнам.

Удобоисполнимые двойные ноты и аккорды на балалайках секундах и альтах аналогичны удобоисполнимым двойным нотам и аккордам на балалайке приме; но ввиду более широкой мензуры этих инструментов септиму следует считать неисполнимым интервалом, а большую сексту – трудноисполнимым в низком регистре.

На басовых и контрабасовых балалайках играют кожаным медиатором и очень редко пальцами (пиццикато). Все обозначения штрихов аналогичны ранее разобранным (легато, нон легато, стаккато), они возможны как приемом тремоло, так и приемом нон тремоло.»

Стоит обратить внимание на то, что игра на балалайках секундах и альтах, по мнению Ю. Шишакова, чаще ведётся двойными нотами или аккордами. Примеры, к которым мы переходим нас в этом убеждают.

Для начала разберём те образцы, в которых домры принципиально играют только одноголосие.

4. Заключение

В заключение данной работы можно привести те выводы, к которым пришел автор в ходе анализа существующих научных и учебных работ, так или иначе касающихся предмета исследования, а также при анализе нотных образцов.

1. С точки зрения технологического аспекта группа домр является более единой и логически выстроенной, чем группа балалаек, построенной на «самобытности» балалаек прим, что незамедлительно сказывается на функциональности обеих групп.

2. Из-за того, что домрам, ввиду особенностей звукоизвлечения, одноголосная фактура более свойственна, нежели аккордовая (в оркестровой практике), применение их для проведения мелодических построений более оправданно, нежели для исполнения аккордовых последовательностей.

3. Из-за того, что балалайкам, ввиду особенностей звукоизвлечения, одноголосная фактура менее свойственна, нежели аккордовая (в оркестровой практике), применение их для аккомпанемента (всех видов – фигурации, педали и т. д.) или мелодических построений интервалами/аккордами более оправданно, нежели для исполнения одноголосного, линеарного по своей сути материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

Презентация "Оркестр русских народных инструментов В.В. Андреева"

Презентация для урока "Оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева"...

«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»

В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования  исполнительской культуры школьников....

«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов».

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность персп...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»

### Основные цели и задачи Обучение и воспитание в оркестре взаимосвязаны. Руководитель должен подчеркивать выразительные средства музыки, развивающие интерес и любовь к ней, особенно к русскому ...