АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
рабочая программа
Программа «Оркестр русских народных инструментов» предназначена для дополнительного музыкального образования детей младшего и среднего школьного возраста. Она направлена на развитие музыкальных навыков, приобщение к культуре русской народной музыки и формирование эстетического вкуса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 159 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом»
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор КГКУ «Ачинский детский дом» | |
______________ В.А. Антропова | |
«___» _______________ 2025 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОРКЕСТР
РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
«РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
Возраст обучающихся 8-13 лет.
Срок реализации программы - 2 года
Автор-составитель:
Стрекатов Сергей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
высшая категория
Ачинск
2025
Паспорт программы
Полное название программы – образовательная программа дополнительного образования детей «Оркестр русских народных инструментов «Русские потешки».
Автор-составитель: Стрекатов Сергей Сергеевич, педагог дополнительного образования высшая категория.
Адрес учреждения дополнительного образования детей КГКУ «Ачинский детский дом» г.Ачинск, ул. Дзержинского, 31, тел.: +7 (39151) 4-01-01
География программы: г. Ачинск
Целевая группа: воспитанники детского дома
Цель программы: содействие развитию музыкальных способностей, образно-эмоционального восприятия окружающего мира, творческой самореализации посредством игры в оркестре русских народных инструментов.
Направленность – художественная
Срок реализации программы - 2 года
Уровень: базовый
Краткое содержание программы:
Программа направлена на художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на традиционной школе обучения игре на народных инструментах и лучших образцах народной музыки. Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и разработана с учетом сопровождения отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, то есть выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Основу репертуара составляют русские народные песни в аутентичных и современных обработках, что усиливает воспитательную составляющую программы, способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей. Вариативность содержания программы предполагает повышенный интерес к игре на народных и шумовых инструментах у учащихся, а также обучение одаренных детей. Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Оркестр русских народных инструментов» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественное воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся традиционной школе обучения игре на русских народных инструментах и богатом учебном репертуаре – образцах национальной музыки и отечественной классики.
Музыка – это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и тем самым способствует формированию нравственных и эстетических идеалов детей. Занятия музыкой дают ребенку возможность приобщиться к мировой и отечественной музыкальной культуре, оказывают влияние на формирование художественного вкуса, стимулируют самообразование и профессиональное самоопределение.
Культура русской инструментальной музыки уходит в глубину веков. В ней наиболее ярко отражены вечные человеческие эмоциональные переживания - печаль, восторг, созерцание, страдания, радость. Национальный колорит звучания народных инструментов - домры, балалайки, баяна, гуслей - генетически заложен в русском человеке и находит живой отклик в его душе. Оркестр русских народных инструментов – музыкальный коллектив, который играет на народных музыкальных инструментах и доносит до зрителя красоту народной музыки, духовный опыт предыдущих поколений.
Программа направлена на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. У современного подростка ярко выражены стремления к общению с музыкой, тяга к творчеству, желание проявить себя. Коллективная музыкальная деятельность способствует формированию у подростков таких качеств как сопереживание, сотворчество, соучастие.
Данная программа создаёт условия для развития памяти, внимания, чувства ритма, способствует формированию устойчивого интереса к инструментальной музыке, навыков ансамблевого исполнения, активизирует пассивного слушателя к активному исполнительству классической и народной музыки, содействует созданию сплочённого музыкального коллектива.
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям русской музыкальной культуры; потребностью общества в развитии нравственно-эстетических качеств личности молодого человека. Инструментальная народная музыка позитивно влияет на формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творчеству и сочинительству, умеющей свободно общаться и вести себя в обществе. Программа способствует формированию музыкальных интересов детей на лучших образцах народной музыки, воспитанию юного исполнителя-музыканта.
Основу репертуара составляют русские народные песни в аутентичных и современных обработках, что усиливает воспитательную составляющую программы, способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей. В процессе работы над музыкальным произведением затрагиваются вопросы жизни и творчества композиторов и поэтов. Анализируя музыкальные образы, раскрывая содержание музыки, важно обратить внимание детей на красоту мелодии, гармонии, другие средства выразительности, показать их значение при выражении определенных чувств, настроений и мыслей.
Наряду с другими видами искусства, музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с ограниченными возможностями здоровья осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, но знает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.
В основу программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по музицированию на русских народных и шумовых инструментах позволяет эффективно развивать сенсорную сферу учащихся. Они начинают дифференцировать звуки по высоте, улавливают динамические нюансы, координируют движения и развивают мелкую моторику, коммуникативные способности. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание, овладевают начальными навыками музицирования. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус. Игра в ансамбле на шумовых народных инструментах, приносящая детям радость, наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своем наиболее доступна для освоения детьми. На этих инструментах приемы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
Новизна программы. Программа оркестра имеет уровневый характер, что позволяет вариативно подходить к организации образовательного процесса и индивидуально выстраивать образовательный маршрут каждого обучающегося. Начальный уровень программы включает освоение игры на шумовых инструментах, а более сложный этап предполагает изучение традиционных русских инструментов – домра, балалайка.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников.
Отличительной особенностью программы является участие воспитанников в коллективном музицировании с первого года обучения, что дает возможность успешной самореализации уже на ранних этапах обучения.
Развитие творческого потенциала личности обучающегося при освоении данной программы, происходит также за счёт прохождения через изучение малых фольклорных форм. В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Используя фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями. Поговорки, загадки, пословицы, сказки приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского фольклора занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником формирования личности ребенка, их познавательного и нравственного развития.
Данная программа является модифицированной. Мной переработаны программы В. Авксентьева «Оркестр русских народных инструментов», Казаковой И.Ю. «Народная культура» и программа Хазовой М.В. «Горенка». Проанализировав их, я внес следующие изменения:
- Из программы Казаковой И.Ю. «Народная культура» взят только раздел «Народное творчество».
- В программе Хазовой М.В. «Горенка» рассмотрен раздел «Народная песня и ее режиссура», материал адаптирован для исполнительской техники.
- Ввел в программу малые формы фольклора, которые расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.
Реализация программы обеспечивается педагогическими принципами:
1. Доступности - содержание программы выстраивается от простого к сложному, осуществляется постепенный переход от упражнений к отдельным партиям, к произведениям и концертным программам.
2. Природосообразности - учёт возрастных особенностей обучающихся, их творческих способностей.
3. Культуросообразности - ориентация на накопленный человеческий опыт в культурном мировом пространстве, использование в репертуаре региональных особенностей Красноярского края.
4. Сотрудничества и ответственности - формирование сознательности и ответственности обучающихся, формирование навыков работы в коллективе. Основу оркестра составляют музыкальные инструменты: балалайки, домры, шумовые инструменты.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основная цель данной программы – воспитание творческой личности со стремлением к добру, красоте, правде, труду посредством опыта сотрудничества воспитанников и педагога в творческой деятельности, в рамках жанра русской народной песни. Важно внушить, что занятия музыкой требуют много времени и усилий, что достичь больших успехов можно лишь в результате упорного и серьезного труда.
1. Обучающие задачи:
- раскрыть специфику, суть, традиции русского народного творчества;
- познакомить с инструментами и приёмами игры на них;
- обучить навыкам игры на инструменте сольно и в оркестре.
2. Развивающие:
- развитие ритмического, ладового чувства, тембрового слуха;
- развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей;
- развитие у детей творческого подхода в любой музыкальной деятельности.
3. Воспитательные:
- обогатить кругозор детей знаниями элементарной теории музыки;
- воспитать интерес и любовь к музыкальной культуре, народному
творчеству;
- формирование навыков сценической культуры.
4. Коррекционные (для участников оркестра с ОВЗ):
- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями;
- создание условий для самореализации детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа разработана сроком на два года, ориентирована на детей в возрасте от 8 до 13 лет, с учётом специфики детского дома и нестабильного контингента воспитанников. Имеет двухуровневую структуру, вариативный, открытый и практико-ориентированный характер.
Оптимальное количество обучающихся в группе – 12 человек. Набор детей в оркестр русских народных инструментов проходит при предварительном прослушивании. Определяющую роль играют принципы добровольности и заинтересованности.
Образовательный процесс построен от простого к сложному, таким образом, обучающимся предоставляется возможность закреплять и развивать полученные ранее знания, умения и навыки и последовательно приобретать новые. Формы организации образовательного процесса: ансамблевая, по партиям. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Недельная нагрузка на одного ребёнка в соответствии с учебным планом коллектива не превышает требований санитарно- гигиенических норм.
Особое внимание на занятиях уделяется использованию здоровьесберегающих технологий, включающих игровые приёмы, физкультпаузы для профилактики развития сколиоза, раннего остеохондроза. Образовательный процесс организуется в соответствии с двумя уровнями, которые различаются ведущей образовательной целью и возрастом обучающихся. Наличие уровней – важнейшее условие стабильности деятельности коллектива, его творческого роста. Сущность уровневого перехода состоит в последовательном росте и совершенствовании исполнительского мастерства обучающихся: от пробуждения интереса - к творчеству.
Особенностью уровневого подхода является, с одной стороны, относительная возрастная близость занимающихся в них детей, что позволяет использовать в работе с каждой группой методы, наиболее эффективные и приемлемые в данном возрасте. С другой стороны, работа с детьми разного возраста на сводных репетициях позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей. Несмотря на то, что на каждом образовательном уровне решаются определённые задачи, взаимное общение между разными группами происходит как во время повседневных учебных занятий, так и во время концертных выступлений.
Каждому уровню соответствует объём предметного содержания и ожидаемые результаты освоения:
• первый уровень – подготовительный;
• второй уровень - учебно-развивающий.
Первый уровень предусматривает обучение в шумовом ансамбле. Эта группа объединяет детей 8-10 лет. Занятия направлены на общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Воспитанники приобретают элементарные навыки игры в ансамбле. Продолжительность обучения в шумовом ансамбле составляет один год.
Второй уровень объединяет подростков 10-13 лет. Занятия второго уровня направлены на закрепление уже полученных навыков игры на инструменте и приобретение новых практических навыков и теоретических знаний. Юные исполнители приобщаются к ансамблевому музицированию, развивают навыки игры на народных инструментах, осваивают концертную программу.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Занятие предполагает ритмическую разминку, выполнение упражнений (для пальцев, рук), прослушивание исполнения фрагментов произведений педагогами, работу с нотными текстами.
Структура учебного занятия:
- настройка инструментов;
- учебная беседа;
- работа над произведениями (по группам, ансамблем, развитие техники исполнения, работа над эмоциональностью воспроизведения);
- повторение изученного репертуара;
- анализ проделанной работы, постановка новых задач.
Для успешного освоения образовательной программы необходимым условием является отслеживание результатов, их динамика. Своевременно проведенная диагностика позволяет определить качество содержания обучения, подобрать соответствующие технологии работы с детьми разного уровня подготовленности.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Проведение музыкально-образовательной работы в самодеятельном оркестре требует применения системы различных форм, методов.
Формы музыкально - образовательной работы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы музыкального самообразования.
К основным формам относятся: прослушивание музыки, рассказы о музыке и музыкантах, стенные газеты. Тематика может быть самой разнообразной — от творчества одного композитора, исполнителя, до общих проблем музыкального искусства.
Дополнительные формы имеют в виду коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей, лекций - концертов и так далее. Эти мероприятия проводятся в свободное от репетиций время. Участвует в них либо весь оркестр, либо часть его. Что же касается форм музыкального самообразования, то под ними подразумеваются различные самостоятельные занятия участников оркестра по изучению теории музыки, музыкальной грамоты, дирижирования, общих проблем искусства и так далее. Организуются они в основном в индивидуальном порядке и не регламентируются.
Методы музыкально - образовательной работы можно разделить на: словесные (объяснение, рассказ, беседа), практические (обучение игре на инструменте), наглядные (показ, проигрывание).
Методы, помогающие организации познавательно-творческой деятельности учащихся. Среди них:
- метод содержательного анализа, который является основой воспитания слушательской культуры;
- метод «сочинение сочиненного», вызывающий у школьников аргументированный содержательный мотив своего выбора продолжения музыки;
- метод моделирования художественно-творческого процесса, обеспечивающий ребенку понимание смысла своей деятельности в добывании знаний (т.е. ребенок становится в позицию творца-композитора), индивидуального творчества (когда дети в опоре на опыт, воображение, фантазию, интуицию сопоставляют, сравнивают, преобразуют, выбирают, создают и т.д.)
Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения обучающимися приемов и навыков игры в оркестре является занятия с отдельными оркестровыми группами, что помогает сосредоточить внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с её назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого учащегося.
Для рационального использования оркестрового времени необходимо планирование репетиционной работы. Репетиционное время распределяется на изучение партий, групповые занятия, на повторение ранее выученных произведений и на сводные репетиции.
Хорошее знание партий дает возможность уделять основное время сводных оркестровых занятий работе над художественностью исполняемых произведений.
Развитию творческого потенциала воспитанников способствуют:
- комфортная творческая среда;
- создание ситуации успеха, (удовлетворение от успешно проделанной работы, вера в себя);
- дифференциация и индивидуализация.
Ожидаемые результаты:
- овладеют знаниями о музыкальном инструменте (оснащение, строй);
- научатся слушать и понимать музыкальное произведение, его основную тему
- овладеют основными приемами звукоизвлечения и техническими навыками исполнения произведений;
- приобретут навыки ансамблевой игры;
- освоят правила поведения на занятиях, на концертных, конкурсных выступлениях.
Формы контроля
В качестве средств контроля успеваемости могут использоваться собеседования и прослушивания, педагогического наблюдения, конкурсных выступлений в составе оркестра, при проведении внутренних мероприятий учреждения.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому воспитаннику, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде итогового фольклорного досуга.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения.
Формами контроля могут быть: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий педагога, анализ на каждом занятии качества выполнения работ и приобретенных навыков общения.
Итоговая аттестация – проводится в конце года, с целью оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения программы.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации к исполнительству на русских инструментах;
- творческая самореализация воспитанников, участие оркестра, ансамблей и их солистов в смотрах-конкурсах, концертно-массовых мероприятиях.
К результатам образовательной деятельности относится совокупность учебных, личностных, творческих и социальных достижений воспитанников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 уровень «Шумовой оркестр»
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2. | Основы звукоизвлечения на шумовых инструментах | 6 | 1 | 5 |
3. | Метроритм | 10 | 3 | 7 |
4. | Развитие навыков игры в ансамбле | 54 | 10 | 44 |
5. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Всего часов | 72 | 15 | 57 | |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (1 год обучения)
Тема 1. Вводное занятие. Сущность и задачи самодеятельного художественного творчества. История возникновения и показ шумовых инструментов: трещотка, треугольник, маракас, бубен, ложки. Фрагмент игровой программы «Остров сокровищ», игра «Угадай инструмент». Распределение участников по инструментам. О занятиях оркестра. Хранение инструментов. Техника безопасности.
Тема 2. «Основы звукоизвлечения на шумовых инструментах». Знакомство со звучанием и тембром каждого инструмента. Правила посадки музыканта, формирование умения держать инструменты. Показ приемов звукоизвлечения. Отработка навыков звукоизвлечения. Игра «Повтори за мной».
Тема 3. «Метроритм». Знакомство с понятиями: доля, метр, ритм, ритмический рисунок. Изучение длительностей нот и размеров 2/4, 3/4,4/4. Работа с ритмическими карточками в этих размерах. Затакт. Практические упражнения на прохлопывание в ладоши ритмических слов на 2, 3, 4 слога и целых предложений. Распределение по партиям, наложение на доли определённого ритмического рисунка.
Упражнения на соединение двух и трёх различных ритмических рисунков в исполнении различных инструментов.
Практические упражнения на развитие внимания и сосредоточенности. Игры «Повтори за мной», «Ритмическое имя».
Тема 4. «Развитие навыков игры в ансамбле». Выполнение упражнений на развитие навыков ансамблевой игры, умения слушать самого себя, игру отдельных инструментов и ансамбля в целом. Развитие музыкальной памяти. Проигрывание каждой партии инструментов отдельно в медленном темпе без концертмейстера и с концертмейстером, соединение с двумя, затем с тремя и более различными партиями. Разучивание отдельных эпизодов произведения, определение опорных звуков, фраз. Отработка начала и окончания произведения. Овладение динамическими оттенками звучания «громко», «тихо». Работа над единством ритма, темпами, характером музыки. Достижение качественного исполнения произведений и приемов игры на инструментах.
Знакомство с жанрами музыки - «танец», «марш», песня». Аранжировка произведений на слух:
а) определение ударно-шумовых инструментов, которые можно использовать в данном произведении;
б) проигрывание ритмического рисунка этими инструментами вместе с концертмейстером. Взаимозаменяемость в ансамбле. Прослушивание записей классической и народной музыки,
где широко использованы ударно-шумовые инструменты.
Тема 5. «Итоговое занятие». На итоговом тестировании проверка теоретического материала, практическое применение знаний.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР (1 уровень)
Обработка народных песен и танцев.
- Перепелочка (белорусская народная песня) обработка
Ю.Шишкова - Ах ты, степь широкая (русская народная песня) обработка
И.Обликина - Во поле береза стояла (русская народная песня) обработка
В. Лапченко - Во саду ли, в огороде (русская народная песня) обработка
Ю. Шишкова
Дубинушка (русская народная песня) обработка С. Алексеева Кукушечка (русская народная песня) обработка В Лапченко Петушок (русская народная песня) обработка АТонина
• Ходит зайка по саду (русская народная песня) обработка
Ю. Шишакова
Произведения советских композиторов.
- Н.Будашкин – Родные просторы;
- Д.Кабалевский - Наш край;
- К.Мясков – Казачок;
- А.Шаранин – Полька;
- Г.Пономаренко – Ивушка;
- А.Хачатурян – Конница;
- В.Смирнов – Лес;
Произведения зарубежных композиторов.
- Л Бетховен - Сурок
- В.Моцарт - Песенка
- И.Брамс - Вальс
- А.Корелли - Сарабанда
- Р. Шуман - Веселый крестьянин. Марш.
Произведения русских композиторов.
- А.Гречанинов – Вальс;
- П.Чайковский – Камаринская. Зимнее утро;
- А.Лядов – Плясовая;
- М.Мусоргский – возле речки на лужочке;
- В.Ребиков – В деревне;
- М.Глинка - Славься! Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
- А. Даргомыжский - Казачок (Отрывок)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 уровень «Русские народные инструменты»
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2. | Музыкально-познавательные беседы | 4 | 4 | 0 |
3. | Техническое развитие | 30 | 5 | 25 |
4. | Работа над репертуаром | 32 | 4 | 28 |
5. | Концертная деятельность | 4 | 0 | 4 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Всего часов | 72 | 14 | 58 | |
Тема 1. Вводное занятие. Введение и специфика программы второго года обучения. Режим занятий. Знакомство с репертуаром, творческими планами. Проведение инструктажа.
Тема 2. «Музыкально-познавательные беседы». История создания оркестра русских народных инструментов. Знакомство с творчеством композитора В.В.Андреева. Прослушивание музыкальных произведений в исполнении различных народных коллективов. Анализ и разбор музыкально-выразительных средств, характера произведений.
Тема 3. «Техническое развитие». Знакомство с ансамблевой партитурой. Анализ партии каждого инструмента. Индивидуальная и групповая работа, направленная на освоение партитуры. Репетиционная работа: разучивание и техническое освоение произведений. Упражнения для совместных занятий в оркестре. Освоение специальных упражнений, способствующих выработки единого понимания темпа, метроритмического рисунка. Работа над единой манерой звукоизвлечения (штрихи, приёмы игры), динамикой. Упражнения на закрепление и развитие исполнительских навыков, на выработку синхронности и согласованности звучания всех исполнителей. Унисон в оркестровой группе. Ритмический рисунок. Освоение метроритмического материала разучиваемых произведений. Упражнения на развитие и выработку исполнительской техники.
Тема 4. «Работа над репертуаром». Изучение темы делится на два блока: работа над репертуаром в процессе групповых занятий и на сводных репетициях. Каждой репетиции предшествует настройка инструментов. Согласованность всех элементов музыкальной выразительности в исполнении одной партии достигается на групповых репетициях. Групповые занятия предназначены для разучивания текста, понимания функции данной партии в музыкальной фактуре произведения, выразительного исполнения.
На таких репетициях участники ансамбля добиваются точного ритмического рисунка, выразительности и соотношения звучания каждой партии. Совершенствуется навык выработки аппликатурных приёмов. Продолжается работа над качеством звука и выразительностью исполнения. Сводные репетиции – точное, чистое, одновременное исполнение партий всем составом. Подчинение собственной игры общему художественному замыслу. Чёткое понимание особенностей коллективного музицирования (слушание звучания ансамбля и себя в этом звучании, согласованная и выразительная игра в изменчиво-гибком ритме и темпе, совместное исполнение, свободное общение посредством музыки и взаимодействие с коллективом). Воспитание умения чувствовать отдельные части исполняемого произведения и единого целого, умения слушать исполняемую музыку от начала до конца.
Тема 5. «Концертная деятельность». Работа над формированием культуры эмоционального исполнения произведения, формированием навыка контакта с аудиторией. Исполнение концертных номеров. Обсуждение и разбор концертных выступлений коллектива. Учебно-воспитательное значение концертной практики.
Тема 6. «Итоговое занятие». Подведение итогов года. Творческие задания.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР 2 уровня.
- Украинская народная песня в обработке Н.Фомина «Украинский казачок» Русская народная песня в обработке В.Иванова «Во кузнице»
- Белорусский народный танец в обработке А.Илюхина «Янка»
- Русская народная песня в обработке Ю.Блинова «Как у наших у ворот» Белорусская народная песня В.Шалова «Вейся, капустка»
- С.Прокофьев «Марш»
- П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
- К.Игнатьев «Часики под подушкой»
- А.Спадавеккиа «Полька» из кинофильма «Золушка»
- Ф.Шуберт «Экосез»
- Й.Брамс «Вальс»
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа.
Модифицированная (адаптированная) программа для воспитанников детского дома ансамбль народных инструментов «Русские потешки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. №16).
3. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 г. № 1309.
6. Программы развития системы российского музыкального образования, Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов. М, 1962
- Андреев В. Великорусский оркестр и его значение для народа. Пг, 1917
- Большаков А. Организация и руководство оркестром народных инструментов. Киев.
- Вахромеев. В. Элементарная теория музыки М, 1975
- Вуд Г. О дирижировании М, 1958
- Говорушко П. Школа игры на баяне Л, 1981
- Еремиаш О. Практические советы по дирижированию. М, 1964
- Кушнер Г. О работе с оркестром в первый год обучения. Советы руководителям самодеятельных оркестров народных инструментов М, 1965
- Онегин А. Школа игры на баяне М, 1981
- Пересада А. Оркестры русских народных инструментов М, 1985
- Свиридов Н. Основы методики обучения игры на домре Л, 1967
- Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр Л., 1962
- Соколовский Ю. Коллектив художественной самодеятельности.
Вопросы теории и практики. М, 1984 - Способин И. Элементарная теория музыки М, 1979
- Талонов В. Как делать переложение для народных инструментов М, 1985
- Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте М, 1980.
- Шагов А. Основы игры на балалайке М, 1970
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа"Индивидуальный музыкальный инструмент: фортепиано"
В Программе прописаны цели, задачи, методы иприемы по индивидуальному обучению на фортепиано. Представлен широкий репертуар для педагога и учащихся....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР
Программа относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социально-правовая защита воспитанников с ТМНР"
Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем...

Дополнительная программа оркестра шумовых инструментов "Русские потешки"
Программа помогает детям с ОВЗ раскрыть свои способности, обучая их взаимодействию и выполнению общих задач. Музыка воздействует на эмоции ребёнка, развивая его внутренний мир. Актуальность прогр...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «РУССКИЕ ПОТЕШКИ»
### Основные цели и задачи Обучение и воспитание в оркестре взаимосвязаны. Руководитель должен подчеркивать выразительные средства музыки, развивающие интерес и любовь к ней, особенно к русскому ...

Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования ...
