Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Социально-правовая защита воспитанников с ТМНР"
рабочая программа

Параскева Наталья Серафимовна

Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

 (ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

 

Рассмотрена и утверждена

Методическим объединением 29.08.2018г.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

социально-правовая защита воспитанников

с ТМНР

                                                                     

   

                                                                            Составитель программы:

Н.С. Параскева

Уровень программы: базовый

Возрастная группа: дети с ТМНР 7-18 лет.

Срок реализации: 2 года.

                                                                                                    

                                       

Москва,    2018г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы
  3. Цель и задачи деятельности социального педагога
  4. Функции социального педагога ЦССВ
  5. Основные направления работы социального педагога ЦССВ
  1. Работа с кадрами
  2. Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников
  3. Работа с детьми
  4. Работа с документацией
  5. Работа с социальным окружением
  1. Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков
  2. Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы
  3. Используемая литература
  4. Приложения

Приложение 1. План работы социального педагога на год

Приложение 2. План работы с родителями воспитанников ЦССВ

Приложение 4. Планы работы на месяц.

  1. Разное. Полезная информация.

  1. Пояснительная записка.

В течение последних лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с дезадаптацией детей в социальной среде;
  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, педагогов, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, центров содействия семейного воспитания, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Социальный педагог – сотрудник центра, который создаёт условия для социального саморазвития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей в соответствии с действующим законодательством, на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • - трудовых навыков;
  • - знаний;
  • - норм, ценностей, традиций, правил;
  • - социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Профессиональная деятельность социального педагога реализуется только в рамках государственной социальной политики, в соответствии с нормативно-правовыми документами, локальными актами ЦССВ «Сколковский»

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ

  • Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423  "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
  • Устав ЦССВ «Сколковский»;
  • Образовательная программа ЦССВ «Сколковский»;

В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:

  • роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
  • роль защитника интересов и законных прав ребенка;
  • роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
  • роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.

Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.

Рабочая программа направлена на:

- создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;

- создание условий для полноценного проживания ребенка;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовку к жизни в современном обществе;

- формирование предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Рабочая программа социального педагога рассчитана на 3 года и подлежит редактированию ежегодно.

  1. Нормативно-правовая основа для разработки рабочей программы.
  • Образовательная программа дошкольного образования ГКУ ЦССВ «Сколковский»
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» -
  • Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 г. №432 без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ».
  • - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» -
  •  Трудовой кодекс РФ от 01.02.2002 г. (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Декларация прав ребёнка
  • Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 года
  • Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по соцподдержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».   
  •  
  1. Цель и задачи деятельности социального педагога

Цель: Создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители, для полноценного проживания воспитанников,, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.

Задачи:

  1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

- повышения активности и ответственности сотрудников в решении задач социального развития;

- вовлечения в образовательное пространство центра потенциальных субъектов Среды социального развития;

- повышения уровня компетентности всех специалистов центра.

  1. Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство , привлечению к сотрудничеству в вопросах социальной адаптации и развития детей.
  2. Изучать особенности личности воспитанников, их микросреды и условия их жизни.
  3. Выявлять интересы и потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений, своевременно оказывать социальную помощь и поддержку.
  4. Выступать посредником между организацией, воспитанниками, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
  5. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, педагогами, родителями, способы решения личных и социальных проблем, используя  информационные, а также электронные образовательные ресурсы.
  6. Повышать профессиональную компетенцию сотрудников в вопросах социально-личностного развития воспитанников и взаимодействия с семьями.
  7. Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
  8. Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении.
  9. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
  10. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.

  1. Функции социального педагога

 Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский» (ЦССВ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ЦССВ определяется особенностями наших детей, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями решения задач социализации.

Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждении. Выступает посредником между личностью воспитанников и учреждением, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности  учреждения, следующие:

  • адаптация ребенка к  учреждению;
  • развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
  • реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;
  • работа с семьями, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;
  • формирование социально принимаемого поведения детей;
  • включенность родителей в социально-педагогические процессы Центра;
  • особенности поведения детей в связи с началом обучения;
  • особенности социализации детей в ЦССВ;
  • особенности организации досуга и др.

В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:

профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;

защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;

организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.

  1. Основные направления работы социального педагога в ЦССВ
  • Работа по защите прав ребенка.
  • Работа по социальному развитию личности ребенка.
  • Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
  • Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
  • Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
  • Работа с ближайшим окружением.
  • Работа с социальными институтами.

5.1. Работа с кадрами

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве

Формы работы - консультации; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы» с родителями и без, работа по запросам.

  1. Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия ЦССВ в лице социального педагога с семьей - создание в учреждении  необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, социально-благополучный микроклимат в семьях воспитанников, повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей.

- ознакомление родителей с условиями пребывания и режимом дня учреждения;

- повышение уровня родительской компетентности;

- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

Основные формы взаимодействия с семьей:

Анкетирование, индивидуальные беседы, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.

- знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

- информирование родителей о ходе образовательно-воспитательного процесса в контексте правового воспитания: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни центра на сайте.

-  знакомство родителей с Уставом учреждения;

  1. Работа с детьми

- групповая диагностика воспитанников по образовательной области социально-личностного развития;

- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

- участие в организации досуга детей;

- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию.

Формы работы:  занятия по правам ребенка; театрализованные постановки по защите прав ребенка; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).

  1. Работа с документацией

- формирование личного дела воспитанника;

- разработка ежегодного плана работы;

- подготовка годовых и промежуточных отчетов;

- формирование ежегодного плана по защите прав воспитанников;

- участие в формировании индивидуального плана по жизнеустройству детей

  1. Взаимодействие с социальными партнерами, государственными и общественными структурами

- ГБ ПОУ города Москвы «Колледж градостроительства, транспорта и Технологий № 41;

- ОСЗН районов города Москвы;

- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;

- координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами: (комиссия по делам несовершеннолетних (КДНиЗП); подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН); детская поликлиника; пенсионный фонд)

Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков:

  • информационно-аналитического,
  • практического,
  • контрольно-оценочного.


6. Содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков.

1. Информационно-аналитический блок:

- информирование, сбор и анализ сведений о  детях;

- изучение личности ребенка, его запросов, выявление нарушений прав ребенка;

- оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с детьми.

2. Практический блок (работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей):

сохранение и укрепление здоровья детей;

социализация личности ребенка;

- коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

3. Контрольно-оценочный блок:

- анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный) по взаимодействию с родителями и детьми.

7. Ожидаемые результаты реализации Рабочей программы.

  • Успешная социализация воспитанников Центра.

Повышение коммуникативных способностей детей, как одного из параметров высокого уровня социальной компетентности.

  • Выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей.
  •   Профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной   творческой деятельности педагогов и специалистов Центра, направленной на успешную социализацию и воспитание детей.
  • Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг.
  • Создание условий для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников Центра.
  • Создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители.
  • Создание условий для полноценного проживания детей в Центре.
  • Всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

8. Использованная литература.

  1. Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер, О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 288 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

  1. Чуракова Р.Г. Как разработать основную образовательную программу дошкольного образования / Под общ. ред Р.Г. Чураковой. – 2-е издание., испр.- М.: Академкнига /Учебник,-2012. - 192 (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение в ФГОС).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
  3. ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155)
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании РФ» (гл.1, ст.2)
  5. Интернет-ресурсы (http://nsportal.ru/detskiy-sad).

 Приложения к рабочей программе социального педагога

Приложение 1

План работы социального педагога на 2018-2019 учебный год по направлениям

Направления деятельности и работы

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Работа с документацией

1

Составление  плана работы на 2020 год

- работа с документацией

- работа с педагогами

- работа с родителями и семьями воспитанников

- работа с детьми

январь

2

Составление и утверждение Графика работы

ежегодно

3

 сбор информации

сентябрь

4

Выявление категорий семей, входящих в группу социального риска, неблагополучных семей

Октябрь

5

Оформление и ведение документации по  взаимодействию с органами опеки и попечительства Можайского района г. Москвы

В течение года

6

Корректировка  данных детей в Региональном банке данных .

В течение года

7

Ведение журналов консультаций с педагогами и родителями

В течение года

8

Анализ работы социального педагога:

- декабрь (выявление недоработок, корректировка плана)

- май (анализ деятельности, определение направлений )

декабрь, май

Информационно-профилактическая деятельность. Работа с родителями и семьями воспитанников.

1

 Консультации, наглядная информация и памятки для родителей и приемных семей:

- «Дефицит родительской любви»

- «Воспитание без крика»

- «Как облегчить ребенку адаптацию к условиям ЦССВ»

- «Уважайте детей»

- «Говорите ребенку больше добрых слов»

- «Советы ответственным родителям»

- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

- «Формы жестокого обращения с детьми и их последствия» и др.

В течение года

2

Помощь в подготовке и проведении мероприятий (по запросам администрации, педагогов, родителей).

В течение года

3

Участие в родительских собраниях

- социальная служба Центра

- правила межведомственного взаимодействия

- итоги работы за 2018-2019 учебный год

В течение года

сентябрь

январь

май

4

Индивидуальная работа с родителями (по запросам родителей и по мере необходимости)

В течение года

Работа с детьми

1

Беседы по социально-эмоциональному развитию с детьми

В течение года

2

 Контроль посещаемости детьми школы.

В течение года

3

Беседы с детьми о переводе их в ПНИ

В течение года

4

«Я и мои права» - познавательный досуг

февраль

Консультативная работа. Работа с педагогами.

1

Консультирование педагогов по улучшению взаимодействия с детьми и родителями:

- «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

- «Формирование основ культурного поведения у детей»

- «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в  ЦССВ»

- «Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

В течение года

январь

2

Помощь в проведении родительских собраний (по запросу)

В течение года

3

Помощь в проведении групповых мероприятий, праздников

В течение года

4

Консультативные встречи в приемные часы

В течение года

Взаимодействие с социальными партнерами. Методическая работа

1

Изучение социально- педагогической литературы.

В течение года

2

Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних.

В течение года

3

Участие в заседаниях Комиссии по защите прав несовершеннолетних ОСЗН Можайского района г.Москвы

В течение года

Приложение 2

План работы с родителями

социального педагога на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Вид деятельности

Сроки проведения

1

Оформление консультаций в родительские уголки, на стенд:

- «Воспитание без крика»

- «Как облегчить ребенку адаптацию в ЦССВ»

- «Уважайте детей»

- «Говорите ребенку больше добрых слов»

- «Советы ответственным родителям»

- «Социальная адаптация и готовность детей к школе»

- - «Что нужно делать при воспитании ребенка?»

- «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

- «Формы жестокого обращения с детьми и их последствия»

В течение года

2

Индивидуальные и групповые беседы и консультации

В течение года

3

Составление индивидуального плана работы, консультирование, семей  желающих принять на воспитание ребенка

В течение года

4

Общее родительское собрание:

- Социальная служба

- Итоги сотрудничества за 2018-2019 учебный год

Сентябрь

Май

5

Родительские собрания в группах (по запросам педагогов)

В течение года

6

Анкетирование родителей

Сентябрь-октябрь

7

Анкетирование родителей по теме «Удовлетворённость педагогическим процессом»

Апрель-май

8

Памятки для родителей:

- Права и обязанности родителей

- Ответственность родителей

- Права ребёнка области образования

- Физические наказания

- Дети нуждаются в защите

- Правила поведения и общения

- Как научить ребёнка управлять своим поведением

- Если ребенок ведет себя агрессивно и др.

В течение года

9

Индивидуальное консультирование и беседы (по запросам родителей)

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных занятий дефектологов с детьми с ТМНР

Программа  относится к программам социально-педагогической направленности и основана на ведущих положениях общеобразовательной программы, дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей адап...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья резьбе по дереву...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)

Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"

         Данная  адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа театральной направленности "Реприза"

Занятия театральной деятельностью помогают развить ин­тересы и способности ребенка; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей­ст...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Веселая нотка»

Образовательная деятельность по данной программе направлена на:постепенную реализацию потребностей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в развитии и адаптации в социуме;создание  сп...